Проводя модернизацию экономики, в первую очередь необходимо обеспечить бережное и рациональное использование всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых. Вопросы бережливости касаются всех отраслей народного хозяйства. Очень важной является экономия валютных средств. Больше всего валюты тратится на приобретение энергоресурсов - в среднем $18 млрд. в год, или 40% от всего объема импорта. С 2011 года из всех источников, в том числе и бюджетных, на финансирование мероприятий по энергосбережению направлено около Br23 трлн. Направляя эти огромные средства на энергосбережение, страна вправе рассчитывать на адекватный результат от их использования в виде экономии топлива.
Если проанализировать статистику, то в вопросах энергосбережения в целом складывается якобы благополучная картина. По оценке Международного энергетического агентства, Беларусь по энергоемкости ВВП - практически на уровне Канады и Финляндии, гордимся этим. Устанавливаемые правительством показатели по энергосбережению также выполняются и перевыполняются. Министерства, ведомства и исполкомы в своих отчетах приводят данные о тысячах тонн сэкономленного условного топлива. Казалось бы, такие результаты в энергосбережении неминуемо должны привести к снижению объемов закупаемого по импорту природного газа, сокращению затрат и повышению конкурентоспособности белорусской продукции. Однако на практике этого, к сожалению, не происходит. Возникает вопрос: насколько эффективно использованы средства, вложенные в энергосберегающие проекты?
Комитет госконтроля проверил около 40% энергоисточников (в основном в системе ЖКХ). По результатам проверок сделан вывод, что Департамент по энергоэффективности Госстандарта не обеспечил проведение эффективной политики в области энергосбережения, а заявленная экономия топлива в ряде случаев оказалась только на бумаге. Недопустимо недорабатывают в этом вопросе и заказчики энергосберегающих программ (министерства, ведомства, облисполкомы и Мингорисполком). Уже стали системными проблемы неудовлетворительной организации работ, несоблюдения нормативных сроков строительства, а также поверхностная проработка ответственными структурами как финансовых, так и технических сторон проектов.
Из-за просчетов при разработке технико-экономического обоснования проектов немалые суммы потрачены на закупку капиталоемкого оборудования, мощность которого выше реальной потребности. Так, Мингорисполкомом на приобретение четырех современных котлов для реконструкции действующей котельной по улице Героев 120-й дивизии израсходовано более Br8 млрд. из бюджета. Однако уже два отопительных сезона с момента сдачи объекта в 2011 году оборудование фактически бездействует из-за того, что в районе отсутствуют потребители тепла под созданные мощности. Аналогичные факты замораживания и неэффективного использования денежных средств установлены и по другим проектам. Например, РУП "Столбцовский ОКС" более Br3,8 млрд. бюджетных средств израсходовало на строительство в дер. Новый Свержень модульной котельной на местных видах топлива (МВТ). Мощность установленного оборудования составила 2,4 Гкал/ч, хотя для обеспечения потребителей необходимо лишь 0,75 Гкал/ч.
Не стал образцом в вопросах рационального использования бюджетных средств и сам Государственный комитет по стандартизации, и его Департамент по энергоэффективности. Но как государственный заказчик он должен был беречь каждый рубль, подчеркнул глава КГК. С необъяснимым упорством с 1997 года Департамент по энергоэффективности финансирует за счет бюджета частную коммерческую организацию "Аэролла", которая обещает построить отечественную ветроэнергетическую установку. По проекту уже израсходовано почти $500 тыс., а работоспособной установки по-прежнему нет. Подобные факты не до конца продуманных расходов бюджетных средств являются предметом разбирательства правоохранительных органов.
Всего по выборочно проверенным объектам в 2011-2012 годах в сравнении с запланированной не получена экономия около 250 тыс.тут на общую сумму более Br328 млрд. За счет этой экономии можно было на 217 млн.куб.м уменьшить закупку природного газа. К сожалению, миллиарды рублей потрачены впустую.
Не всегда поступающая с мест информация о реализованных энергосберегающих проектах отражает истинную ситуацию о полученной экономии топлива. Существующая методология расчетов показателей по энергосбережению не обеспечивает их объективность и достоверность.
По результатам проверки коллегия Комитета госконтроля выработала рекомендации по повышению эффективности использования средств, направляемых на энергосберегающие мероприятия, а также по активизации работы по энергосбережению. Эти предложения адресованы правительству, Госстандарту и его Департаменту по энергоэффективности, министерствам, ведомствам, облисполкомам и Мингорисполкому. Кроме того, правительству предложено привлечь к ответственности должностных лиц Департамента по энергоэффективности, министерств и ведомств, не принявших мер по выходу построенных энергетических объектов на запланированные экономические показатели, а также не обеспечивших эффективное использование вложенных средств.
Материал для публикации рекомендован экспертом Вербицким Александром Сауловичем.
Интересно узнать от посетителей сайта о том, как в России обстоят дела с эффективностью использования средств, направляемых на энергоэффективность?