Главная / Аналитика / Объекты энергосбережения / Система водоснабжения и канализации

Учет воды и снижение потребления. Точка зрения предприятий водоснабжения и водоотведения

С реализацией 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности…» в водопроводно-канализационном комплексе Российской Федерации возникли сложности. "На настоящий момент отсутствует взаимооднозначное соответствие между энерогоэффективностью, энергопотреблением и качеством предоставляемых услуг. Экономия потребителями воды привела к серьёзным издержкам водоканалов. Дальнейшее сокращение водопотребления может привести к деградации систем водоснабжения." Из статьи исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, к.ю.н. Довлатовой Елены Владимировны.

Учет воды и снижение потребления.  Точка зрения предприятий водоснабжения и водоотведения


Значение и ценность воды сложно переоценить. Она обеспечивает жизнедеятельность всего человечества, является неотъемлемым атрибутом здоровья нации, а также способствует стабильности социально-экономического развития государства. Ещё задолго до появления электричества и теплоснабжения, вода была первым коммунальным ресурсом, централизовано распространяемым через самотёчные распределительные системы. Сегодня масштаб водопроводно-канализационного комплекса нашей страны является одним из самых больших в мире: более 5 тысяч организаций, 500 тысяч работников, более 667 тысяч км. сетей, более 45 тысяч насосных станций, более 7,5 тысяч единиц очистных сооружений, более 9 миллиардов кубов воды в год проходит через водопроводную сеть, более 48 миллиардов кубов сточных вод попадает в канализационную сеть.

Сфера водоснабжения и водоотведения считается одной из самых энергоёмких и технологически сложных отраслей жилищно-коммунального хозяйства, поэтому государство уделяет особое внимание вопросам повышения энергетической и экологической эффективности водопроводно-канализационного комплекса. Одними из базовых документов в этом направлении стали Указ Президента от 04.06 2008 года №889 «О повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики до 2020 года» и Федеральный Закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы энергоэффективности в водопроводно-канализационном хозяйстве стали в высшей степени актуальными ещё задолго до принятия рассматриваемого закона. Связано это с тем, что в тарифе предприятий водоснабжения и водоотведения доля электроэнергии составляет более 35%, а приобретать её необходимо по рыночным (свободным) ценам в объеме 100%. Данная ситуация возникла после установления с 1 января 2011 года свободных (складывающихся под воздействием спроса и предложения и не подлежащих государственному регулированию) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ). При этом, с того же года ужесточилось тарифное регулирование отрасли, определяющее всё меньший и меньший возможный рост тарифа, не покрывающий необходимых потребностей предприятий, что приводило и приводит к постоянному росту задолженности водоканалов перед поставщиками электроэнергии. Таким образом, ещё до принятия закона об энергоэффективности многие водоканалы крупных городов активно занимались снижением потребления электроэнергии, внедряя энергосберегающие технологии, и к моменту вступления в силу указанного документа уже достигли определённого предела. Поэтому дальнейшая реализация некоторыми предприятиями ВКХ закона не может быть выполнена, так как отсутствуют возможности для дальнейшего сокращения энергопотребления.

Другой проблемной точкой для предприятий водопроводно-канализационного комплекса стали положения 13 статьи Закона, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Нормы 261-ФЗ дали пространный алгоритм оснащения многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета. Отсутствие практических стимулов у потребителей использовать показания счетчиков для оплаты услуг привело в отдельных местах к саботажу исполнения закона управляющими компаниями и жильцами. Ситуацию усугубила непоследовательность приводимой политики в области нормирования потребляемых ресурсов, что привело к демонтажу уже установленных приборов учета. На этом фоне обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, сталкивается с нежеланием жильцов, что тормозит реализацию Закона.

Очевидно, что наделение водоканалов полицейскими функциями – по меньшей мере, странно.

Разрешение создавшейся ситуации возможно как экономическим стимулированием (повышение платы за услуги, потребленные по нормативу) и административными методами (штрафные санкции за неисполнение законодательства).

Оба подхода имеют свои недостатки и их применение должно предваряться общественными обсуждениями.

Тем не менее, по состоянию на 2013 год приборами индивидуального учёта холодного водоснабжение обеспечено более 15% многоквартирных домов. Ситуация с общедомовыми приборами учёта немного лучше - почти 30%. Эти небольшие цифры в масштабе страны всё же существенно сократили потребление водного ресурса, что самым негативным образом сказалось на производственных процессах предприятий отрасли. Всё дело в том, что активное строительство и развитие коммунальной инфраструктуры, проходившее в 70-80 годах, было ориентировано на большие мощности в связи с ростом и расширением городов. Но по факту планируемое укрупнение населённых пунктов не произошло. Напротив, наблюдается тенденция переселения из малых городов в крупные. При этом в больших городах, в связи с переездом населения из деревень и сёл, объём водопотребления не вырос, а наоборот упал, потому что установка индивидуальных и общедомовых приборов учёта повлияла на сокращение расхода воды потребителями. Например, в некоторых городах наблюдается ежегодное сокращения водопотребления на 3-5%. В итоге сегодня инфраструктура не эксплуатируется в том объёме, в котором она была запланирована. Снижение фактического водопотребления привело к ряду технических проблем:

  • В два раза увеличилось время пребывания воды в трубопроводах, что привело к угрозе вторичного загрязнения питьевой воды и усугубило опасность промерзания сетей;
  • Снижение КПД насосов: оборудование эксплуатируется в неоптимальном режиме подачи.
  • меняется режим работы насосного оборудования (каждый насос имеет оптимальный режим работы, если он эксплуатируется выше или ниже установленного производителем уровня, то происходит его ускоренная амортизация).

Решая эти проблемы, водоканалы вынуждены перестраивать эксплуатационные регламенты работы на станциях и сетях системы водоснабжения. Разрабатываются конкретные программы мероприятий:

  • на водозаборных сооружениях и станциях водоподготовки, там где это возможно, выведены на консервацию целые технологические линии, а там где это невозможно - увеличен объем эксплуатационных работ, касающихся промывок оборудования и технологических комплексов по водоподготовке.
  • на сетях увеличился объем работ, связанных с промывкой и санацией трубопроводов, установлению дополнительных точек контроля качества воды и более учащенному отбору проб, для чего пришлось, в т.ч. перестроить программное обеспечение в автоматизированных точках отбора и контроля качества питьевой воды.

В итоге сокращение потребления воды и снижение объёмов сточных вод способствовало не снижению затрат предприятий отрасли и высвобождению дополнительных средств, а напротив, повышению эксплуатационных затрат и поиску дополнительных инвестиций для модернизации производственных процессов. Другими словами, экономия потребителями воды привела к серьёзным издержкам водоканалов. Дальнейшее сокращения водопотребления может привести к деградации систем водоснабжения.

Наряду с этим экономия воды сократила общий объём стоков, что привело к повышению концентрации загрязнений, поступающих от населения и промышленности. Чем больше объём сточных вод, тем лучше загрязняющие вещества растворяются в них и наоборот. Произошедшая ситуация, когда количество загрязнений осталось тем же, а объёмы сточной воды уменьшились, потребовала от водоканалов приобретение дополнительных реагентов и средств очистки. В итоге предприятия водопроводно-канализационного комплекса снова оказались в ситуации, когда снижение нагрузки на инфраструктуру водоотведения принесло не новые средства, высвобожденные от экономии, а дополнительные затраты на эксплуатационные расходы.

Вывод:

В связи с высокой долей составляющей электроэнергии в тарифе организаций ВКХ (до 40%) и отсутствием каких-либо льгот на приобретение данного энергоресурса, задачи по энергосбережению и энергоэффективности являются в высшей степени актуальными для предприятий отрасли водоснабжения и водоотведения. Между тем, отсутствие баланса между отраслями коммунального хозяйства при покупке электроэнергии (неравномерное распределение цен на энергоресурс для разных отраслей ЖКХ) приводит к существенным альтернативным издержкам предприятий ВКХ, которые связаны с отсутствием: договорных отношений с поставщиками энергии; отсутствием авансовых платежей за электроэнергию; отсутствием возможности возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии. Одним из возможных решений данной проблемы может стать внесение изменений в ПП РФ № 442 от04.05.2012 года, которые позволят распространить принцип отсрочки платежа гарантирующему поставщику за электроэнергию на предприятия ВКХ. Другим вариантом может стать возможность внесения соответствующих изменений в законодательство, позволяющих организациям ВКХ приобретать электрическую энергию по тарифам для населения.

На настоящий момент отсутствует взаимооднозначное соответствие между энерогоэффективностью, энергопотреблением и качеством предоставляемых услуг. В связи с тем, что повышение качества питьевой воды и очистки стоков требует больших энергозатрат, а нормы 261-ФЗ требуют снижения потребления энергоресурсов, возникает явное противоречие между целями предприятия и требованиями законодательства. Для решения этой проблемы необходимо выделить сегменты рынка и сферы экономики, где действие закона наиболее целесообразно, где энергоэффективность не вносит изменения в другие производственные процессы. Другими словами, энергоэффективность должна рассматриваться в контексте других производственных процессов отрасли, в контексте общих целей и задач отрасли.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →