«Предприятия несут дополнительные издержки и затраты. Это сказывается на темпах роста промышленного производства. А закладка увеличенного энерготарифа в цену неизбежно снижает конкурентоспособность отечественных товаров, да и, собственно говоря, делает эти товары дороже и делает их дороже для всех потребителей, то есть в конечном счете для тех же граждан.
Нужно избегать необоснованного роста платежей за электроэнергию для населения и малого бизнеса. И, конечно, нужно создавать серьезные стимулы для того, чтобы расходовать электроэнергию аккуратно, бережно, широко внедрять энергосберегающие современные технологии. Также считаю важным внимательно посмотреть на структуру затрат сбытовых компаний, сетевых организаций. Уверен, что резерв для их оптимизации есть. Оплачивать чужую неэффективность наши граждане и предприятия не должны».
Президент РФ В. В. Путин20 мая 2013 г.
«Имея огромные сырьевые запасы энергоресурсов, мы догнали, а то и перегнали развитые страны по уровню цен на энергоресурсы для предприятий и населения… При наших климатических условиях, протяженности страны, низких доходах и несравнимо более высоких, чем в развитых странах, ценах на продукты питания, лекарства и т. д. все это негативно сказывается и на экономике, и на социальном самочувствии общества. Анализ показывает, что в хозяйственной системе страны выстроены отношения, которые практически исключают реальную конкуренцию. Сложился механизм извлечения прибыли прежде всего за счет постоянного и существенного повышения цен».
III Всероссийская конференция по проблемам государственной ценовой и тарифной политики Торгово-промышленной палаты РФ22 мая 2013 г.
Цены на внутреннем рынке уже обеспечивают повышенную доходность в целом по газовой и электроэнергетической отраслям
( некоторые выдержки из аналитического обзора)
«Многолетний дефицит средств и неплатежи 1990-х гг. создали мнение о хроническом недоинвестировании электроэнергетики и газовой отраслей. И на определенном этапе это было верно.
Сдерживание цен на газ было одним из основных элементов энергетической политики 1990-х гг. Постановлением правительства РФ от 13 июля 1993 г. «О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов» с 20 июля 1993 г. устанавливалась фиксированная оптовая цена газа и надбавка сбытовых организаций, которая ежемесячно индексировалась, исходя из среднего за предыдущий месяц индекса цен на промышленную продукцию с явно недостаточным учётом нужд развития отрасли.
Затем, с 2002 г., Правительство стало ежегодно увеличивать цены на газ. Проведенный в два приема рост цен на газ в 2002 г. составил 38%. С 2003 г. был установлен порядок, при котором Федеральная энергетическая комиссия (ФСТ) разрабатывала, а Правительство утверждало границы роста цен естественных монополий, которые в 2003-2006 гг. устанавливались на уровне 20-23%. Однако цены и рентабельность производства на внутреннем рынке оставались неприемлемо низкими и не обеспечивали необходимых для развития отрасли капиталовложений. В 2007 г. было принято решение о поэтапном переходе к равнодоходным ценам, и ежегодный рост цен в период до 2012 г. составлял по 15-25%.
В электроэнергетике задача сдерживания роста цен для потребителей электроэнергии была впервые поставлена руководством РАО «ЕЭС России» и последовательно реализовывалась в первой половине 2000-х гг. В условиях непрерывного роста цен на газ в электроэнергетике удалось сравнять темпы роста цен на электроэнергию с инфляцией. Однако платой за это стало снижение рентабельности и сохранение низкой инвестиционной активности в отрасли.
Изменение ценовой политики в электроэнергетике в 2007-2008 гг. было обусловлено активной фазой трансформации хозяйственной структуры, сопровождающейся созданием новых компаний и передачей части активов внешним инвесторам. На первый план вышли задачи повышения привлекательности активов отрасли для инвесторов и формирования устойчивого денежного потока для инвестиций и обслуживания привлеченного капитала. Завершение либерализации оптового рынка электроэнергии, внедрение методики RAB-регулирования в сетях, запускпрограммы ДПМ (гарантированной оплаты новых генерирующих мощностей) привели к удвоению среднегодовых инвестиций (в ценах 2010 г.) и удвоению же темпов роста среднеотпускных цен на электроэнергию.
В результате анализ отчетности показывает, что в последние годы рентабельность4 ОАО «Газпром» на внутреннем рынке (даже без учета сверхприбыльных экспортных операций) и средняя рентабельность большинства электроэнергетических компаний намного превосходит уровень рентабельности других отраслей промышленности в России. Так в 2008 – 2011 годах рентабельность ОАО «Газпром» на внутреннем рынке была около 32%. Начиная с 2011 года рентабельность на внутреннем рынке достаточно резко упала примерно до 25%, сравнявшись с рентабельностью электрогенерации. Вместе с тем, из-за несовершенства существующей системы хозяйственных отношений, рыночных и тарифных механизмов, внутри электроэнергетики финансовые показатели отдельных сегментов отрасли существенно различаются. Наряду со высокорентабельными секторами (электрические сети – 40%, атомная генерация - 106% и гидрогенерация – 97%), наиболее проблемным является сектор генерации ТГК – 7%, где низкая рентабельность во многом связана с практикой экономически необоснованного регулирования тарифов на тепло в регионах. При этом производство тепла для населения, как правило, является убыточным и рентабельность обеспечивается на поставках электрической энергии и смежных видах деятельности. Однако представляется, что решать эти проблемы гораздо эффективнее совершенствованием рыночных механизмов, а не за счет ценовой политики, которая в любом случае не сможет исправить образовавшиеся перекосы.
Тезис об особой дешевизне энергоресурсов в России более не актуален: на самом деле, доля расходов на электроэнергию и газ у ряда отраслей российской промышленности уже превысила зарубежные показатели. Низкие затраты на энергоресурсы не являются более конкурентным преимуществом российской промышленности. Более того, они уже достигли той критической черты, после которой начинают ограничивать ее конкурентоспособность.
В 2006-2007 гг. угроза газового дефицита выглядела вполне реалистично на фоне высоких темпов роста внутреннего потребления и экспорта. Однако в последующие годы реальное развитие экономики существенно снизило фактические темпы роста спроса на газ по сравнению с целевыми стратегическими показателями. В последние годы на фоне кризиса, замедления экономики и роста цен, рост внутреннего потребления практически прекратился.
Задача сдерживания внутреннего спроса ради высвобождения газа на экспорт также уже не актуальна в связи с сокращением экспортной ниши: стагнирующие рынки Европы и СНГ просто не готовы воспринимать дополнительные объемы российского газа по ценам, привязанным к нефтяным индексам. Таким образом, экспортная альтернатива внутреннему спросу теперь практически отсутствует.
Начиная с 2008 г. газодобывающие компании вынуждены сдерживать объемы добычи в связи с низкими объемами внутреннего и внешнего спроса. Впору говорить о необходимости стимулировать внутренний спрос, а не ограничивать его искусственно.
Несмотря на то, что принято думать, что рост цен стимулирует энергосбережение, существуют определенные сомнения в справедливости данного тезиса2. Анализ отчетности однозначно показывает, что для России темпы снижения энерго- и электроёмкости ВВП статистически не связаны с ростом цен энергоносителей. Определяющими для снижения энергоёмкости являются темпы роста экономики и объема инвестиций. До 2009 г. экономический рост в стране был во многом обусловлен благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (в частности, на мировых сырьевых рынках), которая позволяла нивелировать негативные последствия удорожания энергоносителей на внутреннем рынке и обеспечить снижение номинальных значений энергоёмкости ВВП.
Приходится констатировать, что прошедший в последние годы форсированный рост цен энергоносителей не дал заметной интенсификации энергосбережения по двум основным причинам. Первая — высокая стоимость капитала и практическая недоступность «длинных» денег, необходимых для серьёзных мер энергосбережения, и вторая — чрезмерная технологическая и правовая зарегулированность процесса оформления прав на их осуществление и, особенно, на получение дохода. Устранение этих барьеров даст гораздо больше для повышения энергоэффективности экономики, чем дальнейший рост цен топлива.»
Более подробно с аналитическим обзором можно ознакомиться в приложении к данной заметке.
Содержание обзора:
РЕЗЮМЕ
Чем мотивировалась необходимость роста цен?
Актуально ли это сейчас?
Многократного отставания внутренних цен от мировых больше не наблюдается
Ограничение роста спроса на газ уже не актуально
Рост цен энергии у нас практически не связан со снижением энергоемкости
Цены на внутреннем рынке уже обеспечивают повышенную доходность в целом по газовой и энергетической отраслям
Но сохраняются искажения межтопливной конкуренции
Зарубежный опыт: стабильные цены на энергоресурсы – одна из важнейших задач энергополитики большинства стран
Почему сейчас можно изменить подход к ценообразованию?
Новые внешние условия для газовых цен
Стабилизация цен на газ и замедление спроса позволяют стабилизировать цены на электроэнергию
Результаты сценарного анализа: исследование влияния сдерживания роста цен на экономику страны
Расчетные сценарии
Влияние сдерживания цен на компании газовой отрасли
Влияние сдерживания цен на финансовые показатели электроэнергетики
Влияние на основные макроэкономические показатели
Влияние отмены перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии на макроэкономические показатели
Оценка масштабов и динамики снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике