Информация, опубликованная на сайте Минэнерго http://minenergo.gov.ru/press/min_news/15701.html
«В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся круглый стол, посвященный обсуждению подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики». В качестве экспертов в дискуссии приняли участие руководители профильных структурных подразделений ведущих российских компаний ТЭК, представители научно-исследовательских и образовательных учреждений, главы сервисных и консалтинговых предприятий, работающих в данной сфере, министерств и ведомств Российской Федерации.
С презентацией документа выступил заместитель директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России Павел Пупасов, он также рассказал о компаниях, участвовавших в разработке подпрограммы.
Одной из тем, обсуждавшихся на круглом столе, стал вопрос содействия Минэнерго России в реализации Государственной программы со стороны других ФОИВ. По словам заместителя директора департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России Алексея Кулапина, в статусе соисполнителя Государственной программы будет осуществлять работу Минпромторг России, в бюджете которого предусмотрены бюджетные ассигнования на соисполнение Государственной программы. Другие ФОИВы также будут содействовать в реализации документа в рамках собственных сфер деятельности, но не в качестве соисполнителей.
Алексей Кулапин также объяснил причины принятия новой Государственной программы и отмены действия аналогичного документа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденного в 2010. «Нынешние программы формируются с учетом требований программно-целевого метода планирования, – отметил Алексей Кулапин. – «Принципы, заложенные в предыдущей программе, сохранились, изменилась методология, были уточнены целевые мероприятия».
Представители Минэнерго России разъяснили участникам круглого стола структуру финансового обеспечения реализации Государственной программы до 2020 года: бюджетные средства составят примерно четверть от общего объема инвестиций, остальное – внебюджетные средства главным образом компаний ТЭК. Всего на реализацию Государственной программы планируется направить около 28,6 трлн рублей.
Представители экспертного сообщества по итогам круглого стола рекомендовали принять программу, приступить к ее реализации и корректировать документ по ходу исполнения. Участники встречи также предложили по возможности пересмотреть сроки выполнения некоторых целевых мероприятий в рамках Государственной программы.»
Информация, опубликованная в Российской газете 15.08.2013
«Энергетики создадут систему по усовершенствованию контроля над ТЭК
Конкурентоспособность российских компаний напрямую зависит от их готовности проводить мероприятия по энергосбережению и снижению доли энергоресурсов в конечной стоимости продукции.
В этом смысле расчет государства на того, что компании начнут усиленно инвестировать в модернизацию - верен. Однако за счет частных инвестиций удастся профинансировать лишь 75% расходов из запланированных в государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" 28,6 трлн рублей. Поэтому полностью программа может быть не выполнена.
Такое мнение высказал "РГ" генеральный директор VOLTA Engineering Group Олег Сундуков по итогам круглого стола "ГИС ТЭК и информирование о ходе реализации государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", который провели эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ и "Открытого Правительства".
По мнению эксперта, от государства требуется систематизация или хотя бы формализация работы в направлении повышения энергоэффективности. "Механизм обеспечения окупаемости вложений в модернизацию до сих пор не определен. Не выработаны система и методики оценки эффективности мероприятий по модернизации - у компаний есть выраженное в процентах "задание сверху" по снижению потерь и повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Но нет инструментов, позволяющих оценить свою работу", - уверен Сундуков.
Требуется решительный шаг по переходу от разрозненных территориально и по компаниям проектов автоматизации к их массовому тиражированию и комплексной интеграции с системами управления электрическими сетями, полагает специалист.
То, что ФЗ 261 давно устарел и не соответствует требованиям текущего момента, признают даже его авторы.
"Главный его недостаток - отсутствие четко прописанной единой государственной политики в сфере энергосбережения (сейчас его призвана исправить госпрограмма "Энергоэффективность и развитие энергетики"). Плюс закон ориентирован на реализацию программ энергосбережения у конечных потребителей, в то время как его главная провозглашенная цель - снижение энергоемкости экономики РФ на 40% к 2020 года" - связана скорее с модернизационными мероприятиями в цепочке генерация-распределение. Говорить про реальность достижения целевых показателей ФЗ 261 сегодня тоже не приходится",- отмечает Сундуков.
В этой связи, считают эксперты Минэнерго, важно разработать и внедрить систему информационного взаимодействия между игроками рынка. Как сказал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Антон Инюцын, внедрение государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) позволит решить проблему и сформировать единое информационное пространство в сфере топливно-энергетического комплекса и повысить качество и доступность государственных услуг в ТЭК.
"ГИС ТЭК обеспечит своевременные, полные и достоверные данные без дополнительных издержек со стороны предприятий и предпринимателей. Начало работ по реализации ГИС ТЭК запланировано на четвертый квартал текущего года, а запуск в опытную эксплуатацию первой очереди - на второй квартал 2015 года", - сказал заместитель Министра.
В ходе дискуссий эксперты выдвинули предложение о включении в госпрограмму положения о стимулировании развития биржевой торговли нефтью, нефтепродуктами и газом.
Также в ходе круглого стола был затронут вопрос необходимости корректировки действующей нормативно-правовой базы по либерализации экспорта сжиженного природного газа. Однако в этом вопросе эксперты не смогли прийти к единому мнению. В частности, представители Минэнерго отметили преждевременность включения подобных мер в государственную программу, сославшись на то, что дискуссия на правительственном уровне еще продолжается.
Круглый стол завершил серию экспертных обсуждений госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики". Планируется, что откорректированный проект документа будет представлен в Правительство РФ до 1 сентября текущего года.»
От сайта «Портал-энерго.ru»
Из приведенных фрагментов следует, что в Минэнерго решили изменить вектор энергосбережения с организации повышения энергоэффективности у потребителя на повышение энергоэффективности у поставщика энергии и энергоресурсов. Смелое и странное решение. Общепризнано, что львиная доля потенциала энергосбережения находится именно у потребителя. В США это соотношение 10 на 90. И это вполне естественно. Профессиональные энергетики просто обязаны вести себя с энергией рачительно, на то они и энергетики. Более того, при принятии законов об энергосбережении в России всегда предполагалось, что энергетики научат энергоэффективному образу жизни потребителей.
Но по всей видимости что то не срослось. Судя по представленной информации, имеет место быть желание, более не наседая на потребителя с разговорами об энергосбережении, повышать тарифы. А там потребитель пускай сам разбирается с тем, что ему нужно.
В 2010 году, на начальном этапе разработки госпрограммы энергосбережения, Минэнерго заявляло о стоимости госпрограммы в 10 триллионов рублей, причем основным потребителем денег должен был быть ТЭК. Тогда жесткая позиция Минфина заставила принять госпрограмму в которой более 90% инвестиций планировалось получить из внебюджетных источников, прежде всего от получаемой в результате мероприятий экономии. На новом витке разработки и принятия Гспрограммы вырисовывается перспектива дважды удовлетворить первоначальные аппетиты энергетиков: за счет бюджетных средств (около 7 триллионов рублей) и за счет повышения тарифов (иначе откуда возьмутся средства для инвестиций?). Как ни крути, оба раза за счет потребителей и без учета их коренных интересов.
Мы как всегда оригинальны и упрямо не желаем замечать направления развития в технологически развитых странах. Находясь в гораздо более благоприятных климатических условиях в странах ЕС наращивают усилия в сокращении энергопотребления потребителями, ставя интересы потребителей выше интересов энергетиков. Пользуясь техническими достижениями в малой энергетике и возможностями строительства зданий со сверхнизким энергопотреблением, там не жалеют денег на создание нового облика энергетики и энергопотребления. При этом качество жизни населения не снижается, а возрастает. Свидетельством тому комфортные и удобные дома, постоянно улучшающаяся экология. Мы решили догнать ЕС по ценам на энергию и энергоносители не сокращая энергопотребление? Но таким образом мы собственными руками создаем серьезнейшую проблему разницы в качестве и цене среды обитания «у нас и у них». Мы стремимся к открытию границ и это объективный процесс. Уже сейчас не мало россиян выбирает местом жительства не Россию. Но если стоимость проживания в наших далеко не самых комфортных условиях существенно превысит стоимость проживания в других странах, каким будет выбор нового поколения? Один из моих зарубежных коллег, узнав о принимаемых решениях, обмолвился «никакой войны не надо». Как то не по себе от этого.
Автор: Коваль Сергей Петрович