Решение задач по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, вовлечению в топливно-энергетический баланс местных видов топлива и возобновляемых источников энергии сегодня актуально для всего мирового сообщества. В нашей стране на протяжении многих лет последовательно проводится государственная политика в области энергосбережения. Мотивировать всех участников этого процесса на применение в своей деятельности более прогрессивных подходов и технологий призван новый Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», подписанный Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 8 января 2015 г.
Первая редакция этого закона от 1998 г. определила направления развития энергосбережения в нашей стране. Для его реализации было принято более 30 актов законодательства, регулирующих определенные правоотношения в данной сфере.Однако во многом данный законодательныйакт оказался декларативен. Его правовые предписания реализовывались преимущественно посредством отсылок на нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, а не применением норм прямого действия.Это создавало определенные трудности в обеспечении однозначности правоприменения, снижало эффективность правового регулирования возникающих в данной сфере правоотношений. Поэтому значительный накопленный опыт иновые подходы к государственному регулированию в сфере энергосбережения обусловили необходимость его совершенствования.
Закон «Об энергосбережении» в новой редакции (далее – закон) содержит ряд существенных отличий от предыдущей редакции. Вместе с тем он не предусматривает коренных изменений в подходах к проведению государственной политики в сфере энергосбережения. Закон направлен на создание эффективной законодательной основы для дальнейшего снижения энергоемкости национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности. Он устанавливает, что государственное регулирование в сфере энергосбережения будет основываться на принципах эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, приоритетности внедрения энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов, научно-технической обоснованности реализуемых мероприятий, стимулирования достижения положительных результатов.
В конечном итоге новый закон должен способствовать дальнейшему развитию энергосбережения в нашей стране, выведению этой работы на более качественный уровень, достижению показателя энергоемкости валового внутреннего продукта Беларуси, сопоставимого с аналогичными значениями промышленно развитых стран Европейского союза.
Введенные законом новшества касаются следующих направлений:
Во-первых, в части общих положений и подходов к государственному регулированию конкретизированы основные термины и их определения, уточнены принципы государственногорегулирования в сфере энергосбережения. Кроме того, определены полномочия Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения, других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов.
Во-вторых, закон дополнен двумя важными главами. В главе «Энергетическое обследование (энергоаудит)» подробно отражены цели и задачи его проведения, виды обследований, круг юридических лиц, подлежащих энергетическому обследованию, периодичность и основание его проведения, а также требования к юридическим лицам, оказывающим услуги по энергетическому обследованию, к договору на оказание такой услуги и результатам этих обследований.
Дополнительно следует отметить, что в статье 14 Закона определено требование об обязательном включении в договор на оказание услуги по проведению энергетического обследования условия об ответственности, которая может возникнуть в результате причинения юридическим лицом, оказывающим услуги по проведению энергоаудита, вреда обследуемому лицу вследствие некачественного и несвоевременного выполнения возложенных функций и обязанностей.
Еще одна новая глава – «Показатели, нормирование и программы в сфере энергосбережения», в которой определены основные подходы к установлению показателей в сфере энергосбережения, а также содержится подробный порядок разработки и реализации в республике программ в сфере энергосбережения. Кроме того, в ряде статей подробно изложены цели и задачи нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов, порядок разработки, согласования и установления таких норм, определены категории юридических лиц, которым устанавливаются такие нормы.
В-третьих, в главе 5 закона отображены соответствующие действующему в республике законодательству подходы к организации надзорной деятельности и оценке соответствия в сфере энергосбережения; определены цели и задачи проведения государственной экспертизы энергетической эффективности, категории объектов, проектная документация на возведение и реконструкцию которых подлежит такой экспертизе, а также положение о предварительном согласовании заданий на выполнение обоснований инвестирования, архитектурных и строительных проектов (при необходимости других документов) при разработке проектной документации на возведение и реконструкцию энергетических источников. Здесь же конкретизированы виды стимулирования эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
В-четвертых, в завершающих главах уточнены подходы к образованию и подготовке кадров, информационному обеспечению и международному сотрудничеству в сфере энергосбережения.Все механизмы и меры государственного регулирования, изложенные в законе, в том числе регулирование деятельности заинтересованных при проведении энергетических обследований, четко ориентированы на получение конечного положительного экономического эффекта.
Новая и предыдущая редакции Закона "Об энергосбережении" в приложении к данной статье
Источник: http://energoeffekt.gov.by/