Турция страна с теплым климатом. Среднегодовая температура около 15 градусов по Цельсию. Казалось бы о какой энергоэффективности в таких тепличных условиях может идти речь? Тем не менее проблема повышения энергоэффективности в стране стоит весьма остро. Собственных ископаемых энергоресурсов в Турции мало. Большую часть углеводородов страна закупает. Но Турция обладает значительным потенциалом для развития альтернативной экологически чистой энергетики. Развития ВИЭ уделяется значительное внимание. Представляем Вашему вниманию «Углубленный обзор политики Турецкой республики в области энергоэфективности» за 2014 г. , который подготовлен специалистами Энергетической Хартии

Турция. Энергетика и энергоэффективность

Турецкая Республика является евразийской страной, расположенной в регионе Юго- Восточной Европы и на Ближнем Востоке. Около 97% её площади (так называемая Анатолия) находится в Азии, а остальная часть (Восточная Фракия или Румелия) - в Европе.

Согласно статистическим данным TURKSTAT, к концу 2013 года население Турции составляло примерно 76,7 млн. человек (см. Таблицу 1), и каждый год его численность постепенно возрастает (примерно на 1,3% ежегодно). По состоянию на октябрь 2013 года численность трудоспособного населения составляла около 28,2млн. человек, из которых 2,7 млн. (9,7%) были безработными. В секторе услуг занято 49,8% всего трудоспособного населения; за ним идут сельское хозяйство и промышленность с 23,5% и 19,1% соответственно. По состоянию на 2012 год, 16,3% населения живет за чертой бедности. Территория Турции состоит из 957 районов в 81 провинции. Основными городами являются Стамбул, Анкара и Измир.

Население на конец года, всего (млн.)

75,6

76,7

Рост численности населения (% в год)

1,2

1,3

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины (лет)*

76

79

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины (лет)*

72

74

Климат в Турции весьма разнообразен, что связано с наличием четырех основных типов климата, а именно: средиземноморского, континентального, переходного в районе Мраморного моря и черноморского. Среднегодовая температура в стране составляет 14,2°C, тогда как в южных и западных районах страны она достигает 15-20°С, а на востоке снижается до 5-7,5°С. Количество осадков также варьирует и в среднем составляет 600- 1000 мм в год. Оно является наименьшим в Центральной и Восточной Турции (250-500 мм) и наиболее высоким в горах восточного Причерноморья (1700-2200 мм).

Промышленность является одной из наиболее развитых отраслей Турции. Важнейшими подсекторами являются: топливно-энергетическая, химическая, обрабатывающая, металлургическая, горнодобывающая, пищевая и легкая промышленность. Еще одним важным сектором является сельское хозяйство: его основная продукция - зерновые (особенно пшеница и ячмень), овощи, сахарная свекла, хлопок, фрукты, табак, чай, фундук, растительное масло и продукты животноводства.

Энергетический баланс

В настоящее время общее потребление энергии в Турции в значительной степени зависит от ископаемого топлива. Согласно статистическим данным МЭА, примерно 74% предложения первичной энергии в энергетическом секторе обеспечивается за счет импорта. Совокупная доля нефти, природного газа и угля в общем объеме энергетического импорта Турции составляет 99,7%. В стране для выработки электроэнергии активно используются гидроресурсы и альтернативные источники энергии (биотопливо и отходы, геотермальная, солнечная энергия, ветер).

В 2011 году доля угля в общем предложения первичной энергии в Турции составляла 15,5% (35.8 млн. т.н.э.). Чуть менее половины общего количества угля (17,6 млн. т н.э.) импортируется, и 87% этого объема составляет каменный уголь. Вместе с тем, 18,1 млн. т.н.э. (15,8% общего объема поставок) обеспечивается за счет местного угля, 91% которого составляет лигнит.

Объем добычи нефти в 2012 году составил 2,3 млн. тонн, что примерно на 4% меньше, чем в 2011 году. К концу 2012 года извлекаемые запасы нефти Турции составляли 43,2 млн. тонн (294,8 млн. баррелей), тогда как общие (доказанные, вероятные и возможные) запасы – 1,03 млрд. тонн. Около 93% месторождений разведанных запасов нефти считаются малыми, а 7% являются средними.

Объем добычи природного газа в 2012 году составил 664 млн. кубометров, что эквивалентно 520,5 млн. т н.э. (МЭА) и более чем на 16% ниже уровней 2011 года. По состоянию на конец 2012 года, общий объем доказанных, вероятных и возможных запасов природного газа в Турции составлял 25,78 млрд. кубометров, из которых 6,84 млрд. кубометров являются извлекаемыми. Согласно статистическим данным МЭА, в 2012 году доля природного газа в предложении первичной энергии в Турции составила 37,25 млн. т.н.э., а общий объем чистого импорта в том же году – 37,29 млн. т н.э. При этом общее потребление природного газа в 2011 году составило 37,7 млн. т н.э.

К концу 2013 года установленная генерирующая мощность составляла порядка 64,044 МВт, из которых на тепловые электростанции приходилось 38,448 MВт, а наибольшая доля остальной части (22,289 МВт) - на гидроэлектростанции. До недавнего времени установленная мощность не связанных с гидроэнергией ВИЭ была незначительной. Однако в течение ряда последних лет инвестиционная деятельность в сфере производства и передачи энергии от ВИЭ расширяется, и их доля достигла 5,2% общей установленной мощности.

Потенциал ВИЭ

Согласно данным ГДВЭ, потенциал различных ВИЭ в стране является следующим:

• Оценочный экономический потенциал ветра составляет 48–50 ГВт (порядка 38 ГВт – наземные установки и 10 ГВт – морские установки) согласно ветровому атласу, подготовленному ГДВЭ. В настоящее время общая мощность лицензированных ветроэнергетических установок составляет 9 690 МВт; лицензии на все эти установки были выданы в период между 2002 и 2013 годами. Целью является достижение установленной мощности в объеме 20 ГВт к 2023 году.

• Атлас потенциала солнечной энергии в Турции (GEPA) выявил потенциал в объеме 380 ТВт.час (35 млн. т.н.э.), исходя из общей среднегодовой продолжительности солнечного сияния, составляющей 2 640 часов (общий суточный показатель – 7,2 часа), и общей солнечной радиации 1 500 кВт.час/м² в год (общий суточный показатель – 4,1 кВт.час/м²). В настоящее время в Турции солнечные фотоэлектрические системы не используются. В июне 2013 года были получены заявки на участие в конкурсе на установку солнечных фотоэлектрических систем общей мощностью 600 МВт, которые смогут воспользоваться льготным закупочным тарифом, составляющим 133 долл. США за МВт.час. Было получено в общей сложности 492 заявки на установку солнечных фотоэлектрическим систем общей мощностью 8 900 МВт (не считая одной заявки на гелиотермальную установку), и в настоящее время их оценивает EMRA. Процесс лицензирования планируется завершить в первом квартале 2014 года. Кроме того, по состоянию на конец октября 2013 года, на рассмотрении находится в общей сложности 541 заявка на безлицензионную генерацию.

• Имеется потенциал использования биомассы, которую составляют 4,8 млн. тонн лесной биомассы и свыше 15,3 млн. тонн сельскохозяйственных отходов общей теплотворной способностью 303 ПДж. В целом, потенциал биомассы в Турции составляет 8,7 млн. т.н.э. При консервативном сценарии, это могло бы обеспечить топливом 600 МВт установленной мощности.

• Геотермальный потенциал для целей отопления составляет 31 500 МВт. ГДВЭ оценивает экономический потенциал геотермальной энергии для выработки электроэнергии в 2 000 МВт, из которых в конце октября 2013 года уже используется 311 МВт. Существует 27 лицензированных проектов по строительству объектов общей мощностью приблизительно 656 МВт; 11 из них частично или полностью сданы в эксплуатацию. В конце 2010 года потенциалом, достаточным для выработки электроэнергии, обладали 17 из 190 геотермальных полей.

• Теоретический гидроэнергетический потенциал составляет 433 ТВт.час в год, а технически реализуемый потенциал - 216 ТВт.час в год. Экономически обоснованный потенциал производства электроэнергии на плотинных ГЭС составляет 160 ТВт.час в год, из которых в 2012 году было выработано 41,9 ТВт.час. Экономический потенциал русловых ГЭС составляет 38 ТВт.час в год, из которых в 2012 году было выработано 12,5 ТВт.час. В целом, на долю Турции приходится 16% экономического гидропотенциала Европы.

ф1

ф2

Энергетическая политика

Турция реализует стратегии и проводит политику по обеспечению надежного энергоснабжения. В рамках долгосрочной цели достижения энергетической независимости, энергетическая политика Турции в основном направлена на:

• Обеспечение доступности энергии для потребителей с точки зрения стоимости, сроков и количества

• Эксплуатация государственных и частных объектов в рамках практики свободного рынка

• Уменьшение зависимости от импорта

• Обеспечение сильной позиции в региональной и мировой торговле энергией

• Обеспечение наличия диверсифицированных ресурсов, маршрутов и технологий

• Обеспечение максимального использования ВИЭ

• Повышение ЭЭ

• Сведение к минимуму негативного воздействия производства и использования энергии и природных ресурсов на окружающую среду.

Правительство Турции приняло Стратегический план МЭПР (на 2010-2014 гг.), в котором определены и установлены цели развития различных подсекторов энергетического сектора вместе с пакетом специально разработанных мер на ближайшие четыре года. В целом, Стратегический план включает 11 целей в 5 различных стратегических областях, которыми являются: надежность энергоснабжения, энергоэффективность страны на региональном и глобальном уровне, окружающая среда, природные ресурсы и развитие хозяйственной деятельности. Основной целью Стратегического плана МЭПР является эффективное, рациональное, безопасное использование энергоресурсов и ресурсов полезных ископаемых современным и экологически безопасным образом с целью уменьшения зависимости от импорта. Основные конкретные цели Стратегического плана таковы:

• обеспечить диверсификацию источников ресурсов, отдавая предпочтение местным ресурсам

• повысить долю ВИЭ в энергоснабжении

• повысить энергоэффективность

• обеспечить функционирование условий свободного рынка в полном объеме и улучшить инвестиционный климат

• обеспечить диверсификацию источников в сфере нефти и природного газа, и принять меры для снижения рисков, связанных с импортом

• превратить страну в энергетический хаб и терминал в рамках процессов регионального сотрудничества посредством эффективного использования её геостратегического положения

• свести к минимуму негативное воздействие деятельности, связанной с энергетическими и природными ресурсами, на окружающую среду

• увеличить долю природных ресурсов страны в национальной экономике

• обеспечить внутреннее использование промышленного сырья страны, запасов металлических руд и неметаллорудных полезных ископаемых путем увеличения их добычи

• повысить эффективность управления энергетическими и природными ресурсами

• являться инициатором и сторонником инноваций в области энергетики и природных ресурсов

Основу сектора электроэнергетики Турции составляют главным образом три основных источника, а именно: уголь, природный газ и гидроэлектроэнергия, тогда как нефтепродукты в основном используются при транспортировке. Поскольку использование угля и природного газа (и нефти) в значительной мере зависит от иностранных источников, целью МЭПР является расширение основы сектора электроэнергетики до пяти основных источников путем включения в него ВИЭ и атомной энергетики. К 2023 году, столетию со дня создания Турецкой Республики, предусматривается достижение следующих целей:

• полное использование потенциала отечественного угля и гидроэнергетики

• максимальное расширение использования ВИЭ

• включение атомной энергии в производство электроэнергии к 2020 году

• обеспечение быстрого и постоянного повышения ЭЭ для достижения уровней ЕС

Законодательная база

Парламентом были приняты следующие законы, регулирующие энергетический сектор:

• Закон о рынке электроэнергии (2013 г.); заменил собой Закон о рынке электроэнергии 2001 г. и поправку (2013 г.)

• Закон о рынке природного газа (2001 г.)

• Закон о рынке нефти (2003 г.)

• Закон о рынке СПГ (2005 г.)

• Закон об использовании ВИЭ с целью производства электроэнергии (2005 г.)

• Закон об энергоэффективности (2007 г.)

• Закон о геотермальных ресурсах и минеральных водах (2007 г.)

• Закон о строительстве и эксплуатации атомных электростанций и о продаже электроэнергии (2007 г.). Этот Закон также ввел в действие правила использования местных угольных ресурсов с целью производства электроэнергии, стимулирующие создание отечественных угольных теплоэлектростанций.

Политика в области энергоэффективности

Политика Турции в области ЭЭ руководствуется Законом об энергоэффективности, целью которого является повышение эффективности использования энергетических ресурсов и энергии с целью обеспечения эффективного использования энергии, предотвращения потерь, уменьшения бремени расходов на электроэнергию для экономики и защиты окружающей среды. Закон об энергоэффективности и его подзаконные акты обеспечивают правовую основу и предусматривают меры по поощрению и поддержке повышения энергоэффективности, в том числе создания и функционирования рынка услуг в области энергоэффективности, таких как услуги энергосервисных компаний (ЭСКО) и энергетических аудиторов, а также проекты в области ЭЭ и схемы Добровольных соглашений для стимулирования инвестиций в энергосбережение.

По данным Всемирного банка (2011 г.), потенциал энергоэффективности в промышленности составляет 4,6 млн. т.н.э., в транспортном секторе - 4,8 млн. т.н.э., а в секторе домохозяйств - 7,1 млн. т.н.э., что в целом составляет потенциал сбережения в объеме 16,5 млн. т.н.э по сравнению с 2009 годом. Этот потенциал энергоэффективности эквивалентен потенциалу экономии в размере 2,0 млрд. евро в промышленности, 5,4 млрд. евро в транспортном секторе и 5,8 млрд. евро в секторе домохозяйств, что в сумме составляет потенциал сбережения в объеме 13,2 млрд. евро.

В Стратегическом документе по вопросам ЭЭ, принятом Высшим исполнительным комитетом и опубликованном в «Официальном вестнике» 25 февраля 2012 года, предлагается создать политическую основу, подкрепленную четко определенными целями, ориентированными на достижение результатов совместно с ответственными за их достижение предприятиями; необходимо также обеспечить эффективное сотрудничество общественности, частного сектора и НПО.

Стратегическая и правовая основа

Согласно Пятому национальному сообщению Турции в соответствии с РКИК ООН (Рамочной конвенцией ООН об изменении климата), одним из трех установленных МЭПР основных направлений энергетической политики Турции является оценка потенциала ЭЭ, а её целью - «использование энергетических ресурсов и энергии эффективным и рациональным образом по всей цепочке от производства до потребления». Правительство Турции уделяет особое внимание ЭЭ, и соответствующие цели устанавливаются в рамках различных государственных программ.

Турция реализует серьезные стратегии по повышению ЭЭ. Начало осуществлению мер, предпринимаемых в этой области, положил Закон об энергоэффективности № 5627, вступивший в силу в мае 2007 года. Закон предусматривает ряд административных и финансовых мероприятий по повышению энергоэффективности в промышленном, транспортном, строительном секторах, сфере услуг и электроэнергетическом секторе Турции. К ним относятся:

• Инвестиционные субсидии для проектов в области ЭЭ на промышленных предприятиях. Подача заявок возможна один раз в год (в январе).

• Подписание Добровольных соглашений с промышленными предприятиями, заключаемых с целью снижения их энергоемкости. Подача заявок возможна один раз в год (в октябре).

• Программа поддержки ЭЭ на малых и средних предприятиях (МСП), обеспечивающая содействие в подготовке кадров, проведении аудитов и консультационную поддержку.

• Программы обучения энергетических менеджеров, организуемые ежегодно с 1997 года, в рамках которых было сертифицировано более 5 515 энергетических менеджеров.

• Предоставление ряду учреждений, таких как Палата инженеров-механиков, Палата инженеров по электротехнике, университет «Osmaniye Korkut Ata» и университет «Gazi», полномочий на обучение энергетических менеджеров и выдачу разрешений, а также предоставление полномочий консалтинговым компаниям, занимающимся вопросами энергоэффективности, на оказание услуг в области энергоэффективности, таких как подготовка энергетических менеджеров и консультации по вопросам энергетики.

• Поддержка имеющих более высокую эффективность когенерационных установок для снижения выбросов CO2.

• Проекты по повышению ЭЭ и модернизации ТЭС и ГЭС за счет использования новых технологий с 2005 года.

• Деятельность, связанная с устойчивым архитектурным проектированием и «зелеными» зданиями, а также с созданием системы «зеленых» сертификатов зданий, начиная с создания Турецкой ассоциации «зеленого» строительства в 2007 году.

Внедрение мер по повышению энергоэффективности

Реализация Закона об ЭЭ и принятие мер по повышению энергоэффективности входят в обязанности Координационного совета по энергоэффективности (EECB) и ГДВЭ. Для этой цели было разработано вторичное законодательство, и государственные и частные учреждения и НПО приступили к выполнению проектов, связанных с ЭЭ.

Электроэнергетический сектор

Энергосбережение в электроэнергетическом секторе может быть достигнуто за счет вывода из эксплуатации устаревшего оборудования и замены его новым высокоэффективным оборудованием, строительства и ввода в эксплуатацию электростанций большой и малой мощности, а также строительства новых подстанций и линий электропередачи. Чтобы добиться этого, Турция осуществляет различные виды деятельности:

• Технология когенерации/тригенерации: поддержка теплоэлектроцентралей с кпд полного цикла свыше 80% осуществляется путем предоставления прав на освобождение от лицензирования в рамках Положения о безлицензионном производстве электроэнергии на рынке электроэнергии. Это Положение также обязывает электрораспределительные компании закупать вырабатываемую на микро-ТЭЦ электроэнергию по определенной цене, что аналогично системе льготных закупочных тарифов для ВИЭ. Результатом этого стало ежегодное сокращение выбросов CO2 на 54 375 тонн благодаря использованию технологий когенерации/тригенерации в 3 торговых центрах, 6 больницах, 3 аэропортах, 7 отелях и 1 университете.

• Модернизация государственных электростанций: была проведена оценка показателей эффективности находящихся в государственной собственности тепло- и гидроэлектростанций с целью повышения эффективности производства энергии. Как ожидается, модернизация и реконструкция в целях повышения эффективности и увеличения производственных мощностей за счет новых технологий, начатая EUAS в 2005 году, завершится в 2016 году. В рамках этой модернизации, 787 проектов были завершены к 2012 году, а 156 проектов на 4 гидроэлектростанциях и 16 тепловых электростанциях осуществляются в настоящее время. Эти проекты реконструкции повысят производительность, надежность и увеличат срок службы электростанций, и обеспечат соблюдение природоохранного законодательства. Ожидаемые результаты включают увеличение производства на 13,9 млрд. кВт.час в год, а также усовершенствованные процессы производства, замену старого/неэффективного оборудования новым и эффективным (например, компенсаторов, котлов, приводов двигателей) и т.п.

• Расширение использования природного газа в качестве резервного топлива на тепловых электростанциях: В 2008 году было начато осуществление проекта по переводу мазутной электростанции Ambarli установленной мощностью 630 МВт на другие виды топлива.

­ Два агрегата электростанции установленной мощностью 150 МВт в настоящее время переводятся с мазута на природный газ.

­ Будет добавлено два новых агрегата мощностью 270 МВт каждый вместе с котлом- утилизатором.

­ Три агрегата мощностью 110 МВт будут по-прежнему работать на мазуте.

­ В результате, установленная мощность станции должна увеличиться до 1 170 МВт.

• Приватизация деятельности по распределению электроэнергии: распределительная сеть Турции была разделена на 21 регион. Приватизация деятельности по распределению электроэнергии должна повысить эффективность эксплуатации и снизить высокие уровни потерь и краж в распределительной сети. С этой целью, для каждой из 21 распределительной компании были определены запланированные уровни потерь с механизмом штрафов и поощрений в зависимости от результатов работы компаний.

• Другие уже осуществленные или планируемые меры в сфере передачи и распределения включают тепловизионные камеры для мгновенного обнаружения неисправностей, методы оптимизации использования трудовых ресурсов, «умные» счетчики, системы мониторинга качества электроэнергии и системы диспетчерского управления и сбора данных (например, SCADA, GIS). В Турции частично применяются прикладные технологии «умных» сетей.

В Программе повышения энергоэффективности в рамках 10-го Плана развития Турции запланировано широкое внедрение систем рекуперации энергии, когенерации и микро- когенерации в производство электроэнергии. Две цели этого плана сформулированы следующим образом:

• Разработка проектов по использованию сбросного тепла существующих угольных теплоэлектростанций в сфере районного теплоснабжения и сельскохозяйственной деятельности

• Широкое внедрение производства электроэнергии на базе сбросного тепла в промышленности, создание рынка сбыта энергии, произведенной на базе сбросного тепла, и введение в действие мер, способствующих созданию объектов когенерации и микро-когенерации для широкого распространения этой практики.

В настоящее время осуществляются пилотные проекты по рекуперации сбросного тепла ТЭС. Эти проекты обеспечивают горячее водоснабжение и отопление домов или теплиц.

В этой связи, в Стратегическом документе по ЭЭ (на 2012–2023 гг.) говорится, что к 2023 году общий средний КПД угольных теплоэлектростанций с учетом рекуперации сбросного тепла должен быть увеличен более чем на 45%. Кроме того, к 2023 году электроемкость должна быть снижена по меньшей мере на 20% по сравнению с нынешним уровнем. В настоящее время осуществляется деятельность в сфере НИОКР и реализуются проекты по повышению эффективности в электроэнергетическом секторе, особенно в сфере производства электроэнергии.

Повышение энергоэффективности зданий

Мероприятиями по повышению ЭЭ в зданиях, упомянутыми в Пятом национальном сообщении Турции, являются:

• Четырехлетний проект по повышению ЭЭ в зданиях, осуществляемый под руководством ГДВЭ и в координации с МООСУ и Министерством народного образования (МНО). Он был запущен в 2011 году и реализуется при поддержке ГЭФ. Он включает такие виды деятельности, как повышение эффективности законодательной практики (в первую очередь - Положения об энергетических характеристиках зданий), совершенствование правовой и институциональной инфраструктуры и реализация пилотных схем, целью которых является ознакомление общественности с комплексными подходами к проектированию зданий.

• В 2014 году МООСУ подало заявку на Проект по повышению ЭЭ в зданиях в рамках Механизма ЕС по оказанию помощи на этапе, предшествующем присоединению (IPA). Общей целью проекта является повышение энергоэффективности в Турции для получения экономических выгод и внесение позитивного вклада в изменение климата и энергетическую безопасность. В результате этого двухлетнего проекта, уровень ЭЭ при проектировании новых и капитальном ремонте существующих зданий повысится. Помимо деятельности по совершенствованию законодательства и определению критериев ЭЭ для новых и существующих зданий, проект также включает обучение и информационно-просветительские мероприятия для технического персонала, работающего в областных структурах Министерства, муниципалитетов, местных архитекторов и инженеров. Кроме того, два существующих здания будут преобразованы МЭПР в энергоэффективные здания. Ожидается, что осуществление проекта начнется в 2014 году, и предполагается, что его результатом станет снижение потребления энергии на 10% в течение 5 лет после его завершения.

Промышленность и услуги

Для эффективного предоставления услуг в области ЭЭ, таких как обучение, аудиты и предоставление консультаций на всей территории страны, ГДВЭ уполномочено выдавать разрешения конкретным организациям. В настоящее время разрешения на предоставление услуг в области ЭЭ получили университет «Gazi», университет «Osmaniye Korkut Ata», Палата инженеров-механиков, Палата инженеров-электриков и 32 сервисные компании, занимающиеся ЭЭ (ЭСКО).

Наиболее важные мероприятия и проекты, осуществляемые в секторах промышленности и услуг, описаны ниже:

• Пятилетний проект по повышению ЭЭ в промышленности начался в 2011 году. Этот проект осуществляют ГДВЭ, Министерство науки, промышленности и технологий (МНПТ), Организация по развитию малого и среднего бизнеса (KOSGEB), Турецкий институт стандартов (TSE), Фонд развития технологий Турции (TTGV), ПРООН и ЮНИДО. Ожидаемыми результатами проекта являются: повышение эффективности законодательной практики, правовая и институциональная инфраструктуры, популяризация энергетического менеджмента и информированность о ЭЭ промышленных предприятий и консалтинговых фирм, а также увеличение числа энергетических аудитов. Кроме того, будет начата реализация пилотных проектов с целью расширения и повышения качества услуг в области ЭЭ, а также демонстрации преимуществ энергетического менеджмента и энергоэффективности. Ожидается, что этот проект будет завершен в 2015 году; его бюджет составляет 35 млн. долларов США.

• Энергетический менеджмент в Турции является обязательным в зданиях и на промышленных предприятиях сверх определенной площади. Программы сертификации энергетических менеджеров в строительном и промышленном секторах организуются с 2002 года – сначала ГДВЭ, а впоследствии - уполномоченными учреждениями и компаниями. В Турции уже имеется свыше 5,5 тыс. сертифицированных энергетических менеджеров. Кроме того, начиная с 2002 года, ГДВЭ ежегодно организует международные курсы энергетического менеджмента для азиатских, балканских и ближневосточных стран. На этих курсах за основу берется Стандарт энергетического менеджмента ISO 50001, принятый в качестве турецкого стандарта. Согласно Стратегическому документу по ЭЭ (на 2012–2023 гг.), в 2014 году сертификат ISO 50001 станет обязательным для компаний, подающих заявки на участие в Добровольных соглашениях и проектах в области ЭЭ. Этим компаниями также необходимо будет создать отдел энергетического менеджмента. Кроме того, в каждом подсекторе промышленности будут определены темпы снижения энергоемкости на ближайшие 10 лет. Они будут основываться на потенциале экономии в каждом подсекторе, и снижение энергоемкости должно составить как минимум 10% от нынешнего уровня. МЭПР будет стимулировать инвестиции в повышение ЭЭ.

Для мониторинга деятельности в области ЭЭ в промышленных компаниях, Положение о повышении ЭЭ при использовании энергии и энергетических ресурсов обязывает проводить энергетические аудиты все промышленные предприятия, потребляющие свыше 5 тыс. т.н.э. в год, здания сектора услуг с общей площадью застройки свыше 20 тыс. м2 или годовым объемом энергопотребления свыше 500 т.н.э. и общественные здания с общей площадью застройки свыше 10 тыс. м2 или годовым объемом энергопотребления свыше 250 т.н.э. Эти аудиты необходимо будет проводить заново каждые четыре года. ГДРЭ разработал базу данных для сбора информации, предоставляемой промышленными предприятиями и частными и общественными зданиями, отвечающими вышеуказанным критериям. Эта информация содержит статистические данные об использовании топлива, выбросах CO2 и энергоемкости по каждому подсектору и позволяет проводить сравнения между секторами и регионами.

Кроме того, был создан Портал ENVER для сбора, обработки и мониторинга данных об использовании энергии промышленными предприятиями и зданиями, ежегодно отчитывающимися об энергопотреблении перед ГДВЭ. Методика определения показателей ЭЭ, оценка потенциалов энергосбережения и моделирование были разработаны таким образом, чтобы интегрировать ЭЭ в перспективную оценку использования энергии.

Помимо этого, с 2001 года цементная промышленность проводит сравнительные исследования в сотрудничестве с Турецкой ассоциацией производителей цемента и при 100%-м участии всех заводов с 2009 года. Эти исследования позволяют заводам сравнивать их удельное потребление энергии, быть в курсе эффективности своего функционирования и повышать энергоэффективность. Это исследование привело к тому, что аналогичные сравнительные исследования начали проводиться и в других секторах, например, в металлургической, текстильной и керамической отраслях. Кроме того, и правительство, и отраслевые ассоциации стимулируют использование энергоэффективного оборудования и энергосберегающих процессов во всех секторах

Стратегия в области ВИЭ

В Стратегическом плане МЭПР (на 2010–2014 гг.) и Стратегическом документе по рынку электроэнергии и надежности энергоснабжения, опубликованном в 2009 году, основной целью является увеличение доли отечественных ресурсов. В соответствии с этим, предпринимаются меры по расширению использования отечественных ресурсов при следующих целевых показателях освоения ВИЭ к 2023 году – столетию создания Турецкой Республики:

• Достижение доли ВИЭ в производстве электроэнергии а объеме не менее 30%

• Установленная мощность ветроэлектростанций достигнет 20 000 МВт к 2023 г.

• Установленная мощность геотермальных электростанций достигнет 600 МВт к 2023 г. • Начнется широкое использование технически и экономически целесообразного гидроэнергетического потенциала

• Начнется использование солнечной энергии в производстве электроэнергии

В 2012 году доля ВИЭ в производстве электроэнергии составила 27,3%; порядка 89% этого объема (24,2% общей выработки) обеспечивала гидроэнергия (включая крупные водохранилища), а доля ВИЭ в общем потреблении энергии в 2011 году составила 6,7%. Достижение установленных целевых показателей на 2023 год потребует укрепления нормативно-правовой базы посредством введения в действие и обеспечения выполнения законов, содействующих проектам в области ВИЭ помимо гидроэнергетики. До сегодняшнего дня, использование ВИЭ в Турции все еще ограничивается гидроэнергией, хотя имеется огромный потенциал солнечной и ветровой энергии, биомассы, а также геотермальной энергии.

Что касается препятствий освоению ВИЭ, то в Турции они аналогичны тем, которые наблюдаются в других странах. Освоение ВИЭ еще далеко от достижения своего экономического потенциала, хотя ситуация в Турции уникальна и в некоторых отношениях благоприятна для освоения ВИЭ:

• Существует Закон о ВИЭ, предусматривающий льготные закупочные тарифы для производителей электроэнергии от ВИЭ (на 10 лет):

­ 73 доллара США за МВТ.час электроэнергии, произведенной с использованием гидро- и ветровой энергии

­ 105 долларов США за МВТ.час электроэнергии, произведенной с использованием геотермальной энергии

­ 133 доллара США за МВТ.час электроэнергии, произведенной с использованием солнечной энергии и биомассы/отходов

­ Более того, если в проект включен местный компонент, то в рамках каждого проекта возможно получение дополнительного дохода в размере 23-92 долл. США за МВт.час (в течение 5 лет)

• Существует спотовый рынок, который может функционировать в качестве альтернативной точки продаж для производителей электроэнергии от ВИЭ. Как правило, его предпочитают производители электроэнергии на ГЭС и ВЭС. В последние три года средняя цена спотового рынка составляет около 85 долларов США за МВТ.час.

• Однако в связи с множественными заявками и ограничениями в сети были организованы тендеры на получение разрешений на подключение, в ходе которых разработчики проектов в области ВИЭ согласились на обратную выплату Правительству Турции сумм в размере до 30-40 долл. США за МВт.час выработанной электроэнергии2.

• Банковская система Турции накопила значительный опыт финансирования проектов в области ВИЭ, даже несмотря на то, что в ряде проектов использовались механизмы финансовых субсидий. Это особенно характерно для проектов русловых ГЭС.

Более того, Турция занимает 2-е место в Европе и 4-е в мире в производстве бытовых солнечных систем водяного отопления, установленная мощность которых в 2011 году составила 10,2 ГВт.час. Ситуация с заявками на безлицензионное производство электроэнергии от ВИЭ в конце 2013 года менее благоприятна, поскольку из 1 120 проектов были отклонены лишь 444, а оставшиеся 676 проектов TEDAŞ сочла пригодными для дальнейшего изучения (к концу 2013 года было реализовано 18 проектов). В данной ситуации различные административные барьеры обескураживают разработчиков, в результате чего коэффициент успешности в настоящее время является низким.

Зачастую препятствием на пути к освоению ВИЭ является энергосистема. В Турции ограничения энергосистемы и большое количество заявок привели к возникновению «узких мест», что увеличивает затраты на разработку проектов в области ВИЭ. Без этих дополнительных затрат, освоение ВИЭ в Турции можно было бы ускорить.

Рамочная основа политики и нормативные акты

В рамках своей заявки на членство в ЕС и вследствие быстро растущей потребности в энергии, в 2005 году Турция ввела в действие Закон о ВИЭ. С тех пор, в дополнение к этому закону был принят ряд нормативных актов по ВИЭ.

В соответствии с Законом о ВИЭ,3 в настоящее время к категории ВИЭ относятся:

• Энергия ветра

• Солнечная энергия

• Геотермальная энергия

• Биомасса

• Биогаз

• Энергия волн, течений и приливов (в Турции отсутствует)

• Гидроэнергетические ресурсы канального или руслового типа, либо водохранилища площадью менее 15 км2

Отдельные нормативные акты по каждому энергетическому ресурсу еще не разработаны. По мере развития турецкого рынка ВИЭ ожидается введение в действие нормативных актов, учитывающих особенности каждого сегмента генерации.

Закон о ВИЭ предоставляет гарантию закупки электроэнергии наряду с льготным закупочным тарифом, которым могут воспользоваться все сертифицированные производители электроэнергии на базе ВИЭ, начавшие свою деятельность до 31 декабря 2020 года.

Срок действия льгот по гарантиям, предоставляемым посредством сертификатов ВИЭ, составляет 10 лет. Однако срок действия каждого сертификата ВИЭ - один год, и он подлежит ежегодному продлению.

В соответствии с Законом о ВИЭ, каждый владелец лицензии на розничную торговлю должен закупать часть своей электроэнергии у сертифицированных производителей электроэнергии на базе ВИЭ. Объем обязательства по закупке для каждого владельца лицензии на розничную торговлю определяется исходя из соотношения общего объема его продаж в предыдущем календарном году и общего объема электроэнергии, проданной в Турции в том же году. Гарантия закупок имеет целью поощрение инвестиций в сектор ВИЭ посредством обеспечения гарантированного и относительно прогнозируемого минимального денежного потока в течение первого 10-летнего срока амортизации капиталовложений. Это позволит существенно уменьшить рыночный риск инвестиций, и, следовательно, стоимость кредита. Постановление о сертификации и поддержке возобновляемых источников энергии, в котором определены методика и способы использования этой гарантии на закупку, было издано EMRA в октябре 2013 года. В настоящее время несоблюдение требования о закупке электроэнергии от ВИЭ (Статья 16 Закона о рынке электроэнергии, в которой содержится описание предусматриваемых штрафов) влечет за собой финансовые санкции с возможностью отзыва лицензии.

Кроме того, деятельность по производству электроэнергии на объекте установленной мощностью не более 1 МВт может осуществляться без получения лицензии.

Законодательство предоставляет различные дополнительные стимулы разработчикам проектов в области ВИЭ, включая, в частности:

• Возможность использования земель лесного фонда и государственных земель для строительства электростанций на базе ВИЭ и линий передачи и/или распределения для подключения к энергосистеме, со скидкой в размере 85% платы за землепользование в течение первых 10 лет после осуществления инвестиции и/или периода эксплуатации при условии, что такая электростанция начнет работу до конца 2015 года

• Снижение предлицензионных сборов и сборов за подачу заявок на получение лицензии на 90%

• Освобождение от ежегодной уплаты лицензионного сбора в первые 8 лет с даты завершения объекта

• Приоритет при подключении к сети передачи или распределения

Более подробно с Обзором можно ознакомиться в приложении к данной статье.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →