Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергоаудит

Энергетическое обследование зданий и автоматическое регулирование систем отопления

Еще по теме: Многоквартирные дома

На протяжении последних нескольких лет проблемы обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности зданий являются одними из самых обсуждаемых. В журнале «АВОК» опубликован ряд статей, посвященных энергосберегающим мероприятиям и их реализации. В том числе по вопросам, касающимся энергетического обследование зданий и автоматического регулирования систем отопления для предотвращения перегрева зданий.
На вопросы читателей отвечает вице-президент НП «АВОК» Вадим Иосифович Ливчак.

Энергетическое обследование зданий и автоматическое регулирование систем отопления

В проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…”», представленном Минэнерго России, предполагается статью 16 «Обязательные энергетические обследования», ч. 1 «Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц» дополнить «п. 7) организаций, ответственных за содержание многоквартирных домов». Возникает вопрос: может ли после проведения обследования оказаться, что плата за коммунальные услуги, т.?е. за потребленную энергию, увеличится?

Если подходить к обследованию формально, то да, его выполнение приведет к повышению платы за коммунальные услуги, поскольку затраты на энергетическое обследование, которое должно проводиться организацией, находящейся на содержании у жителей многоквартирного дома, ложатся на эти коммунальные услуги. Но если энергетическое обследование многоквартирных домов будет выполняться по составленному плану с учетом мнения опытных специалистов в этой области, то его результатом может быть существенное снижение платы за отопление. Начинать энергетическое обследование надо с утепленных домов, на которые составлены энергетические паспорта и в которых, по уже опубликованным данным [5], можно достичь от 30 до 50 % экономии тепловой энергии от годового теплопотребления на отопление. Затем следует перейти к типовым домам действующих серий, по которым также должна быть база данных о соотношении их фактического и требуемого теплопотребления на отопление. Снижение теплопотребления на отопление в этих домах произойдет потому, что по ним известен потенциал энергосбережения, и обследование не будет ограничиваться только отчетом, а одновременно будут выполнены малозатратные и окупаемые в срок до 5 лет энергосберегающие мероприятия, да еще, возможно, с льготным государственным кредитованием, как делается в США и в большинстве развитых европейских стран.

Есть опасность в безрассудном исполнении ч. 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, касающейся «обязательности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, и собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий». Причем в проекте одного из приказов Минрегиона России уже намечается проведение работ по вычленению из систем отопления и водоснабжения отдельных веток, чтобы отделить их питание от общей системы и на эти ветки установить отдельные тепло- и водосчетчики, а оплачивать все эти работы должны опять же жители.

Это уже точно не принесет им экономии, потому что водопотребление для мытья лестничных клеток минимально, и жильцы никак не смогут повлиять на объем использованной на эти цели воды, ставить счетчики на мытье мест общего пользования будет себе дороже. В системе отопления такое вычленение должно сопровождаться большим объемом монтажных работ, и жильцы также не смогут повлиять на сокращение затрат теплоты на отопление лестничной клетки, входного вестибюля и лифтовых холлов, кроме как закрыв окна лестничных клеток, оборудовав доводчиками входные и выходные на кровлю двери, а также балконные двери наружных переходов, что предусмотрено проектом и должно выполняться эксплуатирующей организацией. Делать же это только для облегчения расчетов с жителями, выделяя отдельно стоимость коммунальных услуг на общедомовые помещения, нерационально.

Поэтому НП «АВОК» подал в проект изменения этого закона предложение об ограничении обязательности выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме разумным сроком окупаемости таких мероприятий, например не более 5 лет. Под такой срок подпадают решения по замене для освещения мест общего пользования электрических ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы, установке датчиков движения или отключения через временную паузу приборов освещения в лестничных клетках и межквартирных коридорах, но никак не установка тепло- и водосчетчиков на системы отопления и водоснабжения общедомовых помещений.

Как вы считаете, что должно быть главным при проведении энергетического обследования зданий?

Главное – это выявление причин расхождения показателей измеренного по приборам количества теплоты на отопление с требуемым теплопотреблением, обеспечивающим комфортные условия пребывания в отапливаемых помещениях, по возможности устранение этого несоответствия в процессе обследования и составление плана выполнения мероприятий, требующих затрат, которые окупаются в разумных пределах.

В журнале «Энергосбережение» № 4–2012 напечатаны две статьи об опыте выполнения энергоаудита в бюджетных организациях социальной сферы – в калужской школе и пермском детском саду. Отрадно, что приводятся примеры не столичного опыта, значит, усилия федеральных органов по повышению энергоэффективности доходят и до других городов России. Но грустно, что до сих пор нет утвержденной методики проведения энергетического обследования отдельных зданий. В результате из статей мы видим, что измеренное количество теплоты на отопление сравнивается с измерением за предыдущий год, и на основании этого делается вывод о достигнутой экономии, причем непонятно, приводятся ли сравниваемые величины измерений к единым значениям градусо-суток отопительного периода – ведь климатические параметры год от года отличаются. А главное, не происходит сравнения с требуемым теплопотреблением, обеспечивающим комфортные условия пребывания в отапливаемых помещениях. В обеих статьях ни слова не сказано о том, каковы расчетная нагрузка системы отопления и требуемое теплопотребление здания, только в сравнении с которым можно оценить потенциал энергосбережения и эффективность намечаемых мероприятий.

Следует донести до исполнителей федерального закона об энергосбережении, что измеренное теплопотребление на отопление и вентиляцию здания не идентично требуемому расходу тепловой энергии на эти нужды, обеспечивающему санитарно-гигиенические нормы и условия комфортного пребывания в отапливаемых помещениях жителей, учащихся или рабочего персонала. В процессе проведения энергетического обследования необходимо сравнивать величину теплопотребления на отопление и вентиляцию, измеренную теплосчетчиком и пересчитанную с учетом фактических градусо-суток отопительного периода измерения на нормируемое значение для среднестатистического отопительного периода, с рассчитанной в энергетическом паспорте. Паспорт составляется по проектной документации с учетом теплотехнических показателей конструкций наружных ограждений (при их расхождении с проектом), фактической заселенности жилых домов или приходящейся площади пола на одного работающего и с учетом, исходя из этого, норматива воздухообмена и внутренних тепловыделений, а также степени автоматизации подачи теплоты в системы отопления и вентиляции и уровня их оптимизации.

Методика расчета требуемого теплопотребления приводится в разработанном НП «АВОК» «Руководстве по расчету теплопотребления эксплуатируемых жилых зданий» [6], по которому также составлена программа компьютерного расчета. Методика расчета требуемой расчетной нагрузки на отопление разработана в рекомендациях НП «АВОК» «Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов. Нормы проектирования» [7].

При расхождении измеренных и требуемых величин задача энергетического обследования – добиться их сближения путем устранения выявленных недостатков, настройки контроллеров и другого оборудования на оптимальный режим работы, проведения разъяснения среди жителей и обслуживающего персонала о выполнении с их стороны мероприятий, способствующих энергосбережению без ухудшения комфортных условий пребывания.

Полученная после устранения недостатков и настройки приборов и оборудования на оптимальный режим работы величина удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, пересчитанная на нормируемое значение градусо-суток отопительного периода, сравнивается с соответствующим показателем требований энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласно ч. 1 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ. На основании этого сопоставления делается вывод о соответствии обследуемого здания требованиям энергетической эффек-тивности, разрабатываются мероприятия по достижению этих требований (при их несоответствии), оценивается потенциал энергосбережения в результате реализации этих мероприятий с учетом их стоимостной оценки согласно ч. 2 статьи 15 указанного закона. НП «АВОК» передал соответствующие дополнения к пп. 2 и 3 ч. 7 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ. Для многоквартирных домов в соответствии с «Правилами установления требований энергетической эффективности зданий», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 (п. 7), измеренный и пересчитанный на нормируемый отопительный период удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию складывается с фактическим теплопотреблением на горячее водоснабжение за календарный год. В зависимости от величины отклонения суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение от базового нормируемого уровня, обследуемому дому присваивается класс энергетической эффективности согласно таблице «Правил определения класса энергоэффективности многоквартирных домов», утвержденных Приказом Минрегионразвития РФ № 161 от 8 апреля 2011 года, и сведения о нем заносятся в энергетический паспорт, а жетон с присвоенным классом вывешивается на фасад обследованного дома.

В первые годы эксплуатации после строительства здания требуется повышенная подача теплоты в систему отопления, чтобы его «просушить». Как сделать так, чтобы это не привело к жалобам жителей на несоблюдение температурного режима в квартирах, если повышенная подача теплоты не реализуется, и к повышению температуры обратной воды против расчетного графика при увеличении теплоотдачи системы отопления, на что отрицательно реагирует теплоснабжающая организация, если не был предусмотрен запас в системе отопления?

Да, в первый год эксплуатации зданий, особенно тех, которые сооружались в зимнее время, их ограждающие конструкции обладают повышенным влагосодержанием и более низким сопротивлением теплопередаче, за счет чего требуют большего расхода энергии на испарение лишней влаги. Вот для этого в рекомендациях НП «АВОК» «Руководство по расчету теплопотерь помещений и тепловых нагрузок на систему отопления жилых и общественных зданий» [8] предусматривается отказ от завуалированных запасов в виде снижения против реального значения удельной величины бытовых тепловыделений в квартирах или даже непринятие их во внимание в расчетных условиях; считать бытовые тепловыделения предлагается по реальным значениям, приведенным в действующем СНиП 23-02–2003 и подтвержденным практикой эксплуатации современных жилых домов. Там же предложено снять скрытый запас в увеличении воздухообмена в квартирах на якобы имеющуюся инфильтрацию наружного воздуха в кухнях квартир дополнительно к нормируемому воздухообмену 30 м3/ч на одного жителя.

Дело в том, что ранее, при более плотном заселении квартир, порой и не одной семьей, в нормах принимался воздухообмен, который обеспечивался нагревом от системы отопления, – 3 м3/ч наружного воздуха на м2 площади пола жилых комнат и в объеме инфильтрации через неплотности окна кухни квартиры. При посемейном заселении квартир поступление наружного воздуха через окно кухни, как и через окна комнат, как раз обеспечивает нормируемый воздухообмен в 30 м3/ч на одного жителя, и нигде в мире он не нормируется больше той величины, что требуется на жителя (а в Германии при реновации существующих зданий эта норма снижена до 20 м3/ч на человека). Это одно из решений, актуализирующих этот стандарт с нормами Европейского сообщества. Кстати, в тех квартирах, где жильцов нет дома и, соответственно, отсутствуют бытовые тепловыделения, может быть снижен и воздухообмен без нарушения санитарно-гигиенических и комфортных условий.

Вместо этих скрытых запасов, которые приводят к перерасходу теплоты на отопление зданий, следует открыто установить за-пас в 15–20 % при подборе отопительных приборов системы отопления, как это предложено в рекомендациях [8], а снятие этого запаса по мере просушки доверить приборам автоматики. В начале эксплуатации контроллер узла управления системой отопления должен быть настроен на поддержание расчетных температурных параметров теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, без учета имеющегося запаса, но система автоматизации должна быть дополнена обратной связью коррекции температурного графика регулирования по отклонению измеренной температуры внутреннего воздуха в квартирах от заданной для поддержания контроллером.

В многоэтажных зданиях аналогом этой температуры может быть температура воздуха в сборных каналах вытяжной вентиляции из кухонь квартир, что повышает достоверность измерения, поскольку позволяет интегрировать сведения от большего количества квартир по сравнению с установкой датчиков в квартирах. С учетом дополнительных тепловыделений в кухнях при приготовлении пищи, экспериментально установлено, что задаваемая для поддержания в регуляторе температура увеличивается примерно на 1 °C против требуемой температуры воздуха в рабочей зоне.

По мере высыхания отапливаемых помещений фактическая температура внутреннего воздуха будет повышаться и автоматически корректировать температурный график регулирования в сторону понижения (с угловым или параллельным сме-щением в зависимости от задания), что будет предотвращать перегрев квартир. В перспективе контроллер выйдет на поддержание температурного графика с учетом заданного при проектировании запаса в системе отопления, расчет и построение которого также приводятся [8]. Если в процессе автоматического снижения температурного графика регулирования возникнут жалобы в отдельных квартирах, необходимо заходить в эти квартиры, выявлять и устранять причины локальных нарушений, а не увеличивать подачу теплоты на все здание.

Контролирование фактической температуры внутреннего воздуха – это не только рычаг по предотвращению перегрева квартир по мере просушки их ограждающих конструкций, но и обратная связь между программой авторегулирования и результатом реализации этой программы, поскольку внутренняя температура является интегратором воздействия наружного микроклимата, включая наружную температуру, ветер и солнечную радиацию, режима подачи теплоты на отопление и работы вентиляции. Такое решение расширяет потенциал энергосбережения путем использования его для пофасадного авторегулирования протяженных многосекционных домов, что позволяет одновременно сокращать теплоотдачу отопительных приборов и стояков системы отопления вплоть до полного отключения при необходимости.

Таким образом, остаточная теплоотдача в таких системах по сравнению с системой отопления, отопительные приборы которой оборудованы термостатами, отсутствует (выключение термостата не исключает теплопоступления от стояков системы отопления). Опыт осуществления пофасадного авторегулирования в 1980-х годах на ряде зданий в Москве показал, что при наружной температуре –5… –7 °C система отопления освещенного солнцем фасада полностью выключается не только на период освещения этого фасада солнцем, но как минимум на такое же время и после – за счет отдачи теплоты, аккумулированной мебелью и внутренними ограждениями.

Литература

1. Табунщиков Ю. А., Ливчак В. И., Гагарин В. Г., Шилкин Н. В. Пути повышения энергоэффективности эксплуатируемых зданий // AВОК. – 2009. – № 5.

2. Колубков А. Н., Шилкин Н. В. Реализация энергосберегающих мероприятий в инженерных системах многоквартирных жилых домов // AВОК. – 2011. – № 7.

3. Карпов В. Н. Проблемы внедрения поквартирного учета расхода тепла в системах отопления // AВОК. – 2012. – № 4.

4. Ливчак В. И. Обеспечение энергоэффективности многоквартирных домов // AВОК. – 2012. – № 8.

5. Ливчак В. И., Забегин А. Д. Преодоление разрыва между политикой энергосбережения и реальной экономией энергоресурсов // Энергосбережение. – 2011. – № 4.

6. Руководство АВОК-8–2011. Руководство по расчету теплопотребления эксплуатируемых жилых зданий. М. : АВОК-ПРЕСС, 2011.

7. Р НП «АВОК» 3.3.1–2009. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов. Нормы проектирования. М. : АВОК-ПРЕСС, 2009.

8. Р НП «АВОК» 2.3–2012. Руководство по расчету теплопотерь помещений и тепловых нагрузок на систему отопления жилых и общественных зданий. М. : АВОК-ПРЕСС, 2012.

Источник: http://www.abok.ru/

11.03.2014  |  Энергоаудит
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →