Главная / Аналитика / Законодательство / Приказы, разъяснения министерств и ведомств

Минэкономразвития. Перезагрузка госполитики энергоэффективности

Минэкономразвития России разработало проект Комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации.


Минэкономразвития. Перезагрузка госполитики энергоэффективности









Настоящий план разработан во исполнение подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № Пр-140-ГС, Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению экономической и энергетической эффективности российской экономики» и пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 24 мая 2016 г. № АД-П9-80пр.

Учитывая принятые Президентом Российской Федерации решения о переходе российской экономики на модель устойчивого развития, особенно актуальным становится вопрос энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как один из основным механизмов обеспечения устойчивого развития российской экономики.

По экспертной оценке, в 2015 году затраты энергоресурсов на единицу ВВП (в т.н.э./1000$ США по ППС 2005 г.) в России в 3 раза превышали аналогичный показатель стран ОЭСР, в более чем 2 раза среднемировой уровень и в 1,8 раза — уровень Канады.

Наиболее крупным потребителем энергетических ресурсов является промышленность. Так, в 2015 году доля потребления электроэнергии предприятиями промышленности в общем объёме потребления составила 52 %. Помимо этого, в процессе осуществления деятельности предприятия потребляют около трети энергетических ресурсов, относящихся к невозобновляемым источникам энергии. Вместе с тем, в отношении данной группы потребителей с 2008 года не реализовывался целенаправленный комплекс мер регулирования, направленных на повышение их энергетической эффективности. В то же время, в качестве основных способов регулирования в отношении данной группы потребителей целесообразно использовать стимулирующие меры, информационное обеспечение и методологическую поддержку проведения мероприятий в области энергосбережения.

Население по объёму потребления электроэнергии занимает вторую позицию и в то же время на население приходится наибольшая доля в потреблении тепла. При этом в отношении снижения потребления ресурсов населением, а также в бюджетной сфере в последнее время принят достаточно серьёзный комплекс мер, направленных на повышение энергосбережения. Кроме того, введение ограничительных мер и дополнительных обязательств для населения по реализации мер в области энергосбережения может привести к росту социальной напряжённости.

Вместе с тем, высокой степенью неэффективности характеризуются сферы производства и передачи электрической энергии и коммунальных ресурсов. Так, третье место по объему потребления электроэнергии приходится не на сферы экономической деятельности, а на потери электрической энергии в сетях. По данным Росстата в 2014 году такие потери составили 104 млрд. кВт-ч, при этом потребление электроэнергии населением составило 146 млрд. кВт-ч, потребление электроэнергии предприятиями транспорта и связи – 90 млрд. кВт-ч. По экспертным оценкам, неэффективное расходование энергетических ресурсов при выработке тепловой энергии составляет более 20 % от их объёма, при транспортировке тепловой энергии потери в сетях составляют от 20 до 30 % потенциальной энергии используемых ресурсов. Потери тепловой энергии у потребителя при этом составляют около 15 %, потери электроэнергии – от 5 до 15% (в старом жилом фонде). КПД значительного количества генерирующих установок по производству электроэнергии и тепла при этом не отвечает даже минимальному уровню их энергоэффективности, определённому Международным энергетическим агентством.

Кроме того, в настоящее время основным препятствие эффективной реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является отсутствие четкого распределения ответственности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности между органами государственной власти.

Еще одной серьезной проблемой является слабая система информационного обеспечения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Также в действующем законодательстве в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности существует ряд барьеров в привлечении внебюджетных средств на реализацию мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности.

В связи с этим ключевыми мероприятиями плана являются совершенствование структуры полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также создание единой координирующей площадки на уровне Правительства Российской Федерации.

Кроме того, к основным мероприятиям плана также относится совершенствование информационного обеспечения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающее обеспечение достоверности и исключение дублирования информации из различных информационных систем, а также создания в рамках такой системы информационного портала энергосервисных договоров (контрактов), упрощающего процедуры подготовки проектной документации и конкурсных процедур.

Отдельным блоком плана предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий привлечения финансирования для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Предусмотрено переформатирование полномочий Фонда содействия реформированию ЖКХ, предусматривающее координационное, организационное, методологическое, научно-техническое и финансовое обеспечение повышения энергетической эффективности в Российской Федерации.

Кроме того, в силу необходимости учета при реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности особенностей климатических условий и географического положения, основной акцент в реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности делается на организацию работы в субъектах Российской Федерации. При этом в целях эффективного взаимодействия с субъектами Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предполагается создание соответствующей рабочей группы.

Отдельно необходимо отметить, что существенное влияние на снижение потерь регулируемых организаций может оказать изменение принципов определения нормативов таких потерь, учитываемых для целей налогообложения и для целей регулирования тарифов. В настоящее время нормативы потерь определяются на основе данных о фактических потерях при осуществлении деятельности. Целенаправленная реализация мер по их снижению прямо предусмотрена только актами в сфере электроэнергетики.

Вместе с тем, технологические нормативы потерь электрической энергии и коммунальных ресурсов при их передаче, нормативы расходов топлива генерирующими установками представляется целесообразным устанавливать исходя из показателей, которые возможно достичь при применении наиболее энергоэффективных технологий, с реализацией в регулируемых сферах деятельности комплекса мер и тарифной политики, направленной на достижение установленных нормативов.

При этом порядок установления регулируемых цен (тарифов) будет требовать корректировки в отношении механизмов учёта потерь электроэнергии и коммунальных ресурсов для целей предупреждения негативных тарифных последствий.

Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности в регулируемых сферах требует соответствующего финансового обеспечения. Модернизация основных фондов регулируемых организаций, в том числе в сфере теплоснабжения, в последние годы проводилась недостаточно высокими темпами. Вместе с тем, указанные проблемы вызваны не только недостатком средств, учитываемых в регулируемых тарифах на проведение указанных мероприятий, но и их неэффективным и нецелевым использованием. В связи с этим для решения указанной проблемы представляется необходимым установить безальтернативную меру административной ответственности должностных лиц регулируемых организаций в виде дисквалификации за нецелевое расходование средств, учтённых в тарифе для целей реконструкции, модернизации, ремонта основных фондов, проведение мероприятий в области энергосбережения, а также внести изменения в нормативные правовые акты в области государственного регулирования цен (тарифов) в части совершенствования контроля за использованием таких средств.

Для целей обеспечения повышения энергоэффективности регулируемыми организациями представляется целесообразным также использовать механизм формирования схем и программ развития отраслей электроэнергетики и коммунального комплекса. Для указанных целей планом предусмотрена корректировка положений нормативных правовых актов, регулирующих формирование и применение указанных документов.

Также планом предусмотрены мероприятия, направленные на стимулирование повышения энергетической эффективности в жилом секторе и в бюджетной сфере.

В целях обеспечения информирования потребителей об эффективности проведения мероприятий в области энергосбережения планом предусмотрено закрепление обязанности проведения информационными агентствами с государственным участием соответствующих мероприятий.

Использован материал Марии Степановой.

План мероприятий в приложении. 
 

Обсуждение

BorisovKB :: 11:38 22.05.2017 #

Интересно, а какими данными оперировал автор статьи, когда заявляет что «…, при транспортировке тепловой энергии потери в сетях составляют от 20 до 30 % потенциальной энергии используемых ресурсов».
То есть, интересно было бы узнать «откуда растут ноги» у значения 20-30% потерь в тепловых сетях от всего отпуска тепловой энергии в тепловые сети России.

Так как, официальные отчетные данные большинства теплоэнергетических предприятий России (отражены в статистической форме «1-ТЕП») дают совершенно другие значения по потерям тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях.
Например:
2012 год.
112501,1 тыс. Гкал или 10,9% — потери тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях России (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети России в количестве 1026031,1 тыс. Гкал).
2013 год.
112672,6 тыс. Гкал или 11,3% — потери тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях России (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети России в количестве 993684,8 тыс. Гкал).
2014 год.
118959,4 тыс. Гкал или 12,0% — потери тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях России (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети России в количестве 988697,9 тыс. Гкал).
2015 год.
108114 тыс. Гкал или 11,5% — потери тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях России (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети России в количестве 939252 тыс. Гкал).

Так что, по официальным статистическим данным, доля потерь тепловой энергии в тепловых сетях России составляет всего лишь 12%-11,5% (2014-2015 гг. ), но никак не 20-30% согласно информации автора статьи.
Поэтому так интересно узнать из какого источника данных всплыли эти пресловутые 20-30% потерь тепловой энергии в тепловых сетях России, которыми оперирует автор статьи.
И надеюсь, что это достаточный авторитетный источник данных, а не из серии «пальцем в небо» или «взято с потолка» или «нарисовано от балды».

BorisovKB :: 12:25 22.05.2017 #

А что касается данных по потерям тепловой энергии в водяных и тепловых сетях непосредственно в регионах Российской Федерации, то там тоже, по большей части, все гораздо скромнее, по сравнению с этими пресловутыми 20…30% о которых заявляет автор статьи.

Например, согласно статистической формы «1-ТЕП» (данные за 2014 год), наибольшие потери тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях были в следующих регионах России.
1) Кабардино-Балкарская Республика.
376,7 тыс. Гкал или 35,6% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 1055,7 тыс. Гкал).
2) Республика Саха (Якутия).
3276,4 тыс. Гкал или 33,2% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 9859,4 тыс. Гкал).
3) Хабаровский край.
3655,3 тыс. Гкал или 33,0% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 11058,8 тыс. Гкал).
4) Томская область.
1876,7 тыс. Гкал или 28,3% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 6623,5 тыс. Гкал).
5) Алтайский край.
2851,8 тыс. Гкал или 27,2% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 10482,3 тыс. Гкал).
6) Сахалинская область.
866,0 тыс. Гкал или 26,9% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 3217,3 тыс. Гкал).
7) Приморский край.
2255,6 тыс. Гкал или 26,2% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 8589,9 тыс. Гкал).
8) Магаданская область.
450,1 тыс. Гкал или 23,8% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 1883,4 тыс. Гкал).
9) Республика Бурятия.
1072,4 тыс. Гкал или 23,4% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 4577,1 тыс. Гкал).
10) Саратовская область.
2235,8 тыс. Гкал или 23,0% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 9696,8 тыс. Гкал).
11) Республика Адыгея.
96,0 тыс. Гкал или 21,8% (при отпуске тепловой энергии в тепловые сети региона в количестве 439,7 тыс. Гкал).
Из приведенных официальных данных видно, что только в 11 регионах Российской Федерации доля потерь тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях превышает 20% от отпуска тепловой энергии в тепловые сети.
При этом, только в трех регионах России, доля потерь тепловой энергии в водяных и паровых тепловых сетях больше 30% от отпуска тепловой энергии в тепловые сети
Так что, эта пресловутая величина доли тепловых потерь в тепловых сетях России (20-30% по экспертной оценке) вызывает очень и очень большое недоверие.

oandothad :: 15:14 26.07.2017 #

oandothad :: 15:14 26.07.2017 #

 

Написать комментарий

 
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →