Энергосервис воспринимается в качестве эффективного инструмента для гарантированного обеспечения экономии при проведении мероприятий по энергосбережению. К сожалению, до сих пор законодательство не дает четкого определения энергосервиса с учетом специфики реализации энергосервисных контрактов в различных сферах деятельности, в бюджетной в частности. Эта неопределенность самым серьезным образом тормозит весь процесс энергосбережения в России. Об этом в статье к.т.н., заслуженного энергетика РСФСР, Председателя Экспертного Совета СРО «Энергоэффективность», г. Екатерибург, Щелокова Якова Митрофановича

Энергосервис – это работа, а не товар!

21‐23 ноября 2013 года по инициативе Минэнерго РФ и Правительства Москвы прошел Второй международный форум «Энергоэффективность и энергосбережение. ENES 2013».Состоялось высокое, на предельном уровне возможного, представительство участников из всех современных сословий: банкиры, олигархи, чиновники федеральные и региональные, академики, энергетики всех уровней и даже представители «нового» сословия в составе энергоаудиторов и специалистов по энергосервисным услугам.

Что впечатлило?

Это, конечно, знаковый видеоролик, показанный участникам, – исключительно выразительный на контрастах, как по содержанию, так и звуковому оформлению: иссякла батарейка – это кромешная тьма, есть очередная батарейка – это значит, что только энергия определяет прирост экономики. Все это конечно верно, если эта батарейка в руках только «истинных», кем‐то назначенных энергетиков. А для других это энергетическое устройство уже определяется не иначе, как «технологическое присоединение» да еще с доступом в десять этапов. Но, так ли уж здесь все однозначно, если представить себя вдруг в виде какого‐то виртуального и безадресного «королевства»?

Обратимся к одной из многочисленных в Европейском Союзе обязательных энергетических Директив на пятьсот страниц, где повествуется о «наилучших доступных технологиях» (НДТ). В том числе и таких НДТ, которые вынуждают заниматься энергоэффективностью. Это специальный справочный документ «горизонтального» характера, посвященный общим методам обеспечения энергоэффективности, вне зависимости от конкретной отрасли. То есть, он для всех, в том числе и самых энергоемких. Так вот, цель данных Директив «…устранение непосредственной связи между экономическим ростом и энергопотреблением, способствующее устойчивому развитию». Иначе говоря, иссякла, или не иссякла батарейка, экономика со своим приростом разберется сама. И как бы нет уже обязательной необходимости вступления в клуб «истинных». Эти Директивы ЕС в РФ введены в качестве национальных стандартов, т.е. также для всех, например, ГОСТ Р 54097‐2010.

Однако, несмотря на предоставление нам национальным стандартом таких потенциальных возможностей, как‐то тревожно сразу после прокрутки вышеупомянутого видеоролика прозвучал тезис ведущего на Всероссийском совещании энергоаудиторов о возможном сужении рамок обязательности энергетических обследований. И складывается оригинальный возможный расклад: при стандартизированной обязательности наилучших доступных технологий обеспечения энергоэффективности состоится неизбежное сокращение обязательности энергетических обследований. В этой ситуации очевидной становится хотя бы обязательность развития работ по энергосервисным контрактам. Насколько это возможно?

Итоги попыток разворачивания энергосервисных работ широко известны.

1. В рамках существующего закона 261‐ФЗ нельзя реализовать контракты в формате энергосервиса. Сейчас работают иные финансовые схемы – отсрочка платежа, лизинг и др.

2. Существующие в 261‐ФЗ и предлагаемые в законопроекте № 104515‐6 дополнения,сохраняют, а возможно, и добавляют неопределенности в статусе энергосервиса.

Попытаемся это показать.

261‐ФЗ, статья 21 и законопроект № 104515‐6 в статье 21 содержат весьма спорный тезис: «энергосервисные контракты бюджетных учреждений заключаются и оплачиваются в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов». С 2014 года это будет 44‐ ФЗ от 05.04.13. Но в 44‐ФЗ отсутствует определение понятия «энергосервис», хотя и есть статья об энергосервисных контрактах. А это, на наш взгляд, не одно и то же в рамках действующего законодательства. Гражданский кодекс (ГК), статья 527: «государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов…». Но как можно комплексные энергосервисные работы представить как поставку товара, где все сводится к формуле: «купи‐продай, но деньги вперед». В энергосервисе же совсем другая формула контрактных взаимоотношений: «экономия вперед, а потом…».

261‐ФЗ, статья 2 дает определение: «энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком». В Гражданском кодексе, ст. 702, подобные «действия» называются подрядной работой. Энергосервис нередко связан с работами типа проектных, строительных и т.п., т.е. это есть «подрядная работа». Но при энергосервисе не реже нужны и работы типа аудиторских, консультационных, по обучению, а это есть «услуги», которые выполняются по договору возмездного оказания услуг, см. статью 779 ГК. А правовое регулирование договора возмездного оказания услугопять же ведется в соответствии с общими положениями о подряде, см. ст. 783 ГК. То есть, энергосервис и есть «подрядная работа», в которой разрешается возмездное оказание услуг. И не могу воздержаться от комментария, что в СССР это было очевидным для всех, начиная от чиновников, юристов и заканчивая исполнителями этих подрядных инженерных услуг, работ.

Далее, 261‐ФЗ, ст.21 энергосервис относит к «законодательству о размещении заказов», т.е. в соответствии с параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса – это товар, статья 527 ГК. Но энергосервис по определению 261‐ФЗ имеет признаки подрядной деятельности (работ и/или услуг), которые определяются главами 37, 39 ГК, и для государственных нужд регулируются ст. 763‐768 ГК, а также ст. 779‐783 ГК.

Таким образом, есть основания считать, что энергосервис на законодательном уровне определен без учета требований Гражданского кодекса, и ему следует вернуть его истинный статус, признав конкретным видом подрядной деятельности с использованием услуг. А также, создать для него отдельный вид подрядного финансового учета на основе достигнутой экономии по результатам выполненной комплексной подрядной работы.

Итак, повторюсь: энергетический сервис следует рассматривать как специальный вид подрядной деятельности, основу которого составляет система подрядного финансового учета по итогам достигнутой экономии в результате выполненной подрядной работы и/или возмездного оказания услуг.

Постановление Правительства РФ № 859 от 01.10.13 ввело ряд новых положений к энергосервисным контрактам по определению объема потребления энергетического ресурса до реализации… и по определению размера экономии. То есть, у энергосервиса появились дополнительные признаки, что это работа, а не товар, но ПП 859 по инерции, наверное, подтвердил, что энергосервис это сфера закупок товаров, работ, услуг, в рамках товарных, а не подрядных отношений.

Выводы

Следует определиться в особенностях законодательства по энергосервису. Данный процесс в настоящее время начался, в соответствии с Постановлением Правительства. Это позволит создать реальные условия по повышению эффективности функционирования рынка энергосервисных услуг.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →