Из сообщения на втором всероссийском совещании промышленников и предпринимателей по вопросам повышения энергоэффективности. Екатеринбург, 10 июля 2014 г.
Что касается законодательства Российской федерации, то в прошлом году были значительные изменения в принятии 399 федерального закона. Данный закон должен был отразиться на рынке энергетических обследований. К сожалению, с момента его разработки и до момента принятия концепция законопроекта достаточно сильно была изменена. Не все идеи, которые изначально предполагалось в этом законе отразить, удалось в конечном итоге в нем обнаружить. Прежде всего, это касается ужесточения требований к саморегулируемым организациям, к членам СРО при проведении обследований. К самим энергоаудиторам планировалось ввести дополнительную административную ответственность, ввести квалификационные требования к энергоаудиторам. Эти идеи не были реализованы, тем не менее, сам законопроект послужил таким мостиком к последующим решениям. К тем решениям, которые были приняты на ENESе (Второй международный форум по энергоэффекивности - прим. редактора) в прошлом году по результатам Совета по модернизации, в том числе о переходе от обязательно энергетического обследования к декларированию. Сейчас в 261-м законе предусмотрена такая форма как замена обязательно энергетического обследования предоставлением информации о состоянии энергосбережения и общей энергоэффективности.
В настоящий момент Министерством энергетики совместно с Министерством экономического развития разработан проект закона, в котором полностью отменяется обязательное энергетическое обследование. Вместо него вводится декларирование потребления энергетических ресурсов для организаций с государственным, муниципальным участием – прежде всего это органы государственной власти, государственные и муниципальные учреждения. И продляется требование снижения объемов потребления энергетических ресурсов в бюджетном секторе до 20 года, при этом сейчас действует 3% снижение ежегодно. Предполагается, что с 2015 года будет речь идти об 1% снижении по сравнению с 2014 годом. Но этот показатель в будущем может быть увеличен по результатам как раз декларирования потребления энергетических ресурсов. По Министерству энергетики, Министерству экономического развития нет полной картины о потреблении энергетических ресурсов в бюджетном секторе и о состоянии фондов, несмотря на проведенные энергетические обследования. Как раз по данным декларирования планируется собирать данные и о сопоставимых условиях для того, чтобы правильно и объективно определять объем экономии, достигнутой учреждением, и как следствие, потом на основе этих данных либо увеличить требования, то есть ввести 3% экономию до конца 2020 года, либо, может быть иным образом регулировать эту систему.
Что касается других изменений, которые непосредственно влияют на рынок энергосервисных услуг, то самое важное изменение – это принятие 44-го Федерального закона. Самое забавное, что в процессе разработки этого закона, его разработчиками была упущена глава про энергосервис и нам пришлось ее буквально в конце ноября через тернии к звездам вставлять в текст законопроекта, который уже ушел на второе чтение. То есть в первом чтении такого понятия как энергосервис вообще не было предусмотрено, потом уже через Министерство экономического развития, через комитет и соответствующих исполнителей эти положения были вставлены. Нам удалось добиться включения возможности проведения двухэтапных конкурсных процедур по заказу энергосервисных услуг, что позволяет в какой-то степени избежать случайных участников в конкурсных процедурах, ну, и в целом повысить ответственность заказчика и исполнителя.
Важным изменением также являлось изменение требований к контракту на энергосервис в части включения в него так называемого расчетно-измерительного метода. Мы достаточно долго к этому шли, удалось убедить Министерство экономического развития в том, что это необходимо. Расчетно-измерительный метод – метод, который заключается в измерении одного из параметров, влияющих на потребление энергетических ресурсов, и определение остальных параметров статистически, то есть мы не меряем потребление по прибору учета, а меряем какие-то другие параметры - такие как время, мощность. Это наиболее важно для определения объема потребления энергетических ресурсов по системам наружного освещения, ну и также возможно использовать в других системах.
В настоящее время Министерство энергетики разработало проект методики, он находится на согласовании в органах исполнительной власти, есть там некоторые разночтения, но я думаю, что они в любом случае будут устранены, и рынок получит эффективную модель для того, чтобы работать по системам наружного освещения в зданиях. Также там предусмотрены методики расчета для систем наружного освещения, кроме внутреннего освещения, и по двигателям и системам отопления. Но, на мой взгляд, системы отопления и объем экономии системы теплоснабжения лучше мерять по приборам учета, то есть по классической модели, проводя в последующем корректировки на различные факторы, но использовать методику расчета измерительного способа, который будет разработан в Министерстве энергетики только для систем освещения.
Что касается дальнейших планов, то опять же по результатам Совета по модернизации было дано поручение Министерству экономического развития совместно с федеральными органами исполнительной власти и Аналитическим центром разработать план государственных мер в области регулирования энергосервиса и внести его в Правительство. План соответствующий разработан, внесен в Правительство. Должно пройти еще несколько совещаний в Аппарате Правительства, прежде чем он будет утвержден, в нем большое количество пунктов, направленных на совершенствование федерального законодательства, в том числе внесение изменений в 261-й ФЗ, внесение изменений в Жилищный кодекс. На различных этапах разработки этого плана также предполагались изменения в отраслевые акты в области энергетики, такие как закон об электроэнергетике, закон о теплоснабжении, электроснабжении, водоотведении. Потому что именно там возможно предусмотреть некие механизмы создающие простор для замещения энергосервисных договоров в секторе саморегулируемых организаций.
Сейчас есть некоторые барьеры, которые препятствуют эффективно взаимодействовать с Региональными энергетическими комиссиями и органами регулирования при утверждении тарифов таким образом, что та экономия, которую достигают энергосервисные компании при реализации энергоэффективных мероприятий в регулируемой организации, не была включена при расчете тарифов. Возможность сохранения за регулируемой организацией той экономии, которую они достигают при заказе энергосервисных услуг либо при самостоятельной реализации мероприятий по энергосбережению, такая возможность предусмотрена 261-м законом, но она предполагает опять же решение Региональной энергетической комиссии. Это решение может быть принято, может быть не принято. Вот эту процедуру необходимо сделать более прозрачной. К сожалению, на этапе межведомственного согласования из проекта Плана, внесенного в Правительство, данные пункты были исключены, но тем не менее необходимость внесения в законы сохраняется, потому что именно они определяют порядок утверждения инвестиционных программ и порядок ценообразования и тарифов в различных отраслях деятельности энергосервисных организаций.
В целом План развития государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг охватывает все сектора, такие как бюджетный сектор, жилищный фонд, меры государственной поддержки, меры, связанные с развитием технического регулирования. Предполагается принятие двух национальных стандартов по измерению и верификации эффективности как раз на базе я думаю всем уже известного протокола, IPMVP, который был переведен Институтом Энергетики совместно с Российским энергетическим агентством. Здесь уже проделан определенный путь, первый проект стандарта размещен на официальном сайте Росстандарта, с ним можно ознакомиться, и размещено уведомление о разработке стандарта. Для того, чтобы ознакомиться с ним, нужно к разработчикам обратиться. Сейчас проект стандарта дорабатывается Российской ассоциацией энергосервисных компаний для того, чтобы в последующем уже этот стандарт был в качестве базового документа.
Важно отметить, что, кроме развития законодательства, безусловно, важно организовать и развить методологию и пропаганду в области энергосервиса. Мы видим, что за 4 года реализация 261-го ФЗ не удалось достигнуть серьезных скачков на данном рынке. Это объективные процессы. За рубежом тоже этот рынок не сразу строился. И четыре года, которые на самом деле прошли, позволили нам сформировать некую базу, некую основу. Рынок энергосервисных услуг на самом деле пока еще не составляет существенную долю рынка энергосбережения, но, тем не менее, уже есть база, уже есть ключевые энергосервисные компании, которые активно реализуют энергосервисные проекты в различных сферах. Это не только бюджетный сектор, который пока является драйвером в целом и опыта, и методологии в области энергосервиса, но также это промышленный сектор и жилищный фонд. Несмотря на те проблемы, которые есть в законодательстве, которые мы как раз хотели в прошлом году решить. Но раздел по энергосервису был исключен из законопроекта – из 399-го ФЗ.
Несмотря на те противоречия, которые есть в законодательстве, энергосервисные компании реализуют проекты в жилищном фонде, есть уже большое количество договоров, заключенных в жилищном фонде. Большую роль развития в жилищном фонде играет Аналитический центр Правительства России, на его сайте можно найти практически полный комплект методических документов от проекта договора, который может быть использовать в деятельности энергосервисных компаний при реализации энергосервисных контрактов в жилищном фонде. Здесь уже большой путь проделан, и я поражаюсь активности Аналитического центра – уже заключено несколько соглашений о сотрудничестве с различными субъектами Российской Федерации для реализации пилотных проектов. Кроме того, для эффективной работы дальнейшей потребовалась консолидация рынка энергосервисных услуг. В апреле было принято решение о создании Ассоциации энергосервисных компаний при поддержке ключевых органов исполнительной власти, Аппарата Правительства, буквально в июне она была зарегистрирована.
Также важным элементом государственной политики и в целом этой сферы является создание специализированных институтов развития в области энергосервиса. В свое время Российское энергетическое агентство совместно с Внешэкономбанком планировало создать Энергетическое финансовое агентство. К сожалению, по определенным причинам данная идея была дезавуирована. На сегодняшний день Министерство энергетики ведет большую работу по предоставлению субсидий субъектам Российской федерации на реализацию региональных программ. В следующем году планируется более половины средств субсидий направлять на поддержку частного сектора, в том числе энергосервисных компаний, которые реализуют проекты по энергосбережению на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Поддержка будет заключаться в возмещении части затрат, которые несут соответствующие субъекты на реализацию мероприятий. Это может быть возмещение затрат на процентную ставку по банковским кредитам, может быть возмещение затрат по банковским платежам либо непосредственно возмещение затрат на оборудование. Полагаю, что это поможет существенно сократить сроки окупаемости всех проектов, которые будут инициированы и будут реализовываться в последующие годы, тем самым это позволит так или иначе оптимизировать рынок в тех субъектах РФ, где пока не появились репперные компании, не появилось достаточно активных политических лидеров, которые бы эту тему двигали.
Отмечу, что сам по себе рынок адаптируется к российским условиям, мы видим достаточно большое количество зарубежных компаний, которые интересуются российским рынком, выходят на потенциальных заказчиков, потенциальных потребителей. Те формы адекватные, которые предусмотрены 261-м законом, это энергосервисный контракт, договор поставки и купли-продажи передачи энергетических ресурсов, включающий в себя условия энергосервисного договора, не являются единственными инвестиционными службами, которые могут быть реализованы в области энергосбережения. Сейчас достаточно активно продвигаются такие договоры как договоры success fill, перформансные договоры, которые по своему смыслу, по своим юридическим особенностям несколько отличаются от классических энергосервисных договоров.
Появление таких договоров, прежде всего, в частном секторе, в промышленности, говорит о том, что на самом деле нет задач ограничиваться какой-то отдельной договорной зоной, то есть при реализации энергосервисных задач осуществляются такие энергосервисные мероприятия, чтобы распределять риски между инвестором, потенциальным исполнителем мероприятия, и заказчиком. И соблюдая развитие вот этих вот для Российской Федерации новых договорных форм, за рубежом они используются достаточно широко, можно судить о том, что рынок действительно адаптируется к российским условиям, к российскому законодательству и не ограничивает себя теми рамками, теми моделями, которые были предусмотрены изначально 261м Законом.
Я занимаюсь законодательством и не считаю, что основные проблемы находятся в законодательстве. Основные проблемы заключаются в отсутствии навыков, опыта и компетенций у энергосервисных компаний, просто не так много времени прошло с момента, когда все это началось. Время вылечит все, расставит все по своим местам, я думаю, что нужно просто все нарабатывать, нарабатывать, нарабатывать.