Главная / Аналитика / Объекты энергосбережения / Торговля

Энергоэффективность и энергосервис в торговле: как вывести бизнес на новый уровень?

У компаний, работающих в сфере торговли, сегодня есть целый ряд трудностей: это и общий экономический спад, обуславливающий снижение покупательской способности, и жесткая конкуренция, и рост арендной платы и других накладных расходов, и многие другие. Поэтому для ритейлеров все более актуальным и важным становится вопрос повышения эффективности их бизнеса. И в частности, энергоэффективности. Так, по расчетам экспертов, сокращение затрат на электроэнергию на 10 % влияет на финансовые показатели так же, как увеличение продаж на 8 % на один квадратный метр торговой площади.

Энергоэффективность и энергосервис в торговле: как вывести бизнес на новый уровень?


Потенциал экономии

В первую очередь возникает вопрос: каждый ли магазин или торговая сеть может сэкономить на энергоресурсах столько, чтобы это ощутимо сказалось на ее общих финансовых показателях?

Ни один авторитетный специалист не будет давать точных оценок потенциала экономии конкретной торговой точки до проведения предварительного энергоаудита. Но, как показывает практика, в среднем потенциал экономии на объектах отрасли колеблется в пределах от 10 до 30%. Точная цифра будет зависеть от года постройки каждого конкретного здания, от того, насколько современное инженерное оборудование используется в нем, и даже от организации работы конкретного филиала его менеджментом.

Установлено, что в среднем торговая точка площадью 300 м² тратит на электроэнергию около 1 млн руб. в год. Если предположить, что благодаря различным мероприятиям, направленным на повышение энергоэффективности, удалось сократить затраты на электроэнергию на 20%, то в денежном эквиваленте будет получен эффект в 200 тыс. руб. На первый взгляд, такая цифра может показаться не слишком большой, но в масштабе торговой сети, например, включающей 500 филиалов — экономия в год составит уже 100 млн. руб., а это значительный показатель даже в масштабах крупного бизнеса.

Всё под контролем

Большая доля затрачиваемых торговыми точками энергоресурсов приходится на обеспечение работы инженерного и климатического оборудования. У представителей торговых сетей может возникнуть сомнение, не скажутся ли меры по экономии электроэнергии на комфорте покупателей и, соответственно, на имидже компании в целом. Чтобы развеять подобные опасения, достаточно внимательнее присмотреться к тому, что представляют собой мероприятия по повышению энергоэффективности в сфере ритейла.

Невозможно управлять расходами при отсутствии контроля над потреблением, поэтому любой проект по повышению энергоэффективности начинается с внедрения детального учета энергоресурсов. Зачастую на практике руководство крупных розничных сетей, находящееся в головном офисе, не имеет детального представления о том, как тратится электроэнергия в территориально удаленных филиалах. При этом, главный инженер или главный энергетик компании, как правило, не могут предотвратить существенные утечки, поскольку не знают об их существовании. Наличие информации об энергопотреблении с разбивкой по часам и по видам оборудования позволяет проанализировать и качественно изменить ситуацию, как в отдельных филиалах, так и в торговой сети в целом. А поступление данных в режиме онлайн дает возможность оперативно реагировать и вносить коррективы, предотвращая масштабные потери.

Чтобы превратить энергопотребление в контролируемый процесс, компания Schneider Electric внедряет системы энергоменеджмента и специализированные программно-аппаратные комплексы. К примеру, подход, именуемый StruxureWare, который объединяет все системы Schneider Electric, установленные на объекте в одну, обеспечивает прозрачность энергопотребления на уровне всей сети, открывая доступ к данным по всем филиалам. Немаловажно, что настройки системы позволяют учитывать специфику деятельности тех или иных специалистов компании и выдавать наиболее значимую именно для них информацию. К примеру, финансовый директор получит цифры, отражающие расходы на электроэнергию в рублях, а главный инженер — раскладку по потреблению отдельных единиц оборудования. Такой подход экономит время топ-менеджмента и повышает эффективность управленческих решений.

Точные данные — новые возможности

Когда достигнута прозрачность потребления, специалист по энергоэффективности может с высокой точностью оценить потенциал экономии по отдельным филиалам и торговой сети в целом, а также определить методологию улучшения показателей. Нередко в первую очередь применяются организационные меры, не требующие существенных финансовых вложений. Приведем несколько примеров того, как это происходит.

Во-первых, с учетом полученных данных руководство может принять решение о смене тарифного плана и других существенных условий договора по поставке электроэнергии. Выбор оптимального тарифа обеспечивает до 30% экономии затрат на энергоресурсы. Также на основе новой информации можно сгладить пики потребления, скорректировав часы работы отдельного высоконагруженного оборудования.

Во-вторых, сравнение данных, полученных по различным филиалам, позволяет выявить скрытые потери. Так, если выясняется, что в двух магазинах, имеющих равную площадь, расположенных в сходном климате и использующих одинаковое оборудование, уровень энергопотребления существенно разнится, важно определить причины таких различий. Они могут быть многообразны. Допустим, в одной торговой точке полное освещение торгового зала включают за два часа до прихода посетителей, а в другой — только перед самым открытием. Или же в каких-либо складских помещениях не выключают свет по ночам. Потери могут быть связаны с тем, что неверно отрегулирована работа климатического оборудования, в результате чего в одно и то же время функционируют системы отопления и кондиционирования.

В-третьих, тотальный мониторинг позволяет быстро отреагировать на внезапные пики потребления и предупредить перерасход энергии. Зачастую такие пики связаны с элементарными ошибками персонала: забыли закрыть дверь холодильной установки или оставили распахнутыми транспортные ворота в жаркий день. Конечно, подобные причины легко устранить: грамотный специалист поможет подобрать комплекс технических и организационных мер, которые дадут максимальный эффект при минимальных вложениях и коротких сроках окупаемости.

Чаще всего, повышение энергоэффективности торговых объектов достигается за счет внедрения систем управления освещением, климатическим и другим инженерным оборудованием. Система автоматизации может снять с персонала задачу контролировать включение и выключение устройств; вместо этого можно внедрить такие сценарии, как работа по расписанию и по присутствию.

Если говорить о высоконагруженных приводах, которые в частности используются в системах вентиляции, то здесь экономии можно достичь за счет внедрения частотных преобразователей, снижающих их энергопотребление на величину от 20 до 40%. Модернизация и замена основного инженерного оборудования на более современное также обычно дает выраженный эффект по экономии ресурсов.

Финансирование и гарантийные обязательства

Вместе с намерением повысить энергоэффективность, у руководства торговой сети закономерно возникает два новых вопроса: где гарантии, что заявленные показатели экономии действительно будут достигнуты, и как найти финансирование в условиях кризиса и высоких ставок по кредитам? Найти ответы поможет использование бизнес-модели энергосервиса.

Компании, оказывающие энергосервисные услуги, гарантируют клиенту уровень экономии и вкладывают в проект по повышению эффективности собственные средства. Впоследствии потребитель возвращает инвестиции из экономии на платежах за энергоресурсы. Таким образом, клиент получает возможность улучшить свои бизнес-показатели, не вкладывая собственные оборотные средства. Риски при этом ложатся на энергосервисную компанию (ЭСКО): если экономия не будет достигнута, она не вернет в установленный срок вложенные средства.

Такая модель получила широкое распространение за рубежом, а в последние несколько лет стала активно применяться и в российской практике. Первое недоверие к «чересчур выгодной» для клиента схеме сменилось пониманием, что на самом деле новый подход позволяет остаться в выигрыше обеим сторонам контракта — клиент гарантировано и без дополнительных вложений решает свои задачи, а ЭСКО выгодно инвестирует имеющиеся в ее распоряжении свободные средства.

Международный и российский опыт компании Schneider Electric подтверждает, что схема энергосервисных контрактов прекрасно подходит для реализации энергоэффективных проектов в сфере ритейла. В таких проектах Schneider Electric выступает в качестве генерального подрядчика. Являясь экспертом мирового уровня, компания может предложить максимально эффективные комплексные решения в области энергосбережения и гарантировать результат. Это позволяет привлекать надежных финансовых партнеров, таких как «Газпромбанк - Энергоэффект» и «ЭДФ Фениче Рус».

Кроме того, клиенты могут воспользоваться такой бизнес-моделью, как перфоманс-контракт. Данная модель предполагает, что Schneider Electric не просто реализует проект по повышению энергоэффективности в качестве генерального подрядчика и поставщика оборудования, но и, что очень важно, гарантирует уровень энергосбережения. Если заявленный уровень экономии не достигается, то на исполнителя налагаются штрафные санкции, эквивалентные недостигнутой экономии.

Перфоманс-контракт подойдет тем клиентам, у которых есть возможность вложить в проект собственные средства, либо они имеют в своем распоряжении выгодную кредитную линию. Плюс данной схемы в том, что она, в конечном счете, обходится дешевле, нежели классический энергосервисный договор, в который, так или иначе, закладывается маржинальность ЭСКО.

Международный опыт для российского ритейла

На сегодняшний день в России Schneider Electric реализует несколько крупных проектов в сегменте ритейла в области энергоэффективности. Среди клиентов компании — торговые сети «Ашан», H&M, «Декатлон» и ряд других, причем с некоторыми их них работа ведется не только в России, но и на глобальном уровне.

В большинстве проектов сотрудничество начинается с внедрения системы учета энергоресурсов и энергоменеджмента. Облачные решения Schneider Electric позволяют клиентам получать необходимые данные об энергопотреблении во всех филиалах, без необходимости покупать собственные мощные сервера. Для удобства информация может выводиться на любое мобильное устройство пользователя. Персонал торговых сетей, ответственный за вопросы энергоснабжения, может вносить необходимые корректировки в режиме онлайн, может анализировать получаемые данные, чтобы снизить расходы в будущих периодах.

В большинстве энергоэффективных проектов, реализуемых в сфере ритейла, компания Schneider Electric гарантирует возврат инвестиций в течение трех лет.

Также Schneider Electric реализует в России пилотные проекты для заказчиков из банковской сферы. С точки зрения энергоэффективных мероприятий крупные банки имеют общие черты с розничными сетями — это наличие большого количества территориально распределенных офисов, нуждающихся в поддержании комфортного климата помещений и уровня освещенности. Потенциал экономии в банковском сегменте в среднем примерно такой же, как в сегменте ритейла и может достигать 30%.

Преимущество в конкурентной борьбе

Использование бизнес-модели энергосервиса позволяет ритейлерам снизить расходы на энергоресурсы уже сегодня, не вкладывая собственные оборотные средства. Такая модель избавляет от рисков и гарантирует достижение запланированного результата. Также для многих торговых сетей энергосервис может стать отличным способом заменить устаревшее инженерное оборудование на более современное и менее энергоемкое. Реализованные энергосервисные контракты позволяют торговым сетям выйти на новый уровень бизнеса, сократить издержки и уверенно чувствовать себя на рынке, несмотря на сложную экономическую ситуацию и усиление конкуренции.

При этом, не менее важен выбор партнера. Сотрудничество с надежными энергосервисными партнерами позволяет получить качественную экспертизу в сфере энергоэффективности. Это означает, что за счет правильно подобранных, но при этом относительно простых и быстро окупающихся (в срок до трех лет) мероприятий можно существенно снизить расходы на энергоресурсы. Комплексный подход к реализации проекта дает гарантированный результат и, в конечном итоге, оказывается более выгодным для заказчика. Такие комплексные решения предлагает компания Schneider Electric — мировой эксперт в области управления электроэнергией. У компании богатая база реализованных проектов по повышению энергоэффективности, как в сегменте розничной торговли, так и в металлургической, нефтегазовой, горнодобывающей и других отраслях промышленности.

В целом, целенаправленная работа по повышению энергоэффективности, в том числе с использованием энергосервисных контрактов — относительно новое направление в сегменте ритейла. Однако, уже практически нет сомнений, что данное направление очень перспективное. Все больше представителей бизнеса в сфере ритейла приходят к пониманию, что выигрывают в конкурентной борьбе те компании, которые максимально эффективно контролируют и управляют своими издержками.

Автор: Сергей Семенов, руководитель энергосервисного отдела Schneider Electric в России

30.03.2016  |  Торговля
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →