Территория страны составляет более 207 тыс.кв. километров. Протяженность с севера на юг составляет 560 км, с востока на запад - 650 км. Численность населения РБ - около 10 млн. человек. Cтолица — город Минск. В соответствии с административным делением, страна имеет 6 областей с центрами в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве. Каждая область делится на районы, города и другие территориальные и административно-хозяйственные единицы. Удельный вес городского населения в общем количестве населения республики составляет 70 %. Это позволяет относить Беларусь к территориям с вы-сокой степенью урбанизации. В столице роживает около одной пятой населения страны. С 1996 г. наблюдается неуклонный рост экономики Республики Беларусь, темпы которого составляют в среднем 7% в год. В 2011 г. объем ВВП в сопоставимых ценах составил 114,9 млрд. 2000USD , т.е. достиг 212% от уровня 1990 г.
Экономический рост 2000 – 2011 обеспечивался сочетанием факторов включая целенаправленной социально-ориентированной экономической политикой государства, благоприятной внешней конъюнктурой для белорусского экспорта в Российской федерации и в странах ЕС, повышением производительности труда. Ключевую роль в восстановлении и подъеме белорусской экономики сыграл энергетический сектор, включая топливную, нефтехимическую, электроэнергетическую промышленность.
Особенностью экономического роста в Беларуси является сохранение на высоком уровне социального равенства. заработная плата в экономике выросла в среднем с USD 63 в 1998 г. до USD 475,9 в 2010 г. Численность безработных в процентах к экономически активному населению снизилась с 2,3% в 1998 г. до 0,7% в 2010 г. Быстрый рост производительности труда в значительной степени связан с привлечением инвестиций в обновление основных фондов. Среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал1 в период 1996-2000 гг. составил 7%, в 2001-2005 гг. – 12,4%, в 2006-2010 гг. – 18,7%, в 2011 г. –13,3% от уровня 2010 г. Основными источниками роста инвестиций являлись собственные средства предприятий, средства консолидированного бюджета и кредиты банков.
Республика Беларусь, не имея достаточно собственных первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), в высокой степени зависит от импорта нефти и газа, в основном из Российской федерации. Доля импорта в общем потреблении первичных ТЭР составляет около 85%. Страна располагает развитыми инфраструктурами транспорта, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии. Эти реалии определяют ключевой принцип государственной энергетической политики: обеспечение энергетической безопасности за счет совершенствования структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) при рациональном использовании энергетических ресурсов, максимальном вовлечении местных видов топливо (МВТ) и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), внедрении энергоэффективных и экологически чистых технологий во всех отраслях экономики.
С начала 90-х годов Республика Беларусь проводит целенаправленную государственную политику, направленную на повышение энергоэффективности экономики: созданы законодательная база, институциональные структуры, механизмы государственной поддержки и стимулирования, система целевых показателей и государственных программ с мониторингом их выполнения. Значительный рост внутренного валового продукта (ВВП) не привел к существенному изменению уровней первичного и конечного энергопотребления. За 20 лет (1990-2010 гг.) энергоемкость ВВП Беларуси сократилась в 2,7 раза, а валовое потребление ТЭР – в 1,6 раза при росте ВВП более чем в 1,5 раза.
Тем не менее, энергоемкость экономики Беларуси остается выше средней энергоемкости экономики стран ОЭСР Европы в 1,5-1,8 раза, но ниже в 1,4-1,8 раза, чем в других стран постсоветского пространства. Выполнение программ и мероприятий по осуществлению государственной политики позволило увеличить долю собственных энергоресурсов в балансе потребления котельно-печного топлива (КПТ) до 20,7% в 2010 г. вместо 12,8% в 1990 г.
Текущая политика и стратегия Республики Беларусь в области энергетики и энергоэффективности на период до 2020 года и её осуществление в сфере энергосбережения направлены на структурные изменения национальной экономики и ее модернизацию на основе энергоэффективных технологий. Поставлены цели:
• Снизить энергоемкость ВВП в сравнении с уровнем 2005 г. не менее чем на 50% в 2015 г. и не менее чем на 60% в 2020 г.;
• Достичь экономии ТЭР в объеме 7,1-8,9 млн. ту.т. в период 2011-2015 гг. и не менее 5,2 млн. ту.т. в период 2016-2020 гг..
• Обеспечить долю собственных энергоресурсов в балансе КПТ 30% 2015 г. и 32% в 2020 г.
Главной задачей в сфере электроэнергетики является значительное повышение эффективности производства энергии и надежности энергоснабжения. В период 2011 – 2015 годы планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 2 485 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей путем строительства парогазовых энергоблоков (ПГУ), модернизации действующего оборудования электростанций с повышением эффективности их работы, с выводом из эксплуатации 1 820 МВт неэффективных мощностей. К настоящему времени уже введены в работу парогазовые установки (ПГУ) на Минской теплоэлектроцентрали (ТЭц) № 3 мощностью 230 МВт, Минской ТЭц-2 – 65 МВт, Минской ТЭц-5 –400 МВт. Реализация планов развития электроэнергетики позволит снизить удельный расход топлива на производство электроэнергии на 25 - 30 г у.т./кВтч(на 10%) и износ основных производственных фондов в целом по энергосистеме до 40%. по сравнению с уровнем 2010 года. Правительство планирует строительство АЭС мощностью 2 340 МВт с вводом первого блока в 2018 году, второго - в 2020 году.
Большое внимание уделяется развитию возобновляемой энергетики. Правительством приняты нормативно-правовые акты (НПА) и введена система стимулирующих тарифов на электроэнергию, производимую из ВИЭ, гарантируется покупка и присоединение к государственной энергосистеме и др.
Совершенствование структуры управления отраслью будет направлено на поэтапный переход к работе в рыночных условиях и предусматривает реструктуризацию энергосистемы по видам деятельности с созданием оптового и розничного рынков. Предусматривается сокращение перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО ”Белэнерго“, путем отмены льготных тарифов на энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поэтапное повышение возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению .
Постоянно совершенствуется законодательство в сфере энергетики и энергосбережения. Принципиальное значение для продвижения ВИЭ имеет вошедший в действие в 2011 г. закон РБ «О возобновляемых источниках энергии». Подготовлены концепция проекта нового закона РБ «Об энергосбережении» (сегодня действует одноименный закон 1998 г.) и концепция закона РБ ”Об электроэнергетике“. Предусматривается разработка закона РБ ”О теплоснабжении“, разработка новых и корректировка действующих нормативных правовых актов функционирования энергосистемы, устанавливающих порядок взаимоотношений между субъектами электроэнергетики в новых экономических условиях.
Один из приоритетов белорусской политики в сфере энергоэффективности и ВИЭ – разработка технических норм и стандартов. Реализуется Программа развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения на 2011 – 2015 гг.
Политика в сфере возобновляемой энергетики
Развитие ВИЭ – часть общей национальной политики Беларуси в сфере энергоснабжения, энергосбережения и энергобезопасности и в сфере защиты окружающей среды и предотвращения изменений климата. Принципы политики определены в законе «О возобновляемых источниках энергии»: устойчивое развитие, приоритетное, эффективное использование ВИЭ при государственной поддержке и стимулировании. закон регулирует отношения, связанные с использованием ВИЭ для производства электрической энергии, ее дальнейшим потреблением и иным использованием, а также с производством установок по использованию ВИЭ.
Систематическая работа по вовлечению в ТЭБ страны ВИЭ организуется и поддерживается государственными властями всех уровней. Основными экономически целесообразными видами ВИЭ для использования в Беларуси на настоящий период признаны биомасса, биогаз, коммунальные отходы, ветро- и гидроэнергия. Регламентированы меры государственной поддержки в сфере ВИЭ:
• Гарантированное подключение к государственным энергетическим сетям на основании договора на приобретение энергии государственной энергоснабжающей организацией, которая несет затраты по модернизации сетей для обеспечения технической возможности подключения. Подтверждение происхождения энергии из ВИЭ посредством выдачи сертификата.
• Налоговые и иные льготы в соответствии с законодательными актами;
Общая оценка прогресса
В стране созданы законодательная база, институциональная структура, механизмы поддержки, включая финансирование, система целевых показателей и государственных программ (республиканские, отраслевые, региональные, отдельных городов, предприятий иорганизаций; сегодня осуществляется уже четвертая Республиканская программа) с мониторингом их выполнения.
Энергосбережение и энергоэффективность являются ключевым направлением государственной энергетической политики Республики Беларусь. за период 1997-2010 гг. энергоемкость ВВП сокращена в 2,3 раза при среднегодовом темпе снижения 4,3%.
Потенциал малозатратных и организационно-экономических мероприятий практически исчерпан. На настоящем этапе необходимы значительные инвестиции в модернизацию производств на основе энергоэффективного оборудования и технологий во всех секторах экономики, во внедрение энергоэффективных источников энергии с использованием местных и возобновляемых источников энергии. Проведение реформирования энергетического сектора создаст условия для притока инвестиции в электроэнергетику.
Один из приоритетов белорусской политики в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики – развитие системы технических норм и стандартов, их гармонизация с европейскими и международными нормами. Будут созданы стандарты и регламенты, направленные на повышение энергоэффективности зданий, теплогенерирующего оборудования, внедрение ВИЭ, местных и альтернативных видов топлива, развитие энергоменеджмента и энергоаудита организаций.
В соответствии со Стратегией развития энергетического потенциала РБ планируется поэтапное реформирование электроэнергетического сектора. Предусматриваются разделение видов экономической деятельности, формирование рыночных структур, создание оптового и розничного рынков электроэнергии. Это будет способствовать гармонизации законодательства Республики Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами. Будут определены основные положения по формированию цен и тарифов на электроэнергию.
Правительство предпринимает меры по совершенствованию тарифной политики. В 2011 г. были: определены дифференцированные по временным периодам тарифы на электроэнергию для населения; тарифы на электрическую и тепловую энергию для юридических лиц. Предпринимаются действия по решению проблемы перекрестного субсидирования в тарифах на энергоресурсы.
Объем инвестиций в энергосбережение ежегодно растет. Меняется структура источников финансирования. Если в 1996-2005 гг. почти половина инвестиций осуществлялась из государственных источников и около 40% за счет собственных средств предприятий, то в структуре инвестиций 2006-2010 гг. основным источником остались собственные средства предприятий, долевое участие государства составило около трети, доля заемных средств выросла до 20% всего объема финансирования.
В РБ сделан прогресс в развитии нормативно-правовой базы, обеспечении государственной поддержки развития возобновляемой энергетики. Приняты закон «О возобновляемых источниках энергии», Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 гг., другие НПА и целевые программы.
Рекомендации
Следующие рекомендации предлагаются для дальнейшего продвижения энергоэффективности и ВИЭ в Республике Беларусь.
Общие рекомендации
• Правительством Республики Беларусь поставлены стратегические цели в сфере энергоэффективности и энергосбережения для обеспечения энергетической безопасности, повышения качества жизни населения и повышения конкурентоспособности национальной экономики. для достижения этих целей Правительству следует провести реформирования энергетического сектора, что сделает возможным использование рыночных механизмов и потенциала привлечения инвестиций в энергоэффективные технологии и оборудование.
• Правительству рекомендуется сделать оценку синергетического эффекта разработанных и принятых для реализации Правительством национальных программ в сферах энергосбережения, возобновляемой энергетики и экологии, в целях оптимизации результатов и эффективного использования финансовых ресурсов.
• Правительству рекомендуется продолжать проводить анализ осуществления государственной политики в сфере энергоэффективности и ВИЭ, чтобы своевременно идентифицировать отклонения от планируемых мер и предпринимать корректирующие воздействия.
• Правительству следует использовать и расширять постоянные исследования, касающиеся потерь энергии и конечного потребления, и продолжать их финансирование на национальном и отраслевом уровне
• Правительству следует содействовать и стимулировать взаимодействие между национальными научными институтами и международным научным и инженерным сообществом для дальнейшего развития прогрессивных технологий, осуществления пилотных проектов в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики.
• В стремлении повысить долю использования внутренних энергетических ресурсов правительству следует уделять особое внимание развитию ВИЭ, с целью развития энергетических систем в направлении устойчивости. Для обеспечения сопоставимости с международными данными следует всегда учитывать и отражать использование ВИЭ отдельно от используемых невозобновляемых внутренних энергетических ресурсов. Следует также устанавливать отдельные целевые показатели для ВИЭ и других местных источников энергии.
• Республике Беларусь следует рассмотреть вопрос об использовании на инсинераторных заводах твердых коммунальных отходов для производства из них электрической и/или тепловой энергии. для того чтобы минимизировать вредное воздействие программы выработки энергии из отходов, эти заводы должны выполнять строгие нормы в отношении вредных выбросов.
Нормативно-правовая основа и Институциональные структуры
• Правительству следует активно продолжать организованную в Республике Беларусь работу по гармонизации технических нормативно-правовых актов в сфере энергоэффективности и ВИЭ с международными и европейскими.
• Правительству следует завершить процесс принятия новой редакции «Закона об энергосбережении» в соответствии с объявленным графиком
• После принятия нового «Закона об энергосбережении», правительству следует обеспечить дальнейшую разработку вторичного законодательства и нормативно-правовых актов в различных секторах в тесном сотрудничестве с соответствующими участниками
• Правительству рекомендуется повысить статус Департамента по энергоэффективности, выделив в отдельную структуру при Правительстве.
• Правительство должно следить за тем, чтобы достаточное количество персонала и финансовых ресурсов предоставлялось департаменту энергоэффективности как главному органу, так же как всем подразделениям в Министерствах и региональных администрациях, которые отвечают за разработку и реализацию программ энергоэффективности.
Энергетические реформы и ценообразование
• Правительству следует обеспечить внедрение ориентированных на рынок принципов и соответствующей регулирующей нормативно-правовой базы, с учетом международного опыта, при разработке законодательных актов в энергетическом секторе
• Правительству следует настойчиво продолжать политику по ликвидации перекрестного субсидирования в энергетических ценах (тарифах)
• Правительству следует продолжать осуществление запланированной деятельности по реформе ценообразования в энергетике, чтобы в конечном итоге достичь уровня цен с учетом издержек производства
• Рекомендуется рассмотреть возможность на перспективу большей степени дифференциации повышающих стимулирующих коэффициентов для электроэнергии, производимой на энергоисточниках с использованием ВИЭ в зависимости от их видов
Финансирование энергоэффективности
• Процедуры по согласованию и утверждению финансирования со стороны доноров должны быть отревизированы, чтобы убедиться, что ни одно потенциальное финансирование не будет отменено в связи с задержками в процессе утверждения
• Рекомендуется выполнить анализ и определить систему мер по ускорению совершенствования структуры финансирования энергоэффективности и развития ВИЭ в пользу увеличения доли собственных средств предприятий, частного капитала, заемных и привлеченных средств
• Рекомендуется поощрять создание и деятельность ЭСКО и других рыночных механизмов привлечения инвестиций в энергоэффективность, инициировать в рамках сотрудничества с международными организациями осуществление обмена опытом, проведение тренингов и осуществление пилотных проектов в этой сфере
• Укреплять взаимодействие с коммерческими банками в целях создания и продвижения финансово-кредитных продуктов в сфере энергоэффективных технологий и энергосберегающего оборудования
• Правительство должно гарантировать, что финансовые ресурсы, сэкономленные благодаря мерам по энергоэффективности, остаются в бюджете соответствующей организации, осуществившей таковые меры
Отдельные программы и мероприятия в сфере энергоэффективности
Промышленность
• Правительству следует продолжать осуществлять масштабные программы в области энергоэффективности и энергосбережения в промышленном секторе
• Правительству следует способствовать проведению периодического сравнительного анализа (бенч маркетинга) подобных производств на предмет их энергоэффективности и сравнения удельного расхода энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции, в целях достижения наилучших результатов международной практики
Здания
• Правительству следует уделять особое внимание обеспечению выполнения принятых строительных норм и правил.
• Правительству следует продолжать подавать образцовый пример в сфере общественных зданий и в осуществляемом им строительстве нового жилья
Централизованное теплоснабжение
• Правительству следует продолжать текущую деятельность по сокращению потерь в системе централизованного теплоснабжения
Электроэнергия
• Правительству следует продолжать текущую деятельность по повышению энергоэффективности в электроэнергетическом секторе
• Правительству следует продолжать инвестиции в реконструкцию существующих электростанций и в строительство новых высокоэффективных газовых электростанций для повышения эффективности мощностей для выработки электроэнергии.
• Правительству следует обеспечить использование наилучших имеющихся энергоэффективных технологий на новых электростанциях, в том числе и использующих биомассу
• Чтобы облегчить использование имеющегося потенциала биомассы, правительству рекомендуется разработать логистическую поддержку для транспортировки биомассы к месторасположению электрических станций
• Правительство должно продолжать оказывать поддержку инвестициям в когенерацию
Возобновляемая энергия
• Учитывая значение для Республики Беларусь увеличения использования местных видов топлива и ВИЭ, внимание Правительства к этим направлениям энергетической политики, наличие специальных государственных программ, рекомендуем осуществить дифференциацию и уточнение соответствующих целевых показателей, а также ввести отдельные системы мониторинга и учета их выполнения
• Рекомендуется совершенствовать системы институтов в сфере возобновляемой энергетики для лучшей организации и координации осуществления поставленных Правительством стратегических целей
• Для содействия применению принятого Закона «О возобновляемых источниках энергии» рекомендуется ускорить разработку и принятие системы актов вторичного законодательства
• Правительству следует продолжать стимулировать использование биомассы на ТЭЦ для увеличения доли ВИЭ при выработке электрической и тепловой энергии.
Мониторинг
• С целью совершенствования, рекомендуется провести сравнительный анализ систем мониторинга, применяемых в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики в Республике Беларусь, с имеющейся международной практикой
• Правительству следует оценивать и осуществлять мониторинг рентабельности всех планов и мер по энергоэффективности, чтобы разработать комплексную базу данных для оптимизации планов и программ по энергоэффективности с целью максимизации их воздействия.
Информация, обучение и повышение осведомленности
• Правительству следует продолжать содействовать повышению информированности в области энергоэффективности и обучению государственных служащих и широкой общественности на местном, региональном и национальном уровне
Более подробную и интересную информацию можно получить в прилагаемом к данной заметке оригинале Обзора.
Краткое содержание Обзора
Введение .
Резюме
Условия развития энергоэффективности
Политика в сфере энергетики и энергоэффективности
Политика и программы в сфере энергоэффективности
Политика в сфере возобновляемой энергетики
Общая оценка прогреса
Рекомендации
Исходная информация
Краткая информация о стране
Экономические условия
Данные о секторе энергетики
Тенденции потребления энергии по секторам
Энергетическая политика
Стратеическая и правовая осеноваа энергетического сектора
Реформа энергетического сектора
Политика ценообразования в энергетике
Институты
Политика в сфере энергоэффективности
Стратегическая и правовая основа
Техническое наормирование и стандартизация
Энергоэффективные мероприятия
Республиканские программы энергосбережения
Сектор производства энергии
ТЭЦ
Жилой сектор
Сектоор промышленности
Сектор услуг
Транспорттный сектор
Образование и пропаганда
Финансирование энергоэффективности
Государственый бюджет
Международное сотрудничество и проекты
Организация деятельности в сфере энергоэффективности
Политика в сфере возобновляемой энергетики
Цели и программы в сфере ВИЭ
Потенциал возобновляемых энергетических ресурсов
Текущее проникновение ВИЭ
Основные меры по поддержке возобновляемой энергетики
Экологическая политика в сфере энергетики
Стратегия, принципы и приоритеты экологической политики
Осуществление экологической политики
Международное сотрудничество и обязательства
Общая оценка прогресса
Рекомендации
Приложения
Приложение 1 Общие экономические и энергетические данные
Приложение 2 Таблицы отдельных данных о конечном потреблении
Приложение 3 Система основных документов и актов в сфере энергосбережения и ВИЭ
Приложение 4 Тарифы для населения на электрическую и тепловую энергию
Приложение 5 Энергосбережение в ЖКХ Беларуси
Приложение 6 Примеры результатов энергоэффективных мероприятий в промышленности РБ
Приложение 7 О разработках энергоэффективных печей