Достигнуть снижения энергоемкости ВВП к 2020 году на 40 процентов по указу президента России невозможно без внедрения новых, пусть даже необычных технологий. Примером тому является опыт предыдущих поколений. Так, реализованный в 1959 году проект перевода железной дороги Москва-Иркутск и Москва-Горький с паровозной на электрическую тягу дал двойную экономию условного топлива. При вложении 6 млрд полученный эффект составил 22-24 млрд рублей. Использование сбросового тепла 3-го контура охлаждения реактора СХК позволило закрыть в Томске более 80 мелких котельных. Экономия топлива превысила 400 тысяч тонн угля в год, что способствовало развитию северо-восточной части Томска.
Председатель правления НП «Региональный центр управления энергосбережением», заслуженный энергетик РФ М.И. Яворский представляет сегодня, быть может, сказочную, но вполне реальную технологию – мостовое земледелие. Сбылась же мечта человечества о полетах на ковре-самолете. Так почему же не получить скатерть-самобранку, о чем мечтает Юрий Жуков.
Мостовое земледелие, АМАК-система Юрия Жукова – красивая и заманчивая идея, которая станет реальностью, если помочь изобретателю воплотить ее в жизнь в первом опытном образце, допустим, на базе Томской особой внедренческой зоны.
Не мудрствуя лукаво, Юрий Николаевич назвал книгу о своем смелом проекте «АМАК-система», хотя как он считает, название могло быть и другим, например, «Проект мостового земледелия», «Как делаются изобретения» и даже «Откровения «белой вороны». Но суть не в названии, а в содержании этой по-своему уникальной книги, написанной увлеченным, неординарным автором, радиоинженером, ученым, 36 лет жизни отдавшим воплощению своей мечты. Книга о работе и бесконечном поиске изобретателя и конструктора в условиях советской и российской действительности, о манящей в светлую даль перспективе мостового земледелия. Это поистине революционная альтернатива традиционной системе сельского хозяйства России.
Книга для тех, кто хочет видеть современное земледелие с минимумом ручного труда, механизированным, электрифицированным и автоматизированным, не менее привлекательным и комфортным, чем предприятия космической, автомобильной, электронной промышленности. Автор пытается показать, что труд земледельца, выращивающего «хлеб наш насущный», является не только самым нужным и почетным, но и может стать, при условии подлинного внимания к сельскому жителю со стороны государства и общества, высокопроизводительным, компьютеризированным, интересным даже для самой продвинутой молодежи, стать их жизнью и судьбой.
Юрий Николаевич любезно согласился ознакомить со своим изобретением, ответить на вопросы.
- Прочел вашу книгу и вспомнил об успешных опытах земледелия отечественного агронома Терентия Мальцева и американского фермера-исследователя Эдварда Фолкнера, автора популярной во многих странах книги «Безумие пахаря». Всю жизнь они ратовали за бережное отношение к почве и применение безотвальной пахоты. Расскажите, как вы, радиоинженер-электронщик, вдруг увлеклись предметом, не имевшим прямого отношения к роду ваших занятий?
- В 1958 году окончил Томский политехнический институт и четыре года проработал там инженером. С коллегами сконструировал и изготовил первую в СССР малогабаритную телевизионную установку для просмотра внутренних стенок труб, опробовав ее на атомном реакторе Северского химического комбината. Затем установку для Новокузнецкого металлургического комбината. Первые пять изобретений, которые я сделал как радиоинженер, к земледелию отношения не имели. Правда, одно из них – устройство для индикации, как это ни странно, стало стартовой площадкой для создания проекта «АМАК-система». Странно, что эта идея появилась у радиоинженера, а не у инженера-механика, специалиста по сельскохозяйственной технике? Может быть. Занимательный проект увел от радиотехники в другую сторону, сделал «белой вороной» у своих - радиоинженеров и у чужих – земледельцев. Зато жить стало интересно и весело.
Оставим некоторые детали за рамками газетного интервью, желающие могут узнать, что их заинтересует, из моей книги. В 1968 году защитил диссертацию, став кандидатом технических наук, а вскоре избрали заведующим кафедрой конструирования и производства радиоэлектронной аппаратуры ТАСУРа. Тут еще научная стажировка на целый год в Дрезденском университете в Германии. Потом неожиданно свалившаяся на мою голову докторантура. Отдохнув от кафедры и студентов, вспомнил о забытом изобретении – устройстве для индикации. Размышляя над ним, отдавал себе отчет, что любой здравомыслящий директор предприятия не даст и тысячи рублей на «какую-то там» рекламу. Вот если бы мое изобретение дома или дороги строило, помогало хлеб выращивать - другое дело. И вместо проблем квалиметрии радиоэлектронной аппаратуры стал думать, как приспособить мое устройство для сельского хозяйства. Летом 1975 года оформил заявку на изобретение «Устройство для сельскохозяйственных работ» и отправил в Госкомитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Через год получил отрицательный ответ. Оказывается, еще в 1861 году, когда в России отменили крепостное право, английский инженер Халкотт предложил мостовое устройство для земледелия и получил патент Великобритании. Я опоздал на 114 лет. Возможно, он был первым, кто предложил такое устройство и получил патент. Его и будем считать основоположником мостового земледелия.
- Кого из отечественных новаторов так же глубоко увлекла идея мостового земледелия?
- В 1931 году учитель из подмосковного села Михаил Александрович Правоторов предложил проект «Мостового электростана для земледельческих работ». Над своим проектом он работал несколько десятилетий, многократно пытаясь его внедрить, но патента так и не получил. Я узнал, что он жив, когда имел свой законченный проект АМАК-системы и 13 авторских свидетельств на изобретения. Мы встретились в Москве в марте 1981 года в его маленькой квартирке. Но обсудить наши проекты, воспользоваться опытом хождения по мукам в бюрократических инстанциях не получилось. К сожалению, он не спросил о моих изобретениях и не рассказал о своем электростане. Состоялся 2-часовой монолог с претензиями к чиновникам от сельского хозяйства, к правительству, ученым. Он вручил мне сборник статей о мостовом земледелии с дарственной надписью. Умный, талантливый и героический человек, изобретатель с нелегкой и трагической судьбой так и не дождался воплощения своих идей на практике.
Многих еще инженеров и людей новаторского склада в разное время и в разных странах осеняла эта благодатная идея. О них - море литературы в Интернете. Я же, узнав о мостовом устройстве Халкотта, расстроился. Однако англичанин оставил столько нерешенных проблем, что захотелось продолжить работу над АМАК-системой, конструктивно решить узловые вопросы, оформить заявку на изобретение заново. Зацепила меня идея мостового земледелия. Я считал и считаю, что сельское хозяйство заслуживает лучшей доли, чем нынешнее плачевное состояние производства и критическое положение его тружеников в нашей стране. Хлеб - всему голова. Он будет нужен всем и всегда. Возможно, сказались гены. Отец Николай Иванович Жуков всю жизнь, кроме военных лет, работал в системе заготзерна. Вот почему темой докторской диссертации стала не квалиметрия электронной аппаратуры, но АМАК-система.
- Не углубляясь в технические подробности, расскажите о принципах работы АМАК-системы.
- Главной подсистемой является АМАК – автоматизированный мостовой агротехнический комплекс. Он предназначен для выполнения всех видов полевых работ сезона, а также для ремонта зимой. По сути, АМАК – это динамический завод со всеми свойственными промышленному производству атрибутами. Он включает в себя управляющий пролет, один или несколько рабочих пролетов. Управляющий пролет содержит энергетические, транспортные, управляющие и ремонтные устройства, помещения, обеспечивающие комфортные условия труда. Рабочий пролет содержит все необходимые устройства для автоматического захвата навесных агрегатов, обеспечения их энергией, управления рабочими процессами. Чем больше таких пролетов, тем выше производительность системы. Ее основная цель – на обширных прямоугольных полях равнинного типа ежегодно выращивать зерно и другую растениеводческую продукцию, обеспечивая высокую производительность и комфортность труда сельских жителей.
- А в чем ее основные преимущества над традиционной обработкой земли? Стоит ли овчинка выделки?
- Преимущества АМАК-системы над классической тракторной системой земледелия состоят в принципиально ином способе организации технологии выращивания зерна и других культур. Например, полностью исключается уплотнение активного угодья ходовыми частями, что улучшает экологическое состояние почвы и способствует значительному повышению урожайности. Трудно себе представить, чтобы хозяйка овощных гряд и огорода позволила пройти по ним колесами или гусеницами трактора. Не разрешит даже маленьким ножкам ребенка. Между тем столетиями крестьяне и сельскохозяйственные рабочие многократно утюжат поля все более и более тяжелыми механизмами. По вспаханной земле ходят люди и животные. А как же иначе? Не летать же над ними. Однако благодаря мостовому устройству «летать над полями» можно. При этом на однажды вспаханное поле, где работает мостовое устройство, нога человека не будет ступать десятилетиями.
Такие земли можно орошать, обрабатывать от вредителей электроискровыми, радиационными и лазерными устройствами. В сплошном зерновом поле при тракторной системе в принципе невозможно уделить внимание каждому растению персонально. Тогда как на площадках АМАК можно использовать любые навесные агрегаты, а для техников и инженеров открываются широкие возможности для применения новейших методов борьбы с вредителями и обеззараживания земли. Впечатляет заманчивая перспектива собирать несколько урожаев с растений в течение вегетационного периода. Удивительное и полезное растение гречиха дает крайне низкий урожай, в среднем 1,5 тонны с гектара. А из одного посеянного созревает 3 тысячи новых зерен. Возможен невиданный урожай - до 20 тонн с гектара. Вся беда в том, что созревает гречиха весь период вегетации. Отсюда потрясающие потери урожая. Традиционная технология мало что меняет в принципе. Освоив новую, можно накормить гречкой полмира. Подвесные агрегаты собирают сначала «нижние зерна», затем «средние», третьим заходом – «верхние зерна». Количество проходов АМАК не регламентировано. Система может работать в дождливую погоду, спасая урожай. Позволяет вести селекционную работу индивидуально, бесконечно расширяя возможности научных исследований.
- Если АМАК-система такая замечательная, почему же ее до сих пор нет на наших полях?
- На этот вопрос я и пытался ответить в своей книге. У любого, кто впервые знакомится с моей системой, возникает вопрос, сколько же металла потребуется? Спрашивают о рельсовых колеях, размерах угодий, канале-хранилище. Есть у меня ответы. АМАК-система абсолютно выигрывает «место под солнцем» у тракторной системы, но только при определенных начальных условиях. Это принципиально новое сельскохозяйственное предприятие. В СССР могли быть построены мощные совхозы на основе мостового стана Правоторова или моей АМАК-системы. Идеи индустриализации сельского хозяйства, сближения села с городом провозглашались коммунистами с первых дней советской власти. Но одно дело - провозглашать красивые идеи, совсем иное – воплощать в жизнь.
Недавно нашел в Интернете официальный документ под названием «Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года». Его авторы - 25 академиков и специалистов сельского хозяйства. Там ни слова о мостовом земледелии, тем паче о проекте «АМАК-система». Как будто их в природе не существует. Россельхозакадемия, Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли РФ пресекают на корню любые попытки даже опытных исследований. Чисто по-человечески такая позиция понятна: кто будет рубить сук, на котором сидишь? Тракторные системы их устраивают, не хотят наши ученые и специалисты расставаться с плугом, одним из главных орудий земледелия. Не принимают широко известный во всем мире и проверенный опыт великих хлеборобов Терентия Мальцева и Эдварда Фолкнера. И слов последнего: «Трудное сельское хозяйство очень выгодно поставщикам техники и химикатов». И его же: «Жаль, что дисковую борону не изобрели раньше плуга, возможно, плуг вообще бы не появился». Стратегия разработана. А запланированная средняя урожайность зерна на 64 млн гектаров очень уж скромна - всего 25 ц/га. В то время как средняя урожайность пшеницы в Нидерландах – почти 93 ц/га, в Германии – 78. Безнадежно отстаем, господа ученые, но не хотим никаких перемен.
Будущее АМАК-систем для зернового производства зависит от технической культуры людей. И сегодня она существенно выросла благодаря развитию космической и компьютерной техники. Рано или поздно молодому хлеборобу захочется иметь, работая на земле, такой же комфорт, как за домашним компьютером. Когда таких желающих появятся тысячи, тогда и придет моя система на поля. Когда? Может быть, в 2030 году? В середине века? Но это произойдет, абсолютно уверен. При стольких преимуществах перед тракторной, не может она остаться невостребованной. Пора перевооружать зерновое производство России, внедряя АМАК-системы. Они сберегут землю, сэкономят энергетические ресурсы России энергоемкость тонны зерна в АМАК-системе в два раза ниже, чем в тракторной), сделают труд земледельцев комфортным, красивым и престижным для молодежи. Хотел бы, чтобы молодые более подробно познакомились с АМАК-системой, например, на моем сайте: www.amak-sistema.ru. Им и продолжать начатое дело.