Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Обучение энергосбережению

Энергосбережение. Новая компьютерная игра ЖЭКА

26 марта 2015 года в Мурманске закончился чемпионат по социальной онлайн-игре «ЖЭКА», разработанной для школьников Фондом содействия реформированию ЖКХ в целях энергосбережения. Как сообщается на сайте Фонда, уже и амурские студенты с представителями молодёжных объединений в рамках федерального проекта «Школа грамотного потребителя» показали подкованность в знании основ ЖКХ на финале чемпионата по онлайн-игре «ЖЭКА». Предлагаем ознакомиться. Это интересно и полезно!

Энергосбережение. Новая компьютерная игра ЖЭКА

«ЖЭКА» идёт по России, а за ней Костя Лазарев

И надо сразу сказать, что «ЖЭКА» идёт хорошо. Энергично. Вникая по ходу во все тонкости и детали семейного энергосбережения в ЖКХ. Прямо из Сети. «ЖЭКА» – новая игра по самым простым правилам, понятным как детям, так и взрослым. Названа она по имени её главного героя – домовёнка Жэки, лучшего выпускника академии домовых, который за легкомысленной внешностью скрывает «настойчивость и огромные знания».

ф1-1

За «ЖЭКОЙ» по России идёт Костя Лазарев, но о Косте и иже с ним – попозже…

Сначала последние новости.

26 марта 2015 года в Мурманске закончился чемпионат по социальной онлайн-игре «ЖЭКА», разработанной для школьников Фондом содействия реформированию ЖКХ в целях энергосбережения. До того, с 9 по 20 марта, на чемпионате в ходе викторины и онлайн-игры участвовало более 600 учеников 6 – 7 классов образовательных учреждений по муниципалитетам Мурманской области. Вот какой резерв подготовили!

Более того, чемпионат решили провести и среди студентов. В среде начального, среднего и высшего профессионального образования. Но уже в четвертом квартале 2015 года. Основные цели – повышение правовой грамотности, популяризация принципов энергосбережения, содействие в реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергоэффективности: http://www.b-port.com/news/item/150868.html

И это не только Мурманской области. Как сообщается на сайте Фонда, уже и амурские студенты с представителями молодёжных объединений в рамках федерального проекта «Школа грамотного потребителя» показали подкованность в знании основ ЖКХ на финале чемпионата по онлайн-игре «ЖЭКА»: http://gtrkamur.ru/news/2015/03/21/12089

В Нижнем Новгороде участникам Всероссийского форума ЖКХ игру представил заместитель генерального директора Фонда Олег РУРИН, показав, что она позволяет в интерактивной форме осваивать современные технологии энергосбережения и узнавать о способах уменьшения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Далее возможность научиться экономить энергию и природные ресурсы в игровой форме появится, по сути, у каждого школьника в России: с 1 апреля игру «ЖЭКА» можно найти на сайте Фонда и «ВКонтакте». Кстати, она приобрела большую известность за рубежом. По статистике ресурса analytics.google.com, в неё играют уже в 47 странах мира: http://www.fondgkh.ru/news/112295.html

В России расчёт на «ЖЭКА» идёт по крупному. Ведь это «бесплатная онлайн-игра для социальных сетей, позволяющая в увлекательной форме осваивать современные технологии энергосбережения и узнавать о способах уменьшения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Игра повышает правовую грамотность граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг, в том числе при проведении капремонта… Ее можно рассматривать и как тест на эрудицию. «Жэка» максимально приближена к российской действительности». Так представлена эта игра на собственном сайте, и это во многом, если не вполне, соответствует её содержанию.

Однако, причём домовёнок? Хорошо, конечно, что не ведьмак, не колдун и не баба Яга. Но какого лешего?! Разве уже нет больше людей, нет специалистов в России? Нет в Сети других надёжных источников по энергосбережению в ЖКХ? Всё есть! Спросите, как экономить электроэнергию, и тут же получите из Сети развёрнутый подробный ответ. Вот хотя бы такой: «Уменьшение расходов на электроэнергию – это не только экономически выгодно, но и целесообразно с точки зрения экологии. До тех пор, пока для получения электричества сжигается природный газ или мазут, сознательный человек старается экономить свет и горячую водукак на благо природы, так и собственного кошелька. Просто воспользуйтесь простыми советами, приведёнными ниже!». И далее конкретные советы по всем квартирным энергетическим вопросам, включая «что к чему прикручено, что с чем взаимосвязано»: http://howitworks.iknowit.ru/paper1489.html

То же самое представит редакция сайта «ЛайфХак – оптимизируем жизнь». И тоже со всеми подробностями, приглашая везде, включая энергосбережение – «нестандартно мыслить, нестандартно видеть, нестандартно действовать»: http://lfha.ru/archives/397

А сколько методических учебных пособий по энергосбережению! И для учителей, и для школьников, и в переплётах, и в Сети. На некоторых специально остановимся далее. Сейчас же вспомним о родителях, непосредственно осевших в ЖКХ. Дети копируют их поведение раньше всего, но оно часто не выдерживает критики. Как правило, взрослые в России экономят лишь в случае острой нужды. И то не все, не всегда и не везде. Наоборот, мы издавна привыкли, что у нас всего много. Глядя на нас, так ведут себя и наши дети. А запасы планеты, между тем, неуклонно снижаются. Глядишь, скоро не хватит на всех…

Обо всём этом тоже поговорить бы специально. Но сейчас согласимся: домовёнок Жэка хорош! Особенно для малышей в жилом доме, откуда, по существу, начинается их своя семейная жизнь. Поглядим же на него в работе, чем и как он там занимается среди людей и что у него, домовёнка, на самом деле выходит.

Наладить «погоду в доме» – главная задача Жэки. Чтобы ее выполнить, он должен обучить виртуальную семью Лазаревых рачительно расходовать коммунальные ресурсы и использовать современное энергоэффективное оборудование. С этой целью в роль Жэки входит кто-то из школьников, вступающих в игру дома или в компьютерном классе. Ясно, что школьник, преображаясь в Жэку и вникая в проблемы сетевой семьи Лазаревых, затем будет проецировать их на свою реальную семью и семейную квартиру.

Ход отличный! Хотя в сетевой семье нет дедушки-бабушки, но она полная: здесь есть мама-папа, дочь в 6-м классе, сын в ДОУ. Это прямо наводит на живую семейную связь дошкольного и школьного образования, открывая перспективу её нового развития и укрепления – по мере взросления детей. От ДОУ до выпуска из школы. И далее по жизни.

Тем более, что данная образовательная связь имеет серьёзную методическую базу и определённые корни. Сошлюсь хотя бы на то, что содержание энергосбережения вытекает в игре «ЖЭКА» из практикума ШПИРЭ – известного международного Школьного проекта использования ресурсов и энергии: http://www.spareworld.org

Это своего рода энергоэкологическое социальное тестирование, историю которого на территории России ШПИРЭ отсчитывает с 1996 года.

В частности, в «ЖЭКА» об этом свидетельствует тест для игрока, содержащий свод правил из учебного пособия ШПИРЭ «Энергия и окружающая среда». Тоже с участием ШПИРЭ Департамент образования города Москвы в 2010 году издал два методических пособия «Учимся быть бережливыми» и «Электричество в нашем доме». Оба адресованы учителям физики, химии, географии, экологии, ОБЖ и других предметов. Данный тест присутствует и в них. В неполном виде он составил содержание и рифмованных правил игры «ТЭЦ из ничего» для дошкольников:

http://www.rdmk.ru/karapuzy2.pdf

Всё это не случайно: перед нами уникальный ключ или, если хотите, отмычка к развитию семейного сбережения энергии и ресурсов на любой территории. Исходя из того, кто и как ответит на вопросы, можно судить об отношении к семейному энергосбережению: что в одной семье, что в городе, что в регионе или в целом по стране. Тест ШПИРЭ превращается в план, анкету или в отчет о проделанной работе – в зависимости от задачи. Причём почти в любом возрасте.

Всё это в целом, наверное, объективно способствует тому, что «Жэка» вполне может стать добрым путеводителем для малышей на пути из сада в школу. И всё-таки червь сомнений не дремлет. Найти бы ромашку, чтобы как следует погадать. Может – не может, станет – не станет, мимо пройдёт – не пройдёт?

А нырнём-ка сразу в семью Лазаревых! И посмотрим, что там сейчас делается. Нам же совсем не обязательно садиться за компьютер, правда? Закроем глаза – и всё сразу увидим как наяву. Пожалуйста: шестиклассница Лена Лазарева сидит за компьютером и хмурит брови, проходя тест. Младший братик Костя ей мешает: ему же интересно, что она там проходит, наверное, хочет поучаствовать...

Остановись, мгновенье! Остановись, чтобы вылететь вперёд, узнав о Косте то, чего пока не знают в «ЖЭКА»: в детском саду он играл в «ТЭЦ из ничего», но без участия родителей, а главное, без Лены. Теперь ему все ответы известны заранее, причём в рифму, для лучшего запоминания.

То есть конфликт с сестрой как бы заложен с первого хода.

Вот первый вопрос из теста «ЖЭКА»:

«1. Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё?».

Пока Лена думает, Костя тут же выдаёт:

«Ничего, что мало лет –

уходя, гашу я свет!».

Интересно, получит ли он по шее сразу или Лена выдержит первый выпад?

Но как бы там ни было, последует же и второй вопрос:

«2. Стиральная машина всегда заполнена полностью, когда вы её используете?».

Пока Лена припоминает, как это делается, Костя тут же выдаёт:

«Мы стиральную машину

грузим не наполовину.

Наполняется она

обязательно сполна!».

Этот второй выпад, конечно, тоже не пройдёт ему даром…

Ситуация, понятно, сложнаяJ. Тем более, что впереди осталось ещё 10 выпадов. По числу ответов на вопросы игры «ТЭЦ из ничего», которые Костя уже знает назубок. И каждый из них почти на языке. В то самое время, как у Лены – пусто. Такая ситуация вполне естественно вытекает из того, как охарактеризованы младший брат и старшая сестра в игре «Жэка». Вот каков Костя: «Ходит в детский сад. В свободное от этой обязанности время экспериментирует с техникой, играет в компьютер или в приставку, действует на нервы сестре». Вот Лена: «Когда не разговаривает по телефону, проводит время с собакой или в социальных сетях». Такие у них характеристики – больше о них ни слова. И всё же можно предсказать: в этой игре энергичный дошкольник не уступит продвинутой школьнице. Его ничто не остановит – ни затрещины, ни оплеухи, ни пинки…

Хотя почему именно силовой вариант?! Жизнь, безусловно, богаче. Математик мог бы насчитать много других вариантов по развитию ситуации. Первым же приходит в голову пока один – самый добрый. Лена знает Костю давно. Она придумает, как сделать, чтобы братик сам добровольно скинул ей все правильные ответы. Можно спорить с кем угодно и на что угодно: по жизни это будет именно так – и никак не иначе.

Но вот станет ли наша шестиклассница со своими уже сложившимися интересами, набрав у младшего брата новых знаний по энергосбережению, преображаться дома в домовёнка Жэку? Это большой вопрос. Скорее всего, что нет: данная роль явно не для неё. Наверное, здесь не помогут ни мама, ни папа. Не те у них интересы. Мама: «Домохозяйка. Интересуется светской хроникой, сериалами, соцсетями и зарплатой супруга». Папа: «Изнурён жизнью, умудрён опытом. Мечтает побыть в покое. Любит футбол и тишину».

Остаётся Костя. Он успешно ходит в современный детский сад, а свободное время посвящает – помните, чему?

В общем, Костя – единственный человек в семье Лазаревых, которому по игре доступна роль домовёнка. Тесты, мини-игры, викторины, принятие решений по семейным покупкам – всё-всё-всё. Он в ладах с компьютером и приставкой, давно обшарил всё семейное энерготеплохозяйство, а главное, все правила знает назубок. Вполне перспективный кадр во всех смыслах.

Вот он у нас на глазах.

Заметим, что Костя Лазарев далеко не один такой в современном детском саду. Он ведь кто? Он же всеми признанный знаток игры «ТЭЦ из ничего». Он же и сетевой пират с незаконченным дошкольным образованием. Он же, кстати, и первый кандидат на роль домовёнка…

Отсюда вывод: с игрой «ЖЭКА» надо знакомить и дошкольников. Но как? Об этом пора уже думать, прежде всего, в детском саду, потому что на родителей здесь нельзя положиться. Почему? Их интересы далеки от игры, а сейчас всё дело в самой игре.

Надо отметить, что в ней есть и хороший стимул, и своя сильная мотивация. Если в начале игры родная многоэтажка – хмурая бетонная коробка, как бы малопригодная для проживания, то постепенно, стараниями игрока, весь дом должен превратиться в уютное и комфортное жильё семьи Лазаревых и их соседей. Не правда ли, заманчиво? Это как раз то, что сегодня очень и очень требуется многим жителям нашей страны во всех регионах. Чудо на блюдечке, сотворённое своей головой.

Не случайно игра, появившись в марте 2014 года, энергично прошла по стране. Читатель и сам может убедиться в этом энергичном шествии, пройдя вслед за игрой по ссылке. Отмечу лишь её первый выход на вектор квартира → дом → квартал → город и далее регион → страна с прямым участием социальных сетей на «круглом столе» в пресс-центре ИД «Аргументы и факты» 3 апреля 2014 года: http://media.fondgkh.ru/?p=941

К третьему Форуму ENES 2014 в Москве «ЖЭКА» покорила Липецк, Рязань, Нижний Новгород, Петрозаводск, Омск, другие города и регионы России. Многие отмечали, что игра хорошо оформлена, с музыкой и юмором, а главное, к концу должна дать более 50% экономии электроэнергии…

Впрочем, всё равно всех её достоинств не перечислить.

Не лучше ли подумать, как максимально быстро увязать эту игру с детским садом?

Полагаем, что при желании это вполне возможно. Команда, которая её создала, как видно по текстам и видео, продолжает свою работу. Во-первых, на ходу совершенствует достигнутый уровень, во-вторых, расширяет охват участников по регионам. Не всегда всё удаётся так, как бы хотелось, хотя именно так оно и бывает при езде в незнаемое. Особенно, когда незнаемое – в коротких штанишках. Не только живое, активное, но ещё и быстро растущее, и всевидящее, и во всё вмешивающееся, причём на каждом шагу. Собственно, детский сад персонально заложен в «ЖЭКА» – и он должен раскрыться далее по ходу игры.

Имеем в виду того же Костю Лазарева. Чувствуем, ему было обидно: домовёнок по России, а он лишь портит нервы сестре. Одиноко ему. Мама, папа, сестра – все при своих личных интересах. Бабушка уехала. Оставила в наследство четырехкомнатную квартиру со старым оборудованием: мол, мучайтесь сами. Но не было счастья – несчастье помогло. Костя воспрял. Оказалось, что по характеру он почти такой же, как и домовёнок Жэка.

В общем, самый главный заводила.… Помечтаем?

На горизонте – счастливый конец. Виртуальная семья нашла свой путь: она весьма успешно занимается энергосбережением через Сеть на виду всей страны и показывает пример всем остальным семьям. На компьютерных уроках в средней школе.

А Костя взял сестру на буксир: ей в классе ввели новые уроки – энергосбережения и экономики. А если пока не ввели, то скоро введут. И как она отнесётся к ним – тоже ещё вопрос. В одной из ведущих средних школ, где представляли «ЖЭКА» (не будем указывать пальцем), сначала заявили об участии в конкурсе шести разных классов, а на конкурс вышли только два. Понятно, что энергосбережение интересует далеко не всех – многих заботят другие проблемы. Да и дети развиваются быстрее, чем раньше, и с этим тоже приходится считаться. Не дай Бог, кто-то принесёт в класс снайперскую гаубицу с оптическим прицелом или ракету типа «Навуходоносор» с новым аннигилятором – и что тогда делать?! J

В общем, будем к школе готовиться с пелёнок. А «ЖЭКА» пора и в детсад. Конечно, в сокращённой, адаптированной для этого возраста форме. Во-первых, в саду и встретят лучше, и сразу полюбят. Там быстрее поймут и самое главное: не в деньгах счастье, а в том, что игра поведёт по новой захватывающей дороге. Из приключения в приключение. Во-вторых, именно в детском саду сегодня сосредоточен главный резерв страны – основной человеческий потенциал нового поколения, наиболее открытый для новых идей и практик в условиях быстрых перемен во всех сферах современной жизни.

Знания и опыт в энергосбережении, приобретённые в детском саду, закладываются детям на всю жизнь, и появление здесь новой игры «ЖЭКА» должно внести свою большую лепту в эту массовую работу с детьми и их родителями. Это с одной стороны. С другой – «ТЭЦ из ничего» приходит в детский сад раньше «ЖЭКА», становясь как бы предтечей этой сетевой игры. Образно говоря, правила ШПИРЭ – это те рельсы, по которым едут обе игры, и их надо максимально использовать и в детском саду, и в семье.

Итак, «Жэка»: краткий курс для современного детского сада?

Каким его можно представить?

Может быть, это ряд цветных картинок с очень простыми текстами, лёгкими для запоминания. Они есть на сайте «ЖЭКА». Другие можно найти в журнале «Современный детский сад», в других изданиях и сайтах, в том числе в ШПИРЭ и «ТЭЦ из ничего». Таким маршрутом можно будет подниматься вверх по возрастной лестнице вектора роста нового поколения.

Этот путь позволяет сосредоточиться на будущем семьи, родного края и всей страны. Здесь же и прививка против монстров, «стрелялок» и других опасных эпидемий века.

Это магистральный курс по линии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях современной глобализации, продиктованный революциями нового века человеческому сообществу, не заинтересованному в развязывании войн.

Куда же деваться детским играм, как ни в мирный тренд ИКТ?

Кстати, в этом самом тренде работает научный семинар «Социальное, экологическое и экономическое развитие дошкольников как международный проект ОМЕП (на примере взаимодействия с детьми, имеющими ОВЗ)» с проектной мастерской «ТЭЦ из ничего» (совместный с Международной академией информатизации):

http://sdetsad.ucoz.com/blog/nauchnyj_seminar_socialnoe_ehkologicheskoe_i_ehkonomicheskoe_razvitie_doshkolnikov_kak_proekt_omep/2014-12-17-71

Может быть, именно здесь соединенные усилия учёных, педагогов и родителей принесут консолидированный эффект?

Именно отсюда сегодня вырастает и социально-экономический проект Международной академии информатизации «ТЭЦ из ничего» – «Вектор роста для регионов»,

Активно вводя нормы энергосбережения в свой быт и образ жизни, семья становится деятельным творцом более благоприятной экологической реальности по месту жительства в целях общего устойчивого развития.

Правда, даже при наилучшем варианте развития массового игрового пути в направлении энергосбережения и повышения энергоэффективности впереди намечаются социальные развилки.

Это неизбежно по трём причинам. Во-первых, социальный состав и имущественный уровень играющих детей. Во-вторых, интересы игроков энергетического рынка. В-третьих, государственные интересы. Трудно точно сказать, что здесь первое, второе и третье: всё одинаково важно. Но на деле выходит на первый план то одна, а то другая, а то и все три причины сразу.

А это значит, что надо сразу готовить всех детей. С малых лет. Ко всем трём вариантам. Ясно, что не скоро «ЖЭКА» полностью охватит наиболее продвинутую часть квартир ЖКХ, где можно напрямую работать через ИКТ. Основной массив детей распределяется по местам, где нет своих ИКТ, но есть счётчики. Там приходится экономить энергию вручную. Не так, как в «ЖЭКА» (не нажатием кнопок гаджета, входящего в Сеть). А так, как это идёт в игре «ТЭЦ из ничего»: собственноручно включая и выключая действующие в квартире энергоприборы.

Так экономят энергию в малых городах и посёлках, да и в крупных промышленных центрах и в мегаполисах – по тем квартирам, где нет ИКТ. Начиная с детского сада. Как делают, например, в Свердловской области: там на сайте Министерства общего и профессионального образования уже более 250 пользователей «ТЭЦ из ничего»:

http://www.minobraz.ru/sistema_obrazovanija/doshkolnoe

Желаете сыграть в ЖЭКУ? Это очень просто! Сайт игры http://igra-jeka.ru/

Владислав Шинкаренко,

научный руководитель проекта,

действительный член и вице-президент

Международной академии информатизации,

доктор исторических наук, профессор.

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →