Главная / Аналитика / Программы энергосбережения / Федеральные

Кожуховский И.С. Госпрограмма повышения энергоэффективности не исполняется. Требуется корректировка курса

Кожуховский Игорь Степанович, кандидат экономических наук, генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике. «Мониторинг госпрограммы "Энергосбережение и энергоэффективность" показал, что из 60-ти показателей 28 только достигли целевого значения и 32, соответственно, не были выполнены.» Из доклада в Госдуме, изложение которого предлагается Вашему вниманию.

Кожуховский И.С. Госпрограмма повышения энергоэффективности не исполняется. Требуется корректировка курса

Государственная программа "Энергосбережение и энергоэффективность" - основной подзаконной документ, принятый Правительством Российской Федерации и организующий работу по энергоэффективности, которая делается правительством.

40 процентов - общий показатель энергосбережения по энергоэффективности, на который нацелена программа. 13,5 процентов, собственно, мероприятия программы, Но вот ключевой вопрос - это оставшиеся факторы, которые в сумме составляют влияние на энергоэффективность - 26,5 процента, и их мониторинг представляет собой важную задачу, которая, к сожалению, не осуществляется.

Цели программы являются интегральными, и по подпрограммам. Основные цели: это снижение энергоёмкости ВВП, годовая экономия первичной энергии, суммарная экономия электроэнергии и суммарная экономия энергоресурсов.

Программой запланировано, что четыре основные подпрограммы: это электроэнергетика, теплоснабжение, коммунальная инфраструктура, промышленность и государственная сфера дают 85 процентов от всей экономии. То есть, по сути, контрольный пакет - эти четыре подпрограммы.

Программа вводит механизмы реализации, этих механизмов несколько. И целевые индикаторы исполнения, показатели, их всего около 60.

По программе один из основных инструментов государственной поддержки – софинансирование: федеральные субсидии на софинансирование региональных программ, поддержка НИОКР, государственные гарантии по кредитам. Большое значение придается формированию топливно-энергетического баланса, развитию статистики и государственной системы информационной поддержки, нормативно-правовому обеспечению. В общем, за прошедшие годы активной реализации политики энергоэффективности принято около 60-ти нормативно-правовых актов. Ну и, конечно, организационное обеспечение, ключевая роль Минэнерго, создание межведомственной комиссии.

Планируемый эффект от реализации госпрограммы многообразен по разным секторам и видам энергоресурсов. Для примера: электроэнергии планируется сэкономить 630 миллиардов Киловатт-часов, что примерно половина от годового потребления, и тепла - 1550 миллионов Гигакалорий, это уже больше чем годовое потребление тепла.

Министерство энергетики провело недавно мониторинг исполнения показателей и посмотрело, как же выполняется государственная программа по состоянию на 2011 год.

Из семи интегральных показателей, практически исполняется шесть. Для примера приведено исполнение трёх показателей: энергоёмкость ВВП в 2011 году вместо снижения на 2 процента снизилась на 1,5 процента; годовая экономия первичной энергии в 2 раза меньше, чем планировалось; и по электроэнергии план соответствует факту, или факт соответствует плану. Итого: из 60-ти показателей 28 только достигли целевого значения и 32, соответственно, не были выполнены.

Почему это происходит? Причин несколько. Первый блок причин, это макроэкономические: это кризис. В кризисные годы энергоёмкость, как мы знаем, не снижалась, а росла. По мере выхода из кризиса она начала снижаться, но это было достаточно умеренным снижением.

И ещё хотел бы отметить последнее, самое актуальное обстоятельство. Это ситуация второй половины прошлого года и начала этого: очень серьёзно сократились прогнозы цен на газ. Этот важный фактор, который будет влиять на корректировку макроэкономической части результатов программ энергоэффективности.

И много других причин и трудностей внебюджетного финансирования: не заработали госгарантии вообще, не заработали энергосервисные контракты. В электроэнергетике вводы и особенно выводы старых мощностей отстают от намеченных планов. Вводятся электростанции с параметрами энергоэффективности ниже, чем намечено в государственной программе, задерживается государственная поддержка возобновляемых источников энергии. Отметил бы такой индикатор, как доля утилизации вторичного тепла в металлургическом, химическом производстве, нефтепереработке, она не достигла целевого показателя. И здесь ключевой вопрос, это внедрение технологий и преобразование тепла в электроэнергию. Это ключевая технологическая проблема, которая позволила бы резко увеличить утилизацию вторичного тепла на промышленных предприятиях нашей страны.

В теплоснабжении происходит модернизация, в основном, котельных. При этом котельные заменяются на котельные. В основном, это всё мелкие котельные. Когенерация, как сокращалась, так и продолжает сокращаться, хотя все говорят о необходимости её увеличения, её доли в производстве электричества и тепла.

И вот комплекс этих факторов приводит к тому, что показатели программы энергоэффективности не выполняются.

Основные проблемы реализации государственной программы повышения энергоэффективности. Я бы назвал несколько. Это то, что порядок софинансирования региональных программ требует очень серьёзного совершенствования. Сейчас они финансируются, у кого как получится - доля субсидий составляет от 5, по отношению к средствам регионов, до 95 процентов финансирования этих программ. Почему так, мало кому понятно.

Индикаторы требуют существенной доработки, требуется гармонизация индикаторов региональных программ с государственной программой на федеральном уровне. Необходимо развитие системы статистического наблюдения, ГИС "Энергоэффективность" в прошлом году была разработана, создана, но реально она не заработала. И, в общем, эта ситуация никак не сдвинулась с места.

Порядок государственных гарантий, его нет. Государственные гарантии не востребованы. Получить их практически неинтересно бизнесу.

И последнее, что, я надеюсь, сдвинет федеральный закон, поправки к нему, это топливно-энергетические балансы. Без них невозможно измерить энергоёмкость ВВП, ВРП. Сейчас они разрабатываются кустарным способом. Утвержденной методики разработки балансов нет. Отдельные регионы их разрабатывают, большинство не разрабатывает. В общем, ситуация такая, знаете, кусочно-лоскутная.

Следующие соображения, которые я хотел бы высказать, это с момента разработки государственной программы энергосбережения и энергоэффективности в Российской Федерации появилось, на мой взгляд, новое обстоятельство. Стало ясно, что масштабы развития распределённой энергетики гораздо больше должны быть учтены, так сказать, в больших объёмах, чем это было тогда, чем мы понимали это тогда, когда разрабатывалась программа. Она разрабатывалась в 2009-2010 годах. И сейчас мы поработали, понимаем масштабы развития распределённой генерации в электроэнергетике и теплоснабжении.

Мы понимаем, что в этом секторе, в секторе коммунального теплоснабжения, особенно при модернизации его в когенерационной технологии. Это может дать минимум 250 миллиардов киловатт-часов и заместить не менее 50 гигаватт мощностей, что позволит отказаться от ввода крупных мощностей. Это приведёт и удешевлению электроэнергии и ко многим другим положительным эффектам.

Но ещё одна крупнейшая сфера внедрения распределённой энергетики, это внедрение у потребителей, здесь ситуация развивается стихийно. Однако в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в домашних хозяйствах имеются огромные возможности для внедрения технологий малой распределённой энергетики, возобновляемых источников энергии и микро смарт ...

Эта ситуация требует изучения, введения наблюдаемости и оценки масштабов последствий этого процесса. Этот процесс необходимо брать в рамки государственной координации, учитывать его в энергетическом балансе. И, очевидно, что он приведёт к серьёзной корректировке наших представлений о масштабах повышения энергоэффективности российской экономики и как в целом, так и в отдельных секторах, особенно в промышленности.

В качестве итога, я хотел бы высказать три тезиса.

Первое. Федеральным органам государственной власти необходимо уже обратить внимание на недостаточные темпы снижения энергоёмкости ВВП в 2009-2011 годах. Нужно организовать профессиональный мониторинг ситуации, включая мониторинг, собственно, программных мероприятий и мониторинг макроэкономических факторов, виляющих на значительную часть целевых показателей энергоэффективности.

Целевая задача госпрограммы не выполняется в полном объёме из-за недоучёта, недоработки в энергоёмких секторах экономики, энергетике и промышленности. Здесь уже говорилось о том, что закон "Об энергоэффективности" охватывает всё, что угодно, только не промышленность, не энергетику и здесь необходимо серьёзно дорабатывать нормативно-правовую базу.

И третье. Эта государственная программа нуждается в корректировке с учётом масштабного внедрения современных технологий малой распределённой энергетики.

11.04.2013  |  Федеральные
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →