В период апрель – ноябрь 2013 года Аналитический центр провел мониторинг использования энергосервисной модели для энергоэффективной модернизации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Итоги мониторинга показали, что на отечественном рынке существуют компании, обладающие материальными и интеллектуальными ресурсами для такой модернизации. Вместе с тем, развитие энергосбережения в жилищной сфере идет крайне медленными темпами.
Основными препятствиями для проведения энергосервисных мероприятий в МКД являются:
- Сложная процедура принятия решения о заключении энергосервисного договора на общем собрании собственников.
- Отсутствие достоверной информации о техническом состоянии жилищного фонда, необходимой для выборки объектов энергосервиса.
На долю потребителей жилых домов (МКД и индивидуальных) приходится около 42% тепловой энергии, 16% электроэнергии и 25% природного газа. При этом более 60% конечной энергии приходится на цели отопления, более 18% – на горячее водоснабжение и около 17% - на прочие нужды.
Несмотря на то, что в последние годы расход энергии на 1 кв. м жилой площади сократился на 14%, а число помещений, оборудованных приборами учета ресурсов, выросло, в ряде случаев показатели энергоэффективности в жилищном секторе оказались хуже запланированных.
Многие эксперты связывают эту ситуацию с принятием в январе 2013 г. СП 50-13330-2012 (актуализированный СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»), который, по мнению многих специалистов, не отвечает современным требованиям к теплозащите зданий.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей минимальный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, были исключены работы по утеплению фасадов МКД, а также по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов.
И хотя указанные работы могут быть включены в региональные программы по капитальному ремонту, анализ 26 уже принятых региональных законов по данной теме показал, что меры по утеплению фасада и установке приборов учета предусмотрены только в 8 из них.
За прошедший период с 2000 г. размер расходов граждан на коммунальные услуги вырос в 12 раз и в настоящее время превысил так называемый порог доступности – 7 – 8 % от среднего дохода. Таким образом, долги населения растут, а качество коммунальных услуг, в том числе из-за непоступающей оплаты, падает.
В целях сокращения роста потребления энергии в МКД необходимо создать благоприятные условия для заключения энергосервисных договоров, в связи с чем обеспечить:
- наличие актуальной и доступной информации об МКД для целей проведения энергосберегающих мероприятий;
- наличие примерной формы энергосервисного договора, в идеале утвержденной на региональном уровне.
Реализация указанных мер наряду с существенным повышением требований СНиП к удельному расходу теплоты на отопление и вентиляцию новых домов, а также повышением доли ежегодно ремонтируемых по комплексным энергоэффективным проектам МКД до 2% и с введением системы бюджетной поддержки реализации проектов капитального ремонта с обязательной энергоэффективной модернизацией, позволят к 2050 г. сократить потребление энергии на 33% по сравнению с 2010 г.
В настоящее время немногие граждане знают, что такое энергосервис. Однако оценить желание граждан снизить потребление энергетических ресурсов, а также причины, побуждающие их к экономии, можно на примере электрической энергии.
18 ноября 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, сколько россиян стремятся экономить электроэнергию и какие мотивы ими движут, удается ли сэкономить на платежах, и чем те, кто не следит за потреблением электроэнергии, объясняют свою позицию.
Россияне предпринимают следующие меры для экономии электроэнергии: в первую очередь – это использование энергосберегающих лампочек (28%) и экономичное использование электрического света (25%). Гораздо меньше тех, кто пользуется двухтарифными счетчиками (5%), рационально использует электроприборы (4%), выключает из розеток неиспользуемую в данный момент технику (3%), а также приобретает технику класса «А» (2%).
Сэкономить благодаря предпринимаемым действиям удается большинству опрошенных (64%). В основном – пожилым (71%), жителям малых городов и сел (71-73%). И именно возможность снизить размер платежей за электроэнергию и является ключевым мотивом к тому, чтобы стараться расходовать ее более экономно (64%), а не забота о ресурсах планеты (9%). Впрочем, каждый четвертый экономит электроэнергию просто потому, что это традиционное поведение для семьи (23%).
36% опрошенных отметили, что никаких мер для экономии электроэнергии не предпринимают – в основном это жители крупных городов (48%), молодежь (51%). Те, кто не экономит электроэнергию, в 33% случаев не могут объяснить свое поведение. Остальные не видят в этом смысла (28%) или просто не задумывались об этом вопросе (26%). Каждый десятый в этой группе полагает, что и так тратит немного (10%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 9-10 ноября 2013 г.
В соответствии решениями Президента и Правительства Российской Федерации об ограничении среднегодового роста тарифов для населения в размере 6 % Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в мае 2013 г. в инициативном порядке была отработана методология проведения камерального анализа жилищного фонда на примере Южного административного округа (ЮАО) города Москвы. Анализ был проведен по параметру потребления тепловой энергии на цели отопления как дающего наибольший вклад в платежи конечных потребителей.
По результатам этого анализа был определен конкретный адресный перечень многоквартирных домов, потребление тепловой энергии на отопление которых кратно превышает средние удельные значения потребления тепловой энергии по округу. При суммарной полезной площади таких домов не более 5 % от общей площади проанализированных домов, потребление тепловой энергии составило почти 25 % от общего потребления домами ЮАО. При этом объем оплаченной «перепотребленной» тепловой энергии только в 2012 г. по 322 домам составил более 700 млн. рублей. Устранение причин такого «перепотребления» автоматически решает проблему снижения роста платежей за потребленную тепловую энергию.
Таким образом, были выявлены объекты с максимально неэффективным потреблением тепловой энергии, приведение которых в надлежащее состояние позволит существенно снизить общие затраты на оплату тепловой энергии потребителями и, как результат, – снизить платежи граждан за коммунальные услуги. Более того, выявленный объем оплаты «перепотребленной» тепловой энергии является фактическим источником средств для реализации полноценных проектов и мероприятий по энергосбережению и приведению систем теплопотребления в надлежащее состояние по схеме энергосервисного договора.
Проведенный укрупненный экспертный анализ показывает схожую ситуацию практически по всем муниципальным образованиям Российской Федерации с преобладающей многоэтажной жилой застройкой.
Применение подходов, предлагаемых Аналитическим центром, позволяет в адресном режиме выявлять и снижать теплопотребление, что будет снижать и платеж потребителей. А учитывая, что будут выявляться наиболее неэффективно потребляющие объекты и на них будут реализовываться соответствующие проекты, то эффект по снижению теплопотребления будет максимальным.
Содержание методики
Раздел 1. Краткий обзор законодательной и нормативной базы в сфере энергосбережения в МКД
Процедура заключения энергосервисного договора в многоквартирном доме
Раздел 2. Существующая ситуация по энергосбережению в МКД.
2.1. Процедура проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
2.2. Отсутствие достоверной информации о жилищном фонде
2.3. Другие причины, сдерживающие развитие энергосервиса по схеме энергосервисных договоров в МКД
Раздел 3. Анализ потребления тепловой энергии в МКД.
3.1. Камеральный анализ потребления тепловой энергии в МКД
3.2. Методология проведения камерального анализа жилищного фонда на примере Южного административного округа города Москвы
Раздел 4. Предложения для участников отношений в сфере энергосервиса
Программа Аналитического центра по поддержке реализации мер, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде.
1. Региональный план работ по внедрению мероприятий по энергосбережению в МКД по схеме энергосервисных договоров.
2. Обучение и методические материалы для региональных администраций и органов местного самоуправления, управляющих организаций и ТСЖ, ЖСК, ЖК, жителей.
3. Организационные схемы взаимодействия при внедрении энергосервисных мероприятий в МКД.
Раздел 5. Результаты реализации методики Аналитического центра
5.1. Результаты для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
5.2. Результаты для жителей
5.3. Результаты для организаций, осуществляющих управление МКД
Более подробно с методикой можно ознакомиться в приложении к данной заметке