Реклама

брендирование упаковки москва

Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Мнения экспертов

Крым может стать примером для опережающего развития России

Крым должен стать территорией опережающего развития для России. В Крыму должны быть созданы условия для эффективного хозяйствования и благоприятные условия для жизни. Эти цели были поставлены Правительством России после воссоединения Крыма с Россией. И Крым и Украина и Россия – плоть от единой плоти. И болезни этого единого организма едины или, как минимум, очень похожи. Представляем Вашему вниманию мнение и предложения специалиста, который многие годы посвятил анализу энергосистем и энергоэффективности в республике Крым и Украине.

Крым может стать  примером для опережающего развития России

…Сумею ли? Культуры не хватает…

Нахватанность пророчеств не сулит…

Но дух России надо мной витает

и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,

готовый и для смерти, и к победе,

прошу смиренно помощи у вас,

великие российские поэты…

Евгений Евтушенко, Братская ГЭС

Вместо вступления

Наша компания 8 последних лет выполняла для украинских городов немало проектов, связанных с энергоэффективностью и развитием. До этого, мы около 15 лет работали в промышленном секторе нашей страны и, сравнивая эти два направления наших работ, я отдаю безусловный приоритет муниципальному вектору – здесь мы были намного нужнее. Особенно это стало ясно сейчас, когда развитие европейских городов начало ускоряться и стремительно уходить вперёд, по сравнению с городами Украины.

Эта статья написана о Крыме - эту территорию мы знаем, большинство схем теплоснабжения крымских городов были разработаны нашей компанией. Наш анализ показывал, что Крым, при всех его преимуществах, быстро становился депрессивной территорией. Все беды украинского ЖКХ здесь можно было смело умножать на 150%, здесь быстрее разрушалась промышленность, старели здания, быстрее разваливалась коммунальная энергетика, быстро росла тотальная безработица и нищета населения. Всё это происходило на вполне законных основаниях более 20 последних лет, на фоне быстрого строительства элитных особняков, показной роскоши и всевластия украинской элиты, постепенно отбиравшей побережье южного берега Крыма (ЮБК)на свои личные нужды. Контраст барских особняков на ЮБК с жилыми многоэтажками Крыма, с годами, становился всё более нетерпимым. По сути, население Крыма, после обретения Украиной самостоятельности, становилось рабами и слугами этой новой элиты, бесправными рабами на своей земле в 21 веке новой эры.

Совсем неудивительной и ожидаемой была реакция большинства населения Крыма, голосовавшего за переход в состав Российской Федерации в 2014 году. Люди потеряли веру в справедливость в новой Украине, они хотели лучшей жизни и увидели её для себя в России. Но и для России эти ожидания Крыма становятся наибольшим вызовом за последние десятилетия – сможет ли большая страна построить новую экономику полуострова, новое ЖКХ, новую промышленность, новую энергетику в Крыму в условиях блокады, умеет ли она это делать вообще? И каким должен стать российский Крым в 21 веке?

Может быть, идеи, изложенные в этой статье, будут полезны российским и украинским коллегам, взявшимся за решение подобных задач развития своих территорий.

Немного анализа по Украине

В начале 21 века города Украины начали быстро стареть и проваливаться в средневековье. Все цвета власти в Украине в отношении ЖКХ более 20 лет вели одинаковую политику – лозунги и обещания вместо денег и развития. Примитивная тарифная политика, основанная на популизме, практически остановила модернизацию ЖКХ и ускорила старение основных фондов.

Полностью прекратились восстановительные и капитальные ремонты жилых и бюджетных зданий – их не было в нашей стране более 30 последних лет. Рухнуло централизованное теплоснабжение украинских городов – 92% украинских городов уже не имеют горячей воды централизованного приготовления. Даже в столице Украины, по результатам энергетического аудита тепловых сетей Киева, который провели наши немецкие коллеги, потери тепловой энергии в городских теплотрассах выросли до 18% от объёмов её производства. Таких потерь тепла сегодня нет не в одной столице мира; 1360 километров теплотрасс Киева требуют замены, которая будет стоить более миллиарда евро и продлится не менее 20 лет.

Не меньшие проблемы стали накапливаться и в городских водопроводных хозяйствах (ВКХ). Сдерживание тарифов на питьевую воду и стоки (при непрерывно растущих тарифах на электроэнергию) на 30 лет отбросило ВКХ Украины по сравнению с европейскими странами. Быстро снижается качество питьевой воды – менять фильтры на кранах питьевой воды и водонагревателях приходится уже каждые полгода. Очистные сооружения всё хуже справляются с канализацией, давно переполнены иловые поля. Низкая зарплата на предприятиях и пренебрежение политиков проблемами водоснабжения страны будут основным вызовом для будущего Украины.

В городах Украины городской электротранспорт стал повсеместно вытесняться бензиновыми маршрутками. Зелёный прежде Киев получил 2 сильных удара – один из мэров за 5 лет своего царствия уменьшил площадь зелёных насаждений столицы вдвое, а рост вредных выбросов от гипертрофированного нашествия в город автомобилей в несколько раз превысил снижение выбросов от почти погибшей промышленности города.

Кстати, изучая родное Запорожье, пришёл к выводу, что потери объёмов промышленного производства и потери населения за 23 последних года почти соизмеримы с его аналогичными потерями во второй мировой войне.

Неделю назад МВФ опубликовал исследование, о том, что основные показатели экономики Украины так и остались на уровне 1993 года – это наиболее объективная оценка деятельности украинской власти за эти десятилетия. Шагая вперёд в историю, наша страна последние десятилетия оставалась на месте в своём экономическом развитии.

Хуже всего дела в ЖКХ обстояли с кадрами – за 3 года сменялось по 4 министра ЖКХ Украины. Каждый министр приводил свою команду и от старого министерства, существовавшего при СССР, не осталось даже скелета. Временность их решений, основанных на отсутствии знаний и простейшего анализа состояния коммунальных хозяйств, на популизме политиков, не помогали развитию городов. Ещё хуже было с кадрами в городах – здесь их ротация почти не уступала Киеву.

Без преувеличения скажу, что 95% денег и сил для модернизации украинского ЖКХ за 20 прошедших лет поступали от программ технической помощи западных стран и, даже от Японии. Наши быстроменяющиеся правительства два десятилетия подряд отказывались финансировать модернизацию украинского ЖКХ, все деньги госбюджета уходили на нужды олигархов и поддержку перекрёстного субсидирования энергетических компаний – НАК НАФТОГАЗА и энергорынка.

Немного анализа по Крыму

По результатам проведения энергетических аудитов (2009-2011гг.) наиболее кризисными коммунальными системами городов Крыма являются жилые здания и системы теплоснабжения:

  • Сети и источники эксплуатируются более 30-35 лет, изношены в значительной степени, велики потери тепловой энергии и природного газа (до 50%), техническая эффективность основных фондов достаточно низкая. Экономическая эффективность предприятий тепловых сетей постоянно снижается, с дальнейшим ростом цен на газ вероятно вхождение в состояние банкротства.
  • Предприятия тепловых сетей теряют потребителей, что приводит к снижению сбыта их основной продукции (в секторе ГВС – 80-90%, в секторе отопления – 30-40%). При этом в структуре себестоимости растёт доля условно постоянной составляющей затрат, что отрицательно отражается на тарифах и рентабельности предприятий.
  • Потери тепловой энергии у потребителей (в зданиях) по современной классификации их энергетической эффективности превышают 70-80% от текущего потребления. Финансовых стимулов к снижению теплопотерь зданий в городах нет, бюджетная и инвестиционная политики городов не учитывают необходимости термомодернизации зданий.
  • Приборный учёт отпуска тепловой энергии с границ разделов котельных полностью отсутствует. Установка узлов учёта и регулирования тепловой энергии на вводах в жилые и бюджетные здания осуществляется без бюджетной поддержки крайне медленными темпами.
  • В силу непрерывного роста тарифов на тепловую энергию (за последние 5 лет в 4 -5 раз) растут неплатежи населения и городских бюджетов.
  • Для систем централизованного теплоснабжения, ранее являющихся естественной монополией, появились конкуренты – после длительного периода снижения качества теплоснабжения в период 1995-2005 гг., потребители массово устанавливают автономные котельные, а также квартирные котлы и автономные системы теплоснабжения зданий. КПД квартирных котлов значительно (на 30-35%) выше КПД систем централизованного теплоснабжения из за потерь на котельных, в сетях и в инженерных системах зданий. Учитывая разность тарифов для предприятий тепловых сетей и для населения, экономическая эффективность существующего централизованного теплоснабжения сегодня ниже в несколько раз по сравнению с периодом 1980-1990 гг.
  • Дальнейшее развитие автономного теплоснабжения в Крыму сдерживается только административными мерами. Установка квартирных котлов в городах приняла массовый и неконтролируемый характер, во многих многоэтажных зданиях количество установленных квартирных котлов превысило 40-50%. Перевод зданий бюджетной сферы на автономные источники с выводом нагрузок из баланса предприятий централизованного теплоснабжения осуществляется всеми городами Крыма практически на плановой основе.

Наш прогноз роста кризисных явлений в городских системах централизованного теплоснабжения Крыма на период до 2025 года основан на трёх утверждениях:

  • Цена на природный газ будет расти в течение двух следующих десятилетий, опережая рост цен на альтернативные виды топлива и энергии. Экономическая эффективность монотопливных систем теплоснабжения городов Крыма будет стремительно падать, провоцируя цепочку кризисных явлений – кризис неплатежей, банкротство теплоснабжающих компаний, социальный кризис и кризис власти.

  • К началу 2010 года с выходом цены природного газа за предел 250 долларов монотопливные системы теплоснабжения городов Крыма на основе природного газа потеряли конкурентоспособность и экономическую эффективность и не могут быть базой теплоснабжения городов и территорий на дальнейшие периоды. Необходимо начать процесс массовой модернизации систем централизованного теплоснабжения с целью значительного повышения их экономической эффективности (ориентировочно на 50-60%) и конкурентоспособности по сравнению с индивидуальными схемами теплоснабжения многоэтажных зданий.

  • Старые проектные решения 60-х и 70-х годов прошлого столетия уже не могут обеспечить надёжное теплоснабжение Крыма в принципе. Надо признать, что нам предстоит заново построить системы теплоснабжения городов и территорий в масштабах Крыма.

В Крыму ориентировочно с 2005 года (с начала роста цен на природный газ) развивается системный конфликт между потребителями вместе с администрациями городов на одной стороне и предприятиями централизованного теплоснабжения на другой стороне. Истоки конфликта находятся вне городов, вне возможностей городов и предприятий централизованного теплоснабжения и не могут быть нивелированы собственными силами. Значительной ошибкой являются многолетние попытки решить проблемы на местном уровне, за счёт малобюджетного энергосбережения, за счёт искусственного сдерживания тарифов, за счёт переноса основной ответственности на предприятия тепловых сетей.

Растущий кризис систем централизованного теплоснабжения Крыма носит объективный и долгосрочный характер и не может быть разрешён в пределах текущей модернизации существующих ТЭЦ и котельных. Налицо смена технологического уклада, обусловленного общемировыми тенденциями, прежде всего растущими в долгосрочной перспективе ценами на углеводородное топливо и новыми технологиями термомодернизации зданий.

Недостатки быстрых решений

С присоединением Крыма к России снизилась надёжность систем газоснабжения, электроснабжения и водоснабжения. Появились новые задачи снижения энергетической и водной зависимости Крыма от материка. Быстрые решения основаны на строительстве новых электростанций в Крыму и интеграции Крыма в материковые газовые и электрические сети России с использованием Керченского пролива.

Эти, быстрые решения решают основную задачу – надёжное энергоснабжение городов Крыма. Но высокая стоимость требуемых капвложений при полуразрушенной системе потребления энергоресурсов Крыма, болеющей многими, накопленными за последние 20 лет болезнями, неизбежно потянет экономику Крыма на дно. Огромные пиковые нагрузки на суточных и сезонных интервалах по системам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения приводят к низкому коэффициенту использования установленных энергетических мощностей, и, как следствие, к постоянному росту тарифов и огромных субсидиях из федерального бюджета в течение десятилетий.

Кроме быстрых, по сути, аварийных решений, Крыму нужно глубоко модернизировать сектор потребления (ЖКХ) со снижением потребления тепла, электроэнергии и газа в несколько раз от существующих сегодня уровней. Крыму также нужна новая, современная энергетика, основанная на финансовой и топливной самодостаточности. Без преувеличения нужно сказать, что в основе энергетики Крыма должна быть возобновляемая энергетика.

Крым - территория опережающего развития

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин предложил создать территории опережающего развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Ряд преференций со стороны государства и возможность начать с чистого листа позволяют сделать экономический и технологический рывок в развитии территорий, особенно в период становления нового общемирового технологического уклада. Удачные решения могут быть быстро скопированы для всей страны – инвестиции в опережающее развитие на небольшой территории создают тиражируемые технологические, организационные и финансовые решения, укреплённые новой законодательной базой для всей Российской Федерации.

Население Крыма должно жить в современных энергоэффективных зданиях, в зелёных городах, использовать зелёную энергетику. И индустрия Крыма должна стать зелёной, высокотехнологичной и высокорентабельной. Рост тарифов в Крыму должен быть остановлен навсегда.

Этот принцип опережающего развития, как нигде, очень важен для Крыма – именно в силу выше изложенных обстоятельств и ожиданий.

Где же нужно опередить время в Крыму?

Прежде всего, в секторе ЖКХ – нужно реконструировать дома и города по канонам 21 века. Основным стандартом для Европы и Азии с 2020 года становится стандарт энергоэффективного здания, стандарт пассивного дома. В таких домах тепло зимой и прохладно летом – они требуют совсем немного энергии извне. Современные технологии позволяют достаточно просто термомодернизировать по этому стандарту все существующие жилые и бюджетные здания Крыма за 10 следующих лет. Эта модернизация зданий приведёт к 4-5-кратному снижению потребности городов и населённых пунктов Крыма в газе, холоде и тепловой энергии и к 2-хкратному снижению потребления электрической энергии от уровней, существующих сегодня.

Новым зданиям будет нужна совсем другая коммунальная энергетика, использующая естественные климатические преимущества полуострова. На смену мазутным и газовым котельным и ТЭЦ в Крыму должны прийти тепловые насосы, гелиоколлекторы и тригенерационные станции.

По примеру Германии нужно совершить переворот в электроснабжении Крыма. 15 лет назад в Германии были 4 поставщика электрической энергии – сегодня их уже более 2.5 миллионов и это число растёт с каждым годом. Уже много городов и земель Германии поставили себе цель – к 2020 году полностью уйти от природного газа, а к 2030 году полностью уйти от электростанций на ископаемых видах топлива. Крыму можно спокойно копировать германский опыт и технологии без боязни ошибок.

Этот стратегический план можно назвать планом Б – он должен быть рассчитан с горизонтом планирования до 2025 года. Плану Б должна предшествовать реализация плана А – краткосрочного среднебюджетного трёхлетнего плана наведения порядка в жилых и бюджетных зданиях городов и населённых пунктов Крыма.

План А - модернизация жилых и бюджетных зданий Крыма в период 2015-2018 гг.

Предлагается подготовить и реализовать для каждого города и населённого пункта Крыма с охватом всех жилых и бюджетных зданий небольшие целевые малобюджетные проекты-программы (тёплый подъезд, светлый подъезд, закрытая форточка, тёплые окна, свежий воздух). Предлагается субсидировать эти проекты из федерального бюджета до уровня привлекательности (85% от стоимости проекта) для жильцов отдельных квартир, а также ТСЖ и кооперативов, привлечение остальных средств (15%) запланировать за счёт небольших кредитов от уполномоченных банков. Критерием получения субсидий для жильцов, ТСЖ и кооперативов установить высокую энергетическая эффективность проектов (материалов и оборудования), предлагаемых к реализации. Предпочтительно создать и развить небольшие специализированные энергосервисные компании, которые станут исполнителями этих проектов на территории Крыма. Организацию и управление реализацией проектов целесообразн поручить вновь созданному Крымскому энергетическому агентству (созданному по модели Берлинского энергетического агентства).

Ниже приведены основные тезисы по плану А:

Тёплый подъезд. Проект предполагает восстановление тамбуров, замену окон на пластиковые с антивандальными решётками, установку регулируемых жалюзи в вентпроёмах цокольных и технических этажей. Целью проекта является снижение потребления тепла зданиями на 5-10% в год.

Светлый подъезд. Проект предполагает замену ламп накаливания на светодиодные светильники в антивандальном исполнении, оснащённых датчиками присутствия. Целью проекта является снижение платежей за наружное и внутреннее освещение подъездов на 80-90%.

Закрытая форточка. Проект предполагает установку индивидуальных тепловых пунктов вместо ЦТП. Целью проекта является снижение платежей за отопление на 10-20% в год за счёт устранения перетопов (закрытая форточка).

Тёплые окна. Проект предполагает замену существующих деревянных окон на энергоэффективные, отвечающие стандартам ЕС. Целью проекта является снижение платежей населения за отопление на 10-15%.

Свежий воздух. Проект предполагает установку в квартирах с пластиковыми окнами современных рекуператоров, встроенных в стеновые проёмы. Целью проекта является обеспечение свежего воздуха в квартирах круглогодично без потерь тепла, ожидаемая экономия в платежах за отопление составит 10-12 %. Кстати, один из лучших квартирных рекуператоров разработан и изготавливается в Севастополе.

Крымское энергетическое агентство должно подготовить и обучить небольшие энергосервисные компании, которые в партнёрстве со строительными компаниями Крыма и поставщиками оборудования будут выполнять реализацию проектов под ключ с гарантированными показателями энергоэффективности. Также должны быть выбраны 2-3 уполномоченных банка, которые взамен на поддержку раскрытия рынка кредитных услуг предоставят наилучшие условия кредитования для жильцов и ТСЖ.

Заключение

Каждому нашему проекту предшествовал длительный энергетический анализ состояния зданий, городов и коммунальных предприятий. Мы изучали историю городов и строили прогнозы на будущие периоды, строили стратегии и сценарии модернизации зданий и реконструкции коммунальных предприятий для жизни украинских городов в 21 веке. Мы изучали опыт Европы, США, Китая и других стран, участвовали в зарубежных проектах и проектах в Украине, внимательно всматривались в проекты других компаний в разных странах, прежде всего Европы.

Повышение надёжности энергоснабжения Крыма и его энергетической безопасности потребует одновременного решения двух связанных задач:

  • строительства новых теплоэлектростанций, развития сетевой и топливодобывающей инфраструктуры.
  • радикального снижения энергоёмкости городов и зданий, энергетики, промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Учитывая постоянно растущую во всём мире стоимость топлива и энергии, очевидна необходимость решения третьей задачи – построения экономически эффективной модели энергоснабжения населения и промышленности Крыма на бездотационной основе с использованием только местного топлива и энергии.

В настоящей статье рассмотрена стратегия решения второй и третьей задач – построить экономически эффективную систему энергоснабжения Крыма за счёт снижения энергоёмкости базовых инфраструктур экономики Крыма.

Основу предлагаемой стратегии составляют 2 плана – краткосрочный (план А) и долгосрочный (план Б), последовательная реализация которых позволит достичь полной энергетической и топливной независимости Крыма от материковой части, а также финансовой независимости и перехода экономики Крыма на бездотационную основу.

При разработке предлагаемой стратегии также использовались ключевые Директивы Европейского Союза (по энергетической эффективности зданий, по энергоэффективности, по возобновляемой энергетике, по климату, по когенерации).

Предлагаемая стратегия разработана энергосервисной компанией “Экологические Системы”, Запорожье как развитие идей Магдебургского протокола - ”Зелёные города. Зелёная индустрия”.

Приложение. Концепция стратегии глубокой модернизации жилых и бюджетных зданий, энергетики и коммунального хозяйства Крыма

Предлагается реализовать на территории Крыма стратегию опережающего развития путём глубокой модернизации энергетических систем и жилищно - коммунального хозяйства городов и населённых пунктов на основе современных технологий 21 века с использованием международной кооперации (Россия, Япония, Китай).

Стратегическая цель I.

Обеспечить диверсификацию топливно-энергетических балансов систем электроснабжения, тепло- и холодоснабжения Крыма на основе современных технологий, а также эффективного использования местного топлива и энергии. Уменьшить объёмы использования природного газа в системах централизованного теплоснабжения Крыма к 2020 году на 80%, что приведет к улучшению экономики, экологии и к энергетической безопасности.

Локальная цель 1.1. Преобразовать системы теплоснабжения и электроснабжения городов и населённых пунктов Крыма в конкурентоспособные и энергоэффективные. Снизить к 2020 году до некритических величин зависимость Крыма от перебоев в поставках электроэнергии и природного газа.

Стратегия 1.1.1. Обеспечить глубокую модернизацию систем централизованного теплоснабжения, учитывающую снижение нагрузок потребителей на 75%, а также требования их эксплуатации в период 2020-2040 гг. и требования экологических улучшений.

Стратегия 1.1.2. К 2020 г. реализовать инвестиционные проекты замещения природного газа в системах централизованного теплоснабжения местными источниками топлива и энергии на 80% от уровня 2007 года. Построить 3 мусоросжигающие ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВтэ.

Стратегия 1.1.3. Повысить эффективность использования топлива в коммунальной энергетике за счёт глубокой реконструкции существующих теплофикационных ТЭЦ с переводом на парогазовый цикл, а также за счёт внедрения локальных тригенерационных станций суммарной мощностью не мене 500 МВт до 2019 года.

Цель 1.2. Увеличить потенциал экологически безопасного производства тепловой и электрической энергии.

Стратегия 1.2.1. Заменить все существующие газовые котельные. Для замены выбывающих мощностей газовых котельных использовать новые технологии тригенерации и возобновляемой энергетики, позволяющие свести экологические риски к минимуму. Довести потенциал использования местного топлива и энергии в энергетике Крыма к 2020 году до 95% от существующего уровня.

Стратегия 1.2.2. Стимулировать использование технологий ветроэнергетики, солнечной энергетики, тепловых насосов для их эффективного использования в системах теплоснабжения и электроснабжения городов и территорий. Для повышения экономической эффективности инвестиционных проектов создать тарифные стимуляторы на базе “зелёного тарифа”.

Стратегия 1.2.4. Способствовать децентрализации, демонополизации и экологизации энергетического сектора Крыма путём привлечения банковского и частного капитала к участию в управлении вновь созданными и модернизируемыми активами.

Стратегическая цель II

Осуществить глубокую термомодернизацию многоэтажных жилых и бюджетных зданий Крыма с повышением их энергетической и экономической эффективности, улучшением их внешнего вида, условий проживания граждан, а также с реконструкцией придомовых территорий.

Цель 2.1. Повысить энергетическую эффективность существующих жилых зданий и снизить их потребность в тепловой энергии в 3 раза к 2025 году с улучшением теплового комфорта граждан.

Стратегия 2.1.1. Обеспечить трансферт германских энергоэффективных технологий термомодернизации зданий в строительном секторе Крыма с целью снижения временных издержек и быстрого перехода к индустриальному проектированию.

Стратегия 2.1.2. Стимулировать развитие местного производства энергоэффективного оборудования и материалов для обеспечения внутренних рынков термомодернизации существующих зданий на 80% от требуемых объёмов.

Стратегия 2.1.3. Осуществить в муниципалитетах, путём проведения систематических энергетических аудитов, инвентаризацию и паспортизацию всех жилых зданий, подлежащих термомодернизации или санации с одномоментной их сертификацией по классам энергоэффективности, принятым в ЕС.

Стратегия 2.1.4. Снизить потребление энергии в жилищном секторе Крыма на 85 % от уровня 2007 года путём осуществления муниципальных и региональных программ термомодернизации существующих зданий.

Цель 2.2. Повысить энергетическую эффективность существующих бюджетных зданий и снизить их потребность в тепловой энергии в 3 раза к 2025 году с улучшением теплового комфорта.

Стратегия 2.2.1. Путём проведения энергетических аудитов осуществить инвентаризацию и паспортизацию бюджетных зданий всех городов и населённых пунктов Крыма, подлежащих термомодернизации или санации с одномоментной их сертификацией по классам энергоэффективности, принятым в ЕС.

Стратегия 2.2.2. Стратегия 2.1.3. Снизить потребление энергии в бюджетном секторе Крыма на 85 % от уровня 2007 года путём осуществления муниципальных и региональных программ термомодернизации бюджетных зданий.

Стратегия 2.2.3. С целью привлечения инвестиций установить при реализации проектов глубокой термомодернизации бюджетных зданий мораторий на снижение бюджетных обязательств по оплате энергоснабжения зданий на 15 лет, взяв за базу потребления показатели 2007 года. Установить этот вид бюджетных отношений, начиная с первого года внедрения проектов термомодернизации зданий с нормой снижения потребности в тепловой энергии не менее, чем на 85% от базового уровня 2007 года. Рекомендовать основным способом финансирования проектов термомодернизации бюджетных зданий привлечение долгосрочных займов с расчётом из фактически получаемой экономии при снижении платежей бюджетов всех уровней за энергоносители.

Цель 2.3. Внедрить с 2021 года, как обязательный в строительстве новых зданий Крыма, стандарт “энергоэффективного дома” с удельными показателями энергетической эффективности не более 15 кВт.час. на м.кв в год.

Стратегия 2.3.1. Привести в соответствие требованиям ЕС для энергопассивных зданий государственные строительные нормы и правила для вновь строящихся зданий. Установить предельные лимиты на энергоснабжение вновь сооружаемых зданий в каждом городе или регионе Крыма в соответствие с требуемыми удельными показателями их энергетической эффективности. Установить единый разрешительный порядок для всей территории Крыма для обеспечения энергоснабжения новых зданий всех видов и всех форм собственности.

Стратегия 2.3.2. Обеспечить контроль предельных уровней фактического потребления тепловой и электрической энергии зданиями, вводимыми в эксплуатацию, со стороны органов государственного энергетического надзора. Обеспечить ежегодный адресный мониторинг энергетической эффективности строящихся зданий со стороны ГАСК и инспекции ЖКХ.

Василий Степаненко, главный редактор портала ЭСКО

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →