Опыт Дании
В Дании потери тепла в магистральных сетях Копенгагена - 3%, в распределительных – 15%. За счет постоянного снижения издержек и, в первую очередь, за счет замены канальных тепловых сетей на бесканальные в ППУ-изоляции, расходы тепла на 1 м2 жилой площади за последние 30 лет уменьшились вдвое. Жители довольны.
Рассмотрим зарубежный опыт построения энергетических систем муниципальных образований на примере одной из наиболее развитых европейских стран – Дании.Сегодня в Дании 400 муниципальных образований.
Владельцами систем теплоснабжения являются либо сами потребители (в виде кооперативов), либо муниципалитеты, либо совместно потребители и муниципалитеты. Законы и тарифы
В стране действуют Закон о теплоснабжении и Закон об энергосбережении. Законом о теплоснабжении предусматривается бесприбыльное функционирование систем теплоснабжения. В случае образования прибыли последняя направляется государством (в виде дотаций) на оплату энергосберегающих мероприятий у потребителей. Законом о теплоснабжении наличие резерва мощности у поставщика тепла не предусматривается
Единственным "регулятором" тарифов в стране является государство в лице Министерства энергетики. Поступающие в Министерство расчеты тарифов без предварительного рассмотрения складываются в "ящик" и поднимаются для рассмотрения только в случае возникновения несогласия потребителя с тарифом.
Копенгаген. Теплосеть.В Копенгагене 25 теплоснабжающих компаний. Компания "VEKS" - наиболее крупная из них. Она покупает тепло у 1-й ТЭЦ и 3-х мусоросжигательных заводов и обеспечивает теплом 18 муниципальных образований города, объединенных единой системой ЦТ.
Другая крупная система охватывает 5 муниципальных образований в центральном районе Копенгагена (3 ТЭЦ, один мусоросжигательный завод и один завод, сжигающий высушенный шлам).Между этими двумя крупными системами есть перемычки. Владельцами мусоросжигательных заводов являются группы муниципальных образований (один мусоросжигательный завод сжигает в год 0,5 млн.т. мусора), а владельцами ТЭЦ – акционерные общества, львиная доля акций в которых принадлежит муниципалитетам (и немного частникам).
С 1 июля 2006 г. владельцами трех ТЭЦ стала государственная компания "Дон-энерджи", которая управляет добычей нефти и газа на шельфе. Упомянутая компания намеревается продать 49% своих акций. Штатных сотрудников в компании "VEKS" - 40 человек.
Система ЦТ в Копенгагене закрытая с применением ИТП. Протяженность магистральных тепловых сетей диаметром 200 – 800 мм, принадлежащих компании "VEKS", составляет 30 км, а протяженность распределительных сетей, принадлежащих местным кооперативам, составляет 300 км, причем, с некоторыми кооперативами "VEKS" имеет договор на обслуживание. Потери тепла в магистральных сетях - 3%, в распределительных – 15%.Объем магистральных тепловых сетей составляет 44 000 м3, подпитка – 1 000 м3 в год ( в основном, для промывки фильтров).
Гидравлические испытания тепловых сетей не производятся. Иногда, при смене арматуры осматриваются внутренние поверхности трубопроводов. Никаких следов коррозии или отложений не наблюдается.Исходная вода – наполовину артезианская, наполовину опресненная морская. Качество воды контролируется специалистами ТЭЦ. Регулирование количественное. Температурный график 100o – 50oС. Законом о теплоснабжении наличие резерва мощности не предусматривается, но в компании "VEKS" резерв составляет 100%.
Так исторически сложилось, что при формировании централизованной системы теплоснабжения мелкие котельные ликвидировались, а средние и крупные (более 20 МВт) были включены в состав системы ЦТ в качестве пиковых. Работают пиковые котельные не более 100 часов в год, включаются и работают без оперативного персонала, их работа контролируется диспетчером ЦДС компании "VEKS". В ЦДС в дневное время работают два диспетчера (один выездной), в остальное время – один.
В ЦДС по выделенным телефонным линиям поступает технологическая информация о состоянии оборудования, коммерческая информация с теплосчетчиков ИТП и информация о состоянии охранной сигнализации. 30% тепловой энергии компания "VEKS" покупает у мусоросжигательных заводов, причем последние им еют приоритет перед ТЭЦ.
За счет постоянного снижения издержек и, в первую очередь, за счет замены канальных тепловых сетей на бесканальные в ППУ-изоляции, расходы тепла на 1 м2 жилой площади за последние 30 лет уменьшились вдвое.
Муниципальное теплоснабжающее предприятие г. Оденсе
Население города насчитывает 178 тыс. человек. 98% населения обеспечивается теплом и горячей водой от системы ЦТ, начало которой было заложено еще в 1929г.
Компания, управляющая системой централизованного теплоснабжения, составляет как бы часть муниципалитета. Штатных сотрудников – 84 человека. Есть директор и Правление из 2-х человек (бургомистр города и член горсовета).
Административный персонал состоит из 5-ти отделов: финансовый, логистики, строительства, проектирования и эксплуатации. Проектные работы компания делает своими силами. Есть также диспетчерская.
Протяженность тепловых сетей составляет 2х1630 км, суммарная тепловая мощность 800 МВт. К сети ЦТ присоединено 85 000 домов. Система теплоснабжения закрытая одноконтурная. От ТЭЦ теплоноситель в зимний период подается с давлением 25 бар, а в распределительные сети поступает через дроссельные устройства с давлением не более 6 бар. Температура в прямом теплопроводе колеблется в диапазоне 82-95oС. У самого дальнего потребителя, расположенного в 30 км от источника, температура теплоносителя снижается на 2o. Инерционность системы – 12 час. Есть резервные (пиковые) котельные в количестве 21, которые могут взять на себя 80% нагрузки.
Ремонтные и строительные работы ведутся с предварительным проведением тендеров по правилам Евросоюза.
Ежегодно осуществляется перекладка 30 км канальных сетей на бесканальные в ППУ-изоляции. Поскольку еще не переложены 150 км тепловых сетей, потери тепла составляют 21%, а подпитка 800 т/сут при общем объеме сетей 43 000 м3.
Финансовые показатели за 2005 г.:
- Оборот – 94,2 млн.евро
- Доходы
- 17,2 млн.евро – за постоянную часть тарифа
- 64 млн.евро – за переменную ( продажа тепла)
- 1,9 млн.евро – за сдачу в аренду теплосчетчиков
- 8,4 млн.евро – взыскание неустойки с одного поставщика тепловой энергии
- Расходы:
- 57,9% - налоги в бюджет
- 28,8% - за тепло от источников
- 12,2% - оплата за выбросы СО2
- 1,1% - оплата за выбросы SO2
Прибыль в размере 18,5 млн. евро перечислена в бюджет государства. 20% тепла компания покупает у мусоросжигательных заводов, 75-80% - покупает у ТЭЦ, остальное – за счет пиковых котельных.
За последние 20 лет вследствие постоянного снижения издержек тарифы не менялись.
Один раз в два года тепловые сети подвергаются диагностике (термография).
Работает автоматизированная система контроля качества теплоносителя (жесткость, кислород, рН (норма 10,3), проводимость).
Компания рассчитывает, что реконструируемые теплопроводы с применением ППУ-изоляции послужат не менее 50 лет. С 1986 г. аварий в системе не было.
Организация теплоснабжения в Германии
В г. Карлсруэ, что на юге Германии, живет около 300 тыс. человек. Здесь мало многоквартирных домов, преобладают солидные бюргерские коттеджи. В городе работают котельные, ТЭЦ, водозаборы и другая коммунальная инфраструктура.
Коммунальное предприятие Карлсруэ является ООО, где доля муниципалитета составляет 70%, а 30% принадлежит "Рургазу". Предприятие оказывает услуги по энергогазотепловодоснабжению от ТЭЦ, котельных до тепловых узлов в зданиях, жилых домах, а также другие услуги.
На ТЭЦ образовано отдельное ООО, в котором коммунальное предприятие имеет свою долю. Собственные котельные предприятия используются по требованиям ТЭЦ, через которую обеспечивается межрегиональная диспетчеризация и управление нагрузками. В многоквартирном жилом доме на балансе предприятия находится оборудование теплового узла (водонагреватели, насосы и т. д.). Прибор учета, без которого невозможно даже заключить договор с потребителем, также принадлежит ему. Ставит эти приборы предприятие за свой счет. Никакой ЖЭС (ЖЭУ, ДЭЗ), естественно, не является посредником между предприятием и жильцом.
Организация рынка тепла
В городе нет зимней, более высокой платы за тепловую энергию и летней, более низкой. В Карлсруэ работает оптовый рынок тепла: на сети теплоснабжения, в борьбе за лучшее и более дешевое предложение производитель, крупный потребитель и организации по распределению совершают сделки по переменным во времени тарифам или ценам на узловых пунктах.
В городе несколько коммунальных предприятий. Некоторые из них являются на 100% частными ООО. Потребитель заключает договор с тем, с кем ему выгоднее. О перекрестном субсидировании в Карлсруэ не слышали. Город давно отказался от монополии централизованной системы теплоснабжения. Жители или потребители, а не муниципалитет, делают свой окончательный выбор в пользу централизованного или децентрализованного теплоснабжения. Решающим аргументом являются деньги не только на строительство, но и н эксплуатацию, ремонт сетей в течение длительного периода.
Тарифы устанавливаются не политиками, а самими коммунальными предприятиями. Поскольку они отражены в договорах с владельцами жилья и товариществами, то никому и в голову не может прийти одностороннее повышение тарифа. Иначе - судебные разбирательства.
Отношения муниципалитета с поставщиками тепла
После объединения Германии 15 крупных региональных энергетических комбинатов в восточной ее части должны были быть переданы частным предприятиям энергоснабжения из Западной Германии. Федеральное правительство считало, что именно такой способ реструктуризации обеспечит стабильное финансирование далеко не новой жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Однако руководство Франкфурта-на-Одере посчитало, что такое решение ущемляет права горожан. По их мнению, замена бывшей госмонополии в лице комбината другой монополией, но частной, в лице западногерманского энергетического концерна - не лучшее решение. Франкфуртское коммунальное предприятие в виде холдинга вначале на сто процентов принадлежало муниципалитету. Кроме тепла и электроснабжения оно занималось газо- и водоснабжением, канализацией и уборкой мусора.
Местные власти утверждают, что создание многопрофильного предприятия с гибкой структурой позволяет им добиваться "синергетических" эффектов (эффектов от взаимодействия) в техническом, организационном, финансово-экономическом отношении. Муниципалитет со временем стал проводить политику привлечения инвесторов, продавая им пакет акций коммунальной монополии.
Появились десятки других компаний, которые начали успешно конкурировать с муниципальной структурой. Потребители быстро поняли прелесть конкуренции, охотно покупая услуги ЭСКО (энергосервисной компании), которая стала предлагать широкий спектр услуг в лизинг, кредит, самостоятельно финансируя энергосберегающие мероприятия.
В 70-миллионной Германии 59,9% жителей, или свыше 40 млн. человек, получают электричество от частных или смешанных компаний с участием частного капитала. После принятия ЕС энергетической хартии конкуренция на этом сегменте рынка еще больше возрастет, а более дешевую польскую или литовскую электроэнергию можно будет продавать потребителям Германии или Австрии.
Автор: Ворожихин Владимир Вальтерович