Не смотря на то, что ситуация в области энергетических обследований уже всем известна, считаю необходимым вернуться немного к истории энергетических обследований в России и создания СРО в области энергетических обследований (далее по тексту СРО), и привести несколько всем известных данных.
История энергетического обследования в современной России началась с принятия Закона №28-ФЗ в 1996 году. Несмотря на отсутствие обязательности энергетических обследований, в законе применены административные рычаги, в период 1997-2004г.г. были разработаны НТД включая ГОСТы по энергоэффективности и энергетический паспорт промышленного потребителя, а также Энергетический паспорт предприятий ТЭК России. В этот период по большей части на базе энергетических компаний и корпораций возникло около 40 компаний по всей России.
В этот период проведением обследований занимались по большей части те, кому оно было нужно, что в результате отразилось на качестве документов, в этот период было подготовлено много тех регламентов для промышленного сектора. Именно в этот период была сформирована база энергосберегающих технологий в ряде серьезных заказчиков как Газпром, РАО ЕЭС, Транснефть Металлургия, и т.д.
К сожалению, большая часть наработанных материалов так и не была учтена при подготовке нормативно-правовых актов под Закон №261-ФЗ.
В середине двухтысячных в России появилась первая система добровольной сертификации энергоаудиторов. Дав новый толчок для подготовки регламентов в области энергообследований, в дальнейшем система себя дискредитировала формальным подходом и прямым сбором денег с энергоаудиторских компаний.
История создания СРО, начинается с вступления в силу Закона №261 ФЗ, которым было предусмотрено, что деятельность в области энергетического обследования вправе осуществлять только члены саморегулируемых организаций. С этого момента, и начали формироваться первые некоммерческие партнёрства, которые спустя почти год получат статус саморегулируемых организаций.
На момент вступления в силу Закона №261-ФЗ как таковых партнерств и объединений не было, были центры добровольной сертификации, в которых имелась информация об организациях в т.ч. осуществляющих деятельность в области энергосбережения.
С этого момента и началась конкуренция между Партнерствами за объединение организаций, с целью получения статуса СРО. Следует отметить, что конкуренция была искусственной. Побеждали в борьбе не те Партнерства, которые разрабатывали внутренние стандарты и правила, а те кто либо находился в первых строчках поисковиков, либо проводил обучение в области энергетических обследований.
В первом квартале 2010 года, наметился большой всплеск вновь образованных энергоаудиторских организаций, и это несмотря на то, что в стране не было ни одного СРО, не было предусмотрено финансирование проведения энергообследований, только набирал обороты рынок оснащения учреждений приборами учета. Тем не менее, в этот период создается порядка 15 % всех зарегистрированных энергоаудиторских организаций.
В июле 2010 года, вступает в силу долгожданный приказ Минэнерго России №283 от 22 июля 2010 года, о требованиях, к документам Партнерств, претендующих на получение статуса СРО. А 06 августа 2010 года были зарегистрированы первые СРО. Т.е. за 15 дней были сформированы документы, по требованиям Приказа Минэнерго.
Требования к документам по большей части носили формальный характер, никто не рассматривал их содержание, а между тем в тех документах, которые представлялись в Минэнерго, содержались требования и правила поведения на новом рынке. Достаточно было посмотреть на правила оформления паспорта, чтобы не выдавать статус СРО.
Тем не менее, в России появились новые СРО, а осенью рынку энергообследований был нанесен первый удар, в виде смены руководства курирующего департамента Минэнерго России. К концу 2010 года в стране уже существовало 48 СРО, а в начале года стало понятно, что требования к паспорту энергетического обследования, как и сам паспорт, требуют глубокой проработки и внесения изменений. Эта работа проводилась до августа 2011 года, сам документ был подготовлен, но рынку нанесли еще один удар, повторно поменяв руководство курирующего департамента.
К этому времени, СРО между собой начали конкурировать количеством проведенных энергетических обследований и переданных в Минэнерго России паспортов. О регистрации пока речи не было, в Минэнерго в этот период не была настроена система проверки паспортов. А когда проверка началась, то оказалось, что в Минэнерго нет понимания паспорта, как нет и требований к оформлению. Письма об отказе в регистрации, были предметом бурного обсуждения и насмешек, когда в одном и том же письме по нескольким паспортам в отношении одного и того же показателя указывались абсолютно разные ошибки. Именно в этот момент, энергетическое обследование перестало быть энергетическим, рынок был захвачен торговлей бумагой с названием энергетических паспорт. Государственные и муниципальные учреждения, не имея денег на внедрение, обращались с запросом о выдаче документа «энергетический паспорт» без проведения обследований. А те, кто, все таки пытался в рамках федеральных и региональных субсидий все таки получить результаты энергообследований, попадали в ловушку устроенную Законом №94-ФЗ, где побеждал не опыт и не квалификация, побеждала цена.
Осенью 2011 года, после назначения нового руководства департамента, появляется первая позитивная новость. Обещанная субсидия в 5 млрд. рублей все таки будет направлена в регионы. Субсидия действительно была направлена в середине декабря 2011 года, за 10 дней до закрытия финансового года.
Вот в таком положении Россия вышла на финишную прямую, встретив 2012 год - последний год обязательного энергетического обследований с 126 ю СРО в области энергообследований, новым руководством департамента ранее энергоэффективностью не занимавшимся, отсутствием требований и рекомендаций к энергетическому паспорту, отсутствием возможности подачи энергетического паспорта в электронном виде.
Размеры бедствия стали понятны уже в марте. Когда СРО стали передавать энергетические паспорта, зарегистрированные в декабре 2011 года. При этом паспорта сдавались исключительно на бумаге. Кто то направлял коробками, кто то камазами.
В 2012 году конкуренция между СРО вышла на новые рельсы, а именно по количеству зарегистрированных в Минэнерго паспортов.
В конце ноября 2012 года Минэнерго России опубликовало рекомендации по заполнению паспорта, а с конца декабря СРО получили возможность сдачи паспортов в Минэнерго посредством направления электронных копий.
Вот так прошли 2,5 года, выделенных для обязательного энергетического обследования.
Статистика выполненных объемов ужасающая. Помимо того, что за этот период было обследовано, чуть больше 35% всех организаций и учреждений, для которых обследование было обязательно, всего 10-12 % этих паспортов принято и зарегистрировано Минэнерго России. Т.е. можно говорить всего о 3% более менее качественно выполненных работ, и это при том, что за этот период было создано более 150 СРО. По закону СРО это объединение профессионалов, которые должны разработать внутренние нормативные документы для регламентации работ.
Можно констатировать, что регламентов разработано не было.
Что происходит сейчас? Энергоаудиторы привыкшие делать «Паспорта», за не имением постоянных дешевых заказов, более не осуществляют деятельность в области энергообследований и соответственно выходят из СРО, которое лишаясь дохода от членских взносов и, не имея внутренних стандартов качества, в конечном итоге либо закрывается, либо замораживается. В любом случае вопрос выживания, для СРО на сегодняшний день стоит очень остро. Но в тоже время, если сейчас закрыть СРО в области энергетических обследований, государство потеряет рычаг продвижения энергосбережения.
На мой взгляд, выбор саморегулирования в области энергосбережения в стране в которой отсутствуют технические стандарты по энергоэффективности не было ошибкой, ошибкой стало излишняя скорополительность и постановка не выполнимых задач. Кроме этого в законе №261-ФЗ изначально содержались ошибки, которые привели к нынешней ситуации. Это и системная ошибка по написанию программ энергосбережения до проведения обследования и оснащения приборами учета, и отсутствие полномочий у регулятора по утверждению требований к документам СРО, это отсутствие ответственности за неисполнение и некачественное исполнение работ.
Что можно сейчас сделать?
На сегодняшний день несколько СРО обеспокоенных ситуацией на рынке, начали предпринимать попытки совместного выживания.
Родилось несколько идей. Это и создание союзов который объединит профессиональных энергоаудиторов, и создание клуба СРО в котором будут утверждены единые стандарты, а СРО джентельменским соглашением про гарантируют друг другу исполнение принятых документов.
Но на мой взгляд этого не достаточно. В современных реалиях, СРО на самом деле обладает информацией, в которой заинтересованы энергосервисные компании.
Что если сделать результатом энергетического обследования не паспорт, а отчет (интеллектуальную собственность) которую приобретает не Заказчик, а СРО? Т.е. заменить плательщика Заказчика на Плательщика СРО? В таком случае СРО самостоятельно сможет установить разумные пределы стоимости энергетического обследования, поскольку владеет техническим заданием, и в конечном итоге, рискуя своими деньгами, по определению не сможет принять работу. Значит, вопрос с качеством обследования будет решен, а результат обследования СРО может продать энергосервисной компании за процент от экономии после реализации последней энергосервисного контракта.
Именно на этих вопросах было разработано предложение по созданию несколькими СРО Банка энергоэффективных решений. Наполнение банка энергоэффективными технологиями происходит за счет производителей и импортеров, СРО же в свою очередь будут являться экспертной организацией по определению эффективности предлагаемых технологий. Члены СРО, участвующие в формировании банка, получают доступ к информации о существующих технологиях, и имея возможность работы с Заказчиками предлагают последним свои услуги. Заказчик, не платя за обследование, предоставляет энергоаудитору возможность обследования комплексно. Итогом такого обследования будет расчет внедрения известных энергоаудитору технологий на конкретных объектах, с существующими рекомендациями по расчету экономии и срокам окупаемости.
Собственником отчета в таком случае станет именно СРО. И в свою очередь предложившее ЭСКО реализовать проект, за который оно отвечает в т.ч. своим компенсационным фондом.
В конечном итоге, при реализации такой схемы проведения энергетического обследования, все заинтересованные стороны получают свои возможности. Производители получают возможность адресного предложения своих разработок, энергоаудитор получает информацию о последних разработках, а ЭСКО и участвующие в энергосервисных контрактах банки получают достоверные расчеты.