Главная / Аналитика / Организация энергосбережения / Энергосервисные услуги

РАЭСКО. Предложения по совершенствованию законодательства в области энергосбережения и учета ресурсов в ЖКХ

Еще по теме: Организация учета энергоресурсов

Российская ассоциация энергосервисных компаний (РАЭСКО)объективно заинтересована в подтверждении результатов энергосбережения, что не возможно без надежного и прозрачного учета потребления энергоресурсов. Чрезвычайно актуальна проблема не прозрачности учета и расчетов за поставляемые коммунальные и жилищные услуги. Если говорить упрощенно, на этом рынке продавец отпускает товар покупателю или без взвешивания, или вводя покупателя в заблуждение. Как решить проблему – в предложениях РАЭСКО.

РАЭСКО. Предложения по совершенствованию законодательства в области энергосбережения и учета ресурсов в ЖКХ

РАЭСКО разработала предложения по изменению законодательства в области учета и регулирования потребления энергоресурсов

Концепция разработана Ассоциацией энергосервисных компаний (РАЭСКО) по поручению Минстроя России и учитывает мнения экспертов отрасли, предлагая увязанный комплекс мер, включая изменения в нормативные документы и работу с возможными рисками.

Отсутствие достоверного учета препятствует развитию как рынка энергосбережения, так и его основного механизма – института энергосервисных договоров. Потребитель должен оплачивать столько энергоресурса, сколько в реальности потребил.

Однако, несмотря на законодательные требования, уровень оснащенности приборами учета недостаточен, а показания установленных приборов учета зачастую не принимаются при расчете платы.

РАЭСКО предложена Концепция совершенствования законодательства в сфере учета энергоресурсов, которая была поддержана на нескольких экспертных площадках, в том числе при Минстрое России, Совете Федерации, Федеральной службе по тарифам.

В настоящее время происходят консультации и согласования позиций, идет подготовка предложений по изменению законодательной и нормативно-правовой базы к осенней сессии Госдумы России.

От сайта «Портал-энерго»

Российская ассоциация энергосервисных компаний (РАЭСКО)объективно заинтересована в подтверждении результатов энергосбережения, что не возможно без надежного и прозрачного учета потребления энергоресурсов. Сфера ЖКХ одна из самых затратных и не эффективных отраслей экономики России. Причин тому множество. Один из основных факторов такого положения – отсутствие прозрачной и справедливой системы отношений потребителя и поставщика коммунальных и жилищных услуг. Если говорить попросту, на этом рынке продавец отпускает товар покупателю или не имея весов, или всячески искажая информацию о количестве отпущенного товара. В результате покупатель переплачивает за товар не имея возможности возразить продавцу. Отсюда масса жалоб, не платежи и не довольство населения. Справедливости ради стоит заметить, что часть недобросовестных потребителей не прочь в свою пользу манипулировать показаниями принадлежащих им приборов учета. Исправить ситуацию возможно. Но предстоит довольно сложная и кропотливая работа по внесению изменений в действующее законодательство. В прилагаемой таблице рисков не учтен риск сознательного искажения показаний приборов учета и мошенничества со стороны поставщика ресурсов. У населения нет возможностей оценить количество потребляемых ресурсов, тем более, что то доказать.

Предложение РАЭСКО по измерению законодательных нормативно-правовых актов

1. Основой концепции является введение обязанности поставщиков ресурсов (ресурсоснабжающих организаций) за организацию учета объема и качества поставляемых ресурсов на основе единых (для субъекта РФ) технических требований и технологических решений, с обязательностью дистанционного снятия показаний приборов учета и автоматизированной обработки данных при формировании начислений за ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги), как самостоятельно, так и с возможностью привлечения специализированной организации - Оператора коммерческого учета (ОКУ). Обязанность дополняется адекватными мерами тарифного стимулирования и административной ответственности.

Для этого права собственности на вновь вводимые общедомовые приборы учета (ОПУ), а также ответственность за обслуживание, эксплуатацию, измерения и учет показаний по всем ОПУ закрепляются за ресурсоснабжающими организациями (РСО), либо Оператором коммерческого учета, осуществившим установку систем учета поставляемых коммунальных ресурсов и заключившим с РСО договоры на их обслуживание. Предлагается в нормативно-правовых актах (НПА) установить механизм постепенного перехода прав собственности на ОПУ в пользу РСО.

Затраты на содержание, обслуживание, снятие и учет показаний ОПУ включаются в затраты по регулируемой деятельности; расходы на их установку компенсируются путем их амортизации или в рамках целевых программ.

В случае, если РСО привлечет для организации учета поставляемых ресурсов Оператора КУ, последний должен подчиняться утверждаемым Правительством Российской Федерации стандартам осуществления деятельности по предоставлению услуг коммерческого учета коммунальных ресурсов, и при этом применять сертифицированное программное обеспечение.

2. В целях сохранения истории показаний приборов учета, объемов и качественных параметров предоставления коммунальных ресурсов, предлагается определить Федеральную службу по тарифам и курируемые ею региональные органы исполнительной власти (РЭК, РСТ и т.д.) в качестве ответственных федерального и регионального органов за сбор и хранение указанной выше информации. Указанная информация должна в обязательном порядке использоваться для формирования тарифно-балансовых решений при утверждении тарифов на энергетические и коммунальные ресурсы. Для этого необходимо ввести в НПА требования по ответственности ресурсоснабжающих организаций за предоставление РЭК, РСТ и т.д. доступа к АСКУЭ в рамках их компетенции (или предоставления информации из АСКУЭ по выданным ими требованиям).

Во избежание дублирования одной и той же информации от разных поставщиков информации в государственные информационные системы, необходимо закрепить в НПА ответственность ФСТ (РЭК, РСТ и т.д.) за предоставление информации об объемах потребленных энергетических и коммунальных ресурсов в государственные и региональные системы (ГИС ЖКХ, ГИС ТЭК и т.д.)

3. В нормативно-правовые акты вводятся условия и порядок обязательной компенсации понесенных затрат по установке приборов учета в случае смены лица, осуществляющего учет коммунальных ресурсов.

4. РСО или Оператор КУ определяет конкретные требования к организуемой в зоне их деятельности системе измерений, на основе закрепленных в законодательстве общих требований к таким системам.

5. В случае, если РСО не выполняются обязанности по организации измерений на территории субъекта РФ, орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о проведении открытого конкурса в целях организации достоверного учета на данной территории по данному коммунальному ресурсу или всем видам энергетических ресурсов.

Правила проведения такого конкурса и специальные конкурсные требования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Победителю такого конкурса вменяется в обязанность организация системы достоверного учета, а также системы информационного обмена между исполнителями коммунальных услуг и РСО, расчётно-кассовыми и информационными центрами ЖКХ, органами Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), а в дальнейшем – ГИС ЖКХ и ГИС ТЭК.

Такой подход представляется особенно эффективным в «малых городах», где большая часть РСО принадлежит публичному собственнику, что позволит создать мультипликативный эффект и сократить сроки окупаемости проектов по обеспечению достоверного учета за счет оптимизации в таких РСО соответствующих затрат.

6. Индивидуальные (поквартирные) приборы учета (ИПУ) вводятся в состав общего имущества многоквартирного дама (МКД), чем обеспечивается возможность качественной эксплуатации внутридомовой системы учета. Управляющие организации как лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, наделяются обязанностями за содержание ИПУ.

Данный подход устранит коллизии действующего законодательства по организации обязательной поверки приборов учета, принадлежащих собственникам - физическим лицам, так как в настоящее время такие приборы находятся вне сферы государственного регулирования.

Расходы на содержание ИПУ осуществляются за счет платы за содержание и ремонт общего имущества МКД. В НПА устанавливается механизм постепенного перехода (переходный период) прав собственности на ИПУ в общедолевую собственность собственников помещений МКД.

7. РСО, поставляющий соответствующий ресурс, выставляет технические условия на установку ИПУ и подключение ИПУ к своей системе учета. В случае предложения управляющей организации о передаче на обслуживание в РСО всей внутридомовой системы измерений ресурса в доме (совокупность ИПУ в МКД), РСО не вправе отказаться принять их на обслуживание (своими силами или с привлечением ОКУ) на возмездной основе.

Невыполнение требований законодательства по оснащению МКД ИПУ, при отсутствии решения собственников о порядке распределения объемов потребления коммунальных ресурсов в жилых помещениях, является основанием для отзыва лицензии управляющей организации.

ИПУ, не соответствующие техническим условиям, выданным РСО, в том числе условиям дистанционной передачи данных, не используются для учета (распределения) предоставленного на дом общего объема коммунального ресурса (в этом случае расчет объема потребления услуг осуществляется по нормативам с применением повышающих коэффициентов).

8. АСКУЭ РСО или Оператора КУ должно соответствовать установленным требованиям, включающим в себя сертификацию системы (проведение испытаний системы, с учетом приборов учета, программного обеспечения и прочего оборудования).

Предлагается добавить такие функции Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарту):

- Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта, будут проводить испытания АСКУЭ и выдавать соотвтетсвующие сертификаты РСО и Операторам КУ.

- Территориальные инспекции метрологического надзора - будут выписывать предписание РСО и Операторам КУ в случае обнаружения фактов не исполнения действующего законодательства на основе документов, содержащих итоги проверок региональных центров Росстандарта.

Более подробно с предложениями РАЭСКО и с пояснениями в презентации генерального директора РАЭСКО Булгаковой И.А. можно ознакомиться в приложении к данной заметке.

Приглашаем к дискуссии в комментариях.

 

Обсуждение

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →