Реклама

номерки для гардероба

Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в странах СНГ

Энергетическая стратегия Украины. О священных коровах и аутсайдерах

Украине очень не просто изменить структуру энергопотребления и приспособиться к новым условиям поставки энергоносителей. Достижение политической независимости прошло бурно, хотя внешних попыток ограничения этой независимости не было заметно. Сейчас на очереди достижение энергетической независимости. Из статьи наших украинских коллег, Андрея Заики и Кирилла Косаковского видно, что решить возникающие продблемы так же будет очень не просто. Дело не в технике и технологиях, дело в экономических отношениях и бюджетных аппетитах. Как все знакомо ...

Энергетическая стратегия Украины. О священных коровах и аутсайдерах

Кабинет министров 24 июля утвердил новую Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 г. Документ с таким же названием существовал с 2005 г., но в правительстве решили разработать новую программу. Мотивировали решение тем, что за истекшие восемь лет в энергетике изменились приоритеты, а для поддержания работы и развития энергетического комплекса требуется больше денег.Старая Энергостратегия предполагала три основных направления развития отечественной энергетики до 2030 г.: нефтегазовый комплекс, атомная энергетика и угольная промышленность. Соответственно этим задачам был разработан инвестиционный план. Из общего объема средств, которые должны были поступить в энергетику в виде частных и государственных инвестиций, почти треть отводилась нефтегазовой промышленности и примерно по одной пятой должно было достаться угольщикам и атомщикам.

За газом в плотные породы

В новом документе в фаворитах по-прежнему нефтегазовая промышленность. Разработчики Энергостратегии ожидают, что до 2030 г. в это направление будут привлечены 562 млрд грн. Основные инвестиции — 316 млрд грн. — достанутся компаниям, которые занимаются (или займутся) разведкой и добычей природного газа. Что неудивительно — ведь одна из задач состоит в том, чтобы к 2030 г. обеспечить добычу в Украине 45 млрд куб.м природного газа, что должно позволить стране на 90% покрыть собственные потребности в нем.

В 2006 г. будущее выглядело значительно скромнее: в старой Стратегии, даже по оптимистическому сценарию, планы собственной добычи газа не превышали 30 млрд куб.м в 2030 г. (при годовом потреблении в 50 млрд куб.м). Сейчас впервые в програмном документе упоминаются добыча сланцевого газа и другие нетрадиционные способы добычи, разработка которых потребует примерно 150 млрд грн.

В Украине еще в мае 2012 г. был проведен конкурс на право заключения и выполнения соглашения о разделе продукции (СРП), которую могут добыть на двух нефтегазоносных площадях. Победителем конкурса на заключение СРП по Юзовской площади стала компания Shell, по Олесской площади — компания Сhevron. Специалисты этих компаний как раз говорили о нетрадиционных методах добычи. Общая сумма инвестиций, заявленная победителями только на геолого-разведочные работы, составляет около 6 млрд грн. Но, вследствие гражданских протестов, которые периодически звучат в местах ожидаемых работ, до сих пор непонятно, когда же инвестиции начнут осваивать. Тем не менее 2,4 млрд грн. в госбюджет компания Shell перечислила еще в прошлом году. Впрочем, отсутствие стабильных и понятных инвесторам правил игры вряд ли добавит желающих вложить средства в эту отрасль.

В качестве примера можно привести ситуацию на украинском шельфе Черного моря. Компания Vanco International, победившая семь лет назад в конкурсе на заключение СРП, ввиду политических скандалов вокруг этого соглашения, а также чехарды учредителей до сих пор не приступила даже к разведке месторождений. Несмотря на такую практику, авторы Энергостратегии ожидают, что общие инвестиции в добычу нефти и газа на шельфе составят 150 млрд грн. Возможно, если шельф будут осваивать с помощью буровых вышек, которые НАК "Нафтогаз України" приобретает за $400 млн (хотя другие компании покупают их за $250 млн), инвестиционный план и удастся выполнить.

Чуть меньше — 140 млрд грн. — потребуется для увеличения глубины бурения и повышения отдачи пластов на месторождениях, эксплуатируемых традиционным способом.

В новой Энергостратегии на 50 млрд грн. уменьшена сумма инвестиций для реконструкции и модернизации газотранспортной системы. Таким образом, в документе учтены изменения, произошедшие с 2006 г. в "газовых" отношениях Украины и России. Хотя 52 млрд грн. для ГТС все же предусмотрены.

Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований (г.Киев; с 2011 г.; 5 чел.), отмечает, что раздел о нефтегазовом комплексе выписан довольно реалистично, во всяком случае, исправлены откровенные ляпы старой стратегии: "В 2006 г. был сделан прогноз, что через четыре года добыча нефти в стране увеличится до 5,1 млн т, а транзит нефти составит 65 млн т. Прогноз оказался провальным: добыча составила 3,5 млн т, а транзит сократился до 29,8 млн т. И продолжает уменьшаться". Новый документ учитывает положение дел в отрасли и предусматривает снижение добычи нефти к 2020 г. до 2,4 млн т с последующим возвратом к 3,6 млн т к 2030 г.,для чего потребуется почти 100 млрд грн. дополнительных вложений. "Хотя это скорее не научное моделирование, а обычный прогноз с учетом сложившихся обстоятельств. Во всяком случае, рецептов никто не дает", — поясняет эксперт.

Гармонизация

Авторы новой Энергостратегии сместили атомную энергетику с почетного второго места по объему ожидаемых инвестиций. Ее место заняла тепловая электроэнергетика. "Удивляться тут нечему, ведь новую стратегию разрабатывал Фонд эффективного управления, основателем которого является Ринат Ахметов, он же — главный акционер компании "ДТЭК", — говорит директор энергетических программ Центра "НОМОС" Михаил Гончар.

Действительно, во вступительной части новой Стратегии указано, что Фонд г-на Ахметова "координировал работу команды по обновлению под руководством Министерства энергетики и угольной промышленности, консультантов McKinsey&Соmраnу и представителей Национальной академии наук Украины" и в конце концов подготовил первую версию обновленной Энергостратегии. Пикантности добавляет и то, что те же консультанты ранее, в 2011 г., разрабатывали для корпорации "ДТЭК" план развития — "Стратегию 2030". Фактически теперь энергосистема страны и крупнейшая частная энергетическая компания будут развиваться по одному и тому же сценарию. Гармонично.

Расщепление атома

Авторам предыдущего варианта Энергетической стратегии виделось, что основными производителями электроэнергии будут АЭС, поэтому к 2030 г. они запланировали построить 11 новых ядерных энергоблоков. Теперь же аппетиты атомщиков умерили, и даже оптимистический сценарий предусматривает новые мощности АЭС в размере только 7 ГВт (фактически семь энергоблоков с реакторами мощностью 1 ГВт). Но если учесть, что оптимистический сценарий Стратегии предусматривает непрерывный рост ВВП на 6,4% на протяжении 16 лет, все это представляется фантастикой.

"Если построят два ядерных энергоблока — уже будет отлично", — говорит Ольга Кошарная, ведущий научный сотрудник отдела энергетической и ядерной безопасности Института проблем национальной безопасности при СНБОУ. В действительности создание двух ядерных энергоблоков предусмотрено в пессимистическом сценарии развития отечественной энергетики. Подразумевается, что это будут энергоблоки №3 и №4 Хмельницкой АЭС, затраты на достройку которых оцениваются в 37 млрд грн. Для привлечения этих средств предусмотрено выделение государственных гарантий (Российская Федерация готова предоставить кредит, если достройка будет проводиться по российскому проекту ВВЭР-1000).

При этом эксперт отмечает, что при строительстве АЭС расходы на создание 1 кВт производственной мощности составляют $1700, а при строительстве ТЭС — $1900. "Но, конечно же, не забыли о том, как обеспечить отечественным шахтам сбыт продукции. Поэтому приоритет отдан именно тепловым электростанциям", — говорит г-жа Кошарная.

Похоже, именно поэтому в новой Стратегии из раздела "Финансовое обеспечение" исключен отдельный пункт "Ядерно-топливный цикл", т.е. создание предприятий по производству собственного ядерного топлива. Теперь эти расходы — 20 млрд грн. (ранее планировали, что на эти цели направят 22 млрд грн.) — включены в общие расходы на АЭС.

На продление сроков работы действующих энергоблоков АЭС и обеспечение их безопасности потребуется около 66 млрд грн., которые планируется обеспечить с помощью "тарифной политики". Для потребителей электроэнергии это означает повышение тарифов.

Таким образом, атомная энергетика по объему инвестиций займет третье место в отрасли с долей в 21,5%. Упоминание "тарифной политики" означает, что потребители также станут инвесторами атомной электроэнергетики.

Отныне в электроэнергетике приоритет отдан ТЭС, для развития которых ожидается привлечение 22,5% общих инвестиций в энергетику (в том числе и средства для развития теплообеспечения). Интересно, что пункт "Теплообеспечение" появился только в новой Энергостратегии. Проблемами снабжения теплом озаботились уже после того, как "ДТЭК" стала владеть более чем 72% акций компании "Киевэнерго" — крупнейшего поставщика тепла в стране. Ранее в Энергостратегии о такой проблеме не думали, хотя тогда прошел всего месяц после аварии в системе теплоснабжения Алчевска, крупнейшей за все годы независимости.

Сквозь зеленые очки

Громче всех свое недовольство Стратегией выражают представители альтернативной энергетики. Они упирают на то, что Украина, как член Европейского энергетического сообщества, взяла на себя обязательства довести долю возобновляемой энергии в энергобалансе страны до 11% к 2020 г.

"Но Стратегия фактически игнорирует выполнение этого обязательства", — возмущается Андрей Конеченков, председатель правления Украинской ветроэнергетической ассоциации (УВЭА; г.Киев; с 2008 г.; 140 участников). По его словам, уже сейчас выданы технические условия на создание новых мощностей на ветро- и солнечных электростанциях, способных производить 7 ГВт, и ожидается, что эти проекты к 2020 г. будут завершены. Но в Стратегии предусмотрено введение к 2030 г. только 6 ГВт новых мощностей в альтернативной электроэнергетике. В результате к тому времени производители чистой электроэнергии обеспечат менее 10% общего производства.

Представители традиционной энергетики, например,отец старой Энергостратегии экс-министр энергетики Иван Плачков (сейчас председатель наблюдательного совета ОАО "Киевэнерго"), уверяет, что даже 6 ГВт — нереальная цифра: "Слушайте, это равно мощности крупнейшей в Европе атомной станции — Запорожской АЭС. Меня никто не убедит, что столько электроэнергии в Украине обеспечат солнечные панели и ветряки, пусть даже самые современные". Но в УВЭА заверяют, что уже к концу этого года мощность отечественной альтернативной энергетики составит 1,6 ГВт. Столь бурное развитие обеспечивает приток инвестиций, которые привлекает выгодный "зеленый" тариф, действующий для "альтернативной" электроэнергии.

"В нашей стране — самые высокие ставки "зеленого" тарифа по сравнению со странами Европы", — говорит министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. Такие cтавки, будучи вице-премьером, лоббировал Андрей Клюев, ряд бизнес-структур которого связан с производителями оборудования для солнечных электростанций.

"При таких условиях к 2030 г. новые мощности в альтернативной энергетике достигнут 14-16 ГВт", — говорит независимый энергетический эксперт Сергей Дьяченко. Но у "зеленой" энергетики есть один минус. Ее производство нестабильно в течение суток и зависит от погодных условий, что негативно отражается на стабильности общей энергосистемы. "Поэтому прирост мощности на 1 ГВт в "зеленке" требует такого же прироста в традиционной энергетике. Причем это должны быть маневренные мощности, какие обеспечивает тепловая генерация", — поясняет Сергей Дьяченко.

Маневр

Маневренные возможности тепловой электрогенерации — одна из причин привилегий для нее. В Энергостратегии очень удобно для нынешних собственников ТЭС составлен график развития производственных активов в этой сфере. На первом этапе предусмотрены модернизация и реконструкция существующих мощностей ТЭС и ТЭЦ для продления срока их работы. Средства на это компаниям-собственникам придется расходовать собственные, но государство должно позаботиться о благоприятной среде для ведения бизнеса и рассчитать экономически обоснованные цены для потребителей электроэнергии, которые обеспечат возврат инвестиций.

По мнению авторов Энергостратегии, государство не должно скупиться и на дополнительные стимулы, для чего следует создавать условия для "повышения привлекательности вложений в отрасль". В первую очередь это касается "более благоприятных условий налогообложения". Если с этим сложится, будут построены новые ТЭС общей мощностью 14 ГВт, что в 2 раза больше того, о чем могут мечтать атомщики, и в 2,5 раза больше того, что предусмотрено для "альтернативщиков". Потребителям электроэнергии, как и потребителям газа, следует учиться экономить. Ведь себестоимость производства и доставки электроэнергии к 2030 г. увеличится на 80% (в среднем на 3% в год).

Тускло светит коногонка

Что касается угольной промышленности, которой ранее отводили третье место с точки зрения требуемых инвестиций (222 млрд грн.), то сейчас планируется, что в будущем даже на солнечные и ветроэлектростанции инвесторы израсходуют больше, чем на шахты (83 млрд грн.). В Стратегии четко указано, что следует провести приватизацию шахт, которая обеспечит к 2030 г. прирост добычи энергетического угля в 1,5 раза (до 58 млн т). Что касается государственного сектора в угольной промышленности, то для него предписано "заморозить" общие расходы государственной поддержки". Бюджетные деньги на техническое переоснащение госшахты получат "только в объеме, который поддерживает стандарты безопасности труда". Вообще, господдержка отрасли будет сокращаться на 20% ежегодно и через пять лет прекратится совсем.

Эксперт — о стоимости

Ярослав Жалило, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований при Президенте Украины (г.Киев; с 1992 г.; 18 научных отделов):

— Энергетическая стратегия у Украины однозначно должна быть. Энергетика является системообразующей отраслью экономики любого государства. Стоимость реализации энергетической стратегии Украины оценили более чем в $200 млрд, но инвестиции в развитие отрасли и должны быть высокими. Ведь Украина — энергозависимая страна, а энергоэффективность экономики находится на низком уровне. Кроме этого энергетика сама по себе является капиталоемкой отраслью. К примеру, за последние два года в развитие возобновляемых источников энергетики в Крыму был вложен 1 млрд грн. И это только один регион, и только одна отрасль энергетики. Могу с уверенностью сказать, что львиную долю инвестиций в рамках реализации Стратегии обеспечат украинские и иностранные частные инвестиции.

Эксперты — ...о дискриминации

Михаил Гончар, директор энергетических программ Центра "НОМОС" (г.Севастополь; с 2003 г.; 17 чел.):

— Стратегия — это не закон, обязательный к исполнению. Это документ, в котором указано, к чему мы должны стремиться и каким образом. Другое дело, что для реализации Стратегии правительство должно принимать отдельные программы. Для того чтобы инвестиции пришли, государству необходимо создавать нормальные условия на энергетическом рынке. Внедрять положения Энергетической хартии, создавать рынок газа и электроэнергии. Одним словом, утверждать четкие, ясные и недискриминационные правила в энергетическом секторе.

...о силе ветра

Виталий Мурашкин, эксперт Ассоциации возобновляемой энергетики "Альтернатива" (г.Киев; с 2007 г.; 8 чел.):

— Предварительная редакция Энергетической стратегии Украины до 2030 г. вызывала много вопросов как у представителей традиционной энергетики, так и у "альтернативщиков". В частности, динамика развития возобновляемой энергетики в Стратегии не достигает уровня обязательств, взятых страной перед Энергетическим сообществом. Страны ЕС планируют довести долю альтернативной энергетики до 20% уже к 2020 г. При этом возможно сохранение таких темпов и в дальнейшем. Так, по оценкам экспертов Всемирного фонда природы, доля возобновляемых источников энергии в Европе к 2030 г. может превысить 40%. Многие страны ставят гораздо более высокие цели — до 49%. Обязательство Украины перед Энергетическим сообществом — довести долю возобновляемой энергии до 11% к 2020 г. В Энергетической стратегии предусматривается увеличение доли электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, лишь до 1,7% (4 из 236ТВт-ч) к 2020 г. и 4,6% (13 из 282 ТВт-ч) к 2030 г. При этом потенциал страны позволяет довести долю возобновляемой энергетики, как минимум, до 30% к 2030 г. Впрочем, паниковать пока рано — программа предусматривает возможность увеличения доли возобновляемых источников.

Источник: http://esco-ecosys.narod.ru

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →