Сводный топливно-энергетический баланс как основа оценки эффективности региональной энергетической политики
Характерными свойствами ТЭК региона является многоотраслевая и территориально распределенная структура, принадлежность большому количеству ведомств, объединение объектов различных видов деятельности, форм собственности и принципов работы. В качестве одного из возможных путей исследования состояния ТЭК целесообразно применение балансового метода.
Балансовый метод довольно часто используется в практической деятельности при оценке экономичности и устойчивости функционирования различного рода социально-экономических и технических систем. С его помощью осуществляются увязка потребностей и ресурсов, соизмерение затрат и результатов, обеспечивается единство и сбалансированность всех элементов. Балансовый метод также используется для нахождения и определения путей преодоления отдельных диспропорций в исследуемой системе.
Для реализации балансового подхода в ТЭК составляется топливно-энергетический баланс (ТЭБ). ТЭБ представляет собой систему показателей, отражающих соответствие между приходом и расходом топливно-энергетических ресурсов, источники их поступления и направления использования. Топливно-энергетический баланс разрабатываются по стране в целом, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, по отдельным организациям и энергетическим объектам. Различают сводный ТЭБ и балансы по отдельным видам ТЭР (однопродуктовые балансы), плановые и отчетные балансы.
В ИГЭУ создана информационно-аналитическая система ведения топливно-энергетических балансов региона, в рамках которой выполняется мониторинг топливно-энергетических балансов поставщиков и потребителей ТЭР в целях организации информационно-аналитического сопровождения энергетической политики на региональном уровне [1,2]. К настоящему времени в хранилищах данных ИАС ТЭБ накоплена большая ретроспектива показателей топливно-энергетических балансов ряда регионов Российской Федерации. При этом информация представлена по организациям (т. е. «в лицах»), занимающимся добычей, производством, поставками, распределением и потреблением первичных и вторичных топливно-энергетических ресурсов. Система отчетов ИАС ТЭБ позволяет формировать ежегодно однопродуктовые балансы по всем используемым в регионе топливно-энергетическим ресурсам. В свою очередь сводный топливно-энергетический баланс региона формируется на основе сформированных однопродуктовых балансов (рис. 1).
На ряду с мониторингом поставщиков энергетических ресурсов, в рамках ИАС ТЭБ выполняется мониторинг потребителей ТЭР. При этом выделено три основные сферы потребления: бюджетная сфера, жилищный фонд и промышленная сфера. Обеспечивается возможность оценки целевых показателей в области энергосбережения в государственном и муниципальном фонде, жилищном фонде, промышленности с выделением кластеров потребителей, определением средних нормативов потребления, сравнением с лучшими аналогами и т. д. Однако основную информацию о структуре используемых в регионе топливно-энергетических ресурсов корректнее получать от поставщиков ТЭР.
Накопленный опыт в организации информационно-аналитического сопровождения региональной энергетической политики положен в основу этого материала.
В целях формирования целостной информационной модели сводного ТЭБ региона были исследованы подходы к формированию топливно-энергетических балансов как в отечественной практике, так и за рубежом (Южной Кореи, Японии, США, Великобритании) [3-9]. Изучен также подход Международного Энергетического Агентства (МЭА) [10].
ТЭБ региона может быть представлен уравнением баланса первичной поставки всех энергетических ресурсов и их расхода, включая конечное потребление и потери в процессе трансформации и транспортировки:
, где
Пi – первичная поставка i-го топливно-энергетического ресурса, которая определяется как сумма добычи (для первичных энергоресурсов), импорта и объёма в запасах ресурса за вычетом его экспорта;
Кi – конечное потребление i-го топливно-энергетического ресурса, которое определяется как сумма потребления ресурса населением, хозяйствующими субъектами и расхода на неэнергетическое использование (например, в качестве сырья);
Hi – потери i-го топливно-энергетического ресурса, которые определяются как сумма использования ресурса на собственные нужды субъектов ТЭК (потерь ТЭР в процессе преобразования) и потерь при транспортировке ресурса;
Tij – потери при трансформации i-го топливно-энергетического ресурса в j-м субъекте ТЭК, которые определяются как разность объёма потраченных и произведённых ресурсов.
Таким образом, сводный топливно-энергетический баланс включает три основных раздела: «Первичное энергопотребление (валовые первичные поставки)», «Преобразование (трансформация) энергоресурсов», «Конечное энергопотребление» (см. рис.1). К топливно-энергетическим ресурсам относим:
- сырую нефть, газ попутный нефтяной;
- нефтепродукты (газ нефтеперерабатывающих предприятий, сжиженный углеводородный газ, мазут топочный, топливо дизельное, топливо печное бытовое, бензин автомобильный, авиабензин, керосин, газотурбинное и прочее моторное топливо, прочие нефтепродукты);
- газ природный, газ природный сжиженный, биогаз; вторичные горючие энергоресурсы (доменный газ, прочие отходы технологических процессов производства);
- каменный уголь, сланцы, кокс, газ горючий искусственный коксовый;
- торф, дрова, прочее твердое топливо;
- произведенную электрическую и тепловую энергию.
Рис.1. Сводный топливно-энергетический баланс региона, сформированный в рамках ИАС ТЭБ
Субъектами ТЭК в сводном балансе выступают группы производственных установок, осуществляющих трансформацию топливно-энергетических ресурсов, включая: электростанции; теплоэлектроцентали, блок-станции, когенерационные установки; котельные; теплоутилизационные установки; нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие предприятия; предприятия по переработке (обогащению) угля, установки; по которым осуществляется транспортировка ТЭР. По каждому субъекту ТЭК определяется расход первичных ТЭР, приход вторичных ТЭР с определением потерь в процессе преобразования энергоресурсов.
Например, потери при трансформации ресурсов в региональной генерации можно определить, как:
Ретроспективный анализ сводных топливно-энергетических балансов региона целесообразно использовать для оценки эффективности энергетической политики в топливно-энергетическом комплексе региона. Сводный ТЭБ служит информационной базой для расчета валового потребления ТЭР, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, нефтедобычи и нефтепереработки, добычи и переработки других видов топлива, потребителями или группами потребителей, а также позволяет определить эффективность использования энергетических ресурсов в различных сферах экономики. Баланс является источником информации для определения индикаторов энергетической эффективности региональной энергетической политики.
К целевым показателям энергетической эффективности ТЭК региона можно отнести следующие: коэффициенты полезного действия ТЭК региона и отдельных субъектов ТЭК; энергоемкость валового регионального продукта; энергоемкость отдельных видов экономической деятельности; коэффициент энергетической самостоятельности региона; долю потерь в объеме валового первичного потребления топливно-энергетических ресурсов и ряд других. Возможно также оценить долю ВЭР и НВЭИ в объеме валового первичного потребления ТЭР.
Ниже приведены некоторые индикаторы эффективности функционирования ТЭК региона.
Коэффициент полезного действия ТЭК региона определяется как отношение конечного потребления всех топливно-энергетических ресурсов к их первичной поставке:
Эффективность региональной генерации определяется, как отношение произведенной энергии к суммарному расходу топлива:
Энергоёмкость ВРП определяется как отношение валового потребления топливно-энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта:
Энергетическую самостоятельность региона можно определить как отношение суммы первичных энергетических ресурсов, добытых на территории региона, к общей первичной поставке энергоресурсов:
Для примера ниже приведен фрагмент расчета целевых показателей энергетической эффективности региона, полученные на основе сводного ТЭБ.
Энергоемкость ВРП:
КПД ТЭК:
КПД генерации:
Энергетическая самостоятельность региона:
Следует заметить, что для выполнения оценки энергоемкости в разрезе основных видов экономической деятельности необходимы сведения о потреблении в основных сферах экономической деятельности региона. При этом информации нижней полки баланса «Конечное потребление» в разрезе видов экономической деятельности недостаточно для оценки энергоемкости ВРП в отраслевом разрезе. В данном случае отраслевой разрез ВРП следует соотносить с валовым первичным потреблением определенной сферы экономической деятельности (например, транспорт, сельское хозяйство, промышленность и т. д.), а указанная информация учтена в двух разделах ТЭБ («Преобразование (трансформация) энергоресурсов», «Конечное энергопотребление»).
Опыт формирования сводных топливно-энергетических балансов ряда субъектов РФ на основе данных федерального статистического наблюдения [3] показал, что получить полноценный согласованный сводный баланс весьма проблематично. Использование информации Росстата сопряжено с рядом проблем. Имеют место двойной учет, противоречивость информации, неполнота охвата (применение тактики «досчетов»). Формы Росстата делятся на группы по разделам ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Различные виды деятельности организаций ТЭК в рамках определенного энергетического ресурса разнесены по нескольким веткам ОКВЭД. Кроме того, если в регионе определенным видом деятельности в ТЭК занимается одна или две крупные организации, то получить информацию в территориальном органе статистики даже в целом по региону невозможно. Вместе с тем информация федерального статистического наблюдения необходима при формировании сводного топливно-энергетического баланса региона. В связи с этим целесообразно изменить Производственный план работ Росстата и обеспечить возможность предоставления внешним пользователям ежегодного отчета «Краткий расчетный топливно-энергетический баланс региона» (формы ТЭБ-1, ТЭБ-2, ТЭБ-3, ТЭБ-4).
Обобщая сказанное, делаем следующие выводы:
- «Невозможно управлять тем, что нельзя измерить». Сводный топливно-энергетический баланс должен стать основой ежегодной оценки эффективности региональной энергетической политики. Должна быть разработана методика этой оценки с формированием индикаторов, значения которых получены на основе ежегодно сформированного сводного ТЭБ региона. Возможно построение системы мониторинга в рамках ГИС ТЭК (электронная форма заполняется регионом и тут же определяют и сохраняются значения индикаторов по заложенной методике).
- «Все должны говорить на одном языке». Индикаторы, сформированные на основе сводного ТЭБ региона, должны использоваться в системах оценки эффективности федеральных целевых программ в области развития энергетики (заданные регионам целевые ориентиры). Посредством анализа изменения этих индикаторов должна оцениваться эффективность мероприятий региональных программ.
- «Не надо изобретать велосипед» Принятая Приказом Минэнерго России №600 от 14 декабря 2011 г. методика формирования сводного топливно-энергетического баланса субъектов РФ, муниципальных образований требует доработки. Существует признанная международная практика формата сводного ТЭБ. Представляется, что должен быть узаконен формат баланса, а принятие решений по способу его формирования должно остаться за уполномоченным в регионе органом. Этот документ должен ежегодно утверждаться региональным правительством (например, к августу года следующего за отчетным) и передаваться на федеральный уровень.
Список литературы
- Ратманова, И.Д. Организация мониторинга состояния ТЭК на региональном уровне/ И.Д. Ратманова, Н.В. Железняк// Энергосбережение и водоподготовка. – 2009. – №4. – С.57-67.
- Ратманова, И.Д. Информационно-аналитическое сопровождение энергетической политики на региональном уровне / И.Д. Ратманова// Вестник ИГЭУ. – 2012. – №5. – С. 63-67.
- Приказ Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. № 600 «Об утверждении порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».
- Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 4 января 2013 г. №2 «Методика по формированию топливно-энергетического баланса и расчету энергоемкости валового внутреннего продукта и энергетической самостоятельности».
- Приказ Росстата от 4 апреля 2014 г. № 229 «Об утверждении официальной статистической методологии составления топливно-энергетического баланса Российской Федерации».
- 6. Башмаков, И.А. Энергетические балансы РФ и субъектов РФ как основа разработки и мониторинга программ повышения энергоэффективности/ И.А. Башмаков// Энергосовет.- 2012. - №4 (23).- С. 21-29.
- ИНЭС [Электронный ресурс]/ www.ines-ur.ru. – Режим доступа: http://www.ines-ur.ru/enersave_1978.html, свободный.
- OECD [Электронный ресурс]/ www.oecd-ilibrary.org. – Режим доступа: http://www.oecd-ilibrary.org/energy/data/iea-world-energy-statistics-and-balances_enestats-data-en, свободный. – Яз. англ.
- KEEI [Электронный ресурс]/ www.keei.re.kr. – Режим доступа: http://www.keei.re.kr, свободный. – Яз. англ.
10. IEA [Электронный ресурс]/ www.iea.org. – Режим доступа: http://www.iea.org/statistics/topics/energybalances/, свободный. Яз. англ.