Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Энергосбережение: путь из пропасти

Объем добываемых энергоресурсов (за исключением гидроэнергетики) превышает 1700 млн. тонн, более 700 из которых идет на экспорт. Президент поставил задачу постепенного сокращения энергоемкости на 40%. Это значит, что мы должны экономить энергии и энергоресурсов 396 млн. тонн условного топлива в год. Много это или мало? Специалисты по обеспечению конкурентоспособности экономики утверждают, что недостаточно. Причин здесь несколько.

Энергосбережение: путь из пропасти

Суммарное потребление энергии и энергоресурсов в России в 2007 году составило 990 млн. тонн условного топлива.

Для справки: при оценке энергопотребления обычно используется обобщенная энергоединица — тонна условного топлива, к которой с коэффициентами приводится вся энергия (например электричество, тепло) и энергоресурсы (например нефть, газ, уголь).


Объем добываемых энергоресурсов (за исключением гидроэнергетики) превышает 1700 млн. тонн, более 700 из которых идет на экспорт. Президент поставил задачу постепенного сокращения энергоемкости на 40%. Это значит, что мы должны экономить энергии и энергоресурсов 396 млн. тонн условного топлива в год. Много это или мало? Специалисты по обеспечению конкурентоспособности экономики утверждают, что недостаточно. Причин здесь несколько.

Почему повышать энергоэффективность жизненно необходимо?

Первое: мы продолжаем потреблять в основном импортный товар, стоимость которого расчитана на доходы западного потребителя, плюс накрутки наших поставщиков.

Второе: всем хочется жить по западным стандартам, но для этого необходимо иметь уровень заработной платы населения приближающийся к уровню заработной платы развитых экономик.

Третье: в связи со вступлением страны в ВТО внутренние цены на энергию и энергоносители должны будут вырасти до среднемирового уровня. То есть получается, что энергозатраты, которые и сегодня в в 3,5 раза превышают среднеевропейские просто съедят возможности повышения заработной платы и модернизации производств, а значит и конкурентоспособность. Кому интересно качественно работать на устаревшем оборудовании за мизерную зарплату?

В цифрах

Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественной промышленности в условиях вступления в ВТО и невозможности дальнейшего сдерживания потребности роста доходов населения, необходимо достичь экономии энергоресурсов не менее 590-600 млн. тонн условного топлива в год. То есть обеспечить не 40% экономии, а 60% или еще лучше 70%. Если реализовать программу повышения энергоэффективности на 40%, к 2020 году рарыв росийской энергоэффективности с евросоюзовской станет не в 3.5 раза, а в 2.6 раза. Они тоже не стоят на месте. Но это практически то же самое что и сейчас.

Если сопоставить с тем, что уровень энергоэффективности нашей экономики ниже среднемирового в 2.5-3 раза (так заявляет в официальном докладе Минэнерго РФ), то получаем выход на среднемировой уровень именно через 60%. Хотя справедливости ради необходимо заметить, что завышенная доля энергозатрат в структуре себестоимости - не только результат низкой энегоэффективности.

Существенный вклад вносит также крайне нерациональная система формирования тарифов "От затрат", благодаря которой энергетики всемерно заинтересованы предъявлять при регулировании максимальное количество издержек и задолженностей, взвинчивая тарифы. В результате средняя по оснащенности отрасль становится рентабельнее высокотехнологичных производств, из которых вымываются деньги в энергетику. Это также сдерживает процессы повышения энергоэффективности у потребителя, не стимулируя при этом производителя энергии и энергоресурсов к повышению энергоэффективности.

Как жить дальше?

Можем ли мы законсервировать ситуацию и жить, как жили? Законсервировать можно все, что угодно. Но жить, как жили - это уже вряд ли. Мировой финансовый кризис был обострен высокими ценами на нефть и газ. Если кризис 1973 года породил в развитых странах интенсивную деятельность в направлении повышения эффективности использования существующих энергоресурсов, то нынешний кризис заставляет их осваивать альтернативные источники энергии и сокращать потребление углеводородов. Например, развивать водородную энергетику и внедрять в обиход гибридные двигатели. Но на что нам тогда будет менять импорт и будет ли он совместим с существующей схемой производства энергоресурсов? Если не развивать конкурентоспособную высокотехнологичную промышленность, то незаметно для себя мы можем превратиться в не поставщика, а в потребителя энергоресурсов.

Конкурентоспособность в нынешних условиях начинается с энергоэффективности, поскольку существующий уровень энергопотребления уже съедает и зарплату, и возможности модернизации производств. Без возможности производить конкурентный по цене и качеству продукт страна будет вынуждена поставлять сырье за рубеж для его последующей переработки. Мы уже не сможем и не захотим жить, закрыв свою экономику и внутренний рынок от остального мира. Но если не будет конкурентоспособной промышленности и достойных товаров, которые она производит, то чем сможет сохранить себя страна?

Поэтому, как ни посмотри, энергоэффективность выходит в ряд стратегических приоритетов. Этим нам придется серьезно заниматься. Тем кто не знает с чего начать или не может, государство подскажет и окажет поддержку. Об этом говорит новый Закон РФ "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности". Тех, кто не хочет этим заниматься, заставят ощутимыми административными наказаниями. Соответствующие поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →