Знают ли энергетики ЖКХ, что к ним на службу уже бегут карапузы?
Прямо с грудничкового возраста. И всё это благодаря их родителям, которые не поддаются нехорошим играм в Интернете, а играют со своими малышами в свои игры, используя мобильники. Что, кстати, не только оберегает детей от интернет-зависимости, но и помогает им определить своё место и в ЖКХ, и в целом по жизни.
А интернет-зависимость, между тем, чрезвычайно опасна. Этой зависимостью у нас в стране страдают уже многие дошкольники…
«МК»: Прискорбно, но сплошь и рядом механизм детской интернет-зависимости «запускают» сами родители: «Их не настораживает, что в 2–2,5 года ребенок не знает и не может сказать ни одного слова, но успешно тыкает в кнопки гаджета,– поделилась с «МК» руководитель неврологического отделения одной из крупнейших московских детских больниц Ирина Щедеркина. – А все потому, что уже колясочникам, чтобы не плакали, родители суют не погремушки, а мобильные телефоны. И у детей, из-за того что родительскую ласку заменили электронные гаджеты, не развивается мелкая моторика, происходит девиантное, или замедленное, развитие. А проблема растет прямо с грудничкового возраста». См. http://www.mk.ru/social/2015/03/13/internetzavisimost-u-detey-chrevata-narkomanskimi-simptomami.html
Погремушки, безусловно, лучше мобильников уже тем, что развивают моторику рук, слух, зрение и даже мозги. И, конечно, не создают никакой зависимости.
Но преодолеть интернет-зависимость можно и с помощью мобильника…
Сегодня это успешно делают участники фотоконкурса по энергосбережению в ЖКХ – в возрасте от двух до семи лет под девизом «Карапузы, вперёд!». Конечно, вместе с родителями. Пресс-клуб «Вектор роста» издательства «Икар» и клуб карапузов «Полина» – главные инициаторы этого конкурса.
Фотоконкурс многоцелевой, развивающий. Он вводит карапузов в необъятный мир предметов и явлений, окружающих людей. Даёт первые знания о личных возможностях в обращении с техникой и технологиями на примере энергосбережения в своей квартире.
Конкурс проводится в три ступени:
1. «Свет» (электричество в квартире).
2. «Тепло» (теплообмен в квартире).
3. «Вода» (водооборот в квартире).
Детские фото на конкурс присылают родители. Прилагают портреты детей и свои e-mail и т/ф. При прочих равных условиях побеждают младшие по возрасту. Поднимаясь по ступеням, конкурсанты получают статус участника фотоконкурса «Карапузы, вперёд!» – 1-й, 2-й и 3-й ступени. Победителей определяют из числа участников 3-й ступени, фото их публикуют на сайте фотоконкурса. Они получат дипломы Международной академии информатизации и ценные подарки. https://www.facebook.com/groups/339925156108482
В составе жюри конкурса московский фотохудожник Илья Шенкер, руководитель фотошколы в Москве для начинающих (персональные выставки в Швеции, Стокгольм, 2005, России, Москва, 2006 и др. http://www.shenker.ru ). Открывается и «Фотошкола для карапузов» (оригинальные технологии для цифровых фотосъемок).
Как уже сейчас работают в ЖКХ карапузы см. https://yadi.sk/i/mYucVnk9eMmcM
В связи с этим, наверное, не лишне поделиться и некоторыми соображениями.
Мобильник в игре оживает. Дети видят, что взрослые с ним говорят, как с живым, а через него – и с другими людьми. К тому же в нём есть музыка, песни. Объяснять, как это получается, не надо. Достаточно сказать, что внутри электричество. «Ток» – и достаточно. Мобильник – как бы брат лампочки, но не опасный (не розетка!). И малыш вместе с этим новым другом может участвовать в семейных фотопраздниках. Делать снимки и вникать в дела семьи.
Как помочь с самого начала? Показать, какую кнопку нажать, чтобы был снимок. А дальше перевести внимание на объект съёмки: пусть снимает его целиком, но с разных ракурсов. Главное, чтобы весь объект полностью вместился в кадр. Взрослый покажет это на своём мобильнике – ребёнок сразу поймёт и начнёт копировать. Первая лампочка – это свой родной ночник.
Снимок за снимком мобильник будет расширять мир ребёнка и его игрушек по ступеням конкурса, а затем и в детсаде – не только по части энергосбережения, но и как средство прямой связи с семьёй. Правда, здесь тоже у всех по-разному. Вот Поля – она и на фото снимает, и в игры играет. В три года быстрее мамы находила в компьютере игры. «Не расстаётся с мобильником, – говорит мама. – Сейчас поколение такое».
Но мама при этом постоянно поддерживает живую связь Полины и Данилы в быту с основными семейными энергоприборами. Это же так интересно: включать – выключать свет! А потом воду. А потом смотреть себя и всех своих на этих снимках...
В общем, отсюда можно и поподробнее – как бы советы со стороны.
1. Свет
Ребёнку располагают на листе чистой бумаги самые разные лампочки, какие есть в запасе у родителей. Он снимает их по одной и попарно, по три и больше (одинаковые и разные). На столе, стуле, тумбочке, на полу, в любом другом месте – и по своему выбору, и по совету родителей. Он же выбирает и угол съемки, а потом смотрит, что из этого вышло. Снимает лампочки в бра, торшерах, люстрах – где что есть. И при свете, и без.
Рассматривать разные лампочки – занятие само по себе увлекательное. Это своего рода игрушки, которыми ребёнку одному играть не разрешается – только со взрослыми. Раскладывать лампочки для съемки и снимать их на мобильник – ещё одна общая игра. А потом вдвойне интересно смотреть снимки, и это тоже интересная игра, причём с большой перспективой на будущее.
Первый просмотр снятых лампочек происходит по ходу съёмки, открывая широкий простор для игры со светом и тенью на снимках. Игра идёт по подсказкам родителей. Но это «мягкие» подсказки. Ребёнок снимает так, как он хочет, – и ему тут же показывают, что из этого получилось. Он сам принимает и первые решения по композиции снимка. Всё это интуитивно, в процессе семейной болтовни. Игра не «из-под палки», она происходит не навязчиво, как бы сама собой, её продолжения ждут всей семьёй, переходя по ступеням конкурса, о котором до детского сада могут знать только родители.
Первая коллекция собственных снимков будет храниться в компьютере родителей, и её время от времени с интересом будут просматривать все вместе в семье.
Но светятся не только лампы, но и мобильник, компьютер, микроволновка, дисплей стиральной машины, да и многие другие бытовые приборы (например, утюг), по проводам которых доведём ребёнка до розетки…
А вот тут стоп: в розетку пальцем никак нельзя. Ни-ни-ни!
2. Тепло
Заметим, от розетки во время съёмки легко дойти до электроплиты, калорифера, до других бытовых приборов, связанных с теплом в доме. Эта тепловая сеть продолжается в комнатах батареями. На кухне и в ванной – раковинами (отметим, что там горячую воду показывают красные вентили). Ими завершаются съёмка ко второй ступени фотоконкурса.
По сути, происходят открытия новых вещей и явлений, пока ещё детские, но уже с пониманием их роли и значения в семье, а потом, когда придёт время, и на улице. Всё это может органично войти в систему раннего развития ребёнка в детском саду.
3. Вода
Струя воды из крана в ванной или на кухне даёт хороший переход к третьей ступени конкурса, где будут кофеварки, кипятильники, термосы. Здесь можно и вернуться к батареям. Но главное на этой ступеньке – счётчики электроэнергии и воды, смена цифр и быстрые обороты стрелки. Они открывают бесконечный ряд чисел, а за ним – новую роль цифр, их новые и новые применения. За всем этим – и деньги родителей, и особое значение счётчиков, определяющих расходы электричества и воды в семье.
Общие соображения
На каждой ступеньке малыш вместе с родителями выбирает себе на память два-три лучших снимка. Захочет оставить всё – не спорьте. Так зарождается любовь к труду, в том числе интеллектуальному. Эти энергоигры развивают воображение и память, преобразуя квартирное бытие в удивительное путешествие вокруг света, тепла и воды. Фото впервые открывают ребёнку мир энергии. Он узнает, что многие люди транжирят еду, всё вокруг засоряют бытовым мусором. В этом маленьком квартирном мире ребёнок начинает искать свои правильные пути.
Нет одинаковых квартир – в каждой своя судьба. В одних об энергосбережении не задумается никто и никогда. В других оно становится привычкой, входит в новый образ жизни. Если эти ступеньки в новую жизнь родители захотят оставить на память себе и малышу, они воспользуются видеокамерой. И их видеосъёмка будет очень увлекательной и, безусловно, полезной ещё не один год…
Впрочем, с этим согласятся далеко не все родители. Вот небольшая дискуссия в ФБ в группе «Альтернативная энергетика и энергосберегающее строительство» на днях среди родителей и специалистов: https://www.facebook.com/groups/altenergetica
- Полагаю, что энергосберегающее строительство начинается в душе человека, и не сомневаюсь в том, что оно может начаться с 3-х лет и раньше.
- Для энергосбережения в детских садах лучше установить солнечный коллектор – горячая вода круглый год.
- Солнечный коллектор – это прекрасно! Но где его взять для каждой семьи? А когда солнцем полна голова, то с детских лет энергосбережение начинается дома вместе с мамой и папой, и отсюда идёт привычка и реальный результат на всю жизнь.
- Нужна замена всех лампочек на энергосберегающие. И утепление.
- Согласен. Но это длинный процесс. Причем технический. Сколько еще ждать, пока он завершится? А в это же время дети могли бы с пользой для своих семей реально выходить на энергосбережение и понимание того, что ресурсы Земли исчерпаемы, что их надо беречь и для следующих поколений.
- Планету спасти ещё можно, но экономить надо всем без исключений, а не так, как сейчас.
- Без исключений не получится. Массовое энергосбережение сейчас только-только становится на ноги. Мы лишь в начале пути. Но начинать надо с любого возраста, с самых маленьких в том числе.
- Есть вполне здравые принципиально новые концепции, позволяющие обойти много современных проблем...
- Концепций, действительно, много. Как писал поэт, выбирай на вкус J.
10. Хватит заниматься ерундой: надо искать и вводить новые технологии получения энергии. А остальное – это лишь благие пожелания при нашем уровне воспитания. Приведите хотя бы один пример раздельного сбора мусора.
11. Примеров раздельного сбора мусора в России сотни тысяч, если не больше. Как и обратных примеров, которых, безусловно, на два порядка больше. Но речь же не об этом. Надо учить семейному хозяйству, узнавая его связи с окружающей природой. Растущему новому поколению на практике впитывать азы экологии с 3-х лет. С детства превращать все окружающие формы энергии в средство созидания, а не потреблять их от пуза – сколько влезет!
12. Речь идёт, в конечном счёте, об энергоэкологическом образе жизни.
13. Что касается детей, то хотя бы возродить сбор макулатуры, обеспечивать людей мешками для этого раздельного сбора, чтобы они делали это у себя на кухне, а не у помойки. Я приветствую идею, чтобы с 3-х лет. Но у нас всё делается рывками, потом теряется интерес к упорной постоянной работе. Затем всё начинается как бы заново.
14. Кстати, с 2010 года энергосбережением и экологией занимается ЭКА: «Зелёное движение России»: http://ecamir.ru/projects/Programma-Zelenyie-shkolyi-Rossii.html
15. И очень успешно занимается. А государство... Его и здесь мало видно… Новый проект движения ЭКА стартует 18 марта.
https://www.facebook.com/ecamir/photos/a.303778946371649.68385.120912687991610/805313366218202/?type=1&theater
…Дискуссия, скорее всего, никогда не кончится, поэтому вернёмся к фоткам.
Этот фотоконкурс – для самых маленьких. Он несёт первые знания о личных возможностях в обращении с техникой и технологиями. Учит ответственно действовать – и не только в области фотосъемки. Везде поступать так, чтобы от этого окружающий мир становился лучше. Чтобы процветала вся планета. Показывает, как этого достичь в одной квартире вместе с родителями, если научиться энергосбережению. Вот такой это конкурс. А пройти его дети смогут только при самой активной помощи родителей…
Но всё дело в том, что и родители – они тоже самые разные.
Некоторые так и не разучились десятилетиями лежать на печке.
Многие предпочитают не обременять себя заботами – ни государственными, ни семейными. А ведь чудес не будет! Надо всё делать своими руками и этому же учить детей. С мобильником – он поможет семье, если к нему отнестись всерьёз…
Итак, соображаем дальше.
Что следует учесть до начала съёмки? Ребёнок стоит на пороге невидимого и пока ещё неведомого ему мира. Это великий мир электричества – мир необыкновенной силы, созданный человеком, меняющим сегодня весь мир тепла и воды. Родители с помощью мобильника и фотографии вовлекают карапуза в семейную энергоигру, которая состоит из множества связанных между собой микроигр. Здесь не должно быть и тени принуждения.
Только добровольное и заинтересованное участие ребёнка в качестве лидера (мягко управляемого родителями) может обеспечить успех в движении по ступенькам конкурса и одновременно заложить в нём устойчивый интерес к новым знаниям и их применению в быту, что особенно важно.
Кто думает, что придёт время – ребёнок сам научится, тот глубоко ошибается.
Сразу скажу, что сам не научится никогда. Рано или поздно, но его научат другие, а поэтому лучше, если первыми учителями будут всё-таки родители. И для здоровья это не опасно. Тем более, когда родители дают в руки ребёнка мобильник специально для того, чтобы вместе сыграть в эту самую лучшую, самую увлекательную игру. И дают в руки на час-другой, на время игры.
Конечно, потом, через год-два, он сможет взять мобильник и в детский сад, если на то будет общее согласие, но до этого идти и идти. А пока сосредоточимся на том, что как раз именно мобильник – самая захватывающая игрушка для ребёнка, делающего первые шаги в жизнь не на лужайке у леса, а в городской квартире, среди самых близких людей, в своей семье с её обычными бытовыми заботами. По сути, такая игрушка станет для него и своего рода путеводителем по жизни: начав однажды фиксировать предметы и явления из окружающего мира, он уже никогда не забудет о фотографии, никогда не расстанется с ней…
И самое главное – откроет великий мир энергетики, который для каждого человека начинается прямо с пелёнок и не кончается никогда. Вот какие волонтёры готовятся на смену профессионалам в энергосбережении!
Причем обратите внимание – с участием журнала «Современный детский сад», редакция которого предложила родителям и педагогам:
1) вместе сформулировать идеи к разработке фотопроектов, иллюстрирующих авторское образовательное пространство современного детского сада (в соответствии с ФГОС дошкольного образования);
2) провести цикл профессиональных творческих фотомастерских, позволяющих создать авторские интерактивные пособия для воспитанников детского сада;
3) организовать интернет-конкурс самостоятельных творческих фотопроектов детских садов России и зарубежья и напечатать лучшие проекты в журнале "Современный детский сад" (апрель-май 2015, 1 июня – церемония закрытия конкурса на базе издательства АРКТИ): https://www.facebook.com/events/1549640878602086/
Конечно, этот трудовой резерв не сразу встанет во весь рост. Впереди годы и годы. Закончат сад – пройдут в младшую, среднюю и старшую школы. Будут писать уже не «построЕм», а «построИм». И строить будут как следует.
Обо всём этом в общих чертах уже говорилось в первой статье…
Тем не менее, карапузы в ЖКХ – уже сейчас действующий трудовой резерв с 2-3-х лет! Сверхважный резерв, ибо без него порвётся связь поколений: дети уйдут в «облако».
Владислав Шинкаренко,
действительный член и вице-президент
Международной академии информатизации,
доктор исторических наук, профессор.