За конкретным конъюнктурным поручением, например, наполнения ГИС ЖКХ, стоят более системные потребности. Общий «запрос на правду» в части потребления коммунальных ресурсов раскладывается на ряд задач, в том числе, как обеспечить корректный переход от цифры потребления на приборе учета к цифре, хранящейся в информационной системе.
Комплекс создаваемых государственных информационных систем (ГИС) призван закрыть ряд проблем, в том числе, обеспечить органы власти различных уровней, лиц, принимающих решения (включая инвесторов и бизнес), полномасштабными достоверными данными об объемах потребления различными объектами топливно-энергетических ресурсов. Это, в первую очередь, жилье и здания учреждений бюджетной сферы.
Владение информацией обеспечит управляемость. Она позволяет не только принимать обоснованные точечные решения о модернизационных мероприятиях, включении объектов в государственные и муниципальные программы, адресно привлекать частных инвесторов, но и разрабатывать энергетические балансы различных уровней, что, в свою очередь, является основанием для формирования стратегических направлений и, в целом, государственной политики повышения энергетической эффективности и модернизации ЖКХ.
Необходимо четко понять, что установка прибора учета и переход на оплату за ресурсы в соответствии с его показаниями – само по себе не энергосберегающее мероприятие. Возможна ситуация, когда потребитель станет платить больше, чем ранее платил по нормативу. Цель установки прибора – получение честной цифры и достижение прозрачности в отношениях всех сторон, вовлеченных в поставку и потребление коммунальных ресурсов.
Исходя из этой логики положительным результатом мероприятий по установке приборов учета должна являться не сама установка «железа», но полный цикл работ и процедур, ведущих к появлению измеренной цифры потребления на соответствующих государственных информационных ресурсах, что уже затем приведет к соответствующим управленческим решениям.
Сегодня ситуация такова, что в результате проведенных кампаний по оприбориванию, объекты жилья и бюджетной сферы в целом неплохо оснащены приборами учета энергетических ресурсов и воды. Однако, сохраняется ряд проблем, блокирующих результат и фактически ставящих под сомнение эффективность вложенных средств.
Во-первых, далеко не все приборы приняты в эксплуатацию и участвуют в начислении оплаты за потребленные ресурсы.
Во-вторых, для тех приборов, чьи показания учитываются, остается острым вопрос их эксплуатации, поверки и в целом профессионального обслуживания, что необходимо для обеспечения достоверности показаний.
И в-третьих, не решены вопросы обработки данных. Движение информации – это процесс, на протяжении которого есть риск потери или искажения данных, что, в свою очередь, ведет к рискам всей идеи оприборивания, грозит обманом в отношениях сторон и потерей вложенных средств.
При установке приборов не было единых требований к ним и к информации, с них снимаемой, в результате сегодня стал актуальным вопрос синхронизации протоколов передачи данных и обеспечения корректности обрабатываемых цифр на каждом из этапов.
В различных счетчиках по-разному реализована передача данных. В ряде случаев их технические характеристики достаточны (имеется стандартный интерфейс или импульсный выход), где-то требуются дополнительные действия.
Учитывая множество типов приборов и форматов, с которыми они работают, а также программного обеспечения, обрабатывающего их показания на различных уровнях, обеспечение прозрачности и корректности данных представляется задачей, требующей многочисленных точечных взаимных согласований и увязок, множества сертификатов и соглашений.
По пути от экрана прибора до ГИС данные проходят несколько этапов, и на каждом нужно обеспечить центр ответственности, отвечающий за их достоверность.
Метрологические функции остаются на низовом уровне приборов и организаций, их обслуживающих, здесь действуют привычные требования Росстандарта, речь сегодня идет также о создании института операторов коммерческого учета. Следующий уровень (или несколько), о котором идет речь, трансформирует данные информационно-измерительных систем в данные информационных систем, цифру «в цифру».
Мы говорим о том, что нужны технические центры движения информации, контролирующие качество данных на основе решения задачи стандартизации протоколов передачи данных. Причем преобразование форматов данных с различных приборов до формата, принимаемого ГИС, должно происходить максимально близко к самим приборам, то есть на территории, уполномоченными серверами, являющимися региональными элементами ГИС.
Функция таких «агентов ГИС ЖКХ» – скорее техническая – опрашивать свой куст приборов, собирать с них данные, преобразовывать и выгружать на следующий уровень либо в ГИС, отвечая за эти уже электронные, но коммерческие, достоверные для расчетов по ним, цифры.
Очевидно, что для построения подобной надежной цепочки востребованы элементы стандартизации, испытания и проч., однако необходимо исключать избыточную взаимную сертификацию, чем вся система грешит сегодня. Нужна техническая политика, формирующая единые требования или ограниченный набор стандартных способов преобразования данных. И программное обеспечение, используемое участниками отношений, должно поддерживать эти определенные способы.
Так может быть сформирована организационная модель, в которой за метрологией (где обеспечены эксплуатация и обслуживание) следует уровень корректного технического преобразования данных, в результате чего на верхнем уровне уполномоченные органы получают единую информационную систему, оперирующую подтвержденными и верифицированными, корректными цифрами.
* * *
Цель снижения энергоемкости и модернизации жилищного и коммунального хозяйства городов, использования для этого резервов отечественного бизнеса по-прежнему требует решения задачи обеспечения расчетов за потребляемые ресурсы на основе показаний приборов учета. А для этого необходимо параллельно работать сразу в нескольких направлениях – установка новых приборов учета, ввод в эксплуатацию установленных, их профессиональное обслуживание, снятие и обработка показаний приборов с тем, чтобы эти данные могли использоваться уполномоченными лицами для целей проведения политики модернизации.
Для иллюстрации.
В своем интервью порталу "Индустриальные новости" Сергей Дмитриевич поделился своими мыслями, как должна выглядеть идеальная система сбора достоверной информации с приборов учета.
- Сергей Дмитриевич, многие дома оборудованы приборами учета, но до сих пор идут споры, кто кому что должен.
Главная задача «оприборивания» - получение честной и достоверной цифры. Чтобы она была таковой, средство измерения не должно принадлежать ни одной из сторон и обслуживаться независимым оператором учета. Кроме метрологического обеспечения договорных отношений, это дает множество эффектов на различных уровнях – возможность сведения энергобалансов, понимание емкости и динамики потребностей отрасли, аргументы для обоснованной локализации инвестиций в повышение энергоэффективности.
Изначально логикой реформ предусматривалось, что первым шагом на пути повсеместного повышения энергоэффективности должна стать установка приборов учета и переход на расчеты за энергетические ресурсы по их показаниям. Однако сегодня мы видим, что в таком виде эта схема не работает. Недостаточно унифицированы требования к устанавливаемым приборам учета. Но главное – прибор, принадлежащий одной из сторон, рискует или «выйти из строя», или дать ненадежные показания. Объективно существует фактор выгодности-невыгодности прибора, и в ряде случаев той же управляющей компании в многоквартирном доме выгоднее выставлять счета по нормативу (и прибор преднамеренно выводится из строя), а затем снова по показаниям счетчика. Такая работа прибора – не то, к чему мы стремимся, он не должен обслуживать интересы одной из заинтересованных сторон.
- Что же необходимо сделать для улучшения ситуации?
Сегодня надо повсеместно принять мысль, что продуктом отрасли являются не собственно измерители, приборы, а их показания. Поэтому основная задача – обеспечить достоверность этих показаний и доверие к ним всех вовлеченных сторон. В противоречивых по своей природе отношениях поставки и покупки энергоресурсов такая цифра потребления позволяет сохранять баланс интересов.
Для этого прибор должен обслуживаться третьей стороной – независимым оператором. Его ответственность – обслуживать приборы и гарантировать точность выдаваемых ими показаний, независимо от их величины. Такая практика в России не новшество, например, весы и кассовые аппараты именно так и обслуживаются – у операторов налажены связи с производителями, имеются сертифицированные специалисты, они подконтрольны органам Госстандарта, им доверяют и налоговики, и потребители услуги – точных проверенных измерений, т.е. продавцы и покупатели.
- Оператор приборов учета энергоресурсов не решает задачи энергосбережения, а занят только метрологией, честными измерениями?
Так. По сути, необходимо отделить метрологию от учета, сейчас они взаиморастворены. Сделать это необходимо даже на уровне терминологии: ведь правильнее термин «средства измерения, применяемые для учета», здесь речь о технических характеристиках и метрологии, диапазоне погрешности и т.д. В то время как термин «прибор учета» предполагает уже определенные методологию, алгоритмы и расчеты, это больше, чем просто измерения. Измерения решают предбиллинговые задачи, их объектом не являются денежные средства на оплату ресурса, а лишь сам ресурс в четко измеренном количестве.
- От измерения потребленного ресурса до энергосбережения длинный путь?
Целый ряд этапов, следующих за функцией измерения, и дают требуемые эффекты, которые ошибочно иногда приписывают счетчику.
Прежде всего, это сведение баланса. Сегодня баланс не сводится даже на уровне многоквартирного дома – наличие общедомового прибора учета и квартирных далеко не всегда приводит к фактическим расчетам баланса по дому, хотя для этого все есть. Нет независимого субъекта, гарантирующего постоянную работоспособность и корректность прибора, чтобы заработал механизм о расчетах по его показаниям.
При этом основной уровень создания балансов на основе показаний счетчиков на уровне города – это муниципалитет в силу своего положения в административной иерархии, ответственности за ЖКХ и интересов в результатах следующих за метрологией аналитических шагов. Здесь нужно аккумулирование собираемых данных и их обработка для получения удельных показателей, качественно характеризующих состояние зданий, инженерных систем, источников, сетей. На основании такой аналитики обоснованными становятся и управленческие решения об инвестициях в модернизацию и энергосберегающие мероприятия.
Важно наладить и сохранить регулярность обслуживания приборов, включая работу с потребителями ресурса. Визиты представителя оператора по объявленному графику обеспечивают прозрачность и доверие. Это же способствует и взращиванию ответственного собственника жилья, о чем сейчас так много говорится. Если человек понимает причинно-следственную связь между своим потребительским поведением и цифрой в квитанции – он будет экономить.
- В большинстве городов, конечно, эти эффекты еще не достигнуты...
Да, «на земле», казалось бы, приборы установлены, а в ту же ГИС ЖКХ сложить нечего. Нет возможностей проводить сравнительный анализ объектов. Опереться в решениях не на что.
Именно эту нишу и призвано заполнить введение независимых операторов учета. Выстроив последовательно функции метрологии, калькуляций и аналитики, биллинга, можно получить работающую устойчивую систему, где интересы сбалансированы, и присутствует доверие.
Сегодня технологии позволяют обеспечивать гарантию от несанкционированного доступа. На протяжении всего жизненного цикла прибора система должна хранить статистику о нем – ввод в эксплуатацию, поверки, ремонты, отключения, и т.п. Это позволяет оператору обеспечить прозрачность и доверие.
По факту в такой прозрачности заинтересованными сегодня оказываются больше производители приборов и метрологи. НП «Метрология энергосбережения» уже несколько лет ведет соответствующую работу. В настоящее время создается саморегулируемая организация операторов учета, возможны несколько бизнес-моделей их функционирования на рынке. Профессиональному сообществу в любом случае надо решить ряд задач, и в первую очередь – поднять уровень стандартов, разъяснить необходимость внедрения базовых принципов независимой метрологии, способствовать организации и упорядочению рынка профессиональных, квалифицированных операторов.
По материалам Форума ТЕХНОЛОГИИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ-2016