Организацией энергосбережения в Ивановской области занимаются всерьез. Одним из важнейших направлений этой деятельности является организация финансирования. Об этом серия публикаций в журнале «Региональная энергетика и энергосбережение».
Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в России
Организацией энергосбережения в Ивановской области занимаются всерьез. Одним из важнейших направлений этой деятельности является организация финансирования. Об этом серия публикаций в журнале «Региональная энергетика и энергосбережение».
Для справки:
Развитие энергосбережения в Ивановской области
1995 год — утверждено постановление администрации региона об энергосбережении,
1996 год — принята первая программа энергосбережения,
1996 год — создан Ивановский фонд энергосбережения,
1998 год — принят первый закон об энергосбережении, создана первая информационная система по энергосбережению,
1999 год — создан Ивановский центр энергосбережения,
2000 год — утверждена Концепция энергосбережения,
2010 год — согласно 261-фЗ утверждена региональная программа энергосбережения,
2014 год — утверждена государственная программа Ивановской области «Энергосбережения и повышение энергетической эффективности в Ивановской области».
Участие в заседании Правительства Ивановской области, посвященного проблемам организации энергосбережения, приняли заместитель председателя Правительства Ивановской области, руководитель Комплекса экономического развития Ивановской области Светлана Валентиновна Давлетова, начальник Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области Сергей Юрьевич Тальянов, начальник Региональной службы по тарифам Ивановской области Владимир Николаевич Шарыпов, исполнительный директор НО Ивановский фонд энергосбережения» Антон Александрович Грачев, директор НКО Фонд «Энергоэффективность» г. Ярославля Игорь Эдуардович Феддер, а также заместитель генерального директора по инновационному развитию ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» Иван Яковлевич Редько, Доктор технических наук , ректор ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина» Сергей Вячеславович Тарарыкин и член-корреспондент РАН, доктор химических наук, директор Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН Сергей Дмитриевич Варфоломеев.
На совещании были подведены промежуточные итоги обучения ответственных за энергосбережение специалистов бюджетной сферы в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и развитие энергетики» в 2014 году и рассмотрены перспективы подготовки специалистов в 2015 году в рамках региональной программы энергосбережения.
Основной темой совещания стало финансирование программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ивановской области в 2015 году. В ходе переговоров была достигнута принципиальная договоренность о подписании Правительством Ивановской области, ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» и Комитетом по энергетике ГД РФ трехстороннего соглашения о сотрудничестве в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ивановской области. В окончательном виде соглашение будет подготовлено к концу июля текущего года. Кроме прочего в рамках совещания рассматривалась возможность участия региона в распределении субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий в области энергосбережения и было принято решение о максимальном участии профильных органов власти региона в подготовке заявки на 2015 год.
С привлечением тарифных решений традиционно во всем мире, и нашей стране в частности, реализуются мероприятия по замене и модернизации оборудования, используемого для производства и передачи энергетических ресурсов. Объем средств, включенных в тарифы, ограничен и жестко контролируется региональными властями, сметы, перечни оборудования, целесообразность выбора такого оборудования, стоимость его приобретения и установки проверяется и зачастую общий объем средств снижается на 15–20% от первоначально запрошенного предприятием.
Реализация мероприятий в области энергосбережения необходима в первую очередь в ресурсоснабжающих организациях, на объектах производства и передачи энергоресурса, современное оборудование позволяет не только снизить стоимость производства энергии и сократить потери при производстве и передаче, но и значительно повышает качество и надежность энергоснабжения. В Ивановской области практически все ресурсоснабжающие организации утвердили и реализуют программы энергосбережения. Региональная служба по тарифам установила требования к таким программам и ежегодно проводит анализ их выполнения.
Как известно, в настоящее время одним из наиболее перспективных механизмов реализации энергосберегающих мероприятий является энергосервис. В России законодательные основы для заключения энергосервисных контрактов были заложены еще в 2009 году Федеральным законом от 23.11.2009 No261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и на сегодняшний день энергосервис является ключевым механизмом в реализации эффективной технической политики Правительства РФ. Однако для его успешного внедрения и государство, и власти регионов должны создавать новые финансовые конструкции и совершенствовать законодательство.
Одной из проблем, препятствующих успешной реализации энергосервисных контрактов на территории Ивановской области, долгое время являлось отсутствие тарифного регулятора,позволяющего рассчитывать экономию от внедрения мероприятий в стоимостном выражении на весь период реализации энергосервисного контракта.
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается организация, планирующая внедрить энергосберегающие мероприятия с привлечением энергосервиса, сейчас. Расчет тарифа ресурсоснабжающей организации осуществляется на основании объема потребления ресурсов в базовом периоде. Соответственно, если в результате проведения энергосберегающих мероприятий организацией сокращено потребление энергетических ресурсов, то при расчете тарифа на планируемый период нормативы энергопотребления будут сокращены, и средства на оплату энергопотребления организации будут заложены в тариф в меньшем объеме. Таким образом, денежная экономия от внедрения мероприятий не будет аккумулироваться непосредственно в организации, а значит и средств на выплаты инвестору обязательств по энергосервисному договору в организации не будет.
Логичным выходом из сложившейся ситуации выглядит изменение механизма формирования тарифа таким образом, чтобы на период реализации энергосервисного контракта расчёт тарифа производился с учетом возложенных на организацию обязательств по энергосервисным контрактам. Для потребителя такое изменение пройдет «безболезненно», так как не повлечет увеличение тарифа, а лишь задержит его снижение до окончания выплат инвестору обязательств по энергосервисному контракту.
В тесном взаимодействии с Федеральной службой по тарифам мы тщательно проработали данный вопрос и на сегодняшний день механизм формирования тарифа для организаций,реализующих энергосервисные договоры, в Ивановской области полностью сформирован и готов к применению.
Региональная служба по тарифам Ивановской области со своей стороны сделала все возможное для того, чтобы ресурсоснабжающие организации региона имели дополнительные возможности для технического перевооружения.
Энергосервисные контракты с привлечением тарифного регулятора
В настоящее время основными источниками финансирования мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются средства ресурсоснабжающих предприятий региона. Многие из мероприятий включены в инвестиционные программы и программы энергосбережения таких предприятий, часть расходов включена в тарифные решения. О влиянии энергосбережения на величину тарифов читателям журнала рассказал начальник региональной службы по тарифам Ивановской области Владимир Николаевич Шарыпов.
С привлечением тарифных решений традиционно во всем мире, и нашей стране в частности, реализуются мероприятия по замене и модернизации оборудования, используемого для производства и передачи энергетических ресурсов. Объем средств, включенных в тарифы, ограничен и жестко контролируется региональными властями, сметы, перечни оборудования, целесообразность выбора такого оборудования, стоимость его приобретения и установки проверяется и зачастую общий объем средств снижается на 15–20% от первоначально запрошенного предприятием.
Реализация мероприятий в области энергосбережения необходима в первую очередь в ресурсоснабжающих организациях, на объектах производства и передачи энергоресурса, современное оборудование позволяет не только снизить стоимость производства энергии и сократить потери при производстве и передаче, но и значительно повышает качество и надежность энергоснабжения. В Ивановской области практически все ресурсоснабжающие организации утвердили и реализуют программы энергосбережения. Региональная служба по тарифам установила требования к таким программам и ежегодно проводит анализ их выполнения.
Как известно, в настоящее время одним из наиболее перспективных механизмов реализации энергосберегающих мероприятий является энергосервис. В России законодательные основы для заключения энергосервисных контрактов были заложены еще в 2009 году Федеральным законом от 23.11.2009 No261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и на сегодняшний день энергосервис является ключевым механизмом в реализации эффективной технической политики Правительства РФ. Однако для его успешного внедрения и государство, и власти регионов должны создавать новые финансовые конструкции и совершенствовать законодательство. Одной из проблем, препятствующих успешной реализации энергосервисных контрактов на территории Ивановской области, долгое время являлось отсутствие тарифного регулятора, позволяющего рассчитывать экономию от внедрения мероприятий в стоимостном выражении на весь период реализации энергосервисного контракта.
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается организация, планирующая внедрить энергосберегающие мероприятия с привлечением энергосервиса, сейчас. Расчет тарифа ресурсоснабжающей организации осуществляется на основании объема потребления ресурсов в базовом периоде. Соответственно, если в результате проведения энергосберегающих мероприятий организацией сокращено потребление энергетических ресурсов, то при расчете тарифа на планируемый период нормативы энергопотребления будут сокращены, и средства на оплату энергопотребления организации будут заложены в тариф в меньшем объеме. Таким образом, денежная экономия от внедрения мероприятий не будет аккумулироваться непосредственно в организации, а значит и средств на выплаты инвестору обязательств по энергосервисному договору в организации не будет.
Логичным выходом из сложившейся ситуации выглядит изменение механизма формирования тарифа таким образом, чтобы на период реализации энергосервисного контракта расчёт тарифа производился с учетом возложенных на организацию обязательств по энергосервисным контрактам. Для потребителя такое изменение пройдет «безболезненно», так как не повлечет увеличение тарифа, а лишь задержит его снижение до окончания выплат инвестору обязательств по энергосервисному контракту.
В тесном взаимодействии с Федеральной службой по тарифам мы тщательно проработали данный вопрос и на сегодняшний день механизм формирования тарифа для организаций, реализующих энергосервисные договоры, в Ивановской области полностью сформирован и готов к применению.
Региональная служба по тарифам Ивановской области со своей стороны сделала все возможное для того, чтобы ресурсоснабжающие организации региона имели дополнительные возможности для технического перевооружения.
Источники внебюджетного финансирования мероприятий в области энергосбережения
Рассказывает исполнительный директор Ивановского фонда энергосбережения Антон Грачёв.
Одним из возможных вариантов финансирования энергосберегающих мероприятий с использованием привлеченных внебюджетных средств является поддержка Ивановского фонда энергосбережения. Это некоммерческая организация, созданная в 2009 году при
поддержке Правительства Ивановской области. Бюджет фонда формируется за счет отчислений ресурсоснабжающих организаций региона, средства выделяются на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как в рамках региональной программы энергосбережения, так и по отдельным заявкам муниципальных образований и организаций по решению Попечительского совета.
Основные мероприятия, финансируемые фондом
С момента создания фондом профинансировано более 70 мероприятий в области энергосбережения на общую сумму 65 млн руб. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляются, как правило, на возвратной основе, процентов и комиссий за пользование средствами фонд с получателей не взимает. Решение о финансировании мероприятий принимается Попечительским советом на основании поступивших заявок.
Основными мероприятиями, финансируемыми из фонда, являются быстроокупаемые малозатратные мероприятия по энергосбережению, такие как:
установка частотных преобразователей на электродвигатели скважин подъёма воды и дымососов котельного оборудования,
приобретение энергосберегающих сетевых и подпиточных насосов,
приобретение теплообменников для приготовления ГВС,
финансирование реконструкции котельных Ивановской области в части замены морально устаревшего неэффективного оборудования на современное энергосберегающее и модернизация систем уличного освещения муниципальных образований региона.
Это обусловлено тем, что объём оборотных средств не позволяет реализовывать крупные проекты по энергосбережению, в частности, такие как реконструкция уличного освещения муниципальных образований Ивановской области, реконструкция систем внутреннего освещения и установка АИТП в бюджетных учреждениях. А такие мероприятия, как правило, имеют очень большой потенциал энергоэффективности.
Наиболее простым и доступным методом реализации любых проектов по энергосбережению, является заключение энергосервисного контракта с частным инвестором».
Применение энергосервисного механизма
Модернизация оборудования с применением механизма энергосервиса является обычной практикой за рубежом уже несколько десятилетий и вносит свой вклад в поддержание коммунальной инфраструктуры на высоком уровне.
В России законодательные основы для заключения энергосервисных контрактов были заложены еще в 2009 году Федеральным законом от 23.11.2009 No261-ФЗ «Об энергосбережении...», однако реальные возможности для его использования появляются только сейчас. Подготовлена и размещена на Региональном портале по энергосбережению вся необходимая техническая и правовая документация, составлены типовые проекты.
В данный момент реализуется энергосервисный контракт на модернизацию уличного освещения г.о. Тейково, на стадии конкурсных процедур находится энергосервисный контракт на модернизацию уличного освещения г.о. Вичуга. В работе находятся аналогичные контракты г.п. Родниковского, г.о. Кинешма и г.о. Иваново. Заключен энергосервисный контракт на модернизацию внутреннего освещения 30 школы города Иваново.
Для реализации указанных энергосервисных контрактов удалось привлечь ивановского инвестора — ООО «Энергосервисный центр» и московские энергосервисные компании — это Первая энергосервисная компания и Тюменьэнерго
Источник: журнал «Региональная энергетика и энергосбережение»