В связи с принятем Закона "Об энергосбережении..." деятельность энергоаудиторов оказалась как бы вне закона. С одной стороны, энергоаудиторы в обязательном порядке должны быть членами саморегулируемых организаций энергоаудиторов. С другой стороны, это невозможно, поскольку Правительство РФ не приняло ряд соответствующих нормативных актов, позволяющих обеспечить деятельность самих саморегулируемых организаций энергоаудиторов.
Ситуация далеко не безобидна, поскольку государственные и муниципальные контракты могут заключаться только с лицами, имеющими специальное разрешение (это напрямую относится к энергоаудиторам в части допуска СРО к профессиональной деятельности). Частные компании вправе заключить такие договоры на свой страх и риск, но так же в любой момент могут расторгнуть заключенное соглашение, ссылаясь на несоответствие стороны договора действующему законодательству.
Юристы такую смутную ситуацию так же трактуют по-разному. Попытаемся разобраться.
Положения Закона "Об энергосбережении ...."
В соответствии с п.4 ст. 15 Закона "Об энергосбережении...":
"Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования."
Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона (Об энергосбережении ...)
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 34, 36 и 37 настоящего Федерального закона."
В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона "Об энергосбережении ..."
"В целях реализации настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации:
до 1 мая 2010 года разработать и принять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты Российской Федерации, обеспечить принятие соответствующих нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти ..."
Таким образом, налицо возникшее противоречие в связи с принятем законодательства "Об энергосбережении...". С одной стороны, Закон вводит обязательность участия энергоаудитора в СРО с момента опубликования Закона, иначе энергоаудитор не имеет права заниматься своей профессиональной деятельностью. С другой стороны, необходимые нормативно-правовые акты об органе регистрации СРО энергоаудиторов и о назначении уполномоченного органа исполнительной власти (органа государственного контроля) государственными органами исполнительной власти не приняты. Поэтому реализовать свое право на профессиональную деятельность энергоаудиторы не могут. На лицо правовая коллизия.
Мнения экспертов и положения Конституции
Заместитель декана факультета права Государственного университета – Высшая школа экономики
Курбатов А. Я., заместитель декана факультета права Государственного университета – Высшая школа экономики.
"Учитывая, что в большинство действующих федеральных законов вносились и будут вносится изменения и дополнения, при разрешении коллизий необходимо исходить из даты принятия конкретных положений, между которыми возникли противоречия, а не из даты принятия последних поправок в федеральный закон, где содержатся эти положения. Это обусловлено тем, что коллизии разрешаются между нормами права (их отдельными положениями), а не в целом между актами."
Конституционный суд
В свете всего вышесказанного хотелось бы особо отметить Постановление Конституционного Суда №13-П от 29.06.2004 года, в котором сказано, что "в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений".
Статья 56 Конституции РФ
"3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации."
Статья 34 Конституции РФ
"1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности."
Выводы
Из приведенных цитат следует, что деятельность энергоаудиторов в рамках существующего порядка аккредитации вполне правомочна, поскольку нет последующего нормативного акта и не приняты новые нормы, обеспечивающие такую деятельность в соответствии с Законом "Об энергосбережении...". Специальной нормой Закона в данном случае является положение о том, что Правительством РФ должен быть назначен орган регистрации СРО и орган государственного контроля за деятельностью СРО, что до сих пор не сделано, чем ограничено право гражданина, предусмотренное ст. 34 ч. 1 Конституции РФ.
Конечно, есть о чем поспорить и в чем посомневаться. Кроме Конституции, разумеется.
Сложившаяся ситуация весьма болезнена для энергоаудиторов. Поэтому предлагаем всем заинтересованным в обсуждении вопроса становления саморегулирования в энергоаудите обсудить эту тематику на нашем форуме и попытаться коллективными усилиями развязать клубок возникших проблем.
Со стороны Правительства РФ было бы корректно при принятии решения о назначении органа регистрации СРО и органа государственного контроля за деятельностью СРО энергоаудиторов дать время энергоаудиторам для формирования СРО в соответствии с требованиями Закона. Мгновенно вхождение в НП - СРО, принятие стандартов СРО, регистрация СРО произойти не могут. На это необходимо разумное время. А сейчас энергоаудиторы уже несут ощутимые потери в связи с неожиданными и поспешными действиями законодателя.
Автор: Коваль Сергей Петрович