Реклама

https://dokdiz.ru . Морские грузоперевозки Владивосток Магадан генеральные грузы, спецтехника, продукты

Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Новым законом "Об энергосбережении ..." формируется новая политика в повышении энергоэффективности

Длительное время наше государство позволяло себе просто призывать к экономии, держать цены на энергоресурсы и энергию ниже среднемировых цен, доплачивать за коммунальные услуги малоимущим. Такая политика "сберегала" не энергию и промышленное производство, учитывая трехкратное превышение энергоемкости российской экономики по сравнению с аналогичными показателями энергоемкости производств, систем жизнеобеспечения, коммунального хозяйства в развитых странах с похожими на российские климатическими условиями.

Новым законом

Заметим сразу, смысл в энергосбережении и повышении энергоэффективности есть! И не просто смысл, а жизненная необходимость. Низкая энергоэффективность - лишь часть общей проблемы катастрофически низкой эффективности использования ресурсов в Российской Федерации. По этому показателю мы уступаем развитым странам в десятки раз. Занимая шестую часть суши мы производим 2% мирового продукта имея ресурсный потенциал на душу населения в 5-7 раз выше среднемирового. От дореволюционной России по совокупной эффективности производства мы отстали примерно в 3,5 раза, а в эффективности использования территории в 5 раз. Ну не обидно ли?

Предпосылки принятия закона

Но при этом другие страны не стояли на месте, пока у нас происходили революции, войны и перестройки. Сегодня цены на нефть и другие энергоресурсы растут невиданными ранее темпами. Их доля в структуре себестоимости и затрат на жизнеобеспечение понемногу съедает не только конкурентоспособность изделий, но и заработную плату. В жилом секторе затраты на тепло, воду, электроэнергию и так составляли 80% коммунальных платежей. С ростом цен не только доля этих платежей возрастет, но и сами платежи станут непосильными для значительной части населения.

Длительное время наше государство позволяло себе просто призывать к экономии, держать цены на энергоресурсы и энергию ниже среднемировых цен, доплачивать за коммунальные услуги малоимущим. Такая политика "сберегала" не энергию и промышленное производство, учитывая трехкратное превышение энергоемкости российской экономики по сравнению с аналогичными показателями энергоемкости производств, систем жизнеобеспечения, коммунального хозяйства в развитых странах с похожими на российские климатическими условиями.

А консервировал это безобразие, как это ни странно, действовавший Закон РФ "Об энергосбережении". Мало того, что этот закон был во многом декларативен, но статья 2 закона создала серьезные препятствия самостоятельной организации энергосбережения в субъектах Российской Федерации. По тому закону региональное законодательство об энергосбережении нужно было зачем-то ратифицировать в Государственной Думе! А нет такой ратификации, так Прокуратура вносит протест и требует отмены закона. Поэтому так получилось, что энергосбережение стало уделом энтузиастов и подвижников, честь им и хвала!

Новая политика

Но времена меняются, меняется и отношение к энергосбережению и энергоэффективности. Президентом РФ энергоэффективность заявлена как один из национальных приоритетов. Государственной Думой в третьем чтении принята новая редакция Закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Закон стал гораздо более конкретным, обозначены сроки введения ключевых мероприятий обеспечения энергоэффективности, четко определена система мер по стимулированию энергосбережения. В основе Закона политика кнута и пряника. Пряников меньше.

В новом законе определены ключевые направления деятельности в организации энергосбережения и повышении энергоэффективности:

  • Организация учета энергии и энергетических ресурсов;
  • Выпуск и применение энергоэффективных товаров;
  • Требования к энергоэффективности зданий, строений, сооружений;
  • Энергетические обследования (энергоаудит);
  • Информационная поддержка энергосбережения;
  • Организация энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетных учреждениях и организациях с участием государственных органов или муниципалитетов;
  • Реализация требований энергоэффективности при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;
  • Государственная поддрержка обеспечения энергосбережения и энергоэффективности.


Особенность закона в том, что каждое из направлений деятельности описано достаточно подробно. Значительный раздел закона посвящен внесению изменений в действующее законодательство:

  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетный Кодекс;
  • Жилищный Кодекс;
  • Градостроительный Кодекс;
  • Закон РФ "О техническом регулировании";
  • Закон РФ "Об электроэнергетике";
  • Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  • Закон РФ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
  • Закон РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Уже сейчас можно уверенно говорить, что процессам повышения энергоэффективности будет дан старт уже в первой половине 2010 года. Свидетельством тому можно считать спешку в принятии нового закона в конце 2009 г. и масштабность вносимых им изменений. Очевидно, что Президент и Правительство предельно ясно осознали ту пропасть, в которую катится страна со старыми подходами к расходованию энергоресурсов. Российской экономике пора готовиться к жестким санкциям государства и перенимать опыт экономии у западных соседей.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →