Реклама

голографические наклейки на документы

Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергоаудит

Обязательный энергоаудит в бюджетной сфере. Итоги вкратце

Еще по теме: Федеральные мероприятия

28 ноября в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся Круглый стол по обсуждению итогов проведения обязательных энергоаудитов в бюджетной сфере. Директор НП СРО «Гильдия энергоаудиторов» Банников В.В. представил сайту «Портал-Энерго» материалы проведенного мероприятия и принятое совещанием решение. Из материалов совещания: «обследование проведено в 35 – 38% всех организаций и учреждений, для которых обследование было обязательно, всего 10-12 % этих паспортов принято и зарегистрировано Минэнерго России. Т.е. всего 3% качественно выполненных работ».

Обязательный энергоаудит в бюджетной сфере. Итоги вкратце

Проект Обращения профессионального сообщества в области энергетических обследований по формированию

«Системы стимулирования энергосбережения. Перехода рынка энергетических обследований от регистрации паспортов к модернизации энергопотребляющего оборудования»

Данные Предложения разработаны по итогам проведения:

«Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетических обследований, энергоаудиторских и энергосервисных компаний», 22.11.2013, г. Москва;

Круглого стола «Оценка исполнения требований по проведению обязательных энергетических аудитов в бюджетной сфере», 28.11.2013, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.

История развития рынка энергетических обследований с 1996-2013 гг.

История энергетического обследования (энергоаудита) в современной России началась с принятия Закона №28-ФЗ в 1996 году. Несмотря на отсутствие обязательности энергетических обследований, в примененные в законе административные рычаги, в период с 1997 по 2004г.г. позволили профессиональному сообществу, разработать НТД включая ГОСТы по энергоэффективности и энергетический паспорт промышленного потребителя, а также Энергетический паспорт предприятий ТЭК России. В этот период проведением обследований занимались по большей части те, кому оно было нужно, что в результате отразилось на качестве обследований.

Вступившим в силу законом №261-ФЗ, был сформирован новый подход к энергетическим обследованиям, а именно обязательность обследования для государственных и муниципальных учреждений, регулируемых организаций, энергоемких предприятий, но результатом обследования как вытекает из определения данного в самом законе, стал являться паспорт потребителя, что и предопределило вектор развития рынка энергоаудита, а именно заказа не энергообследования, а зарегистрированного в Минэнерго России паспорта.

Итогом стало: обследование проведено в 35 – 38% всех организаций и учреждений, для которых обследование было обязательно, всего 10-12 % этих паспортов принято и зарегистрировано Минэнерго России. Т.е. всего 3% качественно выполненных работ.

Профессиональное сообщество ознакомившись с предлагаемыми изменениями в НПА, выражает свою озабоченность, поскольку предлагаемые изменения хоть и были нами предложены в 2011 году, за прошедший период претерпели кардинальные изменения, потеряли свою актуальность, и в существующей редакции не изменят сложившуюся ситуацию.

Предлагаемые изменения не предусматривают механизмов привлечения в сферу энергосбережения инвестиций. За прошедшие 4 года, несмотря на обязательность энергетических обследований, отсутствие механизмов финансирования предлагаемых мероприятий, уже привело к полному провалу государственных задач в области энергосбережения.

Профессиональное сообщество предлагает:

1. Введенный в закон №261-ФЗ принцип обязательности энергетических обследований должен быть сохранен на законодательном уровне, и по мере очевидной необходимости законодательно и/или нормативно совершенствоваться с учетом отечественного и мирового опыта.

Но необходимо изменить цель проведения энергетического обследования. Без комплексного подхода и анализа энергопотребления хотя бы на уровне муниципального образования, ни энергоаудит, ни внедрение энергосберегающих технологий не принесут должного экономического эффекта. Энергетическое обследование (энергоаудит) - регулярное исследование объектов производящих, транспортирующих и потребляющих энергетический ресурс с целью получения достоверных данных о потреблении энергетических ресурсов, анализа их энергетической эффективности, разработки предложений по модернизации, расчета экономического эффекта и сроков окупаемости.

2. Предлагаемые изменения в Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении …» в части обязательности написания отчета по итогам проведения обследования и предъявления к нему требований, необходимо из законопроекта исключить! Данное положение только усугубит положение на рынке. Энергоаудиторская деятельность является творческим процессом, зависящим от опыта и квалификации лица его осуществляющего, излишняя регламентация, приведет к очередному формализму в написании документов. Как только появляется формализованный документ, требования к уровню квалификации лица его заполняющего резко падают, и наоборот сильно возрастает требование к квалификации лица его проверяющего. Таким образом, введение в закон новшества об обязательности отчета, с предоставлением Минэнерго России прав по предъявлению к нему требований, приведет к тому, что суть энергоаудита перейдет из творческого процесса, в контролируемый процесс. Попытки Минэнерго России взять на себя контролирующие функции в части достоверности данных полученных по результатам энергетических обследований, уже привели к искажению профессионального рынка. Конкуренция между участниками профессионального сообщества из качества применяемых стандартов и квалификации кадров, перешла в плоскость количества одобренных Минэнерго России паспортов;

3. Профессия «энергоаудитор» должна быть стандартизирована в соответствии с Порядком разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, устанавливаемым Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в соответствии с федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона «О техническом регулировании»);

4. Все саморегулируемые организации в области энергетического обследования должны работать по единым базовым стандартам и правилам: стандарты проведения обследования, контроля качества, раскрытия информации, ценообразования, аттестации и переаттестации сотрудников и другие установленные частью 4 статьи 18 закона № 261-ФЗ.

На сегодняшний день крупнейшие СРО в области энергетических обследований, уже начали работу по переходу к единым стандартам, утверждение единых стандартов предполагается на осуществить на Общих собраниях СРО в первом квартале 2014 года.

Предлагаю обсудить проведение единого общего собрания членов СРО в середине февраля 2014 года (Банников В.В. СРО-Э-007).

5. Минэнерго России необходимо создать при Департаменте энергоэффективности и ГИС ТЭК экспертный совет из представителей СРО для разработки предложений повестки дня очередных (внеочередных) общих собраний СРО и проектов соответствующих решений;

6. Рассмотреть возможность создания фонда энергоэффективных решений, с целью оценки и распространения энергоэффективных решений, предоставления заинтересованным лицам получить информацию не только о предназначении решения, но и о расчетах показателей эффективности, сроков окупаемости.

7. Назначить единый федеральный уполномоченный орган по управлению энергетической эффективностью. Просить Минэнерго РФ обратиться в Правительство РФ с просьбой о получении разъяснений по данному вопросу.

8. Законодательно закрепить обязательность энергетического обследования зданий и сооружений, а также многоквартирных домов при приеме в эксплуатацию, вывода в кап. ремонт и реконструкцию, смене собственника.

9. Внести изменения в закон №261-ФЗ в части передачи функции установления индекса энергетической эффективности оборудования от производителя и импортера, к энергоаудиторам.

10. Законодательно закрепить снижение стоимости энергетических ресурсов для МКД с высоким и средним классом энергетической эффективности.

11. Запретить муниципальным и государственным учреждениям, а также организациям с их участием арендовать помещения в зданиях с низким классом энергетической эффективности.

--------------------------------------------------------------------------------

В ходе проведения Круглого стола состоялась оживленная и очень интересная дискуссия по обсуждаемым проблемам. Выступления и замечания всех участников стенографировались. Стенограмма получилась довольно объемная, поэтому приводим ее полностью в приложении к данной заметке.

19.12.2013  |  Энергоаудит
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →