Татьяна Александровна ШКОДА
аспирант, кафедра «Экономика и организация производства», Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация
tatyana_pavlenko@mail.ru
Мария Николаевна КОНДРАТЬЕВА
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и организация производства» Ульяновского государственного технического университета, Ульяновск, Российская Федерация
mnk@ulstu.ru
В качестве предисловия
Сегодня, в условиях развивающегося кризиса, одной из главных задач становится создание условий для привлечения инвестиций в модернизацию основного производственного оборудования, что, в конечном счете, обеспечит снижение издержек производства и положительно отразится на конкурентных преимуществах отечественных товаров. Поскольку механизм энергеревисного договора способен решить данную задачу, его развитие в нашей стране становится наиболее актуальным.
В настоящей работе проведен анализ основных понятий энергетического сервиса, а также с помощью эконометрических методов проанализирована степень негативного влияния требований нормативно-правовых актов, обязывающих в рамках энергетического сервиса в качестве главного критерия эффективности считать экономию энергетического ресурса в натуральном выражении.
В результате анализа основных понятий энергетического сервиса выявлено, что в настоящий момент ни в сфере нормативно-правовой документации, ни в сфере ученого сообщества нет достаточной для понимания трактовки понятий «энергосбережение» и «энергетическая эффективность».
Сделан вывод о том, что для повышения эффективности российской экономики сегодня в первую очередь необходимо создавать условия для привлечения инвестиций, которые смогли бы обеспечить модернизацию основного производственного оборудования, и, в конечном счете, снизить себестоимость товаров, повышая их конкурентоспособность на мировом рынке. Для этого в целях повышения привлекательности энергетического сервиса для потенциальных инвесторов, который является одним из механизмов по достижению указанной выше цели, необходимо обратить внимание на условия энергосервисного договора, регламентированные требованиями нормативно-правовых актов, а в особенности на необходимость экономить в первую очередь затраты на энергетические ресурсы, а не их натуральное выражение.
Экономика и один из её инструментов энергосервис. Что имеем
Сегодня экономика нашей страны переживает довольно сложный период, данные Росстата показывают самый низкий уровень прироста ВВП за последние 5 лет (всего около 3%), ниже показатель был только в 2009 году, при этом многими аналитиками прогнозируются ухудшение данного показателя в 2016 году, так по данным сайта 8banks.com Россия вошла в десятку самых слабых экономик мира в 2016 году, прогнозируется падение темпа роста ВВП на 0,5%.
Снижение инвестиционной активности в основной капитал предприятий обусловливает вынужденное продолжение эксплуатации предприятиями оборудования, физический износ которого не обеспечивает необходимой эффективности производства товаров [1-6]. При этом рост издержек производства не позволяет выдерживать конкуренцию с импортными товарами на рынке.
Таким образом, среди важнейших задач сегодня становится создание условий для привлечения инвестиций в модернизацию основного производственного оборудования, что, в конечном счете, обеспечит снижение издержек производства и положительно отразится на конкурентных преимуществах отечественных товаров.
Энергетическая составляющая себестоимости товаров и услуг, производимых на отечественном рынке, занимает значительную долю от всей совокупности издержек, поэтому с недавних пор повышение ее эффективности стало одной из приоритетнейших задач. В связи с этим в 2009 году вступил в действие федеральный закон №261-ФЗ от 29.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее федеральный закон №261-ФЗ), который в качестве одного из механизмов, призванных обеспечить привлечение «умных» инвестиций в различные отрасли экономики нашей страны с целью реализации энергосберегающих и повышающих энергетическую эффективность мероприятий, предложил энергетический сервис.
Суть предложенного механизма заключается в том, что энергосервисная компания, в условиях достаточного уровня знаний и компетенции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализовывает на объектах Заказчика проекты, позволяющие снизить затраты на энергетические ресурсы. При этом энергосервсная компания выступает Инвестором такого проекта, а покрытие инвестированных ею средств осуществляется за счет фактически достигнутой экономии затрат от реализованного проекта.
Предложенный механизм должен был оказаться для нашей страны очень востребованным, особенно в отраслях, где доля энергетической составляющей в себестоимости производимых товаров и оказываемых услуг является существенной. Однако данные Отчета по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности реализации государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», подготовленного Счетной палатой РФ, по состоянию на конец 2012 г. фиксируют лишь 136 шт. заключенных энергосервисных договоров в целом для всей страны. По состоянию на середину 2016 г. данные официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок показывают количество заключенных договоров, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, около 1500 шт. Конечно, положительная динамика в приросте объемов заключения энергосервисных договоров прослеживается, исходя из представленных выше данных, однако в масштабах страны, и особенно в условиях крайней необходимости незамедлительного принятия мер по снижению себестоимости и модернизации энергоемкого оборудования, этого крайне недостаточно [7-13].
В чем же причина такой ситуации с энергетическим сервисом? Проблема заключается в том, что сегодня на пути заключения энергосервисного договора существует довольно большое количество сдерживающих факторов, и одним из этих факторов является искажение изначальной цели внедрения такого механизма, которая заключается в снижении энергетической составляющей затрат. Речь идет о требовании, изложенном практически во всех подзаконных актах федеральному закону №261-ФЗ о необходимости в первую очередь достигать экономию энергетических ресурсов в натуральном выражении. Т.е. механизм энергосервисного договора, который согласно понятийному аппарату закона «…направлен на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов…»1, должен теперь пониматься как средство по снижению потребляемых объемов энергетических ресурсов и только в натуральном выражении, а не как средство по повышению экономической эффективности их потребления.
Данные таблицы 1. наглядно показывают положения документов, обязательных к исполнению при работе в рамках энергосервисных договоров, обязывающих Исполнителя энергосервисного договора в первую очередь заботиться о достижении экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении, пренебрегая тем, что покрывать инвестированные средства в проект по энергосбережению он должен денежными средствами, а не экономией энергии в натуральном выражении, что, в конечном счете, противоречит какой-либо экономической целесообразности заключения такого договора.
Таблица 1. Основные положения нормативно-правовых актов, обусловливающих необходимость экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении.
№ п.п
|
Наименование документа
|
Основные положения документа, обуславливающие особенности заключения и исполнения энергосервисного договора
|
1.
|
Ст.108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015)
|
«…17. Обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с частью 19 настоящей статьи.»
|
2
|
Приказ
от 11 мая 2010 г. № 174
«Об утверждении примерных условий
энергосервисного договора (контракта), которые могут быть
включены в договор купли-продажи, поставки, передачи
энергетических ресурсов (за исключением природного газа)»
|
«Примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа):
…2) условие о величине экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена продавцом (поставщиком2);…»
|
3
|
ПП РФ №491 от 13.08.2006 г. «Об утверждении правил
содержания общего имущества в многоквартирном доме
и правил изменения размера платы за содержание и ремонт
жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения
работ по управлению, содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме ненадлежащего
качества и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность»
|
«38(3). Решение собственников помещений, указанное в пункте 38(2) настоящих Правил, принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать в том числе следующие условия заключения энергосервисного договора на общедомовые нужды:
- величина экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды, и срок, необходимый для достижения такой величины экономии;…»3
|
4
|
Приказ от 8 сентября 2015 г. N 644/пр «Об утверждении примерных условий
энергосервисного договора, направленного на сбережение
и (или) повышение эффективности потребления коммунальных
услуг при использовании общего имущества
в многоквартирном доме»
|
«…6. Условие о величине экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (далее - плановая величина экономии)4.»
|
Ранее к описанному выше списку нормативных документов относилось Постановление Правительства РФ №636 от 18.08.2010 г. «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)», однако в 2016 г. в него были внесены изменения, в соответствии с которыми перечень возможных к реализации мероприятий был расширен до возможности перевода потребителя с одного вида топлива на другой.
Результатом описанных в таблице 1 требований стало резкое сужение круга возможных к реализации мероприятий в рамках энергосервисного договора, а также невозможность включения в состав экономии снижение иных (эксплуатационных) затрат, которые фактически уменьшаются после реализации энергоэффективного мероприятия. Нецелесообразными для реализации стали такие мероприятия, которые без снижения объемов потребления энергетических ресурсов способны существенно снизить затраты на них (например, выбор для потребителя наиболее выгодных условий поставки энергетических ресурсов (тарифная сетка), регулирование графика нагрузки потребителя с целью снижения потребления в часы пиковой нагрузки энергосистемы, и т.д.).
В целях количественной оценки влияния описанных требований нормативной документации на эффективность проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности предлагается рассмотреть 2 проекта: один из которых предусматривает только смену насосных агрегатов в котельной, для него показываются параметры инвестиционного проекта в двух вариантах: возможные для включения в энергосервисный договор, согласно требованиям нормативной документации, и фактические параметры, которые также отражают и снижение затрат по ремонту электроагрегатов, второй проект кроме данного мероприятия предлагает еще перевод на более выгодный тариф по электрической энергии.
Таблица 2. Показатели инвестиционных проектов, включающих мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Ед.изм.
|
Проект №1
|
Проект №2
|
параметры инвестиционного проекта, возможные к включению в договор
|
Фактические параметры инвестиционного проекта
|
1
|
Перечень мероприятий проекта
|
-
|
Замена насосного оборудования в котельной
|
-
|
перевод на более выгодный тариф по электрической энергии
|
2
|
Капитальные вложения
|
тыс.руб
|
1230
|
1230
|
1230
|
3
|
Срок действия энергосервисного договора
|
лет
|
2
|
2
|
2
|
4
|
Доля Заказчика от величины экономии в течение действия договора,
|
%
|
20
|
20
|
20
|
5
|
Процентная ставка по кредиту
|
%
|
20
|
20
|
20
|
6
|
Экономия от реализации проекта
|
Тыс.руб/год
|
2800
|
3100
|
3450
|
В т.ч.
|
|
|
|
|
6.1
|
Экономия затрат от снижения объемов потребления энергоресурсов
|
Тыс.руб./год
|
2800
|
2800
|
2800
|
6.2
|
Экономия эксплуатационных затрат (ремонт)
|
Тыс.руб./год
|
-
|
300
|
300
|
6.3
|
Экономия от перевода на более выгодный тариф по электроэнергии
|
Тыс.руб./год
|
-
|
-
|
350
|
7
|
Простой срок окупаемости
|
лет
|
0,44
|
0,4
|
0,36
|
7.1
|
Прирост фактического показателя 7, по отношению к возможному по требованиям нормативно-правовых актов
|
%
|
-
|
9
|
18
|
8
|
Чистая приведенная стоимость проекта за 2 года
|
Тыс.руб.
|
2011
|
2370
|
2789
|
8.1
|
Прирост фактического показателя 8, по отношению к возможному по требованиям нормативно-правовых актов
|
%
|
-
|
18
|
39
|
9
|
Рентабельность инвестиций
|
%
|
107,4
|
122,9
|
141,0
|
9.1
|
Прирост фактического показателя 9, по отношению к возможному по требованиям нормативно-правовых актов
|
%
|
-
|
15
|
32
|
Данные таблицы 2 показывают, как меняются экономические показатели эффективности проектов, если кроме экономии от энергосбережения включить еще экономию от снижения эксплуатационных затрат после замены насосного оборудования (+18% по уровню чистой приведенной стоимости), также если кроме замены самих насосов проектом предусмотреть еще и смену тарифной группы потребителя, что обеспечит снижение затрат на электроэнергию (+39% по уровню чистой приведенной стоимости). Однако, в виду наличия вышеописанных требований нормативно-правовых актов, сегодня невозможно включить в состав экономии расходы Заказчика кроме тех, которые образуются за счет экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, следовательно, не имеет никакой экономической целесообразности для исполнителя включать малозатратные энергоэффективные мероприятия, такие как, например, показано в Проекте №2 (перевод на более выгодные условия поставки энергетического ресурса для Заказчика).
Поиск причин допущения такой ситуации, при которой был потерян изначальный смысл развития такой сферы деятельности как энергосбережение и повышение энергетической эффективности, дал возможность предположить, что причина кроется в том, что трактовка терминов «энергосбережение» и «повышение энергетической эффективности», которые предлагаются в качестве инструментов деятельности исполнителя энергосервисного договора, сегодня не обеспечивает достаточной доступности в понимании, что подтверждается наличием огромного количества различных интерпретаций данных понятий со стороны экспертов.
Трактовка понятия «энергосбережение»
В первую очередь обратимся к официальной терминологии, изложенной в федеральном законе №261-ФЗ: «Энергосбережение» - это «реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг)»5.
Таким образом, энергосбережение направлено на снижение объемов потребляемых энергетических ресурсов в натуральном выражении. Такая трактовка данного понятия подтверждается данными различных официальных документов, таких как:
-
ГОСТ Р 53905-2010: Энергосбережение. Термины и определения.
-
СТ-НП СРО ССК-02-2013: Оценка энергетической эффективности зданий. Контроль соблюдения требований тепловой защиты наружных ограждающих конструкций зданий.
-
ГОСТ Р 51380-99: Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования.
С другой стороны, мнения ученых в отношении данного термина отличаются от представленных выше, а именно Г. А. Соколовская, считает, что ресурсосбережение это «…процесс рационализации использования всех видов ресурсов на базе интенсификации производства» [14], позиция Б. В. Копейкина и Е. А. Смирнова указывает на то, что энергосбережение должно быть нацелено на «экономию топлива за счет экономии конкретных видов энергии по этапам ее переработки» [15], по мнению Г. М. Покараева, ресурсосбережение должно быть направлено на снижение материалоемкости воспроизводственного процесса, П. П. Безруких определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственно-технологических и экономических мер, направленных на энергоэффективное производство и использование ТЭР, А.Д. Мышак трактует данное понятие в полном соответствии с трактовкой, изложенной в 261-ФЗ [17].
Трактовка понятия «энергетическая эффективность»
Энергетический сервис не ограничивается мероприятиями по энергосбережению, а также предлагает реализацию мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности.
Как и ранее, в первую очередь, обратимся к трактовке данного понятия, изложенного в Федеральном законе №261-ФЗ: «Энергетическая эффективность» - это «характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю»6.
Однако, сразу возникает вопрос: что необходимо понимать под такими мероприятиями? Данным вопросом задается большое количество авторов, и выводы их неоднозначны.
Н.А. Хаустович и А.А. Троицкий понимают под энергоэффективностью «степень полезного использования подводимой к той или иной энергоустановке первичной энергии, зависящей от применяемой технологии для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Для предприятий показателем энергоэффективности их функционирования является показатель удельного расхода энергии на производимую продукцию» [18].
В.В. Бушуева и В.А. Байдакова считают, что «энергоэффективность является величиной, обратной энергоемкости, показывающей, какое количество единиц продукции можно произвести, затратив единицу количества энергии» [18].
Мельникова М.П. считает, что энергоэффективность «это особое свойство экономики, характеризующее ее способность производить и реализовывать разнообразные конкурентоспособные энергоресурсы, а также эффективно их использовать во всех отраслях национальной хозяйственной системы, снижая энергоемкость валового внутреннего продукта и на этой базе повышая конкурентоспособность национальной экономики и основных товарных услуг» [19]
Бадмаева С.Д. предлагает трактовать термин «энергетическая эффективность» как «Энергетическая составляющая стоимости произведенной (реализованной) продукции» [20] и предлагает следующую формулу ее расчета:
Эф = З э.р / С пр.
Где,
З э.р – Затраты на энергетические ресурсы, руб.
С пр. – Стоимость произведенной (реализованной) продукции, услуг, руб.
Таким образом, все представленные мнения относительно понимания термина «энергетическая эффективность» сходятся на том, что данное понятие должно выражать степень полезного эффекта от используемых энергетических ресурсов, однако как конкретно считать такую степень и в каких единицах измерять, предложил только один автор, а именно Бадмаева С.Д.
Изучение различных нормативных источников и мнений авторитетных ученых указывают на полную несогласованность их интерпретации рассматриваемых терминов. Поэтому, руководствуясь пониманием необходимости в конечном счете снизить себестоимость производимых товаров и услуг, «вооружившись» при этом мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности согласно федеральному закону №261-ФЗ, было бы целесообразно понимать под энергосбережением мероприятия, направленные на снижение объемов потребления энергетических ресурсов, а под мероприятиями по повышению энергетической эффективности мероприятия, направленные на снижение затрат, связанных с потреблением энергетических ресурсов. Поскольку и те и другие в конечном счете, как правило, должны снизить затраты на энергетические ресурсы, то можно предположить, что мероприятия по энергосбережению должны являться элементами или составной частью всей совокупности мероприятий по повышению энергетической эффективности.
В таблице 3 представлен расчет параметров энергосбережения и энергетической эффективности для проектов, рассмотренных в таблице 2.
Таблица 3. Расчет параметров энергосбережения и повышения энергетической эффективности для рассматриваемых в таблице 2. проектов
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Ед.изм.
|
Проект №1
|
Проект №2
|
параметры инвестиционного проекта, возможные к включению в договор
|
Фактические параметры инвестиционного проекта
|
1
|
Перечень мероприятий проекта
|
-
|
Замена насосного оборудования в котельной
|
-
|
перевод на более выгодный тариф по электрической энергии
|
2
|
Энергосбережение
|
Тыс.кВтч/год
|
575
|
575
|
575
|
3
|
Энергетическая эффективность (п.5/п.4)
|
-
|
0,13
|
0,10
|
0,07
|
4
|
Стоимость вырабатываемого тепла в рассматриваемой котельной
|
Тыс.руб./год
|
10 000
|
10 000
|
10 000
|
5
|
Затраты на производство тепловой энергии насосами после реализации проектов (стоимость электроэнергии, ремонта)
|
Тыс.руб./год
|
1300
|
1000
|
650
|
6
|
Прирост фактического показателя 3, по отношению к возможному по требованиям нормативно-правовых актов
|
%
|
-
|
-23,1
|
-46,2
|
Данные таблицы 3 показывают, что параметр энергосбержения для обоих проектов одинаков, а вот параметр энергетической эффективности существенно улучшается при включении в проект не только мероприятий, направленных на снижение энергоресурса в натуральном выражении, но и малозатратных энергоэффективных. Возможно, именно понимание, того что мероприятия по энергосбережению не обеспечивают использования всех возможностей по повышению энергетической эффективности потребляемых энергетических ресурсов и легло в основу терминологии, изложенной в федеральном законе №261-ФЗ: энергосервисный договор «…направлен на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов…»7.
В настоящий момент существует большое количество барьеров для масштабного запуска энергетического сервиса в нашей стране, и проблема, описанная в данной работе, является лишь одной из многочисленных на пути его развития. Однако, в целях улучшения данной ситуации, целесообразнее было бы начать с возврата к изначально закладываемому смыслу энергетического сервиса, призванного решать проблемы высокой себестоимости производимых товаров и услуг в части высоких затрат, связанных с потреблением энергетических ресурсов.
Список литературы
-
Леонова И.В. Инвестиции в развития внутреннего производства как фактор экономической безопасности в условиях санкций// Экономические санкции: финансовый крах или новые возможности для России: материалы междун. научн. конф. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2016. - С.159-161.
-
Рубцова Н.Н. Инвестиции как необходимое условие повышения эффективности производства в организации// Экономика и социум. - 2015. - С. 290-292.
-
Широкова А.В. Управление предприятием, инновации и инвестиции как важные условия экономического развития // Интернет-журнал науковедение. – 2015. - С. 84.
-
Чугунов В.И., Хлынкова И.А. Инвестиции в повышение энергоэффективности региональной экономики // Системное управление. - 2015. - С. 7.
-
Изряднова О., Рогов К. Инвестиции в реальный сектор экономики // Экономическое развитие России. - 2015. - С. 32-36.
-
Кондратьева М.Н., Шингарова В.П., Баландина Е.В. Проблемы реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности // Научное обозрение. - 2014. - С. 326-331.
-
Гуськова Н.Д., Ульянкин О.В. Методы управления рисками энергосервисных компаний // Вопросы управления. - 2015. - С. 93-101.
-
Макейкина С.М., Лешин С.С. Необходимость повышения энергоэффективности экономики России в условиях модернизации и инновационного развития // Общество: политика, экономика, право. – 2013. - №1. - С.70-73.
-
Мелинова Л.В., Мелинова Н.А. Проблемы реализации энергосервисных контрактов в муниципальной сфере и пути их решения // Энергосовет. - 2014. - №6.- С.57-60
-
Митрохин В. В., Ульянкин О. В. Развитие рынка энергосервисных компаний в России // Научное обозрение. - 2014. - №2. - С.36-37.
-
Мукумов Р.Э. Что сегодня надо знать об энергосервисе? // Энергосовет. - 2015. - №4 - С.36-38.
-
Идиатуллина А.М. Управление проектами в области энергосбережения в России и за рубежом // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №6. - С.195-201
-
Ибрашева Л.Р. Энергосберегающие технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве России // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №7. - С.224-230.
-
Соколовская Г. А. Ресурсосбережение на предприятиях / Г. А. Соколовская, Т. С. Сигарева. – М.: Экономика, 1990. – 156 с.
-
Копейкин Б. В. Эффективность энергосбережения: опыт ПО «Невский завод им. Ленина» / Б. В. Копейкин, Е. А. Смирнов, Г. С. Багиев. – Л.: Энергоатомиздат, 1985. – 112 с.
-
Давыдянц Д. Е., Жидков В. Е., Зубова Л. В. К определению понятий «энергосбережение» и «энергоэффективность» // Фундаментальные исследования. – 2014- №9-6 - С.1294-1296.
-
Башмаков И.А., Мышак А.Д. Российская система учета повышения энергоэффективности и учета энергии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cenef.ru/file/Indexes.pdf.
-
Гайнуллин И.Д., Тарасов А.В. Современный взгляд на понятие и сущность энергоэффективности и энергоемкости // Экономика и управление на предприятии. – 2013. – № 05 (91).
-
Мельникова М.П. Механизм государственного управления ТЭК и решение проблемы энергоэффективности в экономике // Энергетическая политика. -2005. - №2. -С.3-10
-
Бадмаева С.Д. Энергономика промышленного производства: монография:.- СПб.: СПбЛТА, 2000. - 152 с.
1 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 ноября 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 ноября 2009 г.//Рос. газ. - 2009. - №226 – 27 ноября 2009 г.. ст.2 п.8.
2 Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа):Приказ Министерства экономического развития Рос. Федерации от 11 мая 2010 г. №174: зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июня 2010 г. N 17573// Рос. газ. - 2010. - №141 – 30 июня 2010 г.. п.2.
3 Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность: Постановление Правительства Рос. Федерации от 13 августа 2006 г. №491// Рос. газ. - 2006. - №184 – 22 августа 2006 г.. п.38 (3).
4 Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме: Приказ Министерства строительства и ЖКХ Рос. Федерации от 8 сентября 2015 г. №644/пр: зарегистрирован в Минюсте РФ 13 мая 2016 г. // Рос. газ. - 2016. - №111 – 25 мая 2016 г..
5 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 ноября 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 ноября 2009 г.//Рос. газ. - 2009. - №226 – 27 ноября 2009 г.. ст.2 п.3.
6 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 ноября 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 ноября 2009 г.//Рос. газ. - 2009. - №226 – 27 ноября 2009 г.. ст.2 п.4
7 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 11 ноября 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 ноября 2009 г.//Рос. газ. - 2009. - №226 – 27 ноября 2009 г.. ст.2 п.8.