«По мнению Сергея Бледных, наиболее целесообразным способом получения электроэнергии на нужды индустриального парка является автономный энергообъект, способный одновременно вырабатывать тепловую и электрическую энергию, в полном объеме обеспечивающую потребности резидентов»- из текста пост-релиза состоявшегося Форума.
По данным Ассоциации индустриальных парков, на сегодняшний день в России насчитывается около 300 заявленных проектов по созданию и развитию индустриальных парков. Однако полноценно функционирующих площадок, готовых к размещению резидентов, по факту значительно меньше – порядка 40. При этом большинство из них расположены в европейской части страны – в Московской, Ленинградской, Тульской, Тверской, Калужской областях, а также Республике Татарстан.
В последние годы активизировался процесс создания парков на юге страны (в Ставропольском и Краснодарском краях). Это связано с тем, что данные регионы являются экономически привлекательными для инвесторов и потенциальных резидентов, поскольку развитость транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры, наличие рынков сбыта производимой продукции, а также всех необходимых для эффективной деятельности административных и правовых условий имеют важное значение для выбора площадки резидентом.
Однако относительно показателей других стран, уровень развития индустриальных парков в стране невысок. К примеру, общая площадь всех индустриальных парков страны лишь в два раза больше площади самого крупного индустриального парка мира — канадского Alberta’s Industrial Heartland, занимающего 31 800 га. Один из самых крупных по площади индустриальный парк России – «Шексна» расположен в Вологодской области и его площадь составляет 2000 га.
Индустриальный парк подразумевает наличие полностью подготовленной для размещения производства площадки, что должно обеспечивать одну из главных целей резидента индустриального парка – реализацию экономически выгодного бизнес-проекта в четко установленные сроки. А это может быть обеспечено при полностью выполненной инженерной и градостроительной подготовке территории.
Однако, на сегодняшний день существует множество барьеров, препятствующих активному размещению резидентами своих производственных мощностей и прогрессивному развитию индустриальных парков. Среди этих барьеров – отсутствие или ненадлежащее качество существующей инфраструктуры.
Как уже отмечалось выше, значительная часть заявленных проектов индустриальных парков представляют собой земельные участки во многих случаях сельскохозяйственного назначения, которые не имеют никаких признаков индустриальных парков. В результате предпринимателю необходимо преодолеть массу сложностей для ведения бизнеса на площадке индустриального парка, таких как выделение дополнительных затрат на строительство и подведение коммуникаций, получение разрешений и технических условий, решение вопроса качественного и бесперебойного обеспечения энергетическими и коммунальными ресурсами и т.д.
Некоторые индустриальные парки снабжаются электрической энергией от внешней электросети через подстанцию, но получение технических условий таким способом обходится очень дорого, что весьма ощутимо сказывается на затратах резидентов при размещении своих производств и, как следствие, снижает показатели экономической эффективности бизнес-проектов резидентов. В других случаях частой проблемой для индустриальных парков является полное отсутствие электрической мощности в требуемых пределах, не говоря уже о сроках предоставления и качестве самой электроэнергии. Поэтому, в большинстве случаев, наиболее целесообразным способом получения электроэнергии на нужды индустриального парка является автономный энергообъект, способный одновременно вырабатывать тепловую и электрическую энергию, в полном объеме обеспечивающую потребности резидентов.
В целом, можно выделить основные проблемы индустриальных парков, такие как:
- Дефицит земельных участков с развитой инфраструктурой.
- Высокая стоимость земельных участков.
- Трудности, связанные с переводом земель в другую категорию (6-12 месяцев).
- Проектирование и строительство инженерных сетей (около 12 месяцев).
- Необходимость развития транспортной сети.
- Отсутствие стратегии развития индустриального парка.
- «Пробелы» в действующем законодательстве.
- Административные барьеры.
- Географическая удаленность от рынков сырья, сбыта и трудовых ресурсов определенной квалификации.
Следует отметить, что основная масса вопросов, связанных с инфраструктурным обеспечением индустриальных парков. Поэтому идеальной организационной основой развития индустриального парка является государственно-частное партнерство. Необходимо создание управляющей компании, которая должна оказывать услуги для резидентов и получать за счет этого прибыль. А государство, в свою очередь, может оказать содействие в выделении части инвестиции, которые могут быть направлены на создание инфраструктуры.
Качественный проект индустриального парка позволит инвесторам значительно сэкономить время и минимизировать риски, связанные со всеми этапами реализации их планов. И предлагаемые условия размещения в хороших индустриальных парках должны быть ориентированы именно на эти потребности клиентов. Кроме полного объема инженерных коммуникаций, дорог, резидент должен получать полный спектр обслуживания, начиная с эксплуатационных и коммунальных работ и заканчивая индивидуальным подходом к возникающим потребностям.
Помимо готовой инфраструктуры индустриальные парки должны предлагать налоговые льготы резидентам. Стоит отметить, что льготы могут распространяться только на налоги, формирующие местный и региональный бюджет:
- налог на прибыль;
- налог на имущество;
- транспортный налог;
- налог на землю.
Так, например, в индустриальном парке «Заволжье», расположенном в Ульяновской области, резиденты не платят налог на имущество, транспортный налог и платят пониженный налог на прибыль (на 4,5%).
Необходимо отметить, что государство является одним из наиболее важных партнеров в процессе развития индустриальных парков, так как при определенной государственной инвестиционной политике позволит резидентам получить поддержку в виде:
- строительства объектов инфраструктуры за счет регионального бюджета;
- государственных гарантий;
- субсидий из регионального бюджета;
- компенсации процентной ставки по кредитам.
Выступая гарантом инвестиций у кредитных организаций и субсидируя часть потраченных собственником средств на создание инженерной инфраструктуры, государство получает значительные выгоды, такие как:
- повышение инвестиционного и производственного климата региона, на территории которого расположен индустриальный парк;
- снижение уровня безработицы и социальной напряженности, т.к. каждый объект – это новые рабочие места. И чем больше создается рабочих мест, тем лучше становится общая социальная обстановка в регионе;
- повышение бюджетной обеспеченности за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет.
Создание новых производственных объектов увеличит налогооблагаемую базу, и как следствие, поступление денежных средств как на региональном, так и на государственном уровне. Даже несмотря на налоговые льготы, которые часто предлагаются резидентам, денежные поступления компенсируются за счет налогов, взимаемых с создаваемого вокруг индустриальных парков малого бизнеса.
Таким образом, размещение производственной базы в индустриальном парке с уже подготовленной инфраструктурой позволяет сэкономить от 10 до 40 % стоимости реализации проекта. А если в парке устанавливается еще и особый режим налогообложения, то потенциальная экономия для инвестора может достигать весьма существенных сумм. Важную роль играют и более короткие сроки реализации проекта в рамках индустриальных парков, за счет подготовленных на старте коммуникаций и заинтересованности властей в скорейшем запуске производств.
Хотелось бы добавить несколько слов о международном опыте реализации проектов по строительству и развитию производственных площадок.
В последние годы одной из наиболее действенных форм развития и поддержки в Турции малого предпринимательства стало создание так называемых Организованных промышленных зон (ОПЗ).
Смысл создания таких зон состоит в том, чтобы обеспечить поддержку предприятий малого и среднего бизнеса путем объединения их в мощные промышленные комплексы, не затрагивая при этом их юридической и экономической самостоятельности.
ОПЗ представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни предприятий, осуществляющих свою деятельность на определенной территории (а иногда также - и в определенном промышленном секторе). Основная задача ОПЗ - предоставить располагающимся на их территории предприятиям широкий спектр организационно-технических услуг, за счет чего достигается решение многих проблем.
Как правило, решение о создании ОПЗ принимается на государственном уровне и весь проект, таким образом, обеспечивается поддержкой государства. Затем совместно с заинтересованными организациями и местными органами муниципального управления определяется оптимальное место расположения оргпромзоны, источники финансирования ее строительства (возможно использование как государственных средств, так и прямых частных инвестиций), подрядные фирмы, на которые будут возложены работы по строительству зданий и помещений будущих цехов и мастерских. После завершения строительных работ все эти помещения продаются. При этом иногда помещения покупаются с целью последующей сдачи их в аренду.
Одна из первых ОПЗ в Турции - Зоны кожевенных производств в районе Тузла – объединяет 223 компании, занимающихся выделкой кож, и около 150 фирм, производящих вспомогательные материалы и компоненты для кожевенной индустрии. Зона создана на площади около 6,5 млн.кв.м, из которых под промышленные помещения выделено 2,2 млн.кв.м.
Финансирование строительства инфраструктурных объектов на 90% взяло на себя государство. Из оставшихся 10% треть средств была получена через специальные банковские кредиты, две трети были привлечены из средств самих предпринимателей-кожевенников, которые намеревались разворачивать свое производство на территории Зоны.
Расположение в такой ОПЗ позволяет турецким предпринимателям снижать расходы на закупку сырья, благодаря организации совместных закупок сразу для большого количества предприятий Зоны. Централизованная система водо- и энергоснабжения обеспечивает снижение соответствующих затрат. Наличие в ОПЗ учебных заведений позволяет руководителям предприятий постоянно повышать уровень профессионально-технической подготовки кадров.
Политика, проводимая в настоящее время турецким правительством, направлена на постепенное объединение в ОПЗ подавляющего большинства действующих в Турции предприятий малого и среднего бизнеса. В числе принимаемых с этой целью мер: льготное налогообложение предприятий, создаваемых в ОПЗ или переносящих сюда ранее действовавшие производства, льготное кредитование государственными банками, а также пропаганда ОПЗ как перспективной формы объединения предприятий малого бизнеса.
Государство стимулирует создание и деятельность ОПЗ предоставлением освобождений от ряда налогов для компаний и предприятий, действующих на ее территории.