Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / VIP. Позиции и мнения

Доклад Сергея Глазьева: «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России»

Россия сегодня находится в не простой экономической ситуации. Причины понятны. Экономическая война. Любая война сопровождается мобилизацией экономических ресурсов. Рационализация производства и потребления энергии, как и прочих ресурсов – необходимая составляющая усилий страны в преодолении возникших экономических проблем. 15 сентября на заседании Совбеза России был заслушан доклад Советника Президента России Сергея Глазьева «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России». Представляем расширенную аннотацию Доклада и его полный текст.

Доклад Сергея Глазьева: «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России»

Сергей Юрьевич Глазьев родился 1 января 1961 года в городе Запорожье, там же получил среднее образование. В 1978 году поступил в МГУ им. Ломоносова. В 1983 году закончил его по специальности экономист-кибернетик, затем аспирантуру Центрального экономико-математического Института АН СССР. В 1986 году защитил кандидатскую, а в 1990 докторскую диссертацию. В 1999 году присвоено ученое звание профессора. С 2000 года - член-корреспондент РАН, с 2008 года – академик РАН. 28 июля 2012 г. Указом Президента С.Ю.Глазьев назначен на пост Советника Президента РФ по вопросам развития интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.

Доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России» 15 сентября был зачитан на заседании Совета безопасности РФ. Предложения по смене экономического курса подготовлены под руководством советника президента РФ Сергея Глазьева, но не им одним, а целой группой единомышленников, составлявшей примерно полтора десятка человек. Большинство из них принадлежат к отечественным научным кругам, тем более что и сам советник президента входит в состав РАН в звании академика.

Поскольку сайт «Портал-Энерго.ru» специализируется на проблематике энергопользования, в качестве предисловия публикуем соответствующие выдержки из доклада. Попытки тезисного изложения построенного на тезисах доклада могут привести к искажению его концепции. Поэтому лучше всего ознакомиться с этим емким и весьма проработанным документом полностью в приложении к данному изложению

Тезисы:

Результаты измерений показателей социально-экономического положения России по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии социально-экономической безопасности (предельно критическим считается такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов).

Ниже приведены оценки фактического состояния показателей, отражающих воспроизводство и способность к развитию социально-экономической системы России в сравнении с предельно-критическими значениями. При этом красным выделены те их соотношения, которые требуют управленческого воздействия со стороны органов государственной власти.

Таблица 1. Оценки, характеризующие воспроизводство человеческого потенциала в России

Показатель

Предельно
критическое
значение

Фактическое
состояние
2013 г.

Фактическое
значение
к предельно
критическому

Коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения)

22

13,2

В 1,6 раза хуже

Уровень смертности (человек на 1000 жителей)

12,5

13

В 1,04 хуже

Естественный прирост (человек на 1000 жителей)

12,5

0,2

В 62 раза хуже

Продолжительность жизни (лет)

78

70,7

В 1,1 раза хуже

Разрыв между доходами 10% самых обеспеченных и 10% самых малообеспеченных групп (в разах)

8

16,2

В 2 раза хуже

Коэффициент Джини

0,3

0,4

В 1,3 раза хуже

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (%)

7

11

В 1,6 раза хуже

Уровень безработицы

5

5,5

В 1,1 раза хуже

Уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения)

1000

1539

В 1,5 раза хуже

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума (раз)

3,5

3,4

В пределах нормы

Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте)

2,15

1,6

В 1,3 раза хуже

Коэффициент старения населения (доля лиц 65 лет и старше к общей численности населения, %)

7

12,9

В пределах нормы

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (пункты)

0,800

0,778

В пределах нормы

Уровень потребления алкоголя (литров абсолютного алкоголя на душу населения)

8

13,5

В 1,7 раза хуже

Доля людей, употребляющих наркотики (%)

7

6

В пределах нормы

Число суицидов (на 100 тыс. человек населения)

20

19,6

В пределах нормы

Таблица 2. Оценки, характеризующие воспроизводство экономического потенциала России

Показатель

Предельно
критическое
значение

Фактическое
состояние
2013 г.

Соответствие

Объёмы инвестиций в основной капитал (% к ВВП)

25

19,8

В 1,25 раза хуже

Износ основных фондов (%)

40

78

В 1,95 раза хуже

Доля машиностроения в промышленности (%)

25

14

В 1,79 раза хуже

Доля обрабатывающих отраслей в промышленности (%)

70

64,8

В 1,08 раза хуже

Удельный вес убыточных организаций (% от общего количества действующих организаций)

25

27,3

В 1,1 раза хуже

Рентабельность производства (%)

15

9,5

В 1,09 раза хуже

Рентабельность активов (%)

12

6,8

В 1,8 раза хуже

Уровень инфляции (%)

15

6,5

В пределах нормы

Уровень социальной инфляции (%)

15

около 15

В пределах нормы

Доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясных продуктов на внутреннем рынке (%)

70

61,3

В 1,14 раза хуже

Доля материального производства в ВВП (%)

66

39

В 1,7 раза хуже

Уровень монетизации (M2) на конец года (% к ВВП)

75

41

В 1,8 раза хуже

Таблица 3. Оценки, характеризующие внешнеэкономическую зависимость России

Предельно
критическое
значение

Фактическое
состояние
2013 г.

Соответствие

Коэффициент достаточности международных резервов (% к трёхмесячному объёму импорта товаров и услуг)

9

40

В 4,4 раза лучше

Объём совокупного внешнего долга (% к ВВП на конец года)

25

34,8

В 1,4 раза хуже

Доля импортного оборудования во внутреннем спросе (%)

30

65,6

В 2,18 раза хуже

Доля импортного продовольствия в ВВП (%)

25-30

32

В 1,07-1,28 раза хуже

Доля экспорта в материальном производстве (%)

25

94

В 3,76 раза хуже

Доля иностранного капитала в инвестициях (%)

25

36

В 1,44 раза хуже

Объём иностранных обязательств коммерческих банков и прочих секторов (% к ВВП)

25

31

В 1,24 раза хуже

Доля просроченных и невозвращённых иностранных

кредитов (% от общего объёма полученных кредитов)

Доля иностранных инвесторов в структуре собственности свободно обращающихся акций (%)

25

30

50

60

В 2 раза хуже

В 2 раза хуже

Доля иностранных кредитов к M2 (%)

20

27

В 1,35 раза хуже

Дефицит торгового баланса: по методологии платёжного баланса (%)

15

Профицит

В пределах нормы

ВВП к мировому объёму (%)

7,5

2,7

В 2,7 раза хуже

ВВП на душу населения (%)

100

107

В пределах нормы

Объём иностранной валюты по отношению к рублёвой массе в национальной валюте (%)

10

50

В 5 раз хуже

Объём иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей (%)

25

100

В 4 раза хуже

Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга (% к общему объёму расходов федерального бюджета)

20

1,9

В пределах нормы

Отношение объёма внешнеторгового оборота (% к ВВП)

30

107

В 3,5 раза хуже

Таблица 4. Оценки, характеризующие конкурентоспособность российской экономики

Предельно
критическое
значение

Фактическое
состояние
2013 г.

Соответствие

Доля инновационно-активных предприятий (%)

40

10,1

В 4 раза хуже

Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте (%)

50

23

В 2,17 раза хуже

Отгруженная инновационная продукция (% ко всей промышленной продукции)

15-20

8,9

В 2 раза хуже

Доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции (%)

7

2,6

В 3,7 раза хуже

Расходы на научные исследования (% к ВВП)

3

1,5

В 2 раза хуже

Удельные показатели энергопотребления (т нефти на тыс. долл. ВВП):

общие затраты энергоресурсов

0,15

1,65

В 11 раз хуже

затраты электроэнергии

0,02

0,17

В 8,5 раза хуже

затраты нефти и газа

0,1

1,16

В 11,6 раза хуже

Потери полезных ископаемых в процессе добычи (% к общему объёму)

3-8

10-65

В 3,3-8,1 раза хуже

Среднегодовой темп прироста производительности труда (%)

6

3

В 2 раза хуже

Удельный вес российской высокотехнологической продукции на мировом рынке (%)

3

0,3

В 10 раз хуже

Доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса (%)

25

10

В 2,5 раза хуже

Доля государственных расходов на экологию в ВВП (%)

5

0,8

В 6,3 раза хуже

Приложение 9

КАК НАУЧИТЬСЯ ЭКОНОМИТЬ НА ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ

В целях создания условий для развития экономики принятое Правительством решение о замораживании тарифов естественных монополий целесообразно дополнить следующими мерами по снижению избыточных затрат в электроэнергетике, устранение которых может дать экономию издержек на почти 1 трлн. руб. и 20%-е снижение тарифа на электроэнергию.

1. Приведение организации рынка электроэнергии в соответствие с российскими условиями, включая переход к модели «Единственный покупатель» (экономия — до 100 млрд. руб.).

2. Переход на механизмы проектного финансирования капиталовложений в новые объекты. Финансирование инвестиционной деятельности через тарифы сохранить только для простого воспроизводства (экономия — 80 млрд. руб.).

3. Оптимизация сочетания теплофикации с распределённой электрогенерацией в центрах нагрузок (раздельное формирование выручки является причиной убыточности большинства теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), что приводит к потере заинтересованности в развитии данного сектора генерации, потенциал которого оценивается в 37 млн. т.у.т. в год) (экономия — 50 млрд. руб.).

4. Возложение на субъекты федерации ответственности за разработку схем и программ перспективного развития сетей 35 кВ и ниже (экономия — 10 млрд. руб.).

5. Возложение ответственности на ОАО «Россети» и территориальные сетевые организации (ТСО) за развитие сетевой инфраструктуры в субъектах РФ при введении «одного окна» для выдачи технических условий на присоединение (экономия — 20 млрд. руб.).

6. Ужесточение требований к электросетевому бизнесу для стимулирования его консолидации в субъектах РФ. Отмена субсидирования неэффективных ТСО за счет «котлового» механизма (экономия — 10 млрд. руб.).

7. Введение нормирования удельной стоимости вводимой мощности и снижение доходности по объектам договоров поставки мощности (экономия — 30 млрд. руб.).

8. Снижение тарифов для новых промышленных потребителей на 15% в энергоизбыточных ОДУ Востока и Сибири (экономия — 10 млрд. руб.).

9. Централизация управления электроэнергетикой в рамках Минэнерго, включая объединение коммерческого и технологического операторов, а также регулирование рынков тепла, вырабатываемого ТЭЦ с одновременной генерацией электроэнергии (кВт часов) (экономия — 30 млрд. руб.).

10. Переход во всех субъектах Российской Федерации на разработку комплексных взаимозависимых схем и общих программ развития инфраструктур топливно-энергетического комплекса и ЖКХ (экономия — 150 млрд. руб.).

11. Введение финансовых гарантий получателей технических условий на подключение электроиспользующих установок с целью повышения загрузки новых энергообъектов (нагрузки новых потребителей используются не более чем на 20-25%, что означает омертвление инвестиций в сумме более 1 трлн. руб.) (экономия — 50 млрд. руб.).

12. Принятие нормативных актов по безусловной оплате потребителями использованной электрической и тепловой энергии (экономия — 25 млрд. руб.).

13. Введение практики общественной защиты инвестиционных программ

в энергокомпаниях и ТЭЦ и программ развития инфраструктуры топливно-энергетического комплекса (экономия — 30 млрд. руб.).

14. Переход в договорах с подрядными организациями к долгосрочным оптовым контрактам. Нормирование рентабельности в секторах экономики, выполняющих продажу товаров, работ и услуг для естественных монополий. Обязать эксплуатационные организации заключить контракты по техническому обслуживанию первичного электротехнического оборудования с сервисными организациями заводов-изготовителей. Соответствующий порядок этого взаимодействия закрепить в Единой технической политике, разрабатываемой в рамках исполнения Распоряжения Правительства РФ № 511-р от 3 апреля 2013 г. (экономия — 150 млрд. руб. в год).

15. Снижение процентных ставок и увеличение сроков кредитования инвестиций в развитие электроэнергетики (экономия — 70 млрд. руб.).

Необходимо провести анализ эффективности использования электроэнергии в секторах экономики для оптимизации инвестиционной и тарифной политики. Следует также провести аудит сегодняшнего состояния основных фондов для предотвращения аварий, а также проверку реально подключенной мощности потребителей для уточнения резервов.

Предлагается подготовить программу замены парка изношенного и устаревшего электротехнического оборудования Объединенной энергосистемы исходя из необходимости ежегодного обновления не менее 3% парка трансформаторного оборудования (33 ГВА в год), сокращения среднего возраста энергооборудования в магистральных и распределительных сетях (дополнительное обновление 20 ГВА в год до 2017 г.).

Для проработки этих и других предложений по оптимизации электроэнергетики целесообразно вновь создать рабочую группу Госсовета РФ из специалистов и ученых, представителей регионов и сообщества потребителей.

Полный текст Доклада в редакционном изложении опубликован на сайте business-gazeta.ru

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →