Главная / Аналитика / Законодательство / Проекты законов

Финансовая перестройка в сфере ЖКХ. Прямые договора потребителей с РСО

Еще по теме: Многоквартирные дома

По состоянию на 1 мая 2015 года долги россиян за услуги ЖКХ превысили рекордный 1 триллион рублей. Около 400 милиардов рублей приходится на долги за тепло и горячую воду. Статистика оплат утверждает, что около 96% жителей исправно вносят платежи за коммунальные услуги. По мнению экспертов Правительства, вряд ли удастся решить проблему не платежей без перехода на прямые договора конечных потребителей с ресурсоснабжающими организациями. В связи с этим предложены поправки в Жилищный Кодекс, которые призваны урегулировать отношения в треугольнике потребитель- УК (ТСЖ) - РСО

Финансовая перестройка в сфере ЖКХ. Прямые договора потребителей с РСО

Госдума готовит настоящий переворот в сфере оплаты услуг ЖКХ, долги за которые в 2015 году впервые перевалили за триллион рублей.Парламентарии осенью внесут поправки в Жилищный кодекс: в результате основные неплательщики — ТСЖ и управляющие компании (УК) многоквартирных домов — будут отстранены от сбора средств с граждан за тепло и горячую воду.

Предполагается, что оплата этих ресурсов будет осуществляться по отдельной квитанции, а не как сейчас, вкупе с холодной водой, водоотведением, радиоточкой, антенной, взносом на капремонт и т.д. Таким образом, деньги, минуя необязательных посредников, будут сразу поступать на счета поставщиков тепловой энергии, по аналогии с электричеством, газом или телефоном.

Похоже, у властей лопнуло терпение. По состоянию на 1 мая 2015 года долги россиян за услуги ЖКХ превысили рекордный 1 трлн рублей. В структуре задолженности более 40% приходится на неплатежи за тепло и горячую воду, 25% — за газ, 20% — за электроэнергию, 15% — за холодную воду, ремонт, уборку и вывоз мусора. Причем долги физлиц из этой суммы составляют не более 15–20%, остальное приходится на УК, ТСЖ, а также промышленные предприятия.

«Если говорить конкретно о тепле и горячей воде, то здесь самая плохая ситуация, — говорит директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. — В начале 2015 года неплатежи в адрес крупнейших региональных генерирующих компаний — таких, как КЭС, ТГК-2, «Квадра», увеличились по сравнению с прошлым годом в среднем на 10–20%. И дело даже не в размере долга, а в том, что по статистике абсолютное большинство населения исправно платит коммуналку. Сейчас обязанность предоставления коммунальных услуг людям в многоквартирных домах лежит исключительно на посредниках — УК или ТСЖ. При этом именно эти организации являются главными неплательщиками. Иногда УК признаются судом виновными, но они банкротятся, и на их месте создаются новые фирмы-однодневки».

Плюс УК и ТСЖ пользуются тем, что относятся к категории так называемых неотключаемых должников. То есть если промпредприятие можно отрезать от теплоснабжения хотя бы через полгода со дня образования задолженности, то в многоквартирном доме механизм отключения, даже в случае воровства посредников, вообще не предусмотрен. Кстати, эта цепочка неплатежей приводит к другой проблеме — росте долгов генераторов электричества перед поставщиками газа, которая достигала 250 млрд рублей.

Никакое повышение тарифов, а с 1 июля в России услуги ЖКХ в среднем повысились на 8,3%, делу не поможет. Наоборот, без устранения первопричины долги будут только увеличиваться.

В этой связи председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строю Владимир Плигин заявил, что необходим срочный переход на прямые договоры между поставщиками ресурсов и населением. «Обязательства по оплате коммунальных ресурсов у граждан должны формироваться непосредственно перед поставщиком, а не перед «перепродавцами», — полагает депутат. — Изменение этих отношений позволит повысить платежную дисциплину, защитит интересы добросовестных граждан и участников рынка ЖКХ, сделает отрасль более прозрачной и привлекательной для инвесторов. Действующую же сегодня договорную модель целесообразно использовать только при согласии сторон».

Соответствующие поправки депутаты собираются разработать и вынести на рассмотрение Госдумы во время осенней сессии.

Если подобная практика окажется эффективной, то в будущем финансовые потоки за поставки воды также могут замкнуть непосредственно на водоканалах, оставив у управляющих компаний только статьи расходов на содержание дома.

Более подробно в приложении к данной заметке

По материалам Ассоциации ЖКХ Развитие

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →