Для того чтобы произвести один киловатт электроэнергии на обычной теплоэлектростанции нужно затратить примерно 300 гр. условного топлива с калорийностью 7 тыс. ккал, а в одном килограмме нефти 10 тыс. ккал. Если 300 умножить на 7 и разделить на 10, получается 210 гр. Или энергетический стакан, который, к сожалению, мы так и не научились держать в своих руках.
В настоящее время основным показателем для оценки деятельности руководителя предприятия является прибыль, т.е. финансовый показатель или, проще говоря, рублевый. И когда мы говорим о росте тарифов не стоит обвинять только ресурсоснабжающие и сетевые организации – у них по сценарию своя прибыль они тоже мыслят экономическими, рублевыми показателями. Их задача произвести для продажи максимальное количество энергоресурсов и эффективно круглосуточно управлять сетями, обеспечивая надежность, содержать аппарат электромонтеров, монтажников и т.д. И все это за наш счет.
Профессор Вернадский говорил:«деньги врут, не врет лишь киловатт час». Давайте переведем любой конечный продукт, который мы производим, в энергетические единицы, в киловатты или в стаканы нефти… и сравним с таким же товаром, произведенным нашими партнерами по ВТО. По сравнению с остальными странами ВТО энергоемкость нашего продукта до 4 раз выше. При этом мы используем энергоэффективные технологии и знаем, что такое энергосбережение. Просто от советской власти нам досталась в наследство энергетическая система, в которой киловатт час стоил одну копейку, а промышленные предприятия, были обязаны обеспечивать теплом и горячей водой население. И однажды, все это стало рынком, где каждый хочет получить максимум прибыли и каждый при этом не доволен сложившейся ситуацией.
По-моему, либеральных подходов в энергетике нет. Рынок, в его привычном понимании, здесь не сложился и сложиться не может. В капиталистической стране Дании теплоснабжение некоммерческое, в их законе о теплоснабжении есть закрепленная норма прибыли для поставщика ресурса. Американцы когда, также как и мы по Чубайсу, реформировали энергетику в надежде, что рынок все отрегулирует, и Нью-Йорк на 42 часа остался без света, они нашли в себе силы и отменили все реформы, создав государственную компанию по электроснабжению.
Сегодня наши промышленники строят заводы в Европе, не потому что там дешевые энергоресурсы. Как раз, здесь отечественная экономика пока выигрывает. А потому что там их ни кто не обязывает нести социальную ответственность, продавая тепловую энергию населению через управляющие компании, которые иногда забывают рассчитаться. Потому что там, нет «перекрестки», при которой тарифы на электричество формируются таким образом, чтобы сделать их доступными для населения, при этом промышленники вынуждены платить больше. Потому что там, «за бугром», совершенно прозрачные отношения между производителем и потребителем энергоресурсов, в которых основным критерием оценки деятельности производителя является цена киловатт часа, если хотите того же «стакана» у потребителя.
С другой стороны, совершенно очевидно, что потребитель никогда полностью не будет согласен с ценой производителя. Но, вне зависимости от того, что мы знаем об энергетике, всем нам важно, чтобы был свет, чтобы было тепло, чтобы было надежно и не было аварий, и чтобы мы за это могли платить, чтобы это было доступно и справедливо. Для формирования справедливого тарифа наш Президент В.В.Путин предложил вводить в региональные энергетические комиссии потребителей энергоресурсов, которые начнут считать и проверять сметы, будут смотреть, как формируется тариф и работает то, что сегодня называется «перекресткой», «последней милей» и т.д. Но все это будет работать только тогда, когда изменение тарифа приведет к тому, что в результате для населения изменится стоимость продукции, произведенной промышленниками, энергетиками, управляющими кампаниями, а не к получению в очередной раз сверхприбыли и еще одной VIP-Яхте. К сожалению, в моей стране это пока возможно. И все это называется «рынком».