Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Новосибирск. Энергосбережение вопреки ...

Шибанов Алексей Петрович - исполнительный директор, межотраслевого некоммерческого Фонда энергосбережения и развития ТЭК Новосибирской области. В теме энергосбережения с 1995 года. Обрел опыт на предыдущем законе «Об энергосбережении». Совершенствуется при действующем законе, как он говорит, не благодаря, а вопреки. Его оценки существующей ситуации приводятся в изложении стенограммы выступления в Госдуме в марте 2013 г.

Новосибирск. Энергосбережение вопреки ...

В теме энергосбережения я с 1995 года. И, если общий итог подводить всем этим годам, то на местах мы работаем, не благодаря нормативной базе, а вопреки ей, как правило.

Это достаточно трудно. И в качестве наиболее характерного примера я вам приведу самый последний, это то, что касается энергосервиса. Мы говорим о том, что он не работает. У нас в Новосибирске было выпущено распоряжение мэра о пилотных проектах. И 11 объектов образования попали в этот пилотный проект. Сегодня 5 из них ведёт организация, которой я руковожу.

Запускались мы так. Я заложил автомобили свои, под это дело взял кредит сам. После этого мы выполнили все работы, не имея вообще договоров никаких на объектах. Показали результат от полученной экономии. Этот результат лёг в основу распоряжения мэра, на это ушло три месяца. И потом ещё девять ушло на то чтобы доработать типовой энергосервисный контракт необходимыми документами, в рамках которых можно было бы проводить расчёты с бюджетной организацией.

Мы сделали эту работу, за которую, с одной стороны, спасибо Минэкономразвития, вообще, за то, что появилось под его, из-под его пера методика расчёта сопоставимых условий. Если бы не это вообще неизвестно, как было бы работать.

Но, к большому сожалению, этой темой совершенно не занимался Минфин. И все сложности внутрибюджетных отношений нам пришлось просто пропахать на брюхе, что называется.

И, в конце концов, когда через два года после выполнения работ мы начали подводить итоги, связанные с финансовыми обязательствами бюджета, в этот момент выяснилось, что существует ещё один документ, который называется Соглашение между бюджетным учреждением и главным распорядителем бюджетных средств о переводе средств со статьи на статью и возможности расчёта с новой статьи сметы расходов бюджетного учреждения. Так вот без этого соглашения в принципе никакие расчёты по энергосервису в бюджетной сфере невозможны. А само это соглашение в текстовку контракта включить нельзя, потому что оно заключается, условно говоря, между третьими лицами. Поэтому бюджетный регламент, сложившийся на сегодняшний день, он тему перформенс-контракта в его западном изложении, исчислении не приемлет в принципе. И нам нужно создавать базу свою российскую.

Бюджетный регламент не приемлет, во-первых, расчёт без согласованных и утверждённых смет. Это нельзя делать. А по букве и духу энергосервисного контракта в 261-ФЗ речь идёт о торгах по экономии. Это две принципиальных разницы. Мы вынуждены были защищать сметы по всем своим работам. Бюджетный регламент в принципе не приемлет оплату кредитов в коммерческих банках по заимствованным ресурсам. И если я сегодня тему оборудования по энергосервисному контракту должен сформулировать так, чтобы эти кредиты спрятать, то на рынке моя цена на оборудование на 15-20 процентов выше, чем она сложилась, и это неинтересно бюджетным учреждениям, и это невозможно отторговать впрямую по 94-му закону. И так далее.

Поэтому когда нам говорят о том, что почему-то не работает энергосервисный контракт, я могу сказать так: он работает только в том случае, если все мосты сожжены, отступать некуда и работу нужно доводить до конца. Таких организаций на территории России раз-два и обчёлся, потому что в энергосервис выходили, в общем-то, как на параллельный бизнес - рисковый, рискнули и ушли. Там, где уйти нельзя, там мы будем добиваться конечных результатов.

К большому сожалению, правовая база сегодня такова, что формально правовые департаменты совершенно спокойно могут отклонить, допустим, нормативный акт по энергосервисным контрактам регионального значения в связи с тем, что эта тема не отработана на федеральном уровне. С этим мы столкнулись сегодня, и вынуждены поднимать этот вопрос на уровень согласительной комиссии при губернаторе для того, чтобы решать эти вещи.

Поэтому энергосервис на сегодняшний день под большим знаком вопроса... Новосибирская область вышла в лидеры по итогам подведения всех результатов работы в сфере энергоэффективности за прошлый год. Получили 250 миллионов рублей федерального бюджета субсидирования. Как только эти средства пошли в распределение на финансирование работ в бюджетной сфере, руководители бюджетных организаций стали отказываться от заключения энергосервисных контрактов, мотивируя это дело следующим образом: зачем мне с тобой ввязываться в пятилетние взаимоотношения, когда мне деньги дадут сейчас? Поэтому если программа своими ресурсами и своими средствами (пусть это всего 7 процентов) нацелена на то, чтобы стимулировать регион, значит, надо связывать эти направления работы и организовывать эту деятельность так и таким образом, чтобы была поддержка и возникал кумулятивный эффект усиления, а не ухудшения ситуации.

Что касается аудита, я управляющий организации энергоаудиторов группы "3Э". В Новосибирской области мы предложили бюджетникам, на мой взгляд, очень интересную форму организации работ по паспортизации. Это не аудит, это паспортизация, я буду вещи называть своими именами. Мы, зная, что в муниципальных образованиях должны быть уполномоченные и ответственные по энергосбережению, учили их сразу по полному государственному курсу на энергоаудит. Дали им квалификационные аттестаты. Мы их как субъектов профессиональной деятельности приняли к себе в СРО фактически без членских взносов и без всех финансовых взаимоотношений по этому поводу. Мы предоставили возможность этим людям выполнять работу по паспортизации мелких бюджетных учреждений. Дали им автоматизированные рабочие места энергоаудитора и имеем полную возможность каждый паспорт проконтролировать от и до с точки зрения его соответствия тем нормам, которые были установлены приказом Минэнерго. Поэтому сегодня у нас особых проблем на паспортизациию мелких бюджетных учреждений нет, у нас в а районах за последние два месяца где-то по 40-50 паспортов ребята эти сдают.

А в Кузбассе чуть по-другому была сделана эта работа. Пожалуйста, проанализируйте, что делают отделения в Кузбассе, почему сейчас административное штрафование руководителей бюджетных учреждений, которые занимают помещения встроенные и пристроенные, не имеют вообще своих помещений. Это самая мелочь в бюджете, именно к ним сейчас имеет претензии Ростехнадзор и административные штрафы выносит, и заставляет руководителей этих организаций за отсутствие паспортов платить штрафы из собственного кармана. Если эта государственная политика энергосбережения, давайте вообще лучше прекратим эту работу, потому что так с людьми нельзя обращаться. Людей нельзя отпугивать от темы.

Поэтому сегодня закон об энергосбережении как угодно можно называть. По сути, это закон о несостоявшемся энергоаудите и энергосервисе. А должен быть закон о повышении энергоэффективности российской экономики. И до тех пор, пока в законе промышленность и энергетика не появятся, все остальные наши разговоры по поводу повышения квалификации энергоаудиторов и наказаниях, это все мертвому припарки. Люди начали работать, дайте возможность им учиться у этой работе и доводить эту работу до конца.

Поэтому в законе, к большому сожалению, принципов государственной политики не было сформулировано и, похоже, что они не будут сформулированы сейчас. Если это будет так, что наша работа будет идти вопреки нормативным актам Российской Федерации.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →