1.1 Ситуация в Казахстане по модернизации жилых домов
Введение
Для Казахстана сбережение энергии и ресурсов является важной темой будущего. При этом тепловая энергия играет важную роль для всего жилищного сектора, который потребляет около 40% тепловой энергии. Однако, в Казахстане именно в этой области энергоэффективность очень низка. Около 32% зданий находятся в очень плохом состоянии по причине отсутствия мероприятий по санации. К примеру, потребление тепла в казахстанском многоэтажном доме, воздвигнутом промышленным способом, составляет приблизительно 240 кВт/м² в год, что в среднем почти два раза выше, чем в подобном европейском доме. Причинами отсутствия незамедлительных мероприятий по санации являются слабое развитие структуры управления жильем, а также отсутствие на рынке технического ноу-хау. Результатом бесплатной передачи нанимателям квартир бывшего государственного жилищного фонда стала доля собственников жилья в размере 97,6%. Менее чем 10% этих новых собственников жилья организуются в самоуправляющие структуры (КСК - кооператив собственников квартир). Собственникам жилья не хватает специальных знаний по целенаправленному управлению жилой недвижимостью, жилищным управляющим компаниям и проектным бюро не хватает ноу-хау в техническом планировании и проведении энергетической санации зданий. Не существует совместной работы с администрацией города и банками относительно субсидий и кредитов для собственников жилья. Кроме того, отягощает ситуацию то, что в Казахстане мало специалистов, которые были бы в состоянии провести санацию здания по европейским стандартам и с оптимальным энергосбережением.
Статистические данные по жилищному фонду республики Казахстан
Жилищный фонд республики Казахстан (Рис. 1)
18,7 м2 на человека
167,3 млн. м2 (59%) – городское жильё
116, 6 млн. м2 (41%) – сельское жильё
159, 9 млн. м2 (56%) – многоквартирные дома
124,0 млн. м2 (44%) – индивидуальные дома
Общая площадь многоквартирного жилого фонда (МЖД) – 157,7 млн. м2. Более 9 млн. человек проживают в МЖД.
Состояние многоквартирного жилого фонда (Рис. 2)
Основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства в РК
• Высокий уровень износа основных средств
• Несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы
• Отсутствие достоверной информации о техническом состоянии объектов
• Низкая инвестиционная привлекательность отрасли
• Отсутствие научных исследований и разработок на системной основе
• Неэффективная тарифная политика
• Низкий уровень информированности населения
• Низкая квалификация специалистов отрасли
Программа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) 2010 – 2020 гг.
Для того чтобы жилищный сектор решил выше перечисленные проблемы, казахстанское Правительство 27 сентября 2010 издало «Отраслевую программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года». Некоторые её результаты и планы на будущее:
ЖИЛИЩНЫЙ СЕКТОР:
ЦЕЛЕВОЙ ИНДИКАТОР – доля МЖД, требующих капитального ремонта, снизится от 32% до 22% к 2015 году, до 10% к 2020 году
Количество отремонтированных и не отремонтированных домов (Таб. 1)
КОММУНАЛЬНЫЙ СЕКТОР:
ЦЕЛЕВОЙ ИНДИКАТОР – Протяженность модернизированных сетей к 2020 году будет составлять свыше 81 тысячи километров
Протяжённость модернизированных сетей (Таб. 2)
ОБЪЕМ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПО ПРОГРАММЕ ЖКХ
Выделяемые средства бюджета (Таб. 3)
Ремонт многоквартирных домов – одно из основных направлений программы модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы. Эту задачу намечено решить с привлечением средств собственников квартир.
Ремонт многоквартирных жилых домов предлагается производить параллельно по двум механизмам финансирования
По первому механизму из республиканского бюджета Акиматам (городским администрациям) выделяются средства для вложения в cоциально- предпринимательские корпорации (СПК) — бизнес - структуры государственно-частного партнёрства, созданные в Республике Казахстан ещё в 2006-2007 годах, прибыли которых вкладываются в социальные и экономические проекты того региона, где они созданы.
Затем между КСК (кооператив собственников квартир) , подрядчиком и СПК заключается договор о капремонте. Жильцы вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 % от стоимости ремонта. Остальные 85 % подрядчику выплачивает СПК, позднее для возврата этих средств жильцы будут уплачивать ежемесячные взносы на специальный сберегательный счёт. Возвращённые суммы СПК использует на ремонт других домов. В перспективе роль данных корпораций возьмут на себя банки второго уровня.
По второму механизму из республиканского бюджета Акиматам выделят займы под 0,1 % годовых на 7 лет. На эти средства в 2011-2012 годах Акиматы создадут специализированные уполномоченные организации — ТОО или АО со 100 % участием государства. С 2013 года между КСК и этими ТОО начнётся заключение договоров о капремонте.
По согласованию с общим собранием жильцов ТОО выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ. Жильцы вносят в КСК первоначальный взнос в размере 15 % от общей стоимости ремонта, 85 % вносит ТОО. Жильцы домов, как и в первом механизме, возвращают постепенно эти 85 %. В перспективе роль ТОО возьмут на себя предпринимательские структуры
Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», 2012 г.
Экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности проводится в целях оценки энергоэффективности архитектурно-строительных и технических решений, связанных с использованием энергетических ресурсов и оптимизацией затрат потребителей на энергообеспечение, при строительстве зданий, строений, сооружений, а также при проведении их реконструкций, капитального ремонта.
Термомодернизация – мероприятие по улучшению теплотехнических характеристик здания, строения и сооружения, приводящее к снижению в них потерь тепловой энергии;
В проектах многоквартирного жилого дома (МЖД) предусматриваются обязательное использование энергосберегающих материалов, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии и поквартирных приборов учета электрической энергии, холодной и горячей воды, газа, а также приборов-регуляторов в отопительных системах, автоматизированных систем регулирования теплопотребления.
Не допускается приёмка в эксплуатацию новых объектов, потребляющих энергетические ресурсы, которые не оснащены соответствующими приборами учёта энергетических ресурсов и автоматизированными системами регулирования теплопотребления.
Потребители производят оплату за потребленную тепловую энергию по тарифам, дифференцированным в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии.
Проектируемые и строящиеся (реконструируемые, капитально ремонтируемые) здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям законодательства РК об энергосбережении и повышении энергоэффективности.
Требования по энергоэффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя:
1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
2) требования к влияющим на энергоэффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, объёмно-планировочным, технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
3) требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях инженерным системам и технологическому оборудованию;
4) требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный (необоснованный) расход энергетических ресурсов.
Выполнение требований по энергоэффективности при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений возлагается на застройщика.
Требуемый класс энергоэффективности указывается в задании заказчика на разработку проекта строительства (реконструкции, капитального ремонта) и указывается в техническом паспорте построенного и введенного в эксплуатацию объекта при регистрации прав на недвижимое имущество после ввода завершённого строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объекта в эксплуатацию.
В целях энергосбережения и повышения энергоэффективности не допускается: … использование технологий и материалов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан об энергосбережении и повышении энергоэффективности, в строящихся (реконструируемых, капитально ремонтируемых) зданиях, строениях, сооружениях; … использование в целях коммерческого учета счетчиков электрической энергии с классом точности 2,5 (с 1.01.2014 г.).
Обязательной экспертизе энергосбережения и повышения энергоэффективности подлежат проектно-сметная документация строительства новых или расширения (капитальный ремонт, реконструкция) существующих зданий, строений и сооружений с размером потребления энергетических ресурсов, эквивалентном пятисот и более тонн условного топлива за один календарный год
Проект ПРООН/ГЭФ (Программа развития ООН / Глобальный экологический фонд) «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения», 2007-2013гг.
Цель проекта - сокращение выбросов парниковых газов от коммунальных систем теплоснабжения в Казахстане и подготовка основ для устойчивого развития коммунального сервиса, принимая во внимание местные и глобальные экологические проблемы.
Проект способствует созданию основ для продвижения энергоэффективности в секторе жилищно-коммунального теплоснабжения, совершенствует:
1. нормативно-правовые рамки,
2. условия для привлечения инвестиций,
3. обучение, информирование и мониторинг
Пилотные проекты по санации жилых домов из проекта «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения»
В пилотных проектах опробованы три организационно-финансовые модели энергосберегающей санации жилых домов
1. «Энергоэффективный КСК» (г. Астана)
2. «Энергосревисная компания» (г. Караганда)
3. «Все расчеты через КСК» (г. Алматы)
Во всех моделях апробируется возврат инвестиций, вложенных в энергоэффективное оборудование и технологии через достигаемую экономию тепловой энергии.
Энергоэффективный КСК» (Пилотный проектс энергосберегающими мероприятиями в г. Астана, пр. Абылай хана, 7/1 и 7/2)
Финансовая модель «Энергоэффективный КСК: раздельные расчёты за тепло и энергосервис» (Рис. 3)
Пилотный проект в Кооперативе собственников квартир КСК «Айнур», был зарегистрирован в 2006 г. в Департаменте юстиции г.Астана в форме некоммерческого юридического лица. КСПК является формой управления кондоминиума, образованного в жилых домах пр. Абылай хана, 7/1 и 7/2. Колличество членов КСК 300 человек. Средний бюджет КСПК (на момент начала реализации проекта – 2009 год – достигал около 100 000 тенге в месяц). Основной источник дохода – эксплуатационные сборы с жильцов (25 тенге с 1 м2 в месяц).
Летом 2008 г. КСК «Айнур» провел работу в отношении нормализации теплоснабжения своих двух домов. Руководство КСК провело общее собрание жильцов дома, где собственники квартир были ознакомлены с проблемами в теплоснабжении, в частности было рассказано о неработающей в тепловых узлах зданий тепловой автоматики, разбалансировке системы отопления. Перед жителями был поставлен вопрос о сборе целевых средств на устранение указанных недостатков в тепловых узлах. В этот же период КСК «Айнур» обратилось к проекту ПРООН / ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения»
Цель проекта: демонстрация сокращения тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение двух жилых многоквартирных домов за счет эффективной организации управления теплопотреблением собственниками квартир.
Апробирование финансовой модели «Энергоэффективный КСК: раздельные расчёты за тепло и энергосервис»
Задачи:
1. Вовлечь собственников квартир в процесс управления теплоснабжением МЖД;
2. Установить систему автоматического регулирования расхода тепла в тепловых узлах зданий.
Финансирование и управление проектом: Проект ПРООН / ГЭФ «Устранение барьеров для повышения энергоэффективности коммунального теплоснабжения» КСК «Айнур».
Затраты на проект в 2-х зданиях составили 7,6 млн. тенге.
Исходная ситуация в 2-х многоквартирных домах:
• отсутствовала система учета тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение;
• жители при любом теплопотреблении платили одинаково;
• замечания со стороны энергоснабжающей организации – отсутствие ряда элементов тепловой автоматики, ненадлежащая наладка параметров горячего водоснабжения, настройка элементов системы автоматического регулирования теплового потока и др.;
• в тепловых пунктах, подвалах зданий, установленная компанией застройщиком тепловая автоматика не работала, требовалась ревизия и наладка оборудования, большинство узлов требовало замены.
Выполненные работы:
• собственники квартир проинформированы и обучены действенным способам сбережения тепловой энергии и получению различных типов выгод, повышена их ответственность за надлежащей состояние жилого дома и его инженерных сетей;
• обеспечена автоматическая регулировка расхода тепла на обогрев и горячее водоснабжение здания с учетом реальных температур наружного воздуха приходящего теплоносителя;
• обеспечены условия для поддержания комфортной температуры в помещениях;
• сотрудники КСК обучены поиску необходимых ресурсов для реализации энергосбережения, в т.ч. и посредством создания и функционирования фонда для энергосбережения за счет сэкономленных средств по оплате за потребленную тепловую энергию;
• собственники квартир вовлечены в необходимые процессы по управлению объектом кондоминиума через КСК для обеспечения эффективного содержания жилья с целью повышения энергетической эффективности зданий.
Результаты
Общая экономия за один отопительный период по каждому дому – около 344 тыс. тенге (в сравнении с нормативной величиной)
Общая экономия теплоэнергии на нужды отопления и ГВС – примерно 123 гКал по каждому дому (в сравнении с расчетной величиной)
Снижение эмиссий ПГ – примерно 53 т в эквиваленте СО2 по каждому зданию за отопительный сезон
За 13 месяцев 2010-2011 гг. работы оборудования в 2-х домах КСК «Айнур» обеспечена экономия 325,6 Гкал тепловой энергии.
Общая экономия жильцов по оплате за тепловую энергию 2-х зданий за 13 месяцев работы оборудования составила 918,4 тыс. тенге.
В КСК «Айнур» создан фонд энергосбережения, в котором накапливается средства, полученные в результате экономии тепловой энергии. Размер сборов в фонд составляет в среднем 700-1500 тенге с одной квартиры в месяц отопительного сезона.
В марте 2011 г. за счет средств фонда энергосбережения были смонтированы энергосберегающие (светодиодные) лампы освещения и датчики звука в подъездах. Выполнен капитальный ремонт трубопроводов в подвалах зданий, в т.ч. с использованием средств фонда энергосбережения.
Механизмы восстановления инвестиций
В демонстрационном проекте, выполненном в КСК «Айнур» была создана и апробирована финансовая модель «Энергоэффективный КСК: раздельные расчёты за тепло и энергосервис». Проектом ставилась задача создать и апробировать дееспособность фонда энергосбережения КСК. Для организации этого проектом ПРООН/ГЭФ была разработана принципиальная модель, схема которой показана на Рис. 3.
Выбранный подрядчик выполняет модернизацию теплового узла дома. КСК рассчитывается с подрядчиком полностью за выполнение работ. В процессе эксплуатации модернизированного теплового узла дома начинается экономия теплопотребления. (Экономия теплопотребления – это разница между оплатой по городскому нормативу (так потребитель рассчитывался до выполнения проекта) и реальным потреблением тепла по установленному прибору учёта (так потребитель рассчитывается после проекта)). По установленному прибору учета тепла собственники рассчитываются за потреблённую теплоэнергию с поставщиком теплоэнергии. ТОО «Астанаэнергосбыт» (по индивидуальным счетам-извещениям, выставленным на каждую квартиру).
По модели – из фонда энергосбережения собранные средства должны поступать кредитору в соответствии с заключённым между ним и КСК договором. Таким образом, собственник не обременён дополнительными расходами на энергосбережение – он платит столько же за тепловую энергию, сколько и платил ранее. Такая схема должна работать до полного возмещения затрат (т.е. до погашения займа, выданного КСК на реконструкцию теплового узла).
Поскольку в демонстрационном проекте такого заёмщика средств не было (проект ПРООН выделил грант КСК на выполнение проекта), то средства, полученные в результате капитализации экономии теплоэнергии, должны были скапливаться в фонде энергосбережения КСК. При КСК была создана комиссия из числа собственников квартир для принятия решения об использовании этих средств в целях дальнейшего энергосбережения – например, установки энергосберегающих ламп, утепления кровли и. т.д.
При апробации Фонда энергосбережения для установки систем учёта тепловой энергии, созданном при поддержке ПРООН/ГЭФ на базе Ассоциации КСК г. Астаны, проводилась апробация возвратности инвестиций на основе заключённых договоров между Ассоциацией КСК города и пилотными КСК. После установки систем учёта тепловой энергии в жилых многоквартирных домах образовывалась также разница между оплатой по нормативу и факту потребления тепла. Эта разница капитализировалась собственниками квартир и перечислялась КСК на основе подписанных договоров (аналог перформенсконтракта).
Расчёт планируемого срока окупаемости
Затраты, $ США
|
Годовая экономия денежных средств на оплате за потребленную тепловую энергию , $ США
|
Срок окупаемости затрат на исполнение демонстарционного проекта, лет
|
Капитальные затраты
|
Операционные расходы
|
25 037
|
816
|
25 345
|
11,0
|
(Таб. 4)
Капитальные затраты включают себя стоимость оборудования и монтажных и пусконаладочных работ
Операционные расходы - расходы, связанные с годовым обслуживанием оборудования тепловой автоматики
Годовая экономия - экономия денежных средств на оплате за потребленную тепловую энергию на нужды отопления, принятая с октября 2009 - октябрь 2010 гг.
Курс доллара по отношению к тенге принят – 147
Расчёт для отдельной квартиры (60 м2)
Оплата за отопление до проекта
|
Оплата за отопление после проекта
|
Экономия в год
|
Средняя экономия в месяц
|
«Две экономии»
|
Что такое 1 016 тенге ?
|
26 313 тенге в год
|
19 234,8 тенге в год
|
7 114,2 тенге
|
1 016,31 тенге
|
2 032,63 тен.
|
10 дней поездок на автобусе
|
|
|
|
11 лет окупаемости проекта
|
5,5 лет окупаемости проекта
|
1 поход в кино 84 мин разгов. по моб.тел.
|
(Таб. 5)
«Энергосревисная компания» (Пилотный проект «Капитальный ремонт и модернизация МЖД по ул. Мустафина-26, Караганда»)
Финансовая модель «Энергосревисная компания» (Рис. 4)
Информация о многоквартирном доме по ул. Мустафина-26 в г. Алматы:
Наименование
|
Описание
|
Год постройки
|
1959 г.
|
Число этажей
|
3 этажа, подвал
|
Число квартир
|
25
|
Количество подъездов
|
4
|
Количество помещений
|
284
|
Физический износ
|
40%
|
Материал стен
|
кирпич
|
Объем здания
|
10 791 м3
|
Количество юридических лиц (магазины, офисы и т.д.)
|
3
|
Площадь застройки
|
863,3 м2
|
Общая площадь квартир и нежилых помещений
|
2 648,3 м2
|
Жилая площадь
|
904,6 м2
|
Отапливаемая площадь
|
1 772,9 м2
|
Высота потолков
|
2,5 м
|
Площадь остекления
|
260,6 м2
|
Вид окон
|
с двойными деревянными
рамами (42 %) и однокамерные
стеклопакеты (58 %)
|
(Таб. 6)
Управление проектом модернизации дома осуществляет управляющая компания «Шебер».
Впервые в Казахстане при поддержке ПРООН и Акимата Карагандинской области в г. Караганде в 2009 г. создана частная энергосервисная компания (ЭСКО) на базе ТОО НПФ «Эргономика». ЭСКО оказывает энергосервисные услуги по отоплению зданий, сокращению теплопотребления, снижению оплаты потребителей за теплоэнергию и повышению надежности теплоснабжения зданий.
ЭСКО выполняет полный цикл проектов по энергосбережению, включая проектирование теплового узла, согласование его в установленном порядке, монтаж оборудования и его сервисное обслуживание. Важный элемент работы ЭСКО – взаимодействие с клиентами по определенным бизнес-моделям.
В 2011 г. ЭСКО на базе ТОО НПФ «Эргономика» выполнила энергоаудит жилого дома. В результате энергоаудита было предложено установить автоматизированный тепловой пункт (АТП) с использованием теплообменника, который позволяет получать тепло, поставляемое тепловыми сетями, по минимально возможной стоимости. Применение теплообменника позволяет снизить давление во внутренней системе отопления (теплые полы, радиаторы) до минимально необходимого (возможно применять трубы, радиаторы, запорную арматуру и другие материалы с рабочим давлением до 6 бар), а также сохранить систему от загрязнений. Установка АТП позволит экономить до 15% потребляемой тепловой энергии.
Выводы по результатам энергоаудита:
1. Реальное (изношенное) состояние здания приводит к 1,5 кратному увеличению тепловой нагрузки по отношению к проектной (0,17 Гкал/час против 0,11 Гкал/час).
2. Реальная нагрузка здания больше в 2,3 раза, чем нормативная, по которой происходит оплата (0,17 Гкал/час против 0,075 Гкал/час).
3. При установке теплосчетчика (без термомодернизации) жильцы будут платить в 2,3 раза больше.
4. Тепловые сети теряют из-за несовершенства метода начисления оплаты и отсутствия теплосчетчика 480 Гкал/год или 1 070 400 тенге/год.
5. В случае выполнения всех мероприятий по термомодернизации здания можно добиться уменьшение оплаты в 1,5 раза (0,05 Гкал/час против 0,075 Гкал/час).
6. В случае изменения нормы оплаты за отопление в г. Караганда с обязательным учетом проектной специфики здания срок окупаемости сократится в 1,5 раза.
7. В случае изменения нормы оплаты, позволяющей учитывать не только проектную специфику дома, но и его фактическое состояние, сроки окупаемости мероприятий по термомодернизации сократятся в 2,5 раза.
8. Сроки окупаемости термомодернизации сократятся в 2,5 раза при переходе с нормативной оплаты на приборный учет, т.е. жильцы будут сразу же заинтересованы в термомодернизации здания.
9. В случае если стоимость теплоэнергии (Гкал) для жилого сектора и для юридических лиц в г. Караганда сделать равной, то сроки окупаемости также сократятся примерно в 2,5 раза.
10. Несмотря на неудовлетворительное состояние жилого дома, его малоэтажность и заниженный норматив, после комплексной термомодернизации возможно окупить все затраты и уменьшить оплату за отопление.
Предлагаемые мероприятия по энергоэффективности:
- Теплоизоляция водопровода;
- Утепление крыши;
- Установка АТП и СТУ;
- Установка термостатических клапанов;
- Установка поквартирных теплосчетчиков;
- Установка балансировочных клапанов - гидравлическое уравнивание давления;
- Теплоизоляция стен;
- Замена окон.
Выполненные виды работ. В настоящее время в жилом доме за счет средств ЭСКО установлен современный автоматизированный тепловой пункт и локальный водогрейный пункт.
Произведена полная замена трубопроводной и запорной арматуры в тепловом узле. Установлены счетчик тепловой энергии, регулятор температуры ГВС прямого действия, циркуляционный насос на ГВС, присоединение контура системы отопления к центральным тепловым сетям произведено по независимой схеме с установкой 2-х теплообменников, для отпуска расчетного количества тепловой энергии установлен регулирующий клапан с электроприводом. В качестве управляющего системой принят электронный микропроцессорный регулятор с погодной компенсацией марки ECL200 с управляющей картой Р30.
При помощи инновационного оборудования в 25 квартирах происходит автоматическая регуляция температуры в зависимости от уличной погоды, что позволяет экономить около 30 % тепловой энергии.
По Программе модернизации ЖКХ был произведен капитальный ремонт кровли, фасада, систем водопровода и канализации подвала и подъездов. По поддержке Проекта ПРООН/ГЭФ «Энергоэффективное проектирование и строительство жилых зданий» заменены окна.
Общая стоимость проекта 45,9 миллионов тенге.
Оценка результатов. Основными критериями оценки проведенных мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению являются:
• экономический эффект (снижение потребления и стоимости энергоресурсов);
• экологический эффект (снижение выбросов парниковых газов);
• косвенные выгоды (повышение качественного уровня теплоснабжения).
• связанные выгоды (внимание к проблемам энергосбережения приводит к повышению озабоченности проблемами общей эффективности системы, взаимоотношений потребителей и энергоснабжающих организаций, платежей и ответственности в сфере ЖКХ, отношения к бюджету потребителей).
Экономический эффект за один отопительный сезон
Экономия тепловой энергии
|
Сокращение выбросов парниковых газов, усл. тонн
|
Экономия денежных средств, тенге
|
%
|
Гкал
|
29,2
|
136,52
|
73,4
|
37799
|
(Таб. 7)
Апробирована бизнес-модель работы ЭСКО с жилым сектором зданий, которая предполагает заключение контракта с органом управления объектом кондоминиума (КСК или управляющей компанией) на организацию оплаты тепловой энергии собственниками квартир (Рис. 4).
«Все расчёты через КСК» (Пилотный проект МЖД «Максат-12/2», Алматы)
Финансовая модель «Все расчёты через КСК» (Рис.6)
Характеристика МЖД «Максат-12/2»
Наименование
|
Описание
|
Год постройки
|
1969 г
|
Число этажей
|
4 этажа, подвал
|
Количество подьездов
|
4
|
Общая площадь
|
2686,4 м2
|
Число квартир
|
56
|
Число комнат
|
128
|
Проживает жильцов
|
135 чел.
|
Отапливаемая площадь
|
3 287м2
|
Конструкция
|
сборная, панельная
|
Наружные стены
|
железобетон с заполнением -
керамзитобетон (0,22 м)
|
Характеристики текущего состояния объекта:
• автоматическая система регулирования теплового потока тепла (АСРТП) в проекте не были предусмотрены;
• отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии;
• трубопроводы, по которым подается тепло внутри дома (в подвале), не имеют теплоизоляции;
• фасад и крыша дома давно требуют капитального ремонта;
• технический персонал КСК имел недостаточные представления и навыки о возможностях эффективного использования тепловой энергии в жилом доме;
• у жителей дома, как и практически жителей всего КСК, имеется слабое представление о возможностях проведения энергоэффективных проектов в жилых зданиях;
• для жителей дома с низким достатком расходы на тепло и горячую воду при постоянной тенденции их повышения являются обременительными, а стоимость
мероприятий по эффективному использованию энергии в жилом доме чрезвычайно дорогой или непосильной для бюджета семьи.
Расчетное и измеренное значения энергопотребления до и после внедрения мероприятий по сохранению энергии обобщены в следующем энергетическом балансе.
(Таб. 8)
Система отопления. Тепловой узел оборудован элеватором для смешения греющей воды с нижним розливом, в качестве обогревательных приборов применены чугунные радиаторы марки М-90 (Рис. 7). Подача тепла в здание осуществляется от тепловых сетей города по зависимой схеме через водоструйный элеватор на вводе без регулятора теплового потока на отопление. Система горячего водоснабжения осуществляется по открытой схеме и также без фиксации температуры подаваемой горячей воды. Эксплуатация систем находится на крайне низком уровне.
Термомодернизация МЖД «Максат - 12 мкр., № 2» (Рис. 7)
Выполненные мероприятия
1. Смонтирован блочный тепловой пункт (БТП), позволяющий в автоматическом режиме регулировать теплопотребление жилого дома в зависимости от фактической температуры наружного воздуха. Горячее водоснабжение при этом переведено на закрытую систему (будет функционировать в зимнее время, когда технологически возможна циркуляция теплоносителями от центральных тепловых сетей).
2. Элеватор, обеспечивающий до проекта подключение этого жилого дома к тепловым сетям не демонтирован. Наряду со смонтированным БТП его планируется использовать в качестве экспозиционного объекта при проведении разъяснительной работы среди собственников и КСК города для тиражирования подобных проектов.
3. На каждый стояк внутренней разводящей системы отопления здания установлен балансировочный клапан, что позволит распределять теплоноситель более равномерно с учетом экспозиции размещения дома (солнечная и теневая стороны).
4. Установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии с системой дистанционной передачи данных по мобильной связи.
5. Утеплены разводящие трубы в подвальном помещении.
6. В летний период КСК «Максат» произвёл замену окон в подъездах, а также за счет накопленных средств от экономии организована замена окон в квартирах на энергосберегающие конструкции.
7. Проводится оценка возможностей для проведения полного утепления фасада и крыши этого жилого дома за счет Программы модернизации ЖКХ. Для этого отрабатываются варианты использования утеплителя – минеральная вата, пенополистирол, энергосбергающая краска.
Результаты
Экономия энергии. По результатам проведенного энергоаудита сокращено потребление тепловой энергии зданием примерно на 20-25 % от базовой линии.
В результате модернизации в здании жилого дома не только полностью устранены «недотопы», но и значительно снижен уровень «перетопов». Средняя экономия теплоэнергии составила 11,8 % (Рис. 8).
Удельное теплопотребление объекта в год, кВтхч/м2 Экономия, кВтхч/м2 в год Класс
энергоэффективности
до после до после
240,6 149 91,6 Е Г
Удельное теплопотребление объекта в год, кВтхч/м2
|
Экономия, кВтхч/м2 в год
|
Класс энергоэффективности
|
до
|
после
|
до
|
после
|
240,6
|
149
|
91,6
|
Е
|
Г
|
|
|
|
|
|
Сравнительный анализ потребления тепловой энергии (Рис. 8)
Затраты и источники финансирования. Капитальные затраты на техническую часть демонстрационного проекта составили:
• 22 768 долларов - стоимость и установка БТП,
• около 5 000 долларов - замена окон в подъездах на энергосберегающие,
• примерно 18 000 долларов - замена окон в квартирах собственников на заемной основе из фонда энергосбережения КСК.
• операционные расходы по обслуживанию установленного оборудования в тепловом узле составят примерно 1000 долларов в год.
Основная задача пилотного проекта - устранение барьеров для организации работы револьверного фонда энергосбережения в КСК.
Для этого проектом ПРООН/ГЭФ была разработана модель финансирования «Все расчеты через КСК» (Рис. 7). Для реализация этой модели был заключен договор между КСК «Максат» и АО «Алматинские тепловые cети» для централизованного (через КСК «Максат») расчета за потребленную теплоэнергию жилым домом. Договором предусмотрено, что после модернизации теплового пункта дома № 2 микрорайона № 12 и ввода в действие прибора учета тепловой энергии, КСК «Максат» будет оплачивать ТОО «Алматинские тепловые сети» за потребленную энергию, согласно показаниям счетчика. Собственники же квартир будут платить в КСК «Максат» как и ранее – по установленным тарифам ТОО «Алматинские тепловые сети» до тех пор, пока оборудование по модернизации теплового пункта не окупится, о чем есть протокол между собственниками квартир и КСК «Максат». Средства, полученные в результате этой экономии, будут аккумулироваться на специальном счете в КСК «Максат» - револьверном фонде и будут использоваться по решению жителей (комиссии по энергосбережению) на другие мероприятия для повышения энергоэффективности этого дома, а в дальнейшем – других домов этого КСК.
В рамках проекта предусматривается:
• Разработать программный продукт, позволяющего включать в единые счета-извещения оплату теплоэнергии для жителей дома с учетом капитализации достигнутой экономии;
• Разработать механизм выдачи ссуд для жителей пилотного дома на замену обычных окон в квартирах на энергосберегающие с использованием средств револьверного фонда энергосбережения;
Организовать работу револьверного фонда энергосбережения КСК «Максат» с привлечением комиссии по энергосбережению для контроля расходования этих средств.
По пилотным проектам санации жилых домов из г. Караганда, Мустафина 26 и
из г. Алматы, КСК «Максат», МКР 12, д.2 имеется экспертиза из Германии, Проектное бюро ИПБ.Б ГмбХ, Берлин
Содержание экспертизы включает:
1. Анализ проведенного энергоаудита для трёх жилых зданий в Республике
Казахстан
2. Контроль проведённых энергоаудитов
3. Оценка мероприятий, предложенных в предоставленных энергоаудитах, на их соответствие цели энергосбережения
4. Посещение трёх объектов, для которых были проведены энергоауд иты. При этом должно быть проверено соответствие предлагаемых мероприятий существующим требованиям к санации, а также необходимости реализации дополнительных мероприятий в целях энергосбережения
5. Проверка правильности энергоаудитов на соответствие реальности
рассчитанной экономии энергии.
6. Разработка рекомендаций по рентабельности (расходы - энергосбережение), какие мероприятия являются целесообразными с учётом особенностей казахстанского климата
7. Расчёт энергетических паспортов с предложенными казахстанской стороной мероприятиями и теоретическую экономию энергии
8. Сравнение результатов казахстанских и немецких энергетических паспортов
9. Расчёт энергетических паспортов, который соответствует немецким нормам
10. Предложения по санации, рекомендации немецкой стороны
11. Разработка предложений по теплоизоляции: фасадов, крыш, потолков подвалов, включая предложения / рекомендации по строительным материалам и их качеству
Материал подготовлен Л. Шреккенбах, Инициатива Жилищное хозяйство в Восточной Европе (ИВО), Берлин