В связи с принятем Закона "Об энергосбережении" деятельность энергоаудиторов оказалась как бы вне закона. С одной стороны, энергоаудиторы в обязательном порядке должны быть членами саморегулируемых организаций энергоаудиторов. С другой стороны, это невозможно, поскольку Правительство РФ не приняло соответствующие нормативные акты, позволяющие обеспечить деятельность самих саморегулируемых организаций энергоаудиторов.

Энергоаудиторы вне закона? Есть варианты.

В связи с принятем Закона "Об энергосбережении..." деятельность энергоаудиторов оказалась как бы вне закона. С одной стороны, энергоаудиторы в обязательном порядке должны быть членами саморегулируемых организаций энергоаудиторов. С другой стороны, это невозможно, поскольку Правительство РФ не приняло ряд соответствующих нормативных актов, позволяющих обеспечить деятельность самих саморегулируемых организаций энергоаудиторов.

Ситуация далеко не безобидна, поскольку государственные и муниципальные контракты могут заключаться только с лицами, имеющими специальное разрешение (это напрямую относится к энергоаудиторам в части допуска СРО к профессиональной деятельности). Частные компании вправе заключить такие договоры на свой страх и риск, но так же в любой момент могут расторгнуть заключенное соглашение, ссылаясь на несоответствие стороны договора действующему законодательству.

Юристы такую смутную ситуацию так же трактуют по-разному. Попытаемся разобраться.

Положения Закона "Об энергосбережении ...."

В соответствии с п.4 ст. 15 Закона "Об энергосбережении...":

"Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования."

Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона (Об энергосбережении ...)

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 34, 36 и 37 настоящего Федерального закона."

В соответствии с п. 2 ст. 50 Закона "Об энергосбережении ..."

"В целях реализации настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации:

до 1 мая 2010 года разработать и принять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты Российской Федерации, обеспечить принятие соответствующих нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти ..."

Таким образом, налицо возникшее противоречие в связи с принятем законодательства "Об энергосбережении...". С одной стороны, Закон вводит обязательность участия энергоаудитора в СРО с момента опубликования Закона, иначе энергоаудитор не имеет права заниматься своей профессиональной деятельностью. С другой стороны, необходимые нормативно-правовые акты об органе регистрации СРО энергоаудиторов и о назначении уполномоченного органа исполнительной власти (органа государственного контроля) государственными органами исполнительной власти не приняты. Поэтому реализовать свое право на профессиональную деятельность энергоаудиторы не могут. На лицо правовая коллизия.

Мнения экспертов и положения Конституции


Заместитель декана факультета права Государственного университета – Высшая школа экономики

Курбатов А. Я., заместитель декана факультета права Государственного университета – Высшая школа экономики.
"Учитывая, что в большинство действующих федеральных законов вносились и будут вносится изменения и дополнения, при разрешении коллизий необходимо исходить из даты принятия конкретных положений, между которыми возникли противоречия, а не из даты принятия последних поправок в федеральный закон, где содержатся эти положения. Это обусловлено тем, что коллизии разрешаются между нормами права (их отдельными положениями), а не в целом между актами."

Конституционный суд

В свете всего вышесказанного хотелось бы особо отметить Постановление Конституционного Суда №13-П от 29.06.2004 года, в котором сказано, что "в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений".

Статья 56 Конституции РФ
"3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации."

Статья 34 Конституции РФ
"1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности."

Выводы

Из приведенных цитат следует, что деятельность энергоаудиторов в рамках существующего порядка аккредитации вполне правомочна, поскольку нет последующего нормативного акта и не приняты новые нормы, обеспечивающие такую деятельность в соответствии с Законом "Об энергосбережении...". Специальной нормой Закона в данном случае является положение о том, что Правительством РФ должен быть назначен орган регистрации СРО и орган государственного контроля за деятельностью СРО, что до сих пор не сделано, чем ограничено право гражданина, предусмотренное ст. 34 ч. 1 Конституции РФ.

Конечно, есть о чем поспорить и в чем посомневаться. Кроме Конституции, разумеется.

Сложившаяся ситуация весьма болезнена для энергоаудиторов. Поэтому предлагаем всем заинтересованным в обсуждении вопроса становления саморегулирования в энергоаудите обсудить эту тематику на нашем форуме и попытаться коллективными усилиями развязать клубок возникших проблем.

Со стороны Правительства РФ было бы корректно при принятии решения о назначении органа регистрации СРО и органа государственного контроля за деятельностью СРО энергоаудиторов дать время энергоаудиторам для формирования СРО в соответствии с требованиями Закона. Мгновенно вхождение в НП - СРО, принятие стандартов СРО, регистрация СРО произойти не могут. На это необходимо разумное время. А сейчас энергоаудиторы уже несут ощутимые потери в связи с неожиданными и поспешными действиями законодателя.

Автор: Коваль Сергей Петрович

02.02.2010  |  Энергоаудит
SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →