Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Беречь энергию или стрелять? Выбор взрослых для детей

Еще по теме: Обучение энергосбережению

От игр наших детей зависит их будущее. До чего доводит увлечение компьютерными играми с жестокостью и насилием – показывает настоящее. Жестокость нужно заменять созиданием. Сбережение ресурсов и энергии в семье и учебных заведениях – это звено, потянув за которое, вытащим следующую цепь: квартира - подъезд - дом - детсад - школа - микрорайон и далее по городам и сёлам, по регионам, словом, по всей стране. Об этом в статье «ТЭЦ из ничего», Владислава Васильевича Шинкаренко, действительного члена и вице-президента Международной академии информатизации, доктора исторических наук, профессора.

Беречь энергию или стрелять?  Выбор взрослых  для детей

Во первых строках статьи хотелось бы 230 раз поблагодарить депутата Государственной Думы от Свердловской области Петрова Александра Петровича. А за что и почему 230 раз – об этом немножко позже…

Бережное отношение к расходованию электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов становится важнейшим фактором выживания человечества во всём мире. Но в России всё это может стать ещё и реальным средством консолидации семьи и воспитания молодого поколения буквально с 3-х лет. Энергосбережение в семье является, с одной стороны, эффективной мерой защиты детей от опасных социальных пороков, а с другой – эффективным средством воспитания рачительного хозяина, патриота, строителя и миротворца в будущем.

Необходимо учитывать, что современная ИКТ-индустрия открывает перед новым поколением исключительные возможности в раннем развитии, но способна и нанести непоправимый вред. Прежде всего, нельзя допустить, чтобы ИКТ работали на растление новых поколений посредством сетевых игр, как это сейчас уже происходит и у нас в стране, а не только за рубежом.

В «войнушки» и «стрелялки» вовлекают «сетевых детей» бесплатные онлайн-игры. Они внушают легкость убийств. В итоге – рост детского насилия (в США с 3-х – 4-х лет). Отсюда и интернет-аддикция – массовая болезнь века (особенно опасная для детей), которая, по мнению медиков, влечёт за собой и аутизм, и раннюю наркоманию, и самоубийства, и даже геростратизм. Все эти игры не имеют ничего общего ни с семейным, ни с военно-патриотическим воспитанием. Они несут смертельную опасность государству и обществу, а может быть, и всему человечеству.

10 июня 2013 года мир узнал о трагедии в Аризоне: сын 4-х лет случайно застрелил из ружья отца (http://ru.fbii.org/news/273.html). Ветерана войны в Ираке. Мальчик потом так и не понял, что отца больше нет. В его возрасте это была игра: нажал на спуск, как на кнопку гаджета. Подобные случаи происходят по всему миру, в том числе и в России.

Надо признать, что ИКТ наряду с новыми большими возможностями, реально несёт в мир и большие опасные тенденции, а именно:

  • «игры на смерть», где в ходе звёздных войн убивают «злых» монстров, а потом уже стреляют всех подряд на улицах, включая полицейских;
  • геростратизм – по мнению медиков, часто встречающееся, но трудно диагностируемое очень опасное расстройство поведения;
  • разрыв семейных отношений – когда дети навсегда «уходят» из семей в «облако» и другие несемейные сферы жизни и общения;
  • интернет-аддикцию – психическое расстройство, официально признанное во многих странах мира, но не в России;
  • наркоманию, приводящую к пагубным последствиям для самого человека и общества.

Весь этот букет расцветает в «играх на смерть» в одной связке. Что тут сказать! В «звёздных войнах» Земля такая крошечная… Не дай Бог, новому Герострату (в погонах или без) попадётся под руку ядерная кнопка. Может быть, именно тут скрыта самая большая опасность для земной цивилизации?!

Ведь и отказ от семьи, и интернет-аддикция, когда взрослый человек может проводить в социальных сетях до 18 часов в сутки, и банальная наркомания, перемешанная с бандитизмом, – такие пути закладываются в подсознание детям подчас уже годовалом возрасте их собственными родителями.

ф1

Заметьте, как меняется выражение лица у малыша, который на плече у папы привычно работает с папиным мобильником… Что же делать?!

«Играм на смерть» противостоит простая семейная «игра на жизнь». Правила в рифму: легко входят в память, в привычку, в образ жизни. Гасить ненужный свет. Беречь воду. Разделять мусор. Следить за счётчиками воды и электричества. Учась энергосбережению в семье, дети мотивируют себя на то, чтобы в будущем быть разумными, экономными хозяевами. Впитывают азы экологии с 3-х лет, вырабатывая своего рода иммунитет против того, чтобы транжирить природные или промышленные ресурсы.

Так возникает семейная «ТЭЦ» из ничего – из тока, сбереженного в доме. И без ничегобез строений, без агрегатов, без проводов, без затрат, без персонала. Ток вливается в единую энергосистему региона, работая на пользу родному краю, всей стране и экологии планеты в целом.

Сбережение ресурсов и энергии в семье и учебных заведениях – это звено, потянув за которое, вытащим следующую цепь: квартира → подъезд → дом → детсад → школа → микрорайон и далее по городам и сёлам, по регионам, словом, по всей стране. Игра с методическими советами открыта бесплатно для всех (http://www.rdmk.ru/karapuzy2.pdf). Министерство общего и профессионального образования Свердловской области открыло её у себя на сайте (http://www.minobraz.ru/sistema_obrazovanija/doshkolnoe), и там игра нашла уже 230 пользователей.

Начинаясь с детского сада, игра продолжается уже в школе, содействуя консолидации семьи, формированию личностных характеристик нового поколения, связанных с развитием экономики домохозяйства:

знание семейных энергоресурсов и экономное отношение к ним;

умение измерять и сокращать нерациональные расходы ресурсов и энергии по месту жительства и учёбы;

способность находить и использовать экологически безопасные энергоресурсы, не применяемые ранее в окружающей практике;

стремление делиться энергоэкологическими знаниями, умениями и опытом со сверстниками и взрослыми, вовлекая их в круг экологических проблем, требующих совместного решения.

Активно вводя нормы энергосбережения в свой быт и образ жизни, семья становится деятельным творцом более благоприятной экологической реальности по месту жительства в целях общего устойчивого развития. Но инициатива здесь исходит всё-таки со стороны государства в лице ДОУ.

Как выявить возможности ДОУ включить в работу эту новую игру?

Надо задать директорам по e-mail три вопроса: «1. Вам подходит игра «ТЭЦ из ничего» для ДОУ? 2. Могут ли сами воспитатели и родители её проводить? 3. Нужна ли помощь со стороны?». Ответы «да» или «нет». Этого хватит, чтобы начать игру в порядке эксперимента. Независимо от итогов, игра в любом случае привнесёт в ДОУ новый воспитательный импульс, а на уровне региона и муниципалитетов – новое знание о местных ДОУ. В свою очередь необходимую информацию получат и родители, что, безусловно, расширит их сотрудничество с системой дошкольного образования.

МИКРОРАЙОН ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭНЕРГОИГРЫ

ф3

Играя, воспитатели ДОУ и дети в саду как бы учат родителей (дети это делают с большой охотой) вместе экономить энергию простейшим путём: «Нам всего 12 правил воспитатель наш составил!». Свод правил – это общий план работы в семье, в ДОУ и школе по экономии ресурсов и энергии. Это же и анкета для опроса, и отчёт о реальных результатах (к старшей школе правил набирается вдвое больше).

Свод правил к энергоигре «ТЭЦ из ничего»

В нашей квартире

Да

Нет

  1. Мы записываем наше энергопотребление.

  1. Мы выключаем свет в комнате, когда уходим.

  1. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.

  1. Холодильник стоит в прохладной комнате.

  1. Мы не ставим мебель перед обогревателями.

  1. Мы используем энергосберегающие лампочки.

  1. Мы используем местное освещение (торшер, настольную лампу, бра).

  1. Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за один раз.

  1. Мы заклеиваем окна на зиму.

  1. Мы зашториваем окна на ночь.

  1. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.

  1. Мы используем раковину для мытья посуды.

  1. Мы часто размораживаем холодильник.

  1. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.

  1. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.

  1. Мы снижаем температуру в помещении ночью.

  1. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.

  1. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.

  1. Мы не покупаем товары в больших обертках.

  1. Мы чиним вещи, а не заменяем их.

Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось:

от 1 до 5 ответов ДА: Вам ещё многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.

от 6 до 10 ответов ДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.

от 11 до 15 ответов ДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным.

от 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы.

Энергоигра «ТЭЦ из ничего» является первой ступенькой к участию в международном Школьном Проекте Использования Ресурсов и Энергии (ШПИРЭ http://www.spareworld.org). Основные правила энергосбережения в игре даны по учебному пособию ШПИРЭ «Энергия и окружающая среда», СПб, 2008, С.8. (http://nashol.com/2012112768260/energiya-i-okrujauschaya-sreda-uchebnoe-posobie-dlya-srednei-shkoli-2008.html).

ШПИРЭ консолидирует городскую семью, конкретизируя её цели в сфере энергоэффективности в первую очередь по линии электропотребления, отопления, транспорта и т.д. на уровне квартиры, а далее везде – у соседей и знакомых, в подъезде и доме, микрорайоне и округе. Энергосбережение конкретизируется на каждом шагу – бра вместо люстры, душ вместо ванной, велосипед вместо авто и т.д. Трехступенчатая образовательная программа для начальных, средних и старших классов, учебные планы и пособия с тестированием, с обязательным практикумом, методические рекомендации для учителей – это в совокупности создаёт единую методическую систему.

Плюс рекомендации по внедрению практических низкозатратных мер энергосбережения, методические и информационные видеофильмы, диски, руководства для общественных организаций – эти методические установки направляют школьников на то, чтобы они от осознания глобальных проблем переходили к конкретным личным действиям. Чтобы искали резервы энергии, простейшие меры энергосбережения и доступные возобновляемые источники энергии (к примеру, отходы). Чтобы свои новые энергетические решения школьники передавали родителям, соседям, местным властям и т.д.

Методикой ШПИРЭ предусмотрен и соревновательный принцип – от традиционного подведения образовательных итогов до творческих конкурсов на лучший проект по окружающей среде, энергии и климату по месту учёбы и жительства. Конкурсы – от местных до международных, проекты – от технических до информационных. В них участвуют не только школьники, но и учителя. Так знания и умения, полученные по месту жительства, здесь же находят и практическое применение с участием учебных, общественных, хозяйственных и муниципальных структур, что даёт определенный взнос в реальное энергосбережение.

Семья как демиург всех последующих поколений является основной естественной движущей силой данного развития, и поэтому её консолидация в материальном плане через совместное достижение энергоэкологических целей должна устраивать всё население. А иначе люди просто не выживут: они уничтожат сами себя, если доведут своё общее хозяйство до глобальной климатической катастрофы. Дерево целей здесь настолько очевидно, что нельзя не согласиться с тем, что в рассмотренной ситуации оно вырастает в семье непосредственно из образовательной учебно-практической программы.

Здесь заложен и свой синергетический эффект, усиленный знанием исторической перспективы альтернативных источников энергии. Семья ведь не просто активно и творчески участвует в энергосбережении и повышении энергоэффективности в собственном доме и вокруг него – она успешно расширяет по месту жительства полезные хозяйственные и общественные связи, поднимая свой собственный социальный статус до уровня глобальных проблем. Тем самым семья содействует внедрению устойчивой энергетики в обществе, консолидации внутри себя самой и вне себя – с другими семьями, малыми и большими социальными группами.

В 2012 – 2013 годы энергоигра «ТЭЦ из ничего» была одобрена на международных конференциях «Стратегия развития мегаполиса: проблемы и решения» и отмечена в числе победителей национального конкурса ШПИРЭ «Энергия и среда обитания» в номинации для младших классов.

В настоящее время мини-игры к «ТЭЦ из ничего», подготовленные в рамках научного семинара Международной академии информатизации с участием педагогов, родителей и читателей журнала «Современный детский сад», с другими методическими материалами в открытом доступе: http://sdetsad.ucoz.com/blog/nauchnyj_seminar_socialnoe_ehkologicheskoe_i_ehkonomicheskoe_razvitie_doshkolnikov_kak_proekt_omep/2014-12-17-71

Освоив в детском саду и начальной школе «ТЭЦ из ничего», дети легко могут входить и в более сложную онлайн-игру по энергосбережению для средней и старшей школы«Жэка», которая была продемонстрирована на ENES 2014.

Всё это надо делать прямо сейчас. Время идёт – и мы вместе с ним!

ф2

От имени авторского коллектива

Владислав Шинкаренко,

научный руководитель проекта

действительный член и вице-президент

Международной академии информатизации,

доктор исторических наук, профессор.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →