Россия готова поставлять в Европу газ и прочие энергоносители в еще больших объемах, нежели сегодня. Однако на пути часто стоят необоснованные, с точки зрения реальной практики, ограничения и барьеры. Речь о Третьем энергопакете, содержащем пункты, которые российская сторона принять не может. Впрочем, вряд ли бы и другие на нашем месте согласились на оторванные от практической действительности условия. Такие, к примеру, как продажа или деление своих транспортных активов - газопроводов и хранилищ. Сомнительно, что нашлись бы и те, кто откажется добровольно от контроля за голосующими акциями...
Неосновательные требования заставляют искать поддержку у тех, кто готов относиться к делу более реалистично.
Подробно о предстоящей встрече российских и немецких парламентариев, альтернативных вариантах при поставках энергии и энергоносителей в интервью с председателем Комитета Госдумы по энергетике Иваном Грачевым.
- Иван Дмитриевич, давно ли идут переговоры о создании отдельной парламентской рабочей группы с Германией? Есть ведь уже Межпарламентская рабочая группа Россия-ЕС по энергетике…
- Принципиально о таком намерении мы договаривались в мае прошлого года на совместном энергетическом форуме в Берлине. Немецкая сторона с готовностью выделила 12 депутатов. То есть наши партнеры еще до сентябрьских выборов в Бундестаг высказывались твердо за совместную группу. Мы тоже в короткий срок подготовили свой список на базе Комитета по энергетике, в который вошли и члены Комитета по международным делам. Решение со стороны Государственной Думы Российской Федерации принято. Надеемся, что выборы позицию немецкой стороны не поколебали. Коалиция у них сложилась, теперь ждем от них официального подтверждения.
Первое заседание состоится в 20-х числах января.
Что касается Межпарламентской рабочей группы Россия-ЕС – там работа тоже продолжается. Просто для реального достижения цели, диалог должен расширяться…
- Все же, почему именно Германия?
- Моя точка зрения, она старинная. Ключевая страна в Европе, как бы кто к этому факту ни относился – это Германия. И многие решения в значительной степени определяются именно этой страной. Так будет и когда в Европе сформируют единое экономическое правительство - там вес Германии еще более усилится.
Кроме того, существует огромная положительная традиция наших взаимоотношений в сфере энергетики. В холодную войну советский газ прибывал как по часам, с их стороны тоже все железно выполнялось. Ну а кроме того Россия и Германия – это две страны со схожим историческим опытом. И никогда в будущем, я думаю, не дадут никому себя столкнуть на каком-либо поприще.
Поэтому, на мой взгляд, есть многочисленные основания для того, чтобы специально задействовать в этом диалоге одну из ключевых стран Европы.
- Вероятно, учитывается и фактор, что они, как правило, реалистичнее остальных?
- Да, конечно. Возможно публично об этом мало говорится, но большинство крупных немецких энергетических фирм критически относятся к европейской политике в части Третьего энергетического пакета. Ну, например, я ни одной крупной немецкой компании энергетической не знаю, которая бы считала, что это возможно – ветряками и солнечными установками заменить 40 или 80 процентов энергетики Европы.
Ставка на возобновляемые источники энергии себя не оправдывает. Конечно, доля их в энергобалансе растёт. Но я не раз говорил, что если показатель реально приблизится к 40 процентам – многим энергоёмким отраслям придётся туго. Сейчас в Германии крупные предприятия платят за один киловатт-час в два раза больше американских конкурентов. И на том, майском энергофоруме в Берлине, где принимали участие видные представители политики и бизнеса, озвучивались цифры в 22 европейских центов за «солнечный киловатт». А в мире между тем вторая волна индустриализации.
- Я помню разговор, после майского форума. Выходом вы тогда называли долгосрочные соглашения с Россией.
- Об этом мы и будем вести диалог в совместной Германо-Российской депутатской группе.
Наши партнеры из ФРГ всегда четко следуют базовой идее, что если мы обсуждаем энергетику - никакие иные вопросы, кроме профессиональных, не привносятся. Диалог с ними предметен и никогда не размыт.
- То есть, парламентский диалог, как я понимаю, будет расширяться?
- Позиции России абсолютно экономически обоснованы. И всегда, когда начинаешь обсуждать проблему с точки зрения экономических выгод, наших или чужих – находишь сторонников. А раз сторонники есть среди деловых кругов, то они обязательно будут и среди парламентариев…
- Вы отмечали, кстати, в этом отношении, также и японцев…
- Безусловно, очень похожее отношение к делу. У нас с Японией нет даже мирного договора, но и там энергетики, и даже политики, связанные с экономикой – разделяют такой, именно прагматичный, подход. Один раз была попытка заговорить про острова, но когда я попросил не выходить за рамки профессионального диалога, мгновенно она была прекращена. Еще бы я сюда добавил и Южную Корею…
Премьер Японии Синдзо Абэ с деловой настойчивостью повторяет, что «желал бы ускорить наступление того момента, когда Токио подпишет мирный договор с Москвой». Говорил он об этом и во время своего недавнего выступления на открывшейся 186-й сессии парламента в Токио.
Мы не раз сообщали о встречах российских и японских депутатов, в ходе которых обсуждались проблемы сотрудничества наших стран в энергетике.
Придадут ли новые инициативы главы правительства Японии толчок взаимному сотрудничеству?
- Обратите внимание, премьер Японии выступил с этим в своей программной речи. То есть он демонстрирует, что готов, в определенной мере, брать на себя даже политические риски – известно ведь, в парламенте Японии не так легко по указанной теме заручиться поддержкой. Там есть и люди, у кого на этой риторике построена, по сути, политическая деятельность. Стоит серьезно поработать, в том числе на уровне обоих парламентов, четко доводя мысль о приоритете взаимной потребности в сотрудничестве над всем, что этому мешает. Именно такую мысль мы и пытались донести японским коллегам при встречах и в апреле прошлого года, и ранее. Отсутствие мирного договора действительно мешает. Тогда есть два варианта: обсудить и подписать его, если это достижимо, а если невозможно - воспользоваться принципом одного известного восточного политика: «Задача слишком сложная, оставим ее следующим поколениям, и займемся всем остальным».
- Политик не японский?
- Нет. Но практика показывает, что и в Японии находятся люди с трезвым подходом и прозорливостью.
- Тому видимо есть сегодня причины?
- Дешевле, чем у России, нигде наши японские партнеры не получат электричество и чистый газ (а нужны сотни миллиардов кубометров). Для наших соседей это доступней и проще всего. Все остальные варианты дорогие и сложные. По транзиту условия там просто несопоставимые - есть разница, с Сахалина доставлять или с Катара… Тогда, если мы на самом деле прагматики и здравые люди, нужно потихоньку устранять все, что тормозит процесс, усиливающий объективно и японские позиции, и российские.
- Кстати, новый японский премьер меняет и направление в экономике…
- Вашингтонский консенсус, либералы, с их макроэкономической стабилизацией, загнали Японию на 20 лет в полный застой. Стабильность была во всем, кроме роста производства. А сейчас страна снова идет в рост.
- А что еще мешает нашему сотрудничеству в энергетике?
- На Востоке, как и в Европе, существует иллюзия, будто России некуда будет деваться, и она в любом случае пойдет на договоренности. Однако у России-то как раз вариантов много. Есть Южная Корея, есть Китай, за ним и Индия - тоже будет нуждаться в огромном количестве ресурсов, которые ей негде взять. В этом смысле у нас всегда есть выбор – газ и электричество необходимы всем. Но объективно, из технологических соображений, нам выгодней сотрудничать в первую очередь с Японией и Южной Кореей. Потому что в инженерном отношении, с точки зрения технологий, они выше нас. И пока гораздо выше Китая. Это факт, от которого никуда не уйдешь. И договорись мы тут – мог бы быть настоящий прорыв…
- Какие совместные проекты вы считаете первоочередными?
- Вещественным проявлением нашего сотрудничества могут стать газохимические комбинаты на нашей территории. Их можно построить в Южной Якутии или даже ближе к самой Японии. Ну а план-минимум – поставки сжиженного газа…
Вопросы задавал Анвар Тавобов