Открывая заседание общественного совета, Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак подчеркнул важность этого события: «Минэнерго сегодня проводит открытую политику, и создание Общественного совета – еще один шаг на пути к дальнейшему развитию в этом направлении. Среди основных задач Совета мы видим формирование взаимодействие Минэнерго с гражданами и организациями, обсуждение общественных инициатив, связанных с деятельностью Минэнерго, содействие обеспечению защиты интересов объединений в сфере энергетики, а также вовлечение общественности в разработку госполитики в сфере энергетики.
Министр Российской Федерации Михаил Абызов отметил, что создание Общественного совета в Минэнерго – планомерная работа ведомства в формате «открытого правительства»: «Минэнерго – одно из пяти пилотных ведомств, представивших в прошлом году публичную декларацию целей и задач и отчитавшемся в открытом режиме о результатах своей работы. Общественный совет Минэнерго сформирован на основе новых принципов, в его составе нет чиновников, заявки принимались среди основных заинтересованных групп, экспертов высочайшего уровня, а также желающих независимых кандидатов, - сказал Михаил Абызов. - Ждем от членов Совета независимой оценки проводимой Минэнерго политики, профессионального экспертного участия в принимаемых решениях, конструктивной критики. Не менее важной функцией Совета является разъяснение широкой общественности осуществляемой ведомством политики. Такая работа Минэнерго с Экспертным советом уже ведется и дает хорошие результаты. Например, инвестпрограммы и отдельные инвестпроекты компаний с госучастием – «Россетей», ФСК ЕЭС, «Русгидро», «Транснефти» и других – выносятся на суд экспертов и общественности. Это позволяет как оптимизировать расходование бюджетных средств самих компаний, так повысить прозрачность и подконтрольность компаний энергетической отрасли.
В рамках первого заседания определилось руководство Совета. Председателем Общественного совета Минэнерго России большинством голосов был избран Президент и Председатель правления Сберегательного банка РФ Герман Греф, его заместителем - директор Института энергетических исследований РАН Алексей Макаров. Секретарем общественного совета стал бывший заместитель Министра энергетики РФ Михаил Курбатов.
- Первоочередная задача Совета – поставить цели и задачи, а также определить роль Минэнерго и бизнес-ссобщества в достижении поставленных целей, - сказал Герман Греф.
Представляя проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г Александр Новак отметил, что необходимость корректировки Энергостратегии обусловлена появлением в мировой энергетике и российской экономике качественно новых вызовов, в новой версии документа энергетическая политика переориентируется от ресурсно-сырьевого варианта к ресурсно-инновационному развитию, что позволяет поставить во главу угла проблему не количественного, а качественного спроса на энергетические услуги. Синергетический инфраструктурный эффект будет достигнут за счет взаимоувязанной инвестиционной, инновационной и институциональной политики в сфере энергетики, а также за счет диверсификации номенклатуры (СПГ) и направлений (восточный вектор) российского энергетического экспорта.
В своем заявлении для прессы Герман Грефф особо отметил, что перспективный профиль энергетики в промышленно развитых странах существенно отличается от традиционного портрета энергетики, который характерен в том числе для России. Новые способы получения энергии, изменения в практике ее использования должны применяться и в России. Это новый технологический и экономический вызов и России так же необходимо изменять подходы в своей энергетике.
- При сохранении в целом прежней структуры, в ЭС-2035 введены новые разделы: развитие нефтегазохимии, внутренней энергетической инфраструктуры, - пояснил Александр Новак. - Претерпели существенные изменения меры проводимой государственной политики, в частности, в сфере недропользования акцент делается на разработку новой системы классификации запасов, основанной не на технических, а на экономических показателях добычи углеводородов, в сфере налогообложения - переход от НДПИ к НДД, в первую очередь, для новых месторождений, в сфере госрегулирования рынков - введение ценовых индикаторов и их использование при антимонопольном регулировании. Реализация основных задач Стратегии обеспечит выполнение целевых индикаторов и приоритетов энергетического развития, в том числе энергетической безопасности (ресурсной достаточности, экономической доступности и технологической достижимости), энергетической и экономической эффективности (включая мультипликативный экономический эффект от деятельности ТЭК, в том числе бюджетную, социально-экологическую и структурно-технологическую эффективность), - подчеркнул Министр.
По итогам доклада по Энергостратегии Герман Греф предложил сформировать в рамках Общественного совета шесть профильных групп – по нефти, газу, электроэнергетике, угольной промышленности, «прорывным технологиям» и подготовке кадров. Участники групп займутся анализом соответствующих разделов Стратегии, после чего сформируют свои замечания и предложения Минэнерго России.
Состав Общественного Совета
Проект энергетической стратегии России на период до 2035 г в приложении к данной заметке