Реклама

https://czrc.ru/services/ognestojkost-stroitelnyh-konstrukcij/

Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в «дальнем» зарубежье

Зарубежный опыт построения систем региональной (муниципальной) энергетики

Исторически так сложилось, что в России и странах бывшего СССР системы теплоснабжения городов имеют высокую степень централизации. Как правило отопление обеспечивается от нескольких ТЭЦ, нагруженных на локальные тепловые сети. Управление теплосетями при этом разрозненно. Тем более интересен опыт эффективной организации теплоснабжения крупных городов за рубежом.

Зарубежный  опыт построения систем региональной (муниципальной) энергетики

Опыт Дании

В Дании потери тепла в магистральных сетях Копенгагена - 3%, в распределительных – 15%. За счет постоянного снижения издержек и, в первую очередь, за счет замены канальных тепловых сетей на бесканальные в ППУ-изоляции, расходы тепла на 1 м2 жилой площади за последние 30 лет уменьшились вдвое. Жители довольны.

Рассмотрим зарубежный опыт построения энергетических систем муниципальных образований на примере одной из наиболее развитых европейских стран – Дании.Сегодня в Дании 400 муниципальных образований.

Владельцами систем теплоснабжения являются либо сами потребители (в виде кооперативов), либо муниципалитеты, либо совместно потребители и муниципалитеты. Законы и тарифы
В стране действуют Закон о теплоснабжении и Закон об энергосбережении. Законом о теплоснабжении предусматривается бесприбыльное функционирование систем теплоснабжения. В случае образования прибыли последняя направляется государством (в виде дотаций) на оплату энергосберегающих мероприятий у потребителей. Законом о теплоснабжении наличие резерва мощности у поставщика тепла не предусматривается
Единственным "регулятором" тарифов в стране является государство в лице Министерства энергетики. Поступающие в Министерство расчеты тарифов без предварительного рассмотрения складываются в "ящик" и поднимаются для рассмотрения только в случае возникновения несогласия потребителя с тарифом.

Копенгаген. Теплосеть.В Копенгагене 25 теплоснабжающих компаний. Компания "VEKS" - наиболее крупная из них. Она покупает тепло у 1-й ТЭЦ и 3-х мусоросжигательных заводов и обеспечивает теплом 18 муниципальных образований города, объединенных единой системой ЦТ.

Другая крупная система охватывает 5 муниципальных образований в центральном районе Копенгагена (3 ТЭЦ, один мусоросжигательный завод и один завод, сжигающий высушенный шлам).Между этими двумя крупными системами есть перемычки. Владельцами мусоросжигательных заводов являются группы муниципальных образований (один мусоросжигательный завод сжигает в год 0,5 млн.т. мусора), а владельцами ТЭЦ – акционерные общества, львиная доля акций в которых принадлежит муниципалитетам (и немного частникам).

С 1 июля 2006 г. владельцами трех ТЭЦ стала государственная компания "Дон-энерджи", которая управляет добычей нефти и газа на шельфе. Упомянутая компания намеревается продать 49% своих акций. Штатных сотрудников в компании "VEKS" - 40 человек.
Система ЦТ в Копенгагене закрытая с применением ИТП. Протяженность магистральных тепловых сетей диаметром 200 – 800 мм, принадлежащих компании "VEKS", составляет 30 км, а протяженность распределительных сетей, принадлежащих местным кооперативам, составляет 300 км, причем, с некоторыми кооперативами "VEKS" имеет договор на обслуживание. Потери тепла в магистральных сетях - 3%, в распределительных – 15%.Объем магистральных тепловых сетей составляет 44 000 м3, подпитка – 1 000 м3 в год ( в основном, для промывки фильтров).

Гидравлические испытания тепловых сетей не производятся. Иногда, при смене арматуры осматриваются внутренние поверхности трубопроводов. Никаких следов коррозии или отложений не наблюдается.Исходная вода – наполовину артезианская, наполовину опресненная морская. Качество воды контролируется специалистами ТЭЦ. Регулирование количественное. Температурный график 100o – 50oС. Законом о теплоснабжении наличие резерва мощности не предусматривается, но в компании "VEKS" резерв составляет 100%.
Так исторически сложилось, что при формировании централизованной системы теплоснабжения мелкие котельные ликвидировались, а средние и крупные (более 20 МВт) были включены в состав системы ЦТ в качестве пиковых. Работают пиковые котельные не более 100 часов в год, включаются и работают без оперативного персонала, их работа контролируется диспетчером ЦДС компании "VEKS". В ЦДС в дневное время работают два диспетчера (один выездной), в остальное время – один.

В ЦДС по выделенным телефонным линиям поступает технологическая информация о состоянии оборудования, коммерческая информация с теплосчетчиков ИТП и информация о состоянии охранной сигнализации. 30% тепловой энергии компания "VEKS" покупает у мусоросжигательных заводов, причем последние им еют приоритет перед ТЭЦ.
За счет постоянного снижения издержек и, в первую очередь, за счет замены канальных тепловых сетей на бесканальные в ППУ-изоляции, расходы тепла на 1 м2 жилой площади за последние 30 лет уменьшились вдвое.

Муниципальное теплоснабжающее предприятие г. Оденсе

Население города насчитывает 178 тыс. человек. 98% населения обеспечивается теплом и горячей водой от системы ЦТ, начало которой было заложено еще в 1929г.

Компания, управляющая системой централизованного теплоснабжения, составляет как бы часть муниципалитета. Штатных сотрудников – 84 человека. Есть директор и Правление из 2-х человек (бургомистр города и член горсовета).

Административный персонал состоит из 5-ти отделов: финансовый, логистики, строительства, проектирования и эксплуатации. Проектные работы компания делает своими силами. Есть также диспетчерская.

Протяженность тепловых сетей составляет 2х1630 км, суммарная тепловая мощность 800 МВт. К сети ЦТ присоединено 85 000 домов. Система теплоснабжения закрытая одноконтурная. От ТЭЦ теплоноситель в зимний период подается с давлением 25 бар, а в распределительные сети поступает через дроссельные устройства с давлением не более 6 бар. Температура в прямом теплопроводе колеблется в диапазоне 82-95oС. У самого дальнего потребителя, расположенного в 30 км от источника, температура теплоносителя снижается на 2o. Инерционность системы – 12 час. Есть резервные (пиковые) котельные в количестве 21, которые могут взять на себя 80% нагрузки.

Ремонтные и строительные работы ведутся с предварительным проведением тендеров по правилам Евросоюза.

Ежегодно осуществляется перекладка 30 км канальных сетей на бесканальные в ППУ-изоляции. Поскольку еще не переложены 150 км тепловых сетей, потери тепла составляют 21%, а подпитка 800 т/сут при общем объеме сетей 43 000 м3.

Финансовые показатели за 2005 г.:

  • Оборот – 94,2 млн.евро
  • Доходы
    • 17,2 млн.евро – за постоянную часть тарифа
    • 64 млн.евро – за переменную ( продажа тепла)
    • 1,9 млн.евро – за сдачу в аренду теплосчетчиков
    • 8,4 млн.евро – взыскание неустойки с одного поставщика тепловой энергии
  • Расходы:
    • 57,9% - налоги в бюджет
    • 28,8% - за тепло от источников
    • 12,2% - оплата за выбросы СО2
    • 1,1% - оплата за выбросы SO2

Прибыль в размере 18,5 млн. евро перечислена в бюджет государства. 20% тепла компания покупает у мусоросжигательных заводов, 75-80% - покупает у ТЭЦ, остальное – за счет пиковых котельных.

За последние 20 лет вследствие постоянного снижения издержек тарифы не менялись.
Один раз в два года тепловые сети подвергаются диагностике (термография).
Работает автоматизированная система контроля качества теплоносителя (жесткость, кислород, рН (норма 10,3), проводимость).

Компания рассчитывает, что реконструируемые теплопроводы с применением ППУ-изоляции послужат не менее 50 лет. С 1986 г. аварий в системе не было.

Организация теплоснабжения в Германии

В г. Карлсруэ, что на юге Германии, живет около 300 тыс. человек. Здесь мало многоквартирных домов, преобладают солидные бюргерские коттеджи. В городе работают котельные, ТЭЦ, водозаборы и другая коммунальная инфраструктура.
Коммунальное предприятие Карлсруэ является ООО, где доля муниципалитета составляет 70%, а 30% принадлежит "Рургазу". Предприятие оказывает услуги по энергогазотепловодоснабжению от ТЭЦ, котельных до тепловых узлов в зданиях, жилых домах, а также другие услуги.

На ТЭЦ образовано отдельное ООО, в котором коммунальное предприятие имеет свою долю. Собственные котельные предприятия используются по требованиям ТЭЦ, через которую обеспечивается межрегиональная диспетчеризация и управление нагрузками. В многоквартирном жилом доме на балансе предприятия находится оборудование теплового узла (водонагреватели, насосы и т. д.). Прибор учета, без которого невозможно даже заключить договор с потребителем, также принадлежит ему. Ставит эти приборы предприятие за свой счет. Никакой ЖЭС (ЖЭУ, ДЭЗ), естественно, не является посредником между предприятием и жильцом.

Организация рынка тепла

В городе нет зимней, более высокой платы за тепловую энергию и летней, более низкой. В Карлсруэ работает оптовый рынок тепла: на сети теплоснабжения, в борьбе за лучшее и более дешевое предложение производитель, крупный потребитель и организации по распределению совершают сделки по переменным во времени тарифам или ценам на узловых пунктах.

В городе несколько коммунальных предприятий. Некоторые из них являются на 100% частными ООО. Потребитель заключает договор с тем, с кем ему выгоднее. О перекрестном субсидировании в Карлсруэ не слышали. Город давно отказался от монополии централизованной системы теплоснабжения. Жители или потребители, а не муниципалитет, делают свой окончательный выбор в пользу централизованного или децентрализованного теплоснабжения. Решающим аргументом являются деньги не только на строительство, но и н эксплуатацию, ремонт сетей в течение длительного периода.

Тарифы устанавливаются не политиками, а самими коммунальными предприятиями. Поскольку они отражены в договорах с владельцами жилья и товариществами, то никому и в голову не может прийти одностороннее повышение тарифа. Иначе - судебные разбирательства.

Отношения муниципалитета с поставщиками тепла

После объединения Германии 15 крупных региональных энергетических комбинатов в восточной ее части должны были быть переданы частным предприятиям энергоснабжения из Западной Германии. Федеральное правительство считало, что именно такой способ реструктуризации обеспечит стабильное финансирование далеко не новой жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Однако руководство Франкфурта-на-Одере посчитало, что такое решение ущемляет права горожан. По их мнению, замена бывшей госмонополии в лице комбината другой монополией, но частной, в лице западногерманского энергетического концерна - не лучшее решение. Франкфуртское коммунальное предприятие в виде холдинга вначале на сто процентов принадлежало муниципалитету. Кроме тепла и электроснабжения оно занималось газо- и водоснабжением, канализацией и уборкой мусора.

Местные власти утверждают, что создание многопрофильного предприятия с гибкой структурой позволяет им добиваться "синергетических" эффектов (эффектов от взаимодействия) в техническом, организационном, финансово-экономическом отношении. Муниципалитет со временем стал проводить политику привлечения инвесторов, продавая им пакет акций коммунальной монополии.

Появились десятки других компаний, которые начали успешно конкурировать с муниципальной структурой. Потребители быстро поняли прелесть конкуренции, охотно покупая услуги ЭСКО (энергосервисной компании), которая стала предлагать широкий спектр услуг в лизинг, кредит, самостоятельно финансируя энергосберегающие мероприятия.

В 70-миллионной Германии 59,9% жителей, или свыше 40 млн. человек, получают электричество от частных или смешанных компаний с участием частного капитала. После принятия ЕС энергетической хартии конкуренция на этом сегменте рынка еще больше возрастет, а более дешевую польскую или литовскую электроэнергию можно будет продавать потребителям Германии или Австрии.

Автор: Ворожихин Владимир Вальтерович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →