В мировой истории не было такого случая, чтобы десятки академиков сразу по одной той же проблеме сошлись во мнениях. Но это произошло на днях в Международной академии информатизации, когда выяснилось, что карапузы в регионах России играючи запускают ТЭЦ прямо-таки из ничего в ЖКХ. Эта семейная игра на энергосбережение, подготовленная научным коллективом Академии, может начинаться с 3-х лет – её правила входят в память, в привычку, в образ жизни:
«Ничего что мало лет – уходя, гашу я свет!»
«Люстру выключил – ура! Пусть пока посветит бра…»
И так далее…
В результате в ходе игры получается семейная «ТЭЦ из ничего» – из тока, сбереженного в доме. И без ничего – без строений, без агрегатов, без проводов, без затрат, без персонала. Ток вливается в единую энергосистему региона, работая на пользу родному краю, всей стране и экологии планеты в целом. Эта живая игра является первым звеном в энергоэкологической цепи, которая в перспективе может охватить всю страну, если будет поддержана во всей системе дошкольного и школьного образования.
В Интернете для детского сада игра с методическими советами открыта для скачивания: http://www.rdmk.ru/karapuzy2.pdf. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области её уже выставило на официальном сайте http://www.minobraz.ru/sistema_obrazovanija/doshkolnoe – и у них теперь более 250 пользователей. Игра в рифму – легко запоминается!
Освоив в детском саду и начальной школе «ТЭЦ из ничего», дети затем входят в более сложную онлайн-игру «ЖЭКА» по энергосбережению для средней и старшей школы. См. http://igra-jeka.ru/
Онлайн-игра, разработанная Фондом содействия реформированию ЖКХ для социальных сетей, получила поддержку на ENES 2014 и теперь в свободном доступе. См. http://vk.com/igrajekaofficial
Всё это принималось в расчёт в Экспертном общественном совете при Международной академии информатизации, когда в связи с 20-летием её сотрудничества с ЭКОСОС ООН выносили на публичное обсуждение социально-экономический проект «ТЭЦ из ничего» → «Вектор роста для регионов». При этом учитывалось, что данным проектом предусматриваются наименее затратные меры в отраслях экономики и социальной сферы, объединяющих значительную массу граждан, а именно – в образовании и энергосбережении в ЖКХ: http://www.iiaun.ru, http://rdmk.ru/vektor.docx
А ныне академики решили выдвинуть данный проект на рассмотрение V Международного конкурса по применению ИКТ в образовательном процессе «Формула будущего – 2015» и научно-практической конференции «Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации» («ИТО-КФО-2015»).
В проекте предложен эффективный путь социализации современного поколения россиян с помощью ИКТ и традиционных семейных ценностей в формате доклада по направлению работы ИТО-КФО-2015 «3. Место ИКТ в учёбе и игре»: «3.1 Дошкольное и начальное общее образование и воспитание».
Экспертный совет Международной академии информатизации рекомендует его в целях массового энергоэкологического образования и успешной социализации детей в семье, детском саду, школе и далее при естественной смене поколений.
В проекте раскрывается применение ИКТ в семейных играх «ТЭЦ из ничего» и «ЖЭКА» по энергосбережению в ЖКХ как первой ступени социально-экономического эксперимента «Вектор роста для регионов». Эксперимент инициирует формирование в стране нового социального института – энергоэкологической общности в микросреде растущего поколения, ориентированной на интеллектуальную экономику будущего в регионе и непрерывное самовозрождение, начиная с семьи и детского сада.
Проект реализует основные идеи академика РАН Н.Н. Моисеева по воспитанию у населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохраняя планету потомкам с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня.
Проект предусматривает внедрение практических низкозатратных мер энергосбережения: методические и информационные видеофильмы, диски, руководства для общественных организаций. Всё это направляет семью от осознания глобальных проблем переходить к конкретным личным действиям. Искать резервы энергии, простейшие меры энергосбережения и доступные возобновляемые источники энергии (к примеру, отходы). Свои собственные энергетические решения передавать соседям, местным образовательным учреждениям, властям и т.д.
Здесь предусмотрен и соревновательный принцип – от традиционного подведения образовательных итогов до конкурсов на лучший проект по месту жительства или учёбы. Конкурсы – от местных до международных, проекты – от технических до информационных. В них участвуют не только семья, школьники, но и педагоги. Так знания и умения, полученные по месту жительства, здесь же будут получать и практическое применение с участием местных учебных, общественных, хозяйственных и муниципальных структур, что внесёт определенный вклад в реальное энергосбережение.
Семья как демиург всех последующих поколений является основной естественной движущей силой данного развития, и поэтому её консолидация в материальном плане через совместное достижение энергоэкологических целей должна устраивать всё население.
Здесь заложен и свой синергетический эффект, усиленный знанием исторической перспективы альтернативных источников энергии. Семья ведь не просто активно и творчески участвует в энергосбережении и повышении энергоэффективности в собственном доме и вокруг него, а может успешно расширять по месту жительства полезные хозяйственные и общественные связи, поднимая свой собственный социальный статус до уровня глобальных проблем. Практически внедряя устойчивую энергетику в обществе вместе с другими семьями, малыми и большими социальными группами.
Суть «вектора роста» как перспективного социального института в том и состоит, что его участники с малых лет развивают семейный интерес к сохранению окружающей среды как места своего обитания и доли на местном рынке труда. Это обеспечивает молодому поколению конкурентные преимущества в региональной и муниципальной экономике. При прочих равных условиях возобладает не «охота к перемене мест», а стремление сохранить «землю отцов», подняв ее на уровень лучших мировых стандартов. Не препятствуя, однако, легальной миграции «туда и обратно».
Конечно, все эти социальные энергоэкологические связи по вертикали и горизонтали, которые в перспективе могли бы стать глобальными связями устойчивого развития, – они пока лишь в зачатии. Но, так или иначе, они уже появляются, и это позволяет ставить вопрос о возможности и необходимости проведения социального эксперимента – по формированию в микросреде растущего поколения энергоэкологической общности, ориентированной на интеллектуальную экономику будущего.
В связи с этим вполне естественно возникает возможность разработки типовой модели социального эксперимента, которая была бы в общих чертах приемлема в любом регионе. Инновационный социально-экономический и энергоэкологический проект МАИ «Вектор роста для регионов» стал в 2011 году первой такой моделью.
В первом приближении она ориентировала на формирование нового социального института, охватывающего молодое поколение регионов, которое вместе с семьей и сверстниками включалось в природоохранные заботы со школьных лет. На этом строился расчёт и на более отдалённую перспективу. Многосторонняя систематическая деятельность с применением современных технологий придаст энергосбережению устойчивый массовый характер, эффективность и возможность дальнейшего энергоэкологического развития. В частности, на путях беззатратных энергосберегающих ресурсов, альтернативных, восполняемых источников энергии (ВИЭ). Такими путями, с одной стороны, снижались бы энергопотери, с другой – массовое сознание открывало бы новые горизонты экологически чистой энергии будущего.
Энергосбережение неизбежно выводит на водородную энергетику (ВЭ) – наиболее чистый источник энергии, энергонакопитель и энергоноситель. Уникальная роль ВЭ в энергосфере, экологии и экономике, как известно, предопределяет её историческую перспективу. Составной частью ВЭ должны стать солнечно-, ветро-, гидро-, атомно-водородная, другие альтернативные углеводородам виды экологически чистой энергетики. С течением времени водородные технологии могут сделать экологически чистым использование угля, нефти, газа, биотоплива, переработку отходов, содействовать развитию пищевой промышленности, медицины, других сфер жизнеобеспечения.
Именно так рассматривался этот вопрос в связи с инициативой МАИ на «круглом столе» в Общественной палате РФ 22 февраля 2011 года при обсуждении самых предварительных итогов энергосбережения и повышения энергоэффективности в 2010 году в свете закона №261-ФЗ и инновационного проекта «Вектор роста для регионов», представленного МАИ. После обсуждения проект передали в Рабочую группу Палаты по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения.
«Вектор роста для регионов» был поддержан на международных конференциях «Устойчивый образ жизни для устойчивого развития» (Санкт-Петербург, 2010) и «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: проблемы и решения» (Москва, 2010), «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (Москва, 2011), «Стратегия развития мегаполиса: проблемы и решения» (Москва, 2012, 2013), в Германии, Израиле, Китае, Швеции (2010 – 2014) и др.
Игра «ТЭЦ из ничего» отмечена в числе победителей национального конкурса ШПИРЭ «Энергия и среда обитания» в 2012/13 гг. в номинации для младших классов. Первая её презентация проведена в МКОУ Андреевская СОШ и МБДОУ д/сад №33 Московской области издательством «Икар» вместе с ОАО «НПК «Суперметалл» при поддержке «Строительной газеты» (см. №26 от 2 июля и №32 10 августа 2012 года, №21 от 24 мая 2013 года). См. http://youtu.be/1_WbGiy2DZY
Энергоигра «ТЭЦ из ничего» и мини-игры к ней, подготовленные на научном семинаре Международной академии информатизации с участием редакций журналов «Драгоценные металлы. Драгоценные камни» и «Современный детский сад» в открытом доступе в Интернете, в том числе на сайтах МАИ, в социальных сетях и иных источниках:
http://sdetsad.ucoz.com/blog/nauchnyj_seminar_socialnoe_ehkologicheskoe_i_ehkonomicheskoe_razvitie_doshkolnikov_kak_proekt_omep/2014-12-17-71
Владислав Шинкаренко,
научный руководитель проекта,
действительный член и вице-президент
Международной академии информатизации,
доктор исторических наук, профессор.