В теме энергосбережения я с 1995 года. И, если общий итог подводить всем этим годам, то на местах мы работаем, не благодаря нормативной базе, а вопреки ей, как правило.
Это достаточно трудно. И в качестве наиболее характерного примера я вам приведу самый последний, это то, что касается энергосервиса. Мы говорим о том, что он не работает. У нас в Новосибирске было выпущено распоряжение мэра о пилотных проектах. И 11 объектов образования попали в этот пилотный проект. Сегодня 5 из них ведёт организация, которой я руковожу.
Запускались мы так. Я заложил автомобили свои, под это дело взял кредит сам. После этого мы выполнили все работы, не имея вообще договоров никаких на объектах. Показали результат от полученной экономии. Этот результат лёг в основу распоряжения мэра, на это ушло три месяца. И потом ещё девять ушло на то чтобы доработать типовой энергосервисный контракт необходимыми документами, в рамках которых можно было бы проводить расчёты с бюджетной организацией.
Мы сделали эту работу, за которую, с одной стороны, спасибо Минэкономразвития, вообще, за то, что появилось под его, из-под его пера методика расчёта сопоставимых условий. Если бы не это вообще неизвестно, как было бы работать.
Но, к большому сожалению, этой темой совершенно не занимался Минфин. И все сложности внутрибюджетных отношений нам пришлось просто пропахать на брюхе, что называется.
И, в конце концов, когда через два года после выполнения работ мы начали подводить итоги, связанные с финансовыми обязательствами бюджета, в этот момент выяснилось, что существует ещё один документ, который называется Соглашение между бюджетным учреждением и главным распорядителем бюджетных средств о переводе средств со статьи на статью и возможности расчёта с новой статьи сметы расходов бюджетного учреждения. Так вот без этого соглашения в принципе никакие расчёты по энергосервису в бюджетной сфере невозможны. А само это соглашение в текстовку контракта включить нельзя, потому что оно заключается, условно говоря, между третьими лицами. Поэтому бюджетный регламент, сложившийся на сегодняшний день, он тему перформенс-контракта в его западном изложении, исчислении не приемлет в принципе. И нам нужно создавать базу свою российскую.
Бюджетный регламент не приемлет, во-первых, расчёт без согласованных и утверждённых смет. Это нельзя делать. А по букве и духу энергосервисного контракта в 261-ФЗ речь идёт о торгах по экономии. Это две принципиальных разницы. Мы вынуждены были защищать сметы по всем своим работам. Бюджетный регламент в принципе не приемлет оплату кредитов в коммерческих банках по заимствованным ресурсам. И если я сегодня тему оборудования по энергосервисному контракту должен сформулировать так, чтобы эти кредиты спрятать, то на рынке моя цена на оборудование на 15-20 процентов выше, чем она сложилась, и это неинтересно бюджетным учреждениям, и это невозможно отторговать впрямую по 94-му закону. И так далее.
Поэтому когда нам говорят о том, что почему-то не работает энергосервисный контракт, я могу сказать так: он работает только в том случае, если все мосты сожжены, отступать некуда и работу нужно доводить до конца. Таких организаций на территории России раз-два и обчёлся, потому что в энергосервис выходили, в общем-то, как на параллельный бизнес - рисковый, рискнули и ушли. Там, где уйти нельзя, там мы будем добиваться конечных результатов.
К большому сожалению, правовая база сегодня такова, что формально правовые департаменты совершенно спокойно могут отклонить, допустим, нормативный акт по энергосервисным контрактам регионального значения в связи с тем, что эта тема не отработана на федеральном уровне. С этим мы столкнулись сегодня, и вынуждены поднимать этот вопрос на уровень согласительной комиссии при губернаторе для того, чтобы решать эти вещи.
Поэтому энергосервис на сегодняшний день под большим знаком вопроса... Новосибирская область вышла в лидеры по итогам подведения всех результатов работы в сфере энергоэффективности за прошлый год. Получили 250 миллионов рублей федерального бюджета субсидирования. Как только эти средства пошли в распределение на финансирование работ в бюджетной сфере, руководители бюджетных организаций стали отказываться от заключения энергосервисных контрактов, мотивируя это дело следующим образом: зачем мне с тобой ввязываться в пятилетние взаимоотношения, когда мне деньги дадут сейчас? Поэтому если программа своими ресурсами и своими средствами (пусть это всего 7 процентов) нацелена на то, чтобы стимулировать регион, значит, надо связывать эти направления работы и организовывать эту деятельность так и таким образом, чтобы была поддержка и возникал кумулятивный эффект усиления, а не ухудшения ситуации.
Что касается аудита, я управляющий организации энергоаудиторов группы "3Э". В Новосибирской области мы предложили бюджетникам, на мой взгляд, очень интересную форму организации работ по паспортизации. Это не аудит, это паспортизация, я буду вещи называть своими именами. Мы, зная, что в муниципальных образованиях должны быть уполномоченные и ответственные по энергосбережению, учили их сразу по полному государственному курсу на энергоаудит. Дали им квалификационные аттестаты. Мы их как субъектов профессиональной деятельности приняли к себе в СРО фактически без членских взносов и без всех финансовых взаимоотношений по этому поводу. Мы предоставили возможность этим людям выполнять работу по паспортизации мелких бюджетных учреждений. Дали им автоматизированные рабочие места энергоаудитора и имеем полную возможность каждый паспорт проконтролировать от и до с точки зрения его соответствия тем нормам, которые были установлены приказом Минэнерго. Поэтому сегодня у нас особых проблем на паспортизациию мелких бюджетных учреждений нет, у нас в а районах за последние два месяца где-то по 40-50 паспортов ребята эти сдают.
А в Кузбассе чуть по-другому была сделана эта работа. Пожалуйста, проанализируйте, что делают отделения в Кузбассе, почему сейчас административное штрафование руководителей бюджетных учреждений, которые занимают помещения встроенные и пристроенные, не имеют вообще своих помещений. Это самая мелочь в бюджете, именно к ним сейчас имеет претензии Ростехнадзор и административные штрафы выносит, и заставляет руководителей этих организаций за отсутствие паспортов платить штрафы из собственного кармана. Если эта государственная политика энергосбережения, давайте вообще лучше прекратим эту работу, потому что так с людьми нельзя обращаться. Людей нельзя отпугивать от темы.
Поэтому сегодня закон об энергосбережении как угодно можно называть. По сути, это закон о несостоявшемся энергоаудите и энергосервисе. А должен быть закон о повышении энергоэффективности российской экономики. И до тех пор, пока в законе промышленность и энергетика не появятся, все остальные наши разговоры по поводу повышения квалификации энергоаудиторов и наказаниях, это все мертвому припарки. Люди начали работать, дайте возможность им учиться у этой работе и доводить эту работу до конца.
Поэтому в законе, к большому сожалению, принципов государственной политики не было сформулировано и, похоже, что они не будут сформулированы сейчас. Если это будет так, что наша работа будет идти вопреки нормативным актам Российской Федерации.