Коалиционный договор подписан, новое правительство сформировано. Теперь для всех начинается работа – в том числе и над масштабным проектом «Новая энергетическая политика». Спор по поводу выбора ее верного направления в последние недели уже был предсказуем. Представители бизнеса и промышленности жалуются на то, что меры по реформе Закона о возобновляемых источниках энергии являются недостаточно решительными и в значительной степени неудовлетворительны. Из-за торможения же развития солнечной и ветровой энергетики представители партии «Зеленых» и экологических организаций, напротив, предчувствуют отход от Новой энергетической политики. Трудная задача, стоящая перед новым Федеральным правительством, по действительно продуктивной и эффективной реализации Новой энергетической политики заключается теперь в нахождении разумной общей концепции между данными политическими позициями.
Фундамент Новой энергетической политики: Энергоэффективность
В самом верху повестки будущей правительственной политики должен находиться вопрос о том, с помощью каких стратегий мы сможем повысить экономический потенциал энергоэффективности в промышленном, государственном и частном секторах. Мы не можем и дальше инвестировать в будущем миллиарды евро в развитие возобновляемой энергетики, а должны создать функционирующие рынки эффективности, с помощью которых мы добьемся экономического снижения потребности в энергии.
Энергоэффективность окупает себя, а также выгодна для народного хозяйства. В Германии она создает дополнительные рабочие места, снижает зависимость от импорта и расходы потребителей на энергию и, не в последнюю очередь, повышает на глобальных рынках экспортные шансы германского оборудования, станков и продукции. Германские технологии эффективности востребованы во всем мире, будь то в Китае, России, Казахстане или Турции.
Реализация крупных потенциалов энергосбережения должна быть организована в соответствии с условиями рыночной экономики, а не с помощью государственных принудительных предписаний или обязывающих систем. Разумеется, государство должно определить цели, обозначить рамки и предоставить необходимые инструменты поддержки. Однако конкретное формирование и реализация должны осуществляться в индивидуальном порядке.
Так, например, своим Постановлением по энергосбережению государство ужесточило требования к новостройкам по эффективности на 25 процентов, что является экономически целесообразным. Одновременно с этим в результате принятия решений о применении и составлении энергетического паспорта здания был создан важный инструмент для достижения большей прозрачности рынка. Теперь должны быть заново сформулированы рамки для оказания поддержки. Для достижения запланированных темпов энергетической модернизации нам – наряду с существующей программой Банка реконструкции KfW – срочно необходимо наличие возможностей списания с налогооблагаемой базы инвестиций в повышение энергоэффективности. На одно «налоговое евро» привлекается около восьми евро частных инвестиций, поэтому это приводит к положительным налоговым эффектам также и для государства и федеральных земель. К сожалению, списание с налогооблагаемой базы инвестиций в повышение энергоэффективности было в последний момент вычеркнуто из Коалиционного договора, несмотря на его позитивное регламентирующее действие.
13 лет Закона о возобновляемых источниках энергии. Довольно!
Сформулировать заново Новую энергетическую политику означает создать стимулы для инноваций. Востребованными сегодня являются инвесторы, которые при производстве электроэнергии ищут новые рынки и клиентов, а также инвестируют в перспективные технологии и тем самым действительно создают предпосылки для повышения уровня «разумности» энергосистемы. Поэтому задачу, стоящую перед правительством, в провокационной форме можно было бы сформулировать также следующим образом: «Довольно 13 лет Закона о возобновляемых источниках энергии!». Предоставление преференций для развития фотоэлектрического оборудования и ветроэлектростанций при отсутствии всяческого энергопромышленного регулирования не должно более являться абсолютным приоритетом. Вместо этого все силы должны быть сконцентрированы на всеобъемлющей оптимизации энергосистемы.
Все те, кто сейчас во весь голос закричат о предательстве, должны обратить свой пристальный взор на следующее: согласно Плану Федерального правительства по развитию сети к 2022 году на оборудование, работающее на возобновляемых источниках энергии, будет приходится около 140 000 МВт. Тем самым общая мощность парка электростанций Германии будет составлять 230 000 МВт. Для интеграции этой колоссальной мощности не существует соответствующей сетевой инфраструктуры, также мы пока еще не располагаем «разумными» инструментами для интеграции в систему энергии, полученной из возобновляемых источников, в таких масштабах. Пиковый спрос на электроэнергию составляет зимой около 80 000 МВт, а наименьшая нагрузка летом – всего лишь 30 000 МВт. Мы слишком упрощаем нашу задачу, направляя избыточную мощность за границу. Согласно действующему Закону о возобновляемых источниках энергии германские потребители электроэнергии платят за нее, не получая от этого никакой пользы. Поэтому дальнейшее развитие фотоэлектрического оборудования и ветроэлектростанций не может более продолжаться прежним – линейным – способом.
Предложения по изменению Закона о возобновляемых источниках энергии могут стать лишь началом фундаментальной реформы, приступить к реализации которой необходимо, учитывая наличие неотложных проблем, в самое ближайшее время. Аукционная модель для возобновляемых источников энергии представляет собой верный инструмент для эффективной энергопромышленной координации дальнейшего развития возобновляемого производства электроэнергии. В рамках подобной модели в отдельно взятом регионе проводится тендер на выработку заданного количества возобновляемой электроэнергии, которая затем напрямую сбывается ее производителем. При аукционной модели в тендере побеждают инвесторы, которые – с учетом расходов на сеть и инфраструктуру – имеют наименьшую потребность в субсидиях. В результате этого прежняя система устанавливаемых государством надбавок могла бы смениться моделью, дающей хорошие стимулы для инноваций, так как подлежащие выплате премии устанавливаются рынком. К сожалению, пока что в Коалиционном договоре предусмотрена очень длительная проверочно-испытательная фаза. По данному вопросу члены будущей коалиции должны договориться о быстром старте и более короткой продолжительности.
Традиционные электростанции по-прежнему важны
В 2013 году мы потратили свыше 20 миллиардов евро на финансирование возобновляемого производства электроэнергии, однако одна из основных целей Новой энергетической политики, а именно снижение выбросов CO2, остается недостигнутой уже на протяжении двух лет. Ответственность за это лежит на росте производства электроэнергии на электростанциях на буром и каменном угле, которые в условиях сегодняшней рыночной системы вытесняют с рынка высокоэффективные электростанции на природном газе.
Те, кто сегодня утверждают, что в данной неудаче рынка и системы виноваты традиционные электростанции, значительно все упрощают. На сегодняшний день доля возобновляемого производства электроэнергии составляет у нас всего лишь 25 процентов, то есть около 75 процентов приходится еще на традиционные электростанции. Даже если сегодня в определенные часы для полного покрытия нагрузки и хватило бы мощности, полученной на фотоэлектрическом оборудовании, то для обеспечения надежности энергоснабжения мы по-прежнему нуждаемся в традиционных электростанциях, самое позднее при наступлении темноты или в условиях пасмурности.
В Коалиционном договоре упоминается также и второй важный инструмент, подлежащий реализации в скором времени. Для сохранения надежности энергоснабжения, в особенности в Баварии и Баден-Вюртемберге, также и после остановки атомных электростанций, необходимо по возможности скорее создать рынок, стимулирующий операторов электростанций иметь резервные мощности. С помощью проведения общеевропейских тендеров должна быть выявлена получаемая с наименьшими издержками производства мощность, необходимая для сохранения надежности энергоснабжения. Тендеры на требуемую мощность должны быть открытыми для различных технологий, устанавливая однако при этом для электростанций, допущенных к участию в них, верхнюю границу выбросов CO2. В данной новой модели рынка электроэнергии должны быть учтены не только электростанции, но также и технологии аккумулирования энергии или промышленные предприятия, которые в определенные промежутки времени целенаправленно снижают собственное потребление электроэнергии. Ведь в будущем также и это послужит стабилизации электроэнергетической системы.
Задачи нового Федерального правительства определены. Для их решения в Коалиционном договоре закреплены верные подходы, которые теперь подлежат дальнейшей разработке, конкретизации и обсуждению – не только при согласовании с федеральными землями, но также и в согласии с нашими европейскими странами-соседями. Последовательная реализация всего этого требует от правительства смелости. Однако сохранение Германии как промышленной площадки и социальная реализация Новой энергетической политики стоят того.