Главная / Аналитика / Программы энергосбережения / Муниципальные

Энергосбережение в бюджетной сфере. Трудности налицо, выход есть.

Еще по теме: Аналитика и мнения экспертов, Энергосервисные услуги

Прошло уже 4 года после принятия закона «Об энергосбережении…», однако, реализуются только точечные мероприятия, да и то наиболее самодостаточными предприятиями. В бюджетной сфере пока полное затишье, несмотря на робкие попытки прокуратуры и Ростехнадзора понудить потенциальных исполнителей к выполнению требований закона. О трёх разработанных ООО "Потенциал" проектах, предназначенных для запуска энергетического сервиса в сфере организаций с участием государства или муниципального образования в статье директора ООО Потенциал, г. Ульяновск, Шингарова Виктора Павловича

Энергосбережение в бюджетной сфере. Трудности налицо, выход есть.

Сегодня состояние дел в вопросах реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения в нашем регионе, как, впрочем, и в целом в РФ, аналитиками признаётся катастрофическим.

Существующий механизм реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения построен исключительно на выделении бюджетных средств.

Сложившаяся схема совершенно не соответствует принципам, продиктованным законом 261-ФЗ «Об энергосбережении …», а также и тем заданиям Президента РФ, данным им в опубликованных поручениях в адрес первых лиц исполнительной власти субъектов Федерации, в которых одной из главных задач регионам следует считать комплексную модернизацию коммунальной инженерной инфраструктуры, выполнение которой должно осуществляться на основе самоокупаемых проектов.

Нетрудно понять, что энергетический сервис в понимании закона 261-ФЗ как раз и является тем элементом, на основе которого должны запускаться другие самоокупаемые финансовые модели. Ведь практически каждая региональная или муниципальная программа энергосбережения содержит всего лишь 20% бюджетных средств и порядка 80% внебюджетных финансовых источников.

Поручением Правительства РФ №1830-р сразу же за выходом закона 261-ФЗ была предусмотрена необходимость разработки новых механизмов, договорных конструкций, создание инструментария для возможности кредитования энергоэффективных проектов. К сожалению, как раз эта область практической привязки закона до сего времени осталась не освоенной, несмотря на то, что Всемирным банком названа величина потенциала энергосбережения России, оценённая им в размере 300 млрд. €.

Прошло уже 4 года, однако до сего времени из состава региональных или муниципальных программ энергосбережения, как правило, реализуются лишь единичные "точечные" мероприятия. Несмотря на робкие попытки прокуратуры и Ростехнадзора понудить потенциальных исполнителей закона к дальнейшим действиям после того как они провели энергообследование, - перейти к разработке и последующей реализации своих индивидуальных программ энергосбережения, тем не менее заметного движения в требуемом направлении не наблюдается, тем более в бюджетной сфере.

Анализ текущей стагнации в сфере энергетического сервиса показывает, что такое состояние будет продолжаться и далее, если только не будут даны ответы на проблемы, препятствующие массовому запуску энергетического сервиса, который должен выполняться на основе унифицированных механизмов, конструкций новых договорных отношений и практического инструментария по привязке разработанных механизмов и конструкций. Для ответа на эти основные проблемы потребуется:

1. найти способ привлечения крупных банковских капиталов для инвестирования программ энергосбережения;

2. кардинально снизить риски инвестора – исполнителя энергосервисного договора (контракта), связанные с погашением заёмного банковского капитала;

3. разработать пакет документов, содержащих практические механизмы и рабочий инструментарий, способный к массовому унифицированному тиражированию.

Разработка решений для этих "трёх китов" оказалась задачей настолько сложной, что до сих пор не нашла решения ни на уровнях субъектов Федерации, ни, тем более, на уровне муниципальных образований. Теперешняя ситуация характерна тем, что никто из потенциальных участников энергосервиса не находит в нём удовлетворения своих интересов:

- банкам не нравится разрозненность заказчиков (инвесторов – исполнителей ЭСД(К)) и незначительность запрашиваемых ими кредитов, а также отсутствие "прозрачности" в схеме погашения кредитов, которая возникает на уровне договорных отношений инвестора-исполнителя ЭСД(К) и заказчика и зависит целиком от финансового состояния последнего;

- инвесторам - исполнителям ЭСД(К) не нравится то, что ему приходится брать на себя все риски, связанные с погашением банковских кредитов, в то же время быть полностью зависимыми от заказчика, от его состояния расчетного счета, и, особенно в случаях, когда бюджетные обязательства заказчика формирует ГРБС. Я сам как руководитель ЭСКО ООО "Потенциал" не раз попадал в такую ситуацию, когда не мог по целому году получить своё вознаграждение за достигнутую реальную экономию;

- заказчикам (прежде всего бюджетным организациям или организациям, связанным с бюджетными ассигнованиями) не нравится, когда его понуждают к рискам, неизбежно связанным с энергетическим сервисом, с этим новым и неизученным видом бизнеса, который не прописан ни в каких регламентах и инструкциях, а если говорить о бюджетных заказчиках, то им и без энергосервиса выдадут требуемые бюджетные средства на оплату ресурсов. И такое будет продолжаться до тех пор, пока существует безнормативная система потребления энергоресурсов.

- поставщикам энергоресурсов не может нравиться всё, что связано с энергосбережением ни в сфере потребления, ни в сфере снижения собственного технологического расхода, так как они давно "раскусили" экономический смысл энергосбережения, который для них это тренд к "энергоразорению".

Таким образом, все участники процесса энергосбережения, выполняемого посредством самоокупаемых энергоэффктивных проектов, реализуемых на основе ЭСД(К), не удовлетворены сложившимся положением в области энергосбережения. Поэтому, не решив проблему "трех китов", можно совершенно точно спрогнозировать тупиковое будущее применения энергосервиса, особенно в сфере организаций, функционирующих в условиях тарифного регулирования, либо с применением бюджетных источников.

Изложенные предпосылки к действиям в области энергосервиса усложняется (и достигла уже высокого накала) еще и тем, что созданная законом 261-ФЗ огромная армия аудиторов останется без работы, если не решить названные проблемы!

Поставленная перед коллективом ООО "Потенциал" задача предусматривала получение конечного результата в форме разработанных механизмов и инструментария, способного к массовому применению, причем, массовое применение должно осуществляться лишь после практической привязки и опробования в условиях опытно- конструкторской площадки.

Результатом трехлетней работы в этом направлении стал разработанный проект "Механизм управления реализацией региональных (муниципальных) программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере организаций с участием государства и муниципальных образований". За основу был взят принцип консолидации всех данных, содержащихся в разработанных объектовых энергетических паспортах, включения их в единые ведомственные (муниципальные) подпрограммы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Казалось бы, не составляет сложности объединить все данные паспортов подведомственных организаций в один общий документ, однако простота оказалась кажущейся. Настоящей проблемой стала проблема передачи функций "снизу – вверх", которая возникла не только от её неординарности, но и из-за отсутствия механизма выполнения отбора эффективных мероприятий, отбраковки некачественных мероприятий, проявляющихся в результате откровенной "халтуры" при проведении энергоаудита, в частности, в оценке затрат, определении эффективности, величины экономии, а также в вопросах совмещения финансовой и технической ответственности в рамках правовых оснований.

Тем не менее, эта задача, а также и схема организации договорных отношений участников (а их получается в схеме 4 участника) оказалась возможной для решения, в том числе и в правовом отношении. Закончено также формирование условий договора поручения со всеми приложениями, в которых установлено Т.З. доверителя, т.е. условия приёма-передачи обусловленных функций от организации – к министерству.

В этом проекте решена проблема первого "кита", так как концентрация существенных условий в ведомственной (муниципальной) подпрограмме позволяет Министерству (муниципальному образованию) заключить с исполнителем ЭСД(К) один договор на все объекты, на всю сумму затрат на реализацию мероприятий, включённых в ведомственную подпрограмму на основании паспортов подведомственных организаций.

Итак, изложенная разработка позволяет снять одну претензию банкиров.

Однако, остаётся ещё одна проблема из претензий банкиров: - это их требования к "прозрачности" схемы погашения кредита, испрашиваемого инвестором - исполнителем ЭСД(К), а также и к необходимости снижения рисков, связанных с неопределенностью, вернее, финансово-экономической несостоятельностью Заказчика. Следует отметить, что этот фактор действует не только в сфере бюджетных организаций, но и для всех хозяйствующих субъектов.

Искомым ответом на проблемы этого "кита" стала разработка так называемой "активной" формы ЭСД(К). Отличительной особенностью такой формы является то, что в ней предусмотрено совмещение инвестором-исполнителем выполнения кроме функции исполнения условий ЭСД(К) также и функций купли – продажи (поставки) ресурсов, выполняемых им по договору купли-продажи соответствующего энергоресурса.

В такой конструкции договорных отношений Заказчик ЭСД(К) в соответствии с законом 261-ФЗ производит в течение всего срока действия ЭСД(К) платежи за потребляемые ресурсы по условиям, действовавшим до заключения ЭСД(К). Вместе с тем сам исполнитель ЭСД(К) производит расчёты за поставляемые региональным поставщиком ресурсы - по фактическому потреблению, определяемому по показаниям приборов учёта. Разница между платежами образуется на счёте исполнителя ЭСД(К) и является фактической экономией. Такая конструкция кардинально изменяет всю процедуру планирования и расходования бюджетных средств, предназначенных для погашения инвестированных исполнителем средств.

Правовая основа такой конструкции договорных отношений изложена в ст. 20 закона 261-ФЗ «Об энергосбережении…», во исполнение которой приказом Минэконразвития РФ «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов» от 11.05.2010 N 174, установлены условия совмещения соответствующих пунктов договора купли-продажи энергетических ресурсов и ЭСД(К). Завершает правовое обоснование "активной" формы ЭСК(Д) Бюджетный кодекс РФ, в котором п. 3 ст.72 установлено, что оплата услуг по энергетическому сервису выполняется средствами, планируемыми и выделяемыми на оплату энергоресурсов.

Разработанная конструкция полностью освободилась от зависимости от Заказчика процедуры погашения затрат инвестора. Более того, при такой схеме ликвидируется коррупциогенность и обеспечивается «прозрачность» схемы погашения инвестируемых затрат.

Эти свойства позволяют обеспечить решение основного требования инвесторов – требования к снижению степени рисков, чем в свою очередь, наконец-то, полностью удовлетворяются претензии банков и достигается мотивация в их участии в кредитовании программ энергосбережения.

Использование разработанных механизмов и конструкций в комплексе позволяет обеспечить массовый запуск энергетического сервиса.

В заключение хотелось бы добавить, что на принципах, изложенных выше, ООО "Потенциал" создало концепцию комплексной модернизации коммунальной инженерной инфраструктуры муниципальных образований, выполняемой на основе самоокупаемых проектов с использованием на начальном периоде ЭСД(К) с последующим их переводом в стадию концессионных соглашений. Именно о таких проектах высказался Президент РФ В.В. Путин по итогам заседания Госсовета от 31 мая 2013 года, по модернизации жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ставя персональную задачу для первых лиц исполнительной власти субъектов Федерации.

К сожалению, не просматривается особая заинтересованность в исполнении этого поручения ни этих лиц, к которым обращался Президент, ни их исполнителей, и, уж тем более, не до всего этого "муниципалам". Надо сказать, что лишь некоторые банки сами как-то пытаются разработать рабочий механизм кредитования региональных программ энергосбережения, понимая перспективную выгоду от освоения приёмов, которые обеспечат им долгосрочные вложения в пока что "мёртвые" многомиллиардные программы энергосбережения и повышения эффективности.

Однако по мнению банков в любом случае одного их желания недостаточно, - потребуется "политическая воля" региона - инициатора опытно-конструкторской площадки. Именно этой составляющей пока не обнаруживается, поскольку запуск энергетического сервиса требует высшей профессиональной квалификации чиновников "топ – уровня", готовых принимать не трафаретные решения.

Кроме того существует такая версия, что поскольку самоокупаемые проекты не требуют от чиновников выделения бюджетных средств, то такие проекты не найдут своего применения. Мнение мерзкое, разрушающее перспективу многих направлений развития нашей экономики, но, к сожалению, на практике оно пока торжествует.

Хотелось бы поработать с инициативными и профессионально подготовленными заказчиками, которые к тому же понимают, что именно такие самоокупаемые проекты не на словах, а на деле смогли бы стать началом вытеснения коррупционных схем и сложившейся системы "откатов", во всяком случае в бюджетных и жилищно-коммунальных организациях.

Шингаров В.П. – Директор ЭСКО ООО "Потенциал", член Экспертного совета Комитета по энергетике ГД ФС РФ, член Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области, Почётный работник ЖКХ РФ, Заслуженный энергетик России, К.Т.Н., профессор.

Конт. тел. 8 8422 675591 или 8 9084794100, e-mail:vpsh_42@mail.ru www.potencial73.ru

 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →