Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Электрификация России. Что делать?

«Проложить по огромной территории страны единые электрические сети с единой частотой для всех потребителей электроэнергии в силу огромных расстояний, практически невозможно. Эта задача не имеет решения. Поэтому на первом уровне электрификации необходимо развернуть масштабную малую электроэнергетику. На втором уровне работает Единая Энергетическая Система.» Из статьи Яковлева Геннадия Никаноровича ,руководителя секции экспертов Консультативного Совета при Комитете по Энергетике Госдумы РФ, директора ООО "ИТЦ ГОРЭНЕРГОСЕРВИС", эксперта в области качества электроэнергии и электроустановок зданий.

Электрификация России.  Что делать?

Посвящается 100- летию 7-го Всероссийского Электротехнического Съезда. В 1913 г. в Москве состоялся 7- й Всероссийский электротехнический съезд, на котором был рассмотрен и утвержден первый план электрификации России, который позже был назван планом ГОЭЛРО - ГОсударственная ЭЛектрификация РОссии. Сегодня это также актуально, как и 100 лет тому назад.

Современное состояние российской электроэнергетики определяется процессами, имевшими место в стране в последние два десятилетия. Осуществлена реструктуризация электроэнергетики, заканчивается переход на либерализованный рынок электроэнергии и мощности. В результате, электроэнергетическая отрасль «распакована» на множество генерирующих компаний, федеральную и межрегиональные сетевые компании, множество региональных электроснабжающих компаний.

Установленная мощность электростанций Российской Федерации (включая мощность электростанций, работающих в изолированных административно-территориальных образованиях) составляет около 235 млн. кВт. В 2012 г. было выработано 1053,1 млрд. кВт∙ч электроэнергии или на 1,3 % больше, чем в 2011 г. Потребности страны в электроэнергии обеспечиваются полностью, если не считать растущие очереди новых потребителей в ряде регионов страны, ждущие разрешения на подключение к системе.

Но с позиций обеспечения надежности электроснабжения появляются и нарастают негативные тенденции, которые могут привести в ближайшее время и в отдаленной перспективе к большим проблемам. В силу территориальной особенности страны и принимая во внимание все более возрастающий дефицит электроэнергии для поступательного развития страны в ближайшие 50 лет, необходимо разработать общие планы выработки и потребления электроэнергии. При современном состоянии развития страны и народонаселения, очевидно, что основными потребителями электроэнергии являются крупные промышленные центры и мегаполисы, количество которых ограничено примерно тридцатью крупными центрами, включающими нефтегазовые, металлургические и химико-органические перерабатывающие отрасли. Сюда же можно отнести крупные мегаполисы, включая обе столицы и крупные региональные центры.

Ко второй группе относятся системы электроснабжения столиц субъектов Федерации, в состав которых входят крупные потребители электроэнергии, как правило, жилищно-коммунального характера. В третью группу входят города с населением менее 100 тыс. человек с практически неработающей промышленностью, которая когда-то играла градообразующую роль. Эти города сегодня брошены на произвол судьбы и выживают в стихии рыночной экономики. Объекты электроэнергетики в этих городах изношены предельно.

Более мелкие поселения - поселки, деревни и села находятся очень далеко от центров цивилизации и, по существу поставляют в крупные мегаполисы и города дешевую рабочую силу. Потребление электроэнергии в них практически не растет.

Таким образом, для определения стратегии развития энергетики страны необходимо понять, выгодно ли «рыночной» электроэнергетике России создание на всей территории страны единой электроэнергетической системы с единой частотой. При всех расчетах и убедительных выкладках ученых и практиков- энергетиков не удается доказать, что это выгодно в сегодняшней рыночной экономике. Длинные расстояния и не очень большие потребности в электроэнергии в «провинциях» России, в первую очередь, создают дефицит электроэнергии со всеми вытекающими последствиями и, во вторую очередь, предопределяют исход трудоспособного населения с малой родины в крупные города в поисках работы, образования и т.п., проводя тем самым бессознательную и опустошающую политику урбанизации России. Это в свою очередь тормозит развитие предпринимательства и товарного производства в «провинциях» России. Практически возникает перевернутая пирамида экономики страны, когда основными источниками роста экономики страны являются крупные промышленные центры, а глубинка, поселения и небольшие города угасают и разрушаются.

Такая организация экономики страны не имеет перспектив и имеет все признаки стагнации. Патриархальная Россия всегда была богата товарной и промышленной продукцией всех сел, деревень, уездов, губерний и поселений. Имея в виду это обстоятельство и понимая, что электрификация всей страны действительно сегодня крайне необходима, нужно реально подходить к созданию общей концепции схемы электрификации страны. При первом приближении напрашивается построение двухуровневой схемы электрификации. Проложить по огромной территории страны единые электрические сети с единой частотой для всех потребителей электроэнергии в силу огромных расстояний, практически невозможно. Эта задача не имеет решения. Поэтому на первом уровне электрификации необходимо развернуть масштабную малую электроэнергетику. На втором уровне работает Единая Энергетическая Система. Подобная схема электроснабжения страны успешно использовалась в 30-70 годы прошлого столетия. В стране работало более 10 тысяч малых гидроэлектростанций. Электрификация сел и деревень от малой гидроэнергетики способствовала поступательному росту экономики коллективных хозяйств и кооперативных сельскохозяйственных предприятий, достаточной для обеспечения нужд городов и крупных индустриальных центров.

В силу сложившихся традиций в народонаселении, более 80% населения страны проживает вдоль малых и больших рек и водоемов. Поэтому освоение гидроэнергетических ресурсов малых и средних рек даст толчок к росту экономического предпринимательства в малых поселениях, селах и деревнях страны. Это в свою очередь приведет к возвращению работоспособного населения из мегаполисов в малую родину, создавая благоприятную социальную среду в целом по стране.

В сегодняшней малой энергетике нужно использовать все передовые технологии с учетом современных достижений международного научно-технического прогресса. Суммарный потенциал общей установленной мощности малой энергетики страны сегодня оценивается не менее 50 ГВт. При этом в качестве источников получения электроэнергии максимально необходимо использовать возобновляемые источники. Неосвоенными остаются водные ресурсы (малые реки), ветрогенные территории, отходы жизнедеятельности человека и животноводства и т.п. Синхронизация малой энергетики с Единой национальной энергосистемой совсем не обязательна. Каждый потребитель, получающий электроэнергию от малой энергетики в субъектах и регионах страны отдельно вырабатывает оптимальную схему производства и потребления электроэнергии в зависимости от источника, характера и сезонности работы потребителей и т.п. Необходимо использовать накопители электроэнергии для выравнивания и оптимизации графиков потребления электроэнергии. Для снижения потерь электроэнергии на объектах малой энергетики необходимо чаще применять схемы генерации, распределения и потребления электроэнергии на постоянном токе. Эта схема позволяет использовать электроэнергию более рационально. Мелкомоторный привод в народном хозяйстве можно и нужно постепенно переводить на регулируемую скорость вращения от 0 до 100%, что наиболее просто можно осуществить, используя постоянный ток. Освещение огромных территорий улиц, предприятий необходимо также переводить на постоянный ток. Все эти революционные схемы потребления электроэнергии можно внедрять на объектах малой энергетики без больших издержек.

Для создания новой схемы электрификации страны, прежде всего необходимо кардинально пересмотреть нормативно-правовую базу в электроэнергетике. Нужны крупные рамочные и инвестиционно- привлекательные пакеты законов по развитию электроэнергетики, прежде всего, в малой энергетике. Минимальный перечень льгот в малой энергетике:

- беспошлинный ввоз в страну новой техники, комплектующих изделий и запасных частей по малой энергетике;

- ускоренная амортизация оборудования от одного года в зависимости от установленной мощности;

- освобождение от налога на прибыль и налога на продажу в течении пяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.

За пять лет инвестиционная компания сумеет капитализировать средства для тиражирования схем генерации электроэнергии в своей области специализации. Закон можно было бы назвать "Об основах развития малой и нетрадиционной энергетики на период до 2030 года". Подобные законы приняты во многих развитых и развивающихся странах мира.

Также необходимо принять рамочный закон по интегрированному планированию энергетических ресурсов страны, что позволит сохранить энергетические ресурсы страны для последующего поколения. Суть подобного закона заключается в переориентации финансовых ресурсов в снижение потерь электроэнергии, а не в новую генерацию. Стоимость электроэнергии, вырученной от мероприятий по снижению потерь электроэнергии на порядок дешевле электроэнергии от новой генерации. Общие ресурсные показатели экономии электроэнергии составляют не менее 200 млрд.квт/часов.

Очень остро стоит вопрос о принятии технического регламента по качеству электроэнергии. Неопределенность в определении качества электроэнергии создает предпосылки бесконтрольного роста потерь электроэнергии при ее генерации, транспортировке и потреблении.

Состояние экономики и достижения в области физики позволяют сегодня практически решать подобные масштабные задачи. Нужна политическая воля руководства страны для разработки нового плана масштабной электрификации России. Введение социальной нормы потребления электроэнергии - это тормоз в поступательном развитии страны.

Масштабная электрификация России - реальный и новый путь подъема экономики страны на современном этапе развития общества. Освоение громадных территорий Российской Федерации без электрификации «провинций» страны практически невозможно. Призывы переселять людей на пустующие земли, где нет электроэнергии для организации жизни и развития предпринимательства, останутся декларацией.

В 1913 г. в Москве состоялся 7- й Всероссийский электротехнический съезд, на котором был рассмотрен и утвержден первый план электрификации России, который позже был назван планом ГОЭЛРО - ГОсударственная ЭЛектрификация РОссии. Сегодня это также актуально, как и 100 лет тому назад.

Память и уважение своей истории являются признаками здоровья народа.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →