География
Численность населения Азербайджана составляет примерно 9,1 млн. человек (на 1 января 2011 года). Наблюдается ежегодный прирост численности населения. Административно территория Азербайджана включает 66 районов, 11 городов республиканского подчинения и Нахичеванскую Автономную Республику. Основные города страны:
Баку, Гянджа, Сумгаит, Шемаха, Шеки, Ханкенди и Шуша. Баку - столица Азербайджана – расположен на побережье Каспийского моря на юге Апшеронского полуострова. Площадь – 2200 км2, население города - около 2 млн. жителей. Рельеф территории Азербайджанской Республики очень разнообразен. Горы занимают 60% территории Азербайджанской Республики и включают системы Большого Кавказа, Малого Кавказа (включая плато Карабах) и Талышские горы. Горы разделяет Кура-Араксинская низменность, на севере которой проходит Большой Кавказский хребет, на западе - Малый Кавказ, на юге находятся Талышские горы. Средняя высота территории Республики составляет 400 метров. Низменные территории на побережье Каспийского моря расположены ниже уровня моря (в настоящее время -26,5 метров), самая высокая точка в Азербайджане - пик Базардюзю (4466 метров).
На климат Азербайджана основное влияние оказывают географическое положение, рельеф и Каспийское море. В Азербайджане наблюдаются 8 из 11 типов климата, существующих в мире. Среднегодовые температуры изменяются от +15°C на изменностях до 0° и ниже в горах. Средняя температура в июле достигает 25-27°Cв Арранской области и 5°C в высокогорьях. Абсолютный максимум - +43oC, зимой температура опускается до -30°C и ниже. Осадки распределяются неравномерно по территории республики. Наименьшее количество осадков выпадает на Апшеронском полуострове и в Нахичеванской Автономной Республике (200 мм в год), наибольшее (1200-1700 мм) – на юге Ленкоранской низменности и склонах Талышских гор. Преобладающее направление ветров – северное (Апшеронский полуостров), юго-западное (Кура-Араксинская низменность) и западное (Ленкоранская низменность).
Экономика
Экономическое развитие страны в последнее десятилетие характеризовалось высокими темпами. В 2000 2005 годы среднегодовой темп роста ВВП составлял примерно 10%, в 2005 2007 годы темп роста повысился почти в 3 раза и достиг в среднем 28%, затем снизился и в 2008-2009 годы составлял 10% в год. Добыча и экспорт нефти и газа –это основные факторы роста экономики Азербайджана. Объем производства вырос благодаря заметному прогрессу во всех отраслях промышленности, в т.ч. в нефтегазовой, химической и нефтехимической, машиностроительной, металлообрабатывающей отраслях, промышленности строительных материалов и в строительстве.
В результате политики «открытых дверей» с 1995 года растет количество иностранных компаний и совместных предприятий, осуществляющих деятельность в Азербайджане.В настоящее время в промышленности республики работают 192 предприятия с иностранными инвестициями, представляющие 63 государства. Иностранные инвестиции по-прежнему являются важным фактором продолжения стабильного социально-экономического развития страны. В период с 2000 по 2010 год средний чистый приток прямых иностранных инвестиций в страну достиг 10% от ВВП.
В настоящее время 100% общего объема потребления энергии в Азербайджане обеспечивается за счет внутреннего производства, основанного в большей степени на использовании собственных запасов, а именно нефти и природного газа. В настоящее время Азербайджан является чистым экспортером нефти и природного газа. В 2009 году общий объем добычи сырой нефти в Азербайджане составил 50,6 млн. т.н.э., природного газа – 13,6 млн. т.н.э. (15 млрд. м3). В Азербайджане находится ряд перспективных месторождений, которые сейчас разрабатываются. Ожидается увеличение добычи нефти за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений нефти.
Главная цель и ее реаизация
Обеспечение долгосрочной энергетической независимости определено в качестве цели политики для стимулирования экономического роста.
Общая цель Государственной программы заключается в обеспечении полного удовлетворения спроса населения и секторов экономики на электроэнергию, газ и другие энергоносители посредством непрерывного развития топливно-энергетического комплекса. Конкуренция ограничена вследствие существующих монополий в секторах природного газа и электроэнергии.
Рынок электричества Азербайджана еще не открыт и нет официально установленных сроков его открытия. Законодательство не предусматривает ни отделения деятельности по передаче и распределению электроэнергии от ее производства, ни создания отдельных операторов систем передачи и распределения электроэнергии. Разделение на уровне бухгалтерского учета, на функциональном или управленческом уровне не проводится и не предусмотрено законодательством. Тем не менее, частичное разделение было проведено: осуществлена приватизация некоторых мини электростанций и создана одна независимая региональная распределительная компания.
Цель Государственной программы по развитию топливно-энергетического комплекса на 2005-2015 годы – сокращение потерь и предотвращение хищения и неэффективного использования энергии для удовлетворения потребности в электроэнергии и природном газе. В программе говорится, что полная оплата стоимости потребленной электроэнергии и природного газа является одним из средств обеспечения эффективного использования этих ресурсов. Государственная программа по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии (2004 г.) также предусматривает в качестве одной из целей более эффективное использование углеводородных источников энергии.
Несмотря на то, что правительство устанавливает цели по созданию энергоэффективной экономики, в стране нет специального закона или вторичного законодательства, регулирующих деятельность в области энергоэффективности.
С 2009 года Азербайджан является членом Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA). В стране создано Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии (SAARES). SAARES и Министерство промышленности и энергетики (Минпромэнерго) осуществляют подготовку Национальной стратегии по использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии на период 2012-2020 годов, включая Закон «О возобновляемых источниках энергии», опубликование которого ожидается к концу 2012 года. В июне 2012 года SAARES было упразднено, и на его основе была создана Государственная компания Азербайджанской Республики по альтернативным и возобновляемым источникам энергии. Эта мера обеспечит необходимый круг полномочий для разработки проектов в области ВИЭ. На цели развития ВИЭ выделены средства государственного бюджета в объеме 60 млн. долл.
Гидроэнергия в настоящее время является наиболее важным источником возобновляемой энергии в Азербайджане. В 2010 году на долю гидроэнергии приходилось 18% от объема производства электроэнергии. Азербайджан располагает примерно 1000 МВт действующих гидроэнергетических мощностей, планируется ввод дополнительных 62 МВт мощностей ГЭС. Несмотря на то, что использование ветровой энергии в Азербайджане до настоящего времени было незначительным, интерес к этому виду энергии повышается.
Использование ветровой энергии имеет большие перспективы в некоторых регионахАзербайджана. Расчеты показывают, что Азербайджан располагает экономически обоснованным потенциалом в области ветровой энергии в размере примерно 800 МВт. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются юго-восточные регионы страны около побережья Каспийского моря. Интересы развития этой отрасли здесь сталкиваются с интересами развития туризма. Оценки потенциала солнечной энергии, биомассы и геотермальной энергии неопределенны. Несмотря на наличие достаточных площадей для установки солнечных панелей, использование потенциала солнечной энергии, который оценивается в 5000 МВт, является задачей отдаленного будущего в связи с относительно высокими первоначальными инвестиционными затратами. Использование биомассы в равной степени маловероятно без действующей системы стимулов. Существует только потенциал для использования геотермальной энергии для целей теплоснабжения в связи с относительно низкими температурами в скважинах.
Основным препятствием для развития сектора ВИЭ являются низкие тарифы, установленные в 2007 году и все еще действующие в 2012 году: 3,2 цента/кВт.ч для малых ГЭС и 5,7 цента/кВт.ч для ветрогенераторов. Другим препятствием является отсутствие законодательно установленных правил подключения.
В соответствии с «Планом действий между ЕС и Азербайджаном», который был подготовлен в рамках Европейской политики соседства, Азербайджан должен продолжать сотрудничество по энергетическим вопросам в регионе Каспийского и Черного морей и обеспечивать развитие инфраструктуры для содействия транзиту и использование энергетических ресурсов Каспийского региона.
Приоритетная область деятельности в сфере энергетики и транспорта в рамках Плана действий включает специальные обязательства в отношении сближения целей энергетической политики республики с целями энергетической политикой ЕС, включая 1) постепенное сближение с принципами функционирования внутренних рынков электричества и природного газа в ЕС, и 2) прогресс в отношении энергосетей.
Особую важность в целях данного обзора имеет обязательство в отношении повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии. В соответствии с Планом действий на 2011-2015 годы, утвержденным президентом для целей реализации Государственной программы «Снижение уровня бедности и устойчивое развитие в Азербайджанской Республике в 2008–2015 гг.» (утвержденной Указом № 3043 от 15 сентября 2008 года), страна начнет приватизацию предприятий топливно-энергетического комплекса. Однако до настоящего времени заметной активности в этой области нет, за исключением приватизации двух малых ГЭС. Встречи с представителями государственных органов и компаний подтвердили отсутствие краткосрочных планов проведения приватизации и разделения государственных компаний в секторах нефти, природного газа и электричества.
В Азербайджане нет стратегии, плана действий, законодательства и т.п. в области энергоэффективности. Кроме того, единственные меры, осуществляемые в области энергоэффективности, - это меры, финансируемые ЕС или в рамках проектов других донорских организаций, и лишь несколько неправительственных организаций осуществляют деятельность в области энергоэффективности. Создание институциональной инфраструктуры в области энергоэффективности в Азербайджане находится на самой ранней стадии. Институциональное развитие должно быть основано на понимании краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач с выделением тех задач, которые требуют неотложного и особого внимания со стороны властей Азербайджана. Исходя из вышеизложенного специалисты ЕС разработали ряд рекомендаций по повышению энергоэффективности экономики страны Одна из задач повышения энергоэффективности – высвобождение дополнительных объемов природного газа для возможной поставки на эксперт в страны ЕС. В настоящее время свободно 2 млрд м3 в год, возможно увеличение этого объема до 10 млрд. м3 в год.
Рекомендации ЕС
Общие рекомендации
• Энергетическая политика правительства должна учитывать потенциальный вклад
энергоэффективности в повышение экспорта топлива, содействие экономическому росту и охрану окружающей среды.
• Правительству следует придать высокий приоритет задаче повышения энергоэффективности и использования возобновляемой энергии; будущая энергетическая политика должна подкрепляться детальным анализом экономического потенциала энергоэффективности во всех секторах экономики, а также анализом препятствий, мешающих реализации этого потенциала.
• Министерству промышленности и энергетики следует развивать институциональный потенциал для анализа и оценки энергоэффективности для целей разработки будущей
политики, включая решения по вопросам финансирования.
• Следует продолжать реконструкцию активов в сегментах производства, передачи и распределения в электроэнергетике. Это позволит максимизировать эффективность сжигания топлива и минимизировать технические потери при передаче и распределении.
Будущая политика и стратегии в области энергетики должны быть прозрачными и последовательными, включать долгосрочные цели, предусматривать реализацию программ по энергоэффективности и определять задачи для ключевых секторов.
Институциональная структура
• Необходимо разрабатывать законы и вторичное законодательство в области энергоэффективности и ВИЭ.
• Правительству следует создать подразделение по вопросам энергоэффективности в структуре Министерства промышленности и энергетики для руководства разработкой законодательства, продвижения концепции устойчивой энергетики в рамках правительства и осуществлять мониторинг реализации общей политики в области энергоэффективности. Правительству следует выделить соответствующие ресурсы (кадровые и финансовые) для обеспечения деятельности такого подразделения.
• Следует разрабатывать специальные программы повышения энергоэффективности в различных секторах экономики, включающие конкретные цели и системы мониторинга для непрерывной оценки хода реализации программ.
• Следует активизировать межведомственное взаимодействие между лицами, принимающими решения в энергетике и других государственных органах, особенно в области окружающей среды, транспорта, в жилищном секторе и в промышленности.
• Правительству следует поддерживать усилия различных заинтересованных сторон, включая местные органы власти, университеты, исследовательские центры и неправительственные организации, и содействовать их активизации для повышения энергоэффективности в Азербайджане.
Энергетический рынок и ценообразование
• Правительству рекомендуется рассмотреть вопрос о внедрении рыночных принципов в энергетическом секторе и соответствующей нормативно-правовой основы с учетом международного опыта.
• Для обеспечения реализации мер в области энергоэффективности следует пересмотреть существующие тарифы на электричество, тепло и газ. Следует принять во внимание необходимость дифференциации тарифов по типам потребителей, введение блочных тарифов, а также вопросы доступности тарифов для населения.
Финансирование энергоэффективности
• Правительству следует выделить достаточные финансовые ресурсы для целей повышения энергоэффективности общественных и государственных зданий и систем общественного освещения и одновременно ввести системы стимулирования в отношении инициатив частного и жилищного секторов в области энергоэффективности и ВИЭ.
• Правительству следует обеспечить непрерывный диалог с международными финансовыми организациями и донорским сообществом для усиления внимания вопросам энергоэффективности и ВИЭ.
Конкретные программы и меры в области энергоэффективности
• Правительству следует принять высокие стандарты эффективности для новых строящихся зданий, маркировку энергоэффективности и минимальные стандарты энергоэффективности для электрооборудования и обеспечить наличие процедур проверки соответствия и правоприменения.
• Следует ввести энергетический аудит и системы энергетического управления в отношении крупных промышленных потребителей.
• Вопросы энергоэффективности должны быть элементом комплексного подхода при планировании и обеспечении транспортных услуг.
• Следует продолжать реализацию программ реконструкции систем централизованного теплоснабжения для снижения потерь и привлечения новых потребителей и стимулировать внедрение индивидуальных приборов учета там, где это возможно.
• Правительству следует пропагандировать необходимость повышения энергоэффективности и повышать уровень осведомленности о вопросах энергоэффективности местных сообществ, граждан, малого и среднего бизнеса.
• Азербайджану следует продолжать участвовать в различных международных инициативах, например в Совете по зеленому строительству (GreenBuilding Council), Международном агентстве по возобновляемой энергии в Абу-Даби (IRENA) для обеспечения обмена информацией и передовым опытом успешной реализации проектов в области энергоэффективности и ВИЭ в других странах.
Возобновляемые источники энергии
• Развитие ВИЭ должно оставаться приоритетной задачей для Азербайджана. стратегия в области возобновляемой энергии должна включать график с указанием целей и задач в отношении ВИЭ.
• Следует продолжать концентрировать усилия на вопросах использования потенциала солнечной и ветровой энергии, а также проводить оценку возможности использования отходов для энергетических целей.
• Часть доходов от нефти и газа следует направлять на развитие ВИЭ, также следует создать фонд по вопросам ВИЭ.
• Следует разработать правила подключения к сетям, методику установления тарифов и стимулы для привлечения инвестиций в сектор ВИЭ.
• Следует повысить роль SAARES для обеспечения ведущей роли организации в области развития ВИЭ в Азербайджане.
Сбор данных и мониторинг
• Следует создать базу данных по проектам для обеспечения мониторинга достигнутых результатов во всех областях деятельности в Азербайджане, направленной на повышение энергоэффективности.
• Следует использовать существующую статистику о фонде зданий для поддержки процесса разработки политики и оценки потенциала энергосбережения в секторе зданий.
• Для мониторинга потенциала энергосбережения энергетический аудит должен стать обязательной отправной точкой в отношении крупных зданий. Это должно стать основой для разработки Плана действий по реализации потенциала энергосбережения.
Обзор содержит не мало интересных цифр и фактов. Более подробно с документом можно ознакомиться в приложении к данной заметке.
Содержание обзора
Краткое изложение
Исходная информация
Политика в области энергетики и энергоэффективности
Общая оценка прогресса
Рекомендации
Исходная информация
Краткая информация о стране
Спрос и предложение энергии
Тенденции в сфере потребления энергии по секторам
Энергетическая политика
Исходная информация
Цели энергетической политики
Законодательная основа
Либерализация энергетического рынка
Институциональная инфраструктура
Ценообразование в энергетическом секторе
Политика в области энергоэффективности
Политическая и правовая основа
Энергоемкость
Внедрение мер по повышению энергоэффективности
Организация деятельности в области энергоэффективности
Министерство промышленности и энергетики
Тарифный Совет
Неправит ельственные орга низации и ресурсы
Углубленный обзор политики Азербайджана в области энергоэффективности
Политика в области возобновляемой энергии
Потенциал ВИЭ
Внедрение ВИЭ
Нормативно-правовая ос нова политики
Экологическая политика с учетом энергетических аспектов
Исходная информация
Экологическая политика, законодательство и вопросы реализации
Административная структура
Международные и регионал ьные соглашения /протоколы
Оценка прогресса
Законодательная основа , политика и меры в области энергоэффективности
Финансирование энергоэффективности
Институциональные механизмы
Ценообразование и налогообложение в энергетике
Энергоэффективность и окружающая среда
ВИЭ
Рекомендации