Вместо предисловия
Конкретный адрес и фамилии фигурантов не приводятся поскольку эти самые фигуранты имеют свойство судиться по любому поводу и без повода, защищая свою якобы честь. Потому не о персоналиях, а о проблеме.
Не придуманная история
Два идентичных 10-ти этажных МКД, по 280 квартир, каждый. Сданы в 2012 г. Дома хорошо утеплены, предполагаемая категория энергоэффективности В. Энергоаудит при сдаче дома в эксплуатацию не проводился. Руководитель строительной компании, управляющей компании, придомовой котельной – ближайшие родственники. В апреле 2014г., по мере заселения дома, жители одного дома предъявили претензию строительной компании по поводу значительного количества недоделок, в т.ч. отсутствия коллективных приборов учета горячей воды и тепла. Строительная компания признала справедливость претензий, обещала исправиться, но практически мало что сделала. В связи с отсутствием теплосчетчика оплата за тепло производится по общегородскому нормативу теплопотребления, что за отопительный сезон на 50-60% выше реального теплопотребления дома.
В части нарушения законодательства были предъявлены претензии в связи с неисполнением требований закона РФ «Об энергосбережении: ст. 11 – обязанность застройщика по установке коллективных приборов учета, ст. 13 – обязанность управляющей компании по установке коллективных приборов учета в МКД, в процессе эксплуатации, Закона РФ «О теплоснабжении ст. 19 – обязанность теплоснабжающей организации по принудительной установке коллективных приборов учета тепла и горячей воды. Кроме того, было нарушено законодательство в части обязанности органов государственного строительного надзора в части предотвращения приема в эксплуатацию многоквартирных домов без коллективных приборов учета.
По указанным проблемам с жалобами на бездействие органов государственного надзора было 6 коллективных обращений в Правительство области и к Губернатору, Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А. В СМИ была опубликована статья об указанных выше нарушениях. По всем случаям претензии жителей были признаны справедливыми. Губернатором было дано поручение Правительству области на устранение нарушений законодательства.
Однако, схема извлечения сверхприбыли из тепла, разработанная строительной компанией и афилированной с ней управляющей компанией, не была ликвидирована. Поручение Губернатора до сих пор не исполнено. Прямое поручение Минстроя России госжилинспекции об устранении нарушений по установке приборов учета не исполнено. Госжилинспекция просто перепоручила решение вопроса Стройнадзору, благодаря бездействию которого при приемке дома возникла проблема, переросшая в скандал. Стройнадзор, естественно, все спустил на тормозах.
Усилиями жителей была организована установка теплосчетчика на доме под гарантии оплаты со стороны горадминистрации г. Энска. Учет тепла в период с 25 ноября по 25 декабря показал, что реально жители платят за тепло в 3,4 раза больше, чем предъявляемые к оплате начисления по нормативу (12 руб/кв. м/в месяц по факту потребления, 40 руб. – начисление по общегородскому нормативу теплопотребления). По результатам учета Советом дома были предъявлены требования к управляющей компании о перерасчете за тепло. Однако управляющая компания категорически отказывается осуществлять расчеты по показаниям приборов учета, ссылаясь на то, что прибор не оплачен строительной компанией и подписанный управляющей компанией акт ввода прибора в эксплуатацию не имеет юридической силы. В то же время свою обязанность исполнять закон «Об энергосбережении ..» и « О теплоснабжении» УК не признает. Более того, по заявлению компании, поставившей теплосчетчик, управляющей компанией была изъята из прибора SIM- карта с целью создания препятствий жителям по наблюдению за расходом тепла и созданию препятствий по наблюдению за достоверностью показаний.
О причинах и следствиях
Причина описанной ситуации не только в привычной алчности предпринимателей и желании любой ценой урвать. Причина так же в не желании, а может быть и в неспособности органов исполнительной власти и надзорных органов выполнять действующее законодательство. Что для владельца котельной стоит уплатить раз в квартал штраф 50 тысяч рублей при ежемесячной дополнительной прибыли от неучитываемого потребления на уровне 350 тысяч рублей? Государство своими законодательными решениями о введении повышающего коэффициента 1,6 при неучитываемом потреблении делает еще более привлекательными манипуляции поставщиков ресурсов с неустановкой коллективных приборов учета. Особенно это характерно в случае, когда владельцами придомовой котельной и управляющей компании являются одни и те же лица. Они будут делать все возможное для того, что бы затягивать с установкой счетчиков и выводить их из строя. Все признаки злоупортребления доминирующим положением налицо. А что по этому поводу думают органы государственного надзора? Например – стройнадзор, жилинспекция. А им не до того. Во первых вялые проверки проводятся только по обращениям граждан. Во вторых стараются перепихнуть разбор полетов друг на друга и пускают вопрос по кругу. Им то это зачем?
В случае с проблемой упомянутого дома, фактическая прибыльность отопления дома при неучитываемом потреблении 300-350% (в зависимости от погоды). Возможные штрафные санкции практически не влияют на уровень прибыльности. При таких доходах очень велика вероятность возникновения коррупционных связей для того, что бы «не замечать» проблемы переплаты жителей за тепло и не замечать не установки застройщиками коллективных приборов учета тепла. Таким образом декларируемый Президентом России курс на сдерживание роста платежей за коммунальные услуги сводится на нет сверх мягким для энергоснабжающих и управляющих компаний законодательством «Об энергосбережении ..». Последние очень даже не дурно пристроились к законодательству «Об энергосбережении…» и вместо того, что бы нести прямую ответственность за нарушение закона со своей стороны, извлекают дополнительную прибыль через практически не контролируемые затраты на ОДН и устанавливаемые органами местного самоуправления нормативы потребления.
О жителях и о законах.
Ситуация с жителями еще сложнее. Не последнюю роль в нарушениях с установкой и эксплуатацией приборов учета играет искажение основополагающего принципа отношений поставщика и потребителя: владельцем или арендатором весов на рынке должен быть продавец, а не покупатель и товар без взвешивания продавать нельзя. Почему то в нашем законодательстве «Об энергосбережении …» все сделали ровно наоборот. С какой стати нужно наказывать покупателя за то, что товар ему не взвешивает продавец. Почему продавца поощряют за то, что покупателю не дают следить за количеством отпускаемого товара? Именно на это сориентировано законодательство о введении для жителей повышающих коэффициентов за не учитываемое потребление. На практике это игра в одни ворота: жителей за попытку платить по факту потребления неизбежно штрафуют, а того, кто фактически грабит этого самого жителя, защищает закон, вводя ответственность только по решению суда.
В целом о законодательстве. Позволю себе утверждать, что наше законодательство и соответствующие подзаконные акты в сфере ЖКХ рассчитаны скорее на героев и на хитроумных юристов, а вовсе не на рядовых граждан. Недавно обменялся мнениями с одним очень уважаемым в стране специалистом по 354 Постановлению Правительства. Пожаловался ему, что понять то, что написано в многослойных предложениях и статьях этого документа может только человек со специальной подготовкой. Получил мгновенный ответ о том, что любая попытка считать этот документ общественного пользования заканчивается у моего знакомого головной болью. А попытки сопоставления его с другими нормативными актами и законами вообще должны происходить в присутствии психотерапевта. На всякий случай. Так кому полезно такое нормотворчество? Героям? Герои как то всегда думают о смысле, а не о бумагах и находят обходные пути вопреки. Жителям? В 99% случаев они не в состоянии осмыслить существующую нормативку и засыпают жалобами все вокруг. Или терпят грабеж со стороны более хитрых и шустрых соотечественников. Надзорным органам? Так они такие же люди и совершенно запутались не только в законах, но и в своих собственных инструкциях. Поэтому чуть что, стараются перепихнуть на решение суда свою неразбериху. В общем вода весьма мутная, а в мутной воде, как известно ….
Подавляющее большинство жителей многоквартирных домов не имеют необходимой подготовки для грамотного контроля за деятельностью управляющих компаний. Совершенно наивно полагать, что рядовой житель сможет разобраться в огромном количестве нормативных актов, регулирующих отношения в сфере эксплуатации домов. Отчетность, которую управляющие компании представляют в Жилинспекцию нужна только для галочки и особо никого не интересует. Запросы жителей относительно реального технического состояния домов просто игнорируются. Попробуй задать вопрос управляющей компании насчет хотя бы технологического энергоаудита дома или инструментального обследования конструкций. Увидишь не поддельное удивление.
Жители многоквартирных домов разобщены, процедуры принятия ими решений сверхтрудоемки. Это очень выгодно управляющим компаниям, поскольку они имеют все возможности для найма юристов, которые вполне в состоянии закрыть факты низкого качества или отсутствия услуг различными юридическими ухищрениями. Это создает все условия для того, что бы управляющие компании вкладывали усилия не в повышение качества оказываемых услуг, а в совершенствование технологии сбора денег с потребителей с использованием разного рода фискальных и юридических мер. Законодательство в этом плане вовсе не на стороне населения. Наказание за неплатежи в не зависимости от их причин действует безусловно, вводя штрафы за просрочки. В то же время, вину поставщика услуг нужно доказать через суд. В этом плане силы гражданина и поставщика явно не равны. Жители зачастую просто не в состоянии понять и защитить свои интересы. Ярким доказательством тому служит выпуск документа «Школа грамотного потребителя», который на доступном языке объясняет основные принципы законодательства в сфере ЖКХ. Хотя бы так. Но конкретика споров все равно упирается в сложные и малопонятные населению нормативные акты Правительства.
Общедомовые счетчики. Что делать?
Закон «Об энергосбережении…» в ситуации с общедомовыми прибрами учета создал некую параллельную общепринятым рыночным отношениям реальность. Никому в голову сегодня не придет ходить в магазин или на рынок со своими весами или со своим кассовым аппаратом. А в случае с коллективным учетом тепла, воды почему то было принято решение о том, что приборы учета должны быть в собственности потребителя. Если прибор учета все равно должен быть установлен, так зачем этим нагружать наименее подготовленную для этого сторону? Зачем пугать граждан угрозами повышения платежей при неучитываемом потреблении? Гораздо проще и надежнее обязать к установке приборов учета поставщиков тепла, горячей и холодной воды. Если не поставит, пусть отпускает ресурс бесплатно. Не пускают же на рынок продавцов без весов и наказывают за махинации с весами как за мошенничество. И здесь должно быть так же. Тогда и органам всяческого надзора будет чем заняться в плане наблюдения за достоверностью учета . И жители смогут вполне нормально рассчитывать свое потребление.