Главная / Аналитика / Опыт энергосбережения / Энергосбережение в «дальнем» зарубежье

Германия. Энергетическая безопасность и житейский комфорт.

Еще по теме: Общесистемные вопросы

Импортозамещение. Энергетическая безопасность. Самодостаточность. Извлечение максимума из своих возможностей. Для Германии эти направления деятельности предмет ежедневной работы. На это работает целая индустрия, на это не жалеют средств и усилий, это уже приносит первые результаты. В Германии приходит постепенное понимание того, что использование современных технологических возможностей позволяет жить комфортно и в гармонии с природой. При этом комфорт достигается не деньгами, а знаниями и умением планировать свою жизнь. О наблюдениях путешественника в репортаже Василия Анатольевича Степаненко, директора энергосервисной компании “Экологические Системы”, г. Запорожье.

Германия. Энергетическая безопасность и житейский комфорт.

Вместо предисловия

Запорожье меняется – на смену двадцатилетней экономической депрессии и растерянности городской власти идёт развитие. Новая стратегия энергетического развития Запорожья на период до 2030 года уже утверждена городским советом, и она получила глубокие германские корни.

С 2005 года руководители и специалисты нашего города последовательно изучают опыт развития городов Германии, особенно эволюцию энергоэффективности муниципальных зданий, транспорта и коммунальной энергетики. Этому процессу сильно помогают два города-побратима Запорожья – Магдебург и Оберхаузен. Встречи и поездки друг к другу постепенно растили потенциал партнёрства, особенно знаковым стало участие Запорожья в первом общемировом конгрессе ”Зелёный город”, который прошёл в Магдебурге осенью 2013 года.

Мы тоже приняли решение сделать Запорожье зелёным городом и совершили первый шаг на этом пути – создали долгосрочную стратегию модернизации зданий и коммунальных инфраструктур на основе ключевых Директив ЕС – Муниципальный энергетический план Запорожья (http://mep.ecosys.com.ua) - МЭП. На эту работу ушло два года, но главное, что изменило появление МЭП - у городской власти появилась политическая воля. Немалую роль в этом сыграли визиты мэров Запорожья в города-побратимы, где зелёные изменения приняли необратимый и революционный характер – они увидели в городах Германии будущее для Запорожья, нашли примеры для модернизации и потенциальных партнёров для её осуществления.

После разработки Муниципального энергетического плана (МЭП) Запорожья мы столкнулись с двумя проблемами:

  • Для реализации этого плана городу нужно привлечь большие деньги – более 1.5 миллиарда евро на 20 лет. Это делает план фантастическим - в истории города ещё не было подобного прецедента. Полное обновление более, чем 3 000 жилых и общественных зданий, новые системы теплоснабжения и уличного освещения требует новых подходов к финансированию и такого опыта в Запорожье не было никогда. Проблема отсутствия опыта привлечения больших денег на возвратной основе на модернизацию и развитие стала для города основной. За период с 2004 по 2014 год ежегодные платежи Запорожья за газ и электроэнергию выросли с 25 миллионов евро до 150 миллионов (без учёта промышленности). Расчёты показали, что тарифы будут расти все следующие 20 лет и город будет вынужден заплатить за своё энергоснабжение в этот период на 4 миллиарда евро больше, чем мог бы. Занять полтора миллиарда евро на 20 лет на энергетическую модернизацию или выплатить в 2.5 раза больше денег газовым и электрическим компаниям – вот какую проблему Запорожью предстоит решить в ближайшие годы.
  • Второй глобальной проблемой для города стала устаревшая за 70 прошедших лет схема монопольного управления коммунальными активами – жилыми и общественными зданиями, транспортом, переработкой отходов, системами энергоснабжения и водоснабжения. Стало ясно, что, не меняя старых схем монопольного управления муниципальной собственностью, невозможно привлечь внешний капитал от банков или инвесторов для развития и модернизации Запорожья. Разведка показала, что в Европе эта монопольная схема ушла в прошлое. Города Европы на массовой основе начали привлекать для совместного управления и модернизации коммунальных активов банковское сообщество и частный капитал. Банки и бизнес в ЕС в партнёрстве с муниципалитетами открыли для себя новое рыночное измерение – зелёную трансформацию зданий и коммунальной энергетики, транспорта и переработки отходов. Привлечь банковское сообщество и частный бизнес для модернизации и развития зелёного Запорожья или оставаться на обочине истории в одном из самых экологически грязных городов Европы – стало ясно, что третьего не дано.

Размышляя над этими проблемами, я, неожиданно для себя, в июне получил приглашение от германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) принять участие в недельной поездке в Германию, чтобы познакомиться с опытом региональных и муниципальных энергетических агентств.

Новый проект GIZ ”Создание энергетических агентств в Украине” начал свою работу с организации поездки в Германию делегаций четырёх украинских городов – Киева, Одессы, Запорожья и Донецка. В Донецке и Одессе по плану GIZ предусмотрено создание энергетических агентств, Киев и Запорожье самостоятельно выбрали для себя базовой модель Берлинского энергетического агентства.

Такое же приглашение от GIZ получил и наш мэр – Александр Ченсанович Син. Мы почувствовали невидимую поддержку нашим планам энергетической модернизации со стороны генерального консула Германии в Украине – доктора Детлефа Вольтера. Он уже много месяцев с интересом присматривался к рождающейся энергетической стратегии Запорожья с явно выраженным германским акцентом.

В аэропорту Борисполя мы присоединились к украинской делегации и вылетели во Франкфурт. За неделю мы посетили 8 городов Германии, вставали рано утром и возвращались в гостиницу около полуночи. Мы спорили и слушали, вглядывались в германскую энергетическую революцию, которая стремительно завоевывает умы и сердца политиков и бургомистров, энергетиков и коммунальщиков, жителей больших городов и маленьких посёлков. Нас вела по Германии маленькая команда Роберта Кюнне, молодого руководителя этого нового проекта GIZ в Украине и я не раз отмечал для себя слаженность и чёткость работы этой команды. Образцовый и профессиональный перевод моей землячки Елены Константиновой из Мариуполя ни разу не дал сбоя на всех встречах и поездках.

Нашу украинскую делегацию в аэропорту Франкфурта ждал комфортабельный автобус с весёлым водителем. За неделю мы проехали с ним по Германии более 1800 км, и он же привёз нас обратно в аэропорт Франкфурта в конце пути.р1 27.08

Когда мы возвращались из Германии, я решил написать репортаж об увиденном для стран СНГ на портале ЭСКО – о людях и встречах и, главное, о германской энергетической революции, которая происходит на наших глазах. История сделала странный зигзаг, отбросив нашу страну в своём развитии в прошлое – нам нужно вспомнить старый лозунг – догнать и перегнать. И начать эту работу нужно с наших городов, взяв примером города соседней Германии. Наше сверхиндустриальное Запорожью последний раз модернизировалось в 30-е годы прошлого века. Когда-то наши деды построили новые заводы и здания нашего города, теперь они постарели, им около 90 лет, пора начинать новое рождение города уже для жизни наших детей и внуков в 21 веке.

Биркинфельд. В равновесии с природой.

р2. 27.08

Экологический кампус в Биркенфельде

Первой встречей украинской делегации в путешествии по Германии стала встреча с сотрудниками экологического кампуса в Биркинфельде. Этот научный островок на месте бывшего госпиталя американской армии с годовым доходом более 500 миллионов евро надёжно снабжает политиков, законодателей, бизнес и муниципалитеты Германии идеями, планами и проектами по переводу германской экономики на зелёные рельсы 21 века. Сегодня кампус работает уже по всему миру с крупными городами и странами, желающими повторить путь Германии в зелёное будущее.

На рубеже веков Германия стала перед выбором - продолжать развивать экономику экстенсивного потребления и производства или создать экономику совершенно нового типа – экономику замкнутых циклов. Смысл нового типа экономики прост – жить в мире с природой, отказаться от потребления исчерпывающихся ресурсов, уменьшить количество отходов и выбросов до уровня природной регенерации. Такую экономику начали называть зелёной, так появились зелёные города, зелёные здания, зелёная энергетика, зелёная индустрия. Мы, в ходе поездки увидели, что Германия выбрала зелёное будущее – это факт.

р3 27.08

Экологический кампус в Биркинфельде стал исследовательским центром научного сообщества по трансформации экономик промышленных и сельскохозяйственных анклавов Германии к новому типу.

р4 27.08

Сегодня уже видны контуры этой трансформации, прежде всего в энергетическом секторе – города и территории Германии постепенно становятся энергетически самодостаточными. Они производят столько энергии, сколько потребляют и постепенно избавляются от импорта топлива и энергии, переходя на местные источники. Нашей делегации были прочитаны несколько лекций с примерами формирования новой энергетической политики. За 10 лет многие города Германии перешли в новую эпоху – поэтапного отказа от глобальных энергорынков и сверхцентрализации энергетики.

Кстати, в результате экспериментов учёных и труда инженеров, посёлок из пары десятков зданий экологического кампуса в Биркинфельде стал энергетически и экологически самодостаточным – он полностью перерабатывает все свои отходы и производит собственную электрическую и тепловую энергию из местного топлива и энергии – биомассы, мусора, солнца и энергии Земли. Подчёркнутая климатическая нейтральность и высокая экономическая рентабельность экономики замкнутого цикла кампуса.

Врачу – исцелись сам.

Район Рейн-Хунсрюк. Новая энергетическая политика округа - от импорта энергии к её экспорту

Наша следующая встреча произошла с главой окружной администрации Рейн-Хунсрюк, Бертрамом Флекком, в городе Зиммерне, районном центре.

р6 27.08

Земля виноградников и холмов, преимущественно сельская местность.

р8. 27.08

Я был поражён вдохновенной лекцией пожилого руководителя о новой энергетической политике своего округа – в Украине за много лет я такого вдохновения не встречал. Путь от полной энергетической зависимости округа от внешних источников к почти полной независимости занял всего 15 лет. Округ тратил 270 миллионов евро в год на импорт топлива и энергии - сегодня эти деньги уже остаются в кошельках горожан.

Политическая воля, умноженная на поддержку бизнеса и инженерные решения, создали новую энергетику для 137 населённых пунктов округа Рейн-Хунсрюк. Ветроэлектростанции, солнечные станции на крышах и в полях, биотопливные котлы и котельные, массовое внедрение тепловых насосов, биогаз и щепа, термомодернизация зданий создали новую экономику замкнутого цикла. “…Деньги деревни должны оставаться в деревне…” – этот меткий афоризм учредителя империи Райффайзена стал кредо зелёной экономики городов 21 века.

р5. 27.08.

Мы слушали лекцию Бертрама Флекка о роли политиков и муниципальных администраций при переходе к новой энергетической политике Германии и задумывались о рождении такой политики и экономики в Украине.

В Зиммерне нам также показали интересный фрагмент такой политики – Союз по обеспечению автономного отопления бюджетных зданий (как инструмент реализации новой энергетической политики) и школьный центр с современной системой такого отопления на биотопливе (как результат реализации такой политики).

Новой целью энергетической и экономической политики округа является продажа избытков электрической энергии от своих солнечных и ветровых электростанций в другие земли Германии. Объём инвестиций позволил пустить на продажу 180% электроэнергии, которая раньше закупалась извне. Округ теперь рассчитывает на ежегодный доход в 380 миллионов евро от инвестиций в возобновляемую энергетику.

Раньше округ платил за импорт энергии 270 миллионов евро ежегодно – теперь не платит ничего. В ближайшем будущем ежегодный доход от экспорта энергии составит 380 миллионов евро, как результат рождения новой экономики замкнутого цикла.

Кадастр солнечных крыш

р9. 27.08

Солнечная энергетика стала ключевым элементом зелёной трансформации энергетики округа. На основе политической воли была разработана детальная концепция энергетического переворота. Новый консалтинговый центр округа предложил к реализации новую программу “1000 крыш с солнечными батареями”. Все крыши округа с помощью спутников и расчетов были инвентаризированы, а 53 600 крыш с наилучшей ориентацией на солнце были сведены в особый Реестр. Администрация округа предложила финансовую поддержку собственникам этих крыш за установку солнечных электростанций и процесс пошёл. Деньги бюджета округа, вместе с деньгами бизнеса и населения начали зелёную трансформацию коммунальной энергетики в 137 населённых пунктах. Лекцию о кадастре солнечных крыш нам читал менеджер округа по защите климата Франк-Михаэль Уле. Садясь в автобус, мы постоянно оглядывались вокруг, каждая пятая крыша уже была с солнечными батареями.

Мастерсхаузен. Парк ветровых и солнечных установок

Наш автобус катился по гладким дорогам Германии и постоянно на горизонте или вблизи дороги возникали ветряки. Ветроэлектростанции стали привычным элементом ландшафтов Германии. Возле гигантских мачт на краю поля мы сделали остановку и к нам подъехали 2 машины. Нашу делегацию приветствовали два бургомистра. Юрген Шнайдерс только что принял этот пост. А Тони Крист 15 лет был бургомистром Мастерсхаузена. Мастерсхаузен – это маленький городок, коммуна в земле Рейнланд-Пфальц, где живёт около 500 семей. Входит в состав округа Рейн-Хунсрюк.

р9-1. 27.08

Рассказ Тони Криста о зелёном пути Мастерсхаузена нас поразил. Маленький сельский городок создал концепцию своей экономики замкнутого цикла и реализовал этот план. Были многочисленные встречи и торги с инвесторами, в результате были построены 19 ветроэлектростанций по 2.4 МВт каждая. Каждая ветроэлектростанция стоила 2.7 миллиона евро. Коммуна сдаёт земли инвестору в аренду и получает часть дохода от продаж электроэнергии. Второй проект, по такой же схеме, привлёк средства китайских инвесторов, и была построена солнечная электростанция мощностью 10 МВт – доход от аренды земли и процент от продаж электроэнергии начали наполнять бюджет коммуны ежегодно.

р10.27.08

Мы были поражены в конце нашей встречи ещё два раза – Тони Крист, бывший бургомистр Мастерсхаузена, автор этого плана, все 15 лет работал бесплатно – он учитель истории. А все немаленькие деньги, заработанные на зелёной энергетике, пошли на развитие коммуны – строительство детских садов, дома для престарелых и других объектов, нужных жителям коммуны.

В нашей стране такие примеры неизвестны. Я подумал, что за последние 20 лет мы что-то важное потеряли и тихо сказал двум бургомистрам, что Германия может вами гордится.

Переговоры и первые наметки. Создание энергетических агентств в Украине

После Мастерхаузена мы поздно вечером вернулись в гостиницу в маленьком городке Идар-Оберштайн. Утром нас уже ждали в экологическом кампусе Биркинфельда. Темой встречи была основная цель немецкого проекта – создание энергетических агентств в Украине. Первое агентство по проекту планируется создать в Одессе, следующее в Донецке и немецкие коллеги из Квест Консалтинг АГ рассказывали нам о своём опыте и планах работы в Украине.

Эта тема очень интересовала Запорожье. Мы, не дожидаясь немецкой помощи, сами приступили к созданию такого агентства в нашем городе. Мы начали поиск соучредителей такого агентства среди банков и частного бизнеса для реализации инвестиционных проектов муниципального энергетического плана Запорожья. К сожалению, эти лекции нам не очень помогли – ответов на наши вопросы они не дали. Стало также понятно, что моделей энергетических агентств несколько и городам нужно выбрать наиболее приемлемую для них модель.

Мне показалось, что модель энергетического агентства для Одессы, которую предлагают немецкие коллеги, старовата и уже, правда в другом виде, предлагалась для Одессы европейской программой Тасис в 90-е годы. Тогда с помощью европейских коллег в Одесском университете был создан региональный Центр энергосбережения. После окончания программы технической помощи работа Центра постепенно свелась к привычной для университетов подготовке энергоменеджеров для промышленности и городов. Европейским коллегам тогда не удалось решить главной задачи – систематического привлечения значимых финансовых ресурсов в проекты энергоэффективности. Второй попыткой в 2004-2005 году был проект USAID по созданию энергосервисных компаний в Украине и в этом регионе, который тоже не увенчался успехом.

Я сказал Роберту, что подобные инициативы в Украине уже были, но без вовлечения банковского сообщества и частного капитала в прямое управление муниципальными активами – зданиями, коммунальными компаниями – задачи энергосбережения в Украине и в Одессе не решить. Сказал, что для Украины наиболее предпочтительна модель Берлинского энергетического агентства, которая на примере многих лет доказала свою работоспособность.

Автобус тронулся, и наша дискуссия прервалась, мы решили дообсуждать эту тему в Украине.

Федеральная земля Рейнланд-Пфальц. Политика энергоэффективности

Утром следующего дня нас ждала встреча в Майнце с министром экономики, охраны климата, энергетики и территориального планирования федеральной земли Рейнланд-Пфальц Эвелиной Лемке и управляющим директором энергетического агентства федеральной земли Рейнланд-Пфальц Кристиной Кальтенэггер.

Это была интересная встреча – мы увидели пример подготовки и планомерной реализации политики энергоэффективности в течение многих лет на основе долгосрочной стратегии, отвечающей ключевым Директивам Европейского Союза, но привязанной к интересам всех слоёв населения земли Рейнланд-Пфальц. Инструментом реализации этой политики и стало небольшое региональное энергетическое агентство с маленькими отделениями в каждом районе и городе. По сути, это агентство является отдельным департаментом администрации земли Рейнланд-Пфальц, связующим звеном с населением, частным бизнесом и законодателями. Его целью является перевод земли на экономику замкнутых циклов, на самодостаточную энергетику, использующую вместо импортного топлива местное топливо и энергию.

Именно такую модель агентства предлагают внедрить в Одессе германские коллеги. Именно здесь у нас появились большие сомнения в переносе этой “административной” модели агентства, основанной на высокой дисциплине общества, в Украину. 20 последних лет у нас в стране была очень популярна шутка, о том, что строгость украинских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Тем не менее, успех энергетической политики земли Рейнланд-Пфальц, был основан именно на этой модели.

Земля Гессен. Знаменитый пассивный дом в Дармштадте

Наш автобус двинулся дальше, нас ждала земля Гессен и город Дармштадт. И вели на всём пути нас две наши заботливые феи из Киева – Екатерина Карпенко и Татьяна Пилипчук, маленькая, но надёжная команда Роберта Кюнне. Их заботами наш путь и быт были беззаботными и приятными. Они вставали раньше нас и ложились последними, чтобы мы были накормлены, информированы и успевали отдохнуть. Большое им спасибо.

Город Дармштадт стал домом для многих компаний и научно-исследовательских институтов, биотехнологий, фармацевтики, полиграфической промышленности, телесвязи, зарекомендовав себя как «Город наук». Но сегодня Дармштадт стал известен во всём мире, прежде всего, благодаря Институту пассивного дома.

Впервые идею пассивного дома предложили в мае 1988 г. доктор Вольфганг Файст, основатель Института пассивного дома в Дармштадтe, (Германия) и профессор Бо Адамсон из Лундского университета (Швеция). Концепция разрабатывалась в многочисленных исследовательских проектах, финансируемых землёй Гессен. В 1996 г. был создан сам Институт пассивного дома.

Пассивный, или энергоэффективный дом (англ. passive house) — это дом с очень малым энергопотреблением — около 10 % от обычного энергопотребления. Его появление – это революция мирового масштаба, которая изменяет все города, всю планету. Идея пассивного дома – это скачок архитектуры и технологий на новый уровень, отвечающий основным вызовам 21 века. Центральным элементом экономики замкнутых циклов для городов 21 века становится именно пассивное здание. Именно идея пассивных зданий позволяет муниципалитетам всего мира отказаться от импорта топлива и энергии и перейти на местные источники. Пассивные здания начали цепную реакцию перехода жилищно-коммунальных хозяйств всего мира в 6-м технологическом цикле.

Реформа жилищно-коммунальных хозяйств Германии сегодня основана именно на массовом переходе к стандарту “пассивхаус”. Ниже привожу диаграмму эволюции строительных норм Германии – с 2007 года по 2016 происходит качественный скачок – от нормы отопления в 100 кВт.час на м. кВ в год до нормы 15 кВт.час на м. кВ в год.

р12.27.08

Особенным контрастом нам бросились в глаза цены на газ для населения в Германии и в Украине – сегодня около 100 долларов в нашей стране и 970 долларов в Германии (Швеция – 1700). Понятно, почему энергетическая революция в зданиях началась в Германии и Швеции – при таких ценах на газ и тепло не могла не начаться.

р13.27.08

Две лекции о рождении, становлении и развитии идей пассивных зданий нам читали сотрудницы Института Сузанна Тоймер и Оксана Дзевой. Мне эти лекции добавили мало – за 12 лет издания журнала ЭСКО я опубликовал около 1000 материалов о пассивных зданиях по всему миру. Но остальные украинские коллеги слушали лекции очень внимательно – наши, очень холодные здания и близость зимы без газа повышали актуальность темы до предела. В пассивных зданиях тепла от людей и тепловыделений бытовых приборов почти полностью хватает для отопления.

Маленькие и средние котельные и ТЭЦ на биотопливе – город Шпайер, земля Гессен и другие города и земли Германии

Тёплым зданиям не нужны большие котельные. И не нужен дорогой газ. Этот принцип постепенно материализуется во всех городах Германии. Наш автобус привёз нашу делегацию к теплоцентрали Норман, в которой есть газовый котёл, но он резервный и используется только в большие морозы. Основную нагрузку несёт биотопливный котёл, который работает на щепе городских древесных отходов.

р14.27.08

Квартал, который обслуживает теплоцентраль Норман, сильно утеплён и не требует много тепла. Месячный запас щепы в подземном складе позволил надёжно обеспечить экономичное теплоснабжение жилого квартала из 40 зданий города Шпайер. Такие проекты мультиплицированы по многим городам Германии, где на смену

углю и газу пришло биотопливо – вечное городское топливо местного происхождения. Меньше свалок и меньше газа – меньше денег из немецких карманов. Так прокомментировал нам этот проект главный инженер теплового хозяйства города Маркус Зона. На фото типовый проект биотопливной котельной со складом для сельской местности Германии.

р15. 27.08

Политика энергоэффективности в земле Гессен

Опять впереди дорога и переезд в столицу федеральной земли Гессен, город Висбаден. Здесь у нас запланирована встреча с министром экономики, энергетики, транспорта и регионального развития, заместителем министр-президента федеральной земли Гессен Тараком Аль-Вазиром. Его сдержанно-эмоциональный доклад для украинской делегации о пути федеральной земли Гессен к энергетической и экономической независимости вызвал наше уважение и признательность. Лаконичный, но ёмкий рассказ о десятилетнем пути и новых целях энергетической политики, построения экономики замкнутого цикла с новых сторон освещал нам то, что мы уже слышали от коллег министра Тарака Аль-Вазира в других городах.

На уровне федеральной земли пространство для действий и концепций в сфере энергетической политики очень ограниченно и четко регулируется предписаниями ЕС. Предписания и директивы ЕС, которые вводятся в национальное законодательство, предусматривают для земель только исполнительные функции.

Мэр города Запорожье Александр Син в ответном выступлении высоко оценил энергетическую политику и достижения федеральной земли Гессен и сказал, что для Запорожья наиболее значим пример и опыт, как земли, так и Германии. Всё, что мы увидели и услышали, вызывает уважение и желание пройти свой путь по такой же дорожной карте, что и земля Гессен. У нас много общего, а цели и политика Германии сегодня наиболее близки для Украины.

р16.27.08

Ещё один, более конкретный доклад для нашей делегации представил Дитер Брингман, руководитель отдела энергоэффективности и энергоконсалтинга федеральной земли Гессен. Этот отдел выполняет функции энергетического агентства и руководствуется основной политической целью – до 2050 года всё электроснабжение и теплоснабжение земли Гессен должно осуществляться из местных, возобновляемых источников. Деньги земли Гессен должны оставаться в земле Гессен – тот же принцип и те же цели экономики замкнутого цикла, цели низкоуглеродной экономики 21 века.

р16-1.27.08

Энергоменеджмент во Франкфурте

На следующий день мы переехали в Франкфурт – самый большой город земли Гессен с населением в 700 000 человек, почти как Запорожье. Нас ждала встреча с отделом надземного строительства муниципалитета и отделом энергетического менеджмента. И прекрасная лекция Матиаса Линдера, руководителя отдела энергоменеджмента – как всё начиналось, каким был путь и где Франкфурт находится сегодня в пространстве энергетической эффективности.

р17.27.08

В отделе энергоменеджмента Франкфурта 3 бюро – контроллинга, оптимизации существующих зданий и бюро модернизации и реконструкции города. Очень простая структура, охватывающая все городские постройки и инфраструктуры. Привожу ниже пример энергетического паспорта здания, как пример простоты и лаконичности – ничего ненужного, только самое важное.

р18.27.08

Действительно, образец для Украины с её запутанным и недееспособным стандартом энергопаспорта.

Так и хочется вспомнить Козьму Пруткова – в заботе о ближних – главное, не перестараться.

Можно смело ставить систему энергетического менеджмента Франкфурта в пример всем городам Украины.

В последний день перед отъездом мы прогуливались по большому Франкфурту, фотографировались на память и покупали сувениры. Наш визит подходил к концу, утром нас ждал самолёт на Киев – уже хотелось домой.

(продолжение следует)

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →