Реклама

вешалки с лицами

Главная / Энергосервис / Аналитика и мнения экспертов

Р.Э. Мукумов. Энергосервис не должен повторить судьбу энергоаудитов

Ремир Мукумов, генеральный директор ОАО «ЭСКО Тюменьэнерго», председатель правления НП СРО «Союз энергоаудиторов и энерго-сервисных компаний»
"Ситуация с развитием энергосервиса вызывает обоснованное беспокойство в профессиональных кругах. Это хорошо продемонстрировала дискуссия на состоявшемся 27 марта в Екатеринбурге круглом столе «Уральский рынок энергоаудита: темпы реализации политики энергосбережения», организованном журналом «Эксперт Урал» совместно с ОАО «Тюменьэнерго». Логично поставить вопрос: почему так произошло с энергоаудитами, и как не допустить аналогичного развития ситуации с энергосервисом."

Р.Э. Мукумов. Энергосервис не должен повторить судьбу энергоаудитов

Общеизвестно, что кампания по обязательным энергетическим обследованиям своих целей по большей части не достигла. Количественные оценки разнятся. В этот раз из уст представителей Свердловского и Курганского филиалов ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в южно-сибирском регионе» прозвучали цифры от 40% до 100% охвата организаций, подлежащих обязательным энергоаудитам. Хуже всего ситуация в муниципалитетах и учреждениях, финансируемых из местных бюджетов. Эти потребители не понимают до конца, зачем надо проводить энергообследование, а механизм административного воздействия не включен.

Из этого факта несложно сделать вывод, что государство не имеет налаженной системы сбора информации с мест о проведенных энергообследованиях, а следовательно, неоткуда получить и адекватную картину с энергосервисом. Пока таких проектов несколько штук, все они известны региональным властям, однако, если количество их увеличится, никакой надежной статистики не будет, и на каком основании можно принимать решения в этой области? А профессиональное сообщество требует от государства активных шагов.

Общепринятым уже является и тезис о том, что главное – качество – энергоаудитов в бюджетной сфере оказалось недостаточным. Нет смысла заново повторять причины, понятно – рынок заказчика сформировался так, что в отсутствие мотивации и средств бюджетные учреждения предпочли заплатить за формальный энергопаспорт. Однако сейчас пришло время показывать реальную экономию, а откуда ее взять?

Среди других проблем назывались, уже традиционно, непрозрачное ценообразование и отсутствие соответствующих методик, недостаточность

рычагов в арсенале заказчика для обеспечения качества работ, проводимых подрядчиком, выбранным на конкурсе в соответствии с законодательством, недоступность финансирования и так далее. Причем речь идет не только о бюджетной сфере – аналогично неловко на рынке ощущают себя и крупные частные потребители энергии, та же промышленность. Предприятие, неплохо представляющее свои потребности, составившее грамотное техническое задание и имеющее определенный доступ к финансовым ресурсам, тем не менее, сталкивается с целым рядом проблем при выборе подрядчика и построении отношений с ним. Достаточно ли того объяснения, что рынок молод и не сформировался до конца? И что будет происходить дальше?

По моему мнению, время формальных энергоаудитов ушло безвозвратно, несмотря на то, что проведены они не везде, и долги остались. Сегодня заказчикам нужен не просто энергетический паспорт для выполнения требований закона, а адекватная диагностика энергохозяйства и план действенных мероприятий, которые будут энергетически и экономически эффективны и принесут, в случае бюджетных учреждений, как минимум экономию в 3% в год.

Потребители начинают требовать от энергоаудиторов, а уж тем более от энергосевисных компаний, реальных гарантий действенности предлагаемых мер. Это ставит рыночный порог, преодолеть который смогут не все. Уже сегодня рынок энергоаудиторских компаний претерпевает изменения – объемы заказов резко уменьшились, мелкие компании не могут найти клиентов, вынуждены уходить с рынка либо их поглотят более крупные. Можно ожидать, что через год-полтора это будет уже совершенно иной рынок, на котором из 200 СРО, имеющихся сегодня, останутся не более 20-30 наиболее сильных, обладающих лучшими методиками и нормативными документами. И они реально выполнят возложенную на них государством функцию, освободив его от вмешательства на рынок, самостоятельно неся ответственность за порядок на нем.

Аналогично реструктурируется и рынок самих энергоаудиторских компаний. Произойдет естественный отбор, выживут сильнейшие, укрупнятся, оптимизируются. Произойдут их сегментация и специализация по отраслям экономики. В ту же промышленность придут отдельные, специализированные энергосервисные уже компании, которые проведут и энергоаудит – сначала предварительный, а по необходимости или по желанию заказчика – и инвестиционный.

И уже сегодня надо четко понимать различия между традиционным, пусть даже качественным энергоаудитом, и аудитом инвестиционного характера. Последний является сложным и детальным междисциплинарным исследованием, требующем серьезной квалификации в технике, технологии, инженерии, метрологии, коммерции, энергоменеджменте, финансовом анализе и так далее. Такая работа предъявляет к энергоаудитору совершенно

иные требования, ставит целью получение достоверной и точной картины энергопотребления, результатом имеет целый ряд готовых продуктов (таких как точное техническое решение; базовая линия энергопотребления; план измерения и верификации; финансовая модель проекта), воспользоваться которыми заказчик может либо самостоятельно, либо найдя подрядчика. Задача заказчика – понять, какого качества энергоаудит ему необходим, от этого во многом будет зависеть и цена. Для инвестиционного аудита она выше в 3-5 раз.

В этих условиях уже сегодня начинают выигрывать те компании, которые предлагают дешевые и удобные для клиента способы снижения энергопотребления. Подобное технологическое решение может хорошим активом энергосервисной компании, как и уникальные управленческие методы, или разработки внутренних баз данных и библиотек лучшей практики, специализированных программных комплексов и инновационных продуктов.

Что требуется от заказчика, кроме внятного ответа о потребностях? Понимания сути проекта по энергосбережению. Если есть заинтересованность в его реализации, устраивает техническое задание и предлагаемый перечень мероприятий, советовал бы подумать над изменением позиции. И поставить в переговорах с ЭСКО во главу угла не собственную долю в получаемой экономии, а минимизацию рисков и скорейшее завершение проекта. А для этого надо максимально отдать экономию в пользу ЭСКО, скорее закончить договорные отношения, и уже после этого пользоваться всем объемом экономии самостоятельно. Для энергосервисной компании такая модель представляет значительно больший интерес, улучшает технико-экономические показатели контракта.

Что требуется от государства? Предусмотреть в законодательной и нормативно-правовой базе не только схему энергосервисного контракта с разделением экономии, как это есть сейчас, но и схему с гарантированной экономией. То есть разрешить модель энергосервиса, когда заказчик, а не ЭСКО выступает заемщиком финансовых средств. Кредит, например, промышленному предприятию с серьезными основными фондами и денежными потоками банки дадут охотнее и дешевле, что также улучшит экономику всего проекта. При этом клиент не в обиде – ЭСКО выступает генеральным подрядчиком, управляет всем проектом, несет полную ответственность перед заказчиком, под угрозой штрафов гарантирует ему достигаемую величину экономии. То есть предприятие уверено, что в любом случае рассчитается со своим банком по выданному кредиту, обеспечив при этом реализацию энергосберегающих мероприятий. Неслучайно эта схема так популярна в Европе, она дает серьезные преимущества и может стать хорошим катализатором энергосервиса в реальном секторе.

Как положительный шаг оценил бы проект закона о федеральной контрактной системе. Прежде всего, позитивно введение двухэтапного конкурса (ст. 57), когда на первом этапе производится квалификационный отбор, а затем выбранные 5-6 компаний допускаются на объект для обследований и выработки конкретных технологических решений и коммерческих предложений для данного объекта. Таким образом отсекаются недобросовестные исполнители. Предусмотрен и ряд антидемпинговых мер (ст.37) – предоставление соответствующего денежного обеспечения в случае радикального снижения цены; предоставление информации о добросовестности на основе реестра контрактов и т.д. Отдельно в законопроекте прописаны требования к энергосервисному контракту (ст. 108). Однозначно хорошо, что вопрос подготовки технической документации переложен с плеч чиновника на плечи профессионалов, это должно сказаться на повышении качества.

Рынок покупателя диктует свои законы, ужесточает конкуренцию и оставляет сильнейших. Значит, покупатели – заказчики энергоаудиторских и энергосервисных услуг – должны осознанно этот рынок формировать. В то же время, рыночные механизмы не справятся с развитием энергосервиса самостоятельно, без помощи государства, усовершенствованной нормативной базы, стимулирующих и административных механизмов, повышения доступности финансовых средств.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →