Энергосбережение и повышение энергетической эффективности сегодня является одним из главнейших направлений развития экономики нашей страны. В условиях развивающегося кризиса и увеличивающегося дефицита бюджетных средств обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет бюджетного финансирования становится практически невозможным. Ввиду этого на первый план выходит необходимость развития механизмов привлечения внебюджетных источников на покрытие затрат для модернизации энергоемкого оборудования и внедрения энергоэффективных технологий.
В 2009 году в силу вступил федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» (далее федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности), благодаря данному документу законодательно был урегулирован новый вид договорных отношений, направленный на создание условий для привлечения инвестиций во все секторы экономики [1].
К сожалению большого распространения данный вид договорных отношений к настоящему моменту не получил, что вызвано большим количеством барьеров, основные из которых связаны с нормативно-правовой базой, регулирующей взаимодействия субъектов энергетического сервиса.
Анализ нормативно-правовой базы в сфере энергетического сервиса показал довольно значительный ряд ограничений для Исполнителя энергосервисного договора, практически каждое из которых направлено на защиту прав Заказчика. При этом законом не предложены никакие механизмы, стимулирующие потенциальных инвесторов работать по энергосервисному договору. В результате, был существенно нарушен баланс интересов Заказчика и Исполнителя, так же являющегося и инвестором, который по такому договору вынужден брать на себя слишком высокие риски.
Одним из самых существенных барьеров является требование о необходимости экономии энергетических ресурсов обязательно в натуральном выражении. Такое требование существенно снижает для потенциального инвестора возможности по реализации энергосберегающих и повышающих энергетическую эффективность мероприятий, ведь кроме мероприятий, которые направлены на экономию энергетических ресурсов, есть огромный ряд мероприятий, способных существенно снизить затраты на потребляемые энергетические ресурсы, не изменяя их объемов (например, изменение тарифной политики потребителя энергоресурса в течение года или мероприятия, обеспечивающие экономию денежных средств путем изменения вида используемого энергетического ресурса (установка газовых котельных и т.п.)). Однако, практически каждый законодательный документ, отражающий положения об энергетическом сервисе, содержит в себе указанную норму.
Более 6 лет с момента вступления в силу федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности данное требование существенно снижало привлекательность для инвесторов работы в рамках энергосервисного договора. С одной стороны нормативная база жестко сузила круг возможностей достижения экономического эффекта по энергосервисному договору, а с другой стороны не предложила никаких механизмов защиты интересов Инвестора от невозврата инвестированных им средств, в случае исполнения его обязательств.
Данная проблема рассматривалась на всех уровнях власти и во многих экспертных сообществах, в результате, наконец, 1 июня 2016 г. в действие вступили поправки к Постановлению Правительства РФ №636 от 18.08.2010 г. «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее ПП РФ №636). Данный документ содержит основные требования к энергосервисным договорам, которые заключаются в отношении государственных и муниципальных организаций. Именно этот документ одним из первых жестко закрепил необходимость экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении, что является условием исполнения обязательств Исполнителя по энергосервисному договору[2].
Согласно поправкам в данный нормативный акт теперь одним из вариантов обязательства Исполнителя по энергосервисному договору является достижение экономии в стоимостном выражении. Однако, распространяется данная поправка только в отношении мероприятий, которые связаны с полным либо частичным переходом с потребления одного энергетического ресурса на другой. Несомненно, данные поправки ослабили «петлю на шее» энергосервисного договора, дав возможность Инвесторам вооружиться не только мероприятиями по замене системы освещения, но и мероприятиями по переходу на более эффективные виды энергии, однако полной свободы выбора мероприятий до сих пор нет, а, следовательно, и нет возможности использовать весь возможный потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности, благодаря использованию которого потенциальный инвестор сможет в минимальный сроки обеспечить возврат инвестированных им средств.
Поправки в ПП РФ №636 коснулись не только положений о форме экономии, но и, наконец, предложен механизм защиты Исполнителя от несвоевременной оплаты величины достигнутой экономии, что может значительно снизить его риски как инвестора. Добавлен п.20, который гласит о возможности включения в условия энергосервисного договора положений об уступке права требования долга: «наличие условия о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации». Таким образом, теперь возможно использовать схему договорных отношений, предполагающую в случае задержки платежей в адрес Исполнителя, последнему передать право требования денежных средств с Заказчика третьему лицу, которая, по сути, является механизмом цессии.Особенно важна данная возможность в тех случаях, когда Исполнитель, он же инвестор, попадает в ситуацию, при которой он свои обязательства исполнил, внедрив энергосберегающие мероприятия за счет финансовых средств, взятых у банка, а Заказчик в виду крайнего дефицита денежных средств, не в состоянии своевременно погасить задолженность перед Исполнителем. Ввиду образовавшейся дебиторской задолженности, которая и является источником погашение заемных средств перед банком, Исполнитель не в состоянии ответить за свои обязательства перед банком. В результате, не Заказчик, а Исполнитель, вынужден нести всю ответственность перед банком, не смотря на то, что сам обеспечил выполнение своих обязательств перед Заказчиком: несвоевременное погашение кредитных средств влечет за собой начисление пеней, штрафов, испорченную кредитную историю и т.д.
Данные поправки должны были бы существенно ускорить развитие применения энергетического сервиса в нашей стране, если бы детальное изучение практики применения договоров цессии не указало на некоторые нюансы их применения. Особенно много вопросов возникает в отношении заключения договоров уступки права требования к, так называемым, длящимся договорам, т.е. к таким действие которых не ограничивается разовым оказаниям услуг или поставки товара. Энергосервисный договоркак раз относится к такому типу договоров, поскольку погашение инвестированных средств осуществляется постепенно, и платежи Заказчиком осуществляются по результатам каждого расчетного периода в течение всего периода его действия.
С одной стороны в пользу законности уступки права требования можно отнести следующее:
- Статьи 382 и 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок заключения уступки требования, не содержат никаких ограничений на заключение уступки по длящимся договорам [3].
- П.1 ст. 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (условия уступки требования) устанавливает, что заключение уступки допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору[3].
- Общие требования к энергосервисным договорам описаны в ст.19-21 Федерального закона №261-ФЗ, данный параграф ограничений в отношении уступки права требований не содержит [1].
Таким образом, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 1 и ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно было бы сделать вывод о том, что «разрешено все, что не запрещено законом».
Однако, с другой стороны, Высшие арбитражные суды в большинстве своем принимают решение о недействительности заключения договоров цессии, если долг возник в рамках длящегося договора. Согласно мнению Президиума ВАС«организация, производя уступку, передает новой стороне не только права кредитора (задолженность) по заключенному с должником договору, но и весь комплекс прав и обязанностей этого договора» [4].Т.е. по договору цессии Исполнитель энергосервисного договора полностью передает свои права и обязанности принимающей стороне, тем самым происходит безусловная замена лица в обязательстве. Если обраться к главе ГК РФ, где изложены положения уступки права требования, то мы увидим, что его название «Перемена лиц в обязательстве», т.е. выводы ВАС вполне обоснованы.
Поскольку практики заключения договоров цессии к энергосервисным договорам пока не наработано, трудно предположить, на сколько помогут внесенные поправки развитию энергетического сервиса в нашей стране, а также на сколько существенными будут описанные выше противоречия в законодательстве.
Список литературы
- Российская Федерация. Законы. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности: [федер. закон: принят Гос.Думой 23.11.2009 г.]. // Справочная система Гарант.
- Постановление Правительства РФ №636 от 18.08.2010 г. «О требованияхк условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)»// Справочная система Гарант.
- Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ от 30.11.1994 г..
- Барков Э.А. Уступка права требования //Комплект «Бухгалтерская газета», «Официальный вестник бухгалтера» №15 год – 2012 г.
УДК 332.87
Ключевые слова:энергетический сервис, энергетический ресурс, цессия.
ABOUT THE MADE CHANGES IN REQUIREMENTS TO CONDITIONS OF THE POWER SERVICE CONTRACT
Shkoda T.A.
Abstract:article is devoted to the analysis of the made changes in requirements to conditions of the power service contract, the assessment of possible effect of the made amendments for development of power service to our country, in particular, of the given opportunity for the performer of the power service contract as the obligation to reach not only economy of energy resources in kind, but also in cost, and also the given opportunity on a concession of the right of the requirement is carried out.
Key words:power service, energy resource, cession