Традиционно воспринимается в качестве единого и неразрывного тандем "Энергетик-Потребитель". Между ними годами складываются довольно непростые отношения. Но друг без друга они все таки не могут. Появление третьей стороны в виде экономии (энергоэффективности) воспринимается обеими сторонами с настороженностью. Но цены растут вполне объективно, энергии часто не хватает, так что от необходимости экономить уже уйти никак нельзя. Нужно искать и находить общие интересы.
Мы только в начале пути по формированию баланса интересов энергетиков и потребителей при проведении энергосберегающих мероприятий. И энергетик, и потребитель заинтересованы в прибыли. Источник прибыли один - результат деятельности Потребителя. На площадке потребителей прибыли образуется больше, чем на площадке энергетиков. Но в России сложилось так, что фондоотдача у Потребителя в три раза меньше чем у энергетиков.
Отсюда следует вывод о том, что именно Потребитель более заинтересован в энергосбережении и интерес энергетиков в энергосбережении у Потребителя должен основываться на изъятии части полученной экономии от энергосбережения у Потребителя в пользу поставщиков энергии и энергоресурсов. Разумеется не безвозмездно, а за соответствующие услуги.
Зарубежный опыт
Весьма показателен опыт США в мотивации энергокомпаний в проведении энергосберегающих мероприятий у себя и у Потребителя.
Эмбарго на арабскую нефть в 1973 году и последовавший за этим второй нефтяной шок 1979 года, связанный с революцией в Ираке, резко взвинтили цены на топливо, инфляцию и процентные ставки по кредитам. Возникшая ситуация заставила задуматься и определила новые экономические подходы к энергопотреблению. Во главу угла был поставлен Потребитель с его интересами. Остальные отрасли воспринимались в качестве вспомогательных для решения проблем выпуска товарной продукции и для жизнеобеспечения населения. Исходили из следующего:
- Потребителю нужны не киловатт-часы, а конечные услуги и товар, которые обеспечивает энергия;
- Потребитель заинтересован в надежном, удобном, дешевом энергообеспечении;
- У киловатт-часов от поставщика энергии должны быть конкурентные возможности для обеспечения необходимых Потребителю услуг и товаров. Например, экономия той же энергии, использование альтернативной энергии и более совершенных технологий;
- У Потребителя должен быть выбор компаний, которые могут обеспечить альтернативу поставляемой энергии и обеспечение ее экономии;
- У поставщиков энергии должен быть выбор: или участвовать в энергосбережении у Потребителя, либо постепенно прекратить свой бизнес;
- Государство, местные власти, комитеты по энергетике должны создать правила игры, которые обеспечат реализацию выше перечисленных принципов (комитеты по энергетике похожи на наши региональные энергетические комиссии, только наделены большими полномочиями).
Основной принцип, который должен реализоваться на практике - выгодность энергосбережения для всех участников отношений на рынке энергопотребления. А самая лучшая покупка для Потребителя должна быть самым выгодным капиталовлежением для энергокомпании. Процесс поиска необходимого решения занял годы. Принимаемые варианты сталкивались со значительным противодействием энергокомпаний. По сути, решалась дилемма: вложиться в строительство новых мощностей взамен выбывающих или инвестировать средства в сокращение энергопотребления без нарушения интересов и планов Потребителей.
В итоге был скорректирован базовый принцип формирования прибыли энергокомпании в зависимости от объема продаж. Начиная с 1980 г. прибыль была "развязана" с объемом проданной энергии:
- на основании прогнозов потребности комитетами по энергетике устанавливались объемы выработки энергии и нормы прибыли;
- излишки прибыли от реализации энергии выше установленных порогов не попадали в компанию, а заносились на ее баланс;
- деньги с баланса возвращались компании для возмещения понесенных компанией экономических потерь;
- компаниям было предоставлено право получать в качестве дополнительной прибыли часть того, что она сберегла своим заказчикам, действуя в качестве энергосервисной компании по реализации проектов энегосбережения;
В соответствии с принятыми нормативами, если энергокомпания инвестировала средства в энергосбережение у Потребителя, то 15% средств от экономии поступали в прибыль энергокомпании, а 85% средств оставались у Потребителя. Для энергокомпаний это оказалось значительно выгодней, чем вложение средств в строительство новых мощностей. Для энергокомпаний эффективность оказалась самым дешевым и прибыльным ресурсом.
- Энергокомпании практически не несли никаких рисков в связи с реализацией проектов энергосбережения. Все риски брал на себя Потребитель;
- Сроки окупаемости по проектам повышения энергоэффективности в большинстве случаев не превышали одного года, а сроки окупаемости при строительстве новых электростанций от 10 до 20 лет;
- уровень платежеспособности Потребителя возрос, что привело к снижению рисков финансового оборота энергокомпаний;
- появились возможности привлечения дешевых кредитов в реализацию проектов, формирующих быструю прибыль.
Для потребителей энергии это оказалось так же чрезвычайно выгодным:
- по энергосервисным соглашениям 85% средств от экономии оставалось в распоряжении потребителей;
- как правило, потребители получали организационную и методическую поддержку от энергокомпаний при проведении мероприятий;
- кредитный рейтинг потребителя существенно возрастал, что открывало ему доступ к получению дешевых кредитов;
- часть сэкономленных средств потребители совместно с энергокомпаниями могли направлять на новые мероприятия энергосбережения на очень выгодных для себя условиях.
Один из примеров результатов проведенных работ
В 1992 г. Тихоокеанская Компания потратила 170 миллионов долларов на помощь Потребителям в энергосбережении. Инвестиции, сделанные в течение одного года принесли 300-400 миллионов чистой прибыли, из которых 85% досталось потребителям, 40 миллионов поступило в энергокомпанию. В дальнейшем доля прибыли от энергосбережения для энегокомпаний была была повышена до 30%, что никаким образом не повлияло на заинтересованность потребителей в дальнейшем энергосбережении.
Несколько позже подобным образом стимулирование энергосбережения в связке "Энергетик-Потребитель" было осуществлено в Западной Европе. Результаты были практически такими же.
Реформы в России
В России проведена реформа электроэнергетики. Выделены в отдельный бизнес производители электрической энергии, передача энергии по сетям, оптовая и розничная продажа энергии. Во многом организационная структура электроэнергетики стала похожа на сложившуюся систему взаимоотношений в энергетике США.
Ситуация, сложившаяся с организацией энергосбережения в нашей стране во многом подобна проблемам, с которыми столкнулись американцы 25 лет тому назад и европейцы чуть позже. Принятым Законом РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" вводится ряд новых правил, открывающих возможности реализации вышеупомянутых подходов:
- введение достаточно подробного описания деятельности энергосервисных компаний, основной задачей которых является реализация проектов повышения энегоэффективности;
- в обязанности компаний, поставляющих энергию и энергоресурсы теперь входит установка приборов учета у Потребителей и предложение им проведения энергосберегающих мероприятий (в т.ч. оказание методической поддержки);
- введена возможность формирования цен и тарифов регулируемыми организациями и энергокомпаниями с учетом долгосрочных соглашений по проведению мероприятий повышения энергоэффективности у Потребителя;
- открыта возможность проведения торгов по проектам снижения энергопотребления при формировании государственного и муниципального заказа.
К сожалению, такой мощной и осознанной работы региональных энергетических комиссий, направленной на энергосбережение, как в приведенном примере, у нас не наблюдается. Экономика США отличается своими либеральными подходами к рынку. Тем не менее, при формировании условий ведения бизнеса весьма жестко и оперативно используются методы административного давления, создающие условия и выгоды в нужных для страны направлениях.
России повышение энергоэффективности необходимо. Об этом заявляет Президент, на это нацеливает Закон. По всей видимости, и нам не обойтись без существенного и эффективного вмешательства государственного аппарата в формирование интереса энергетиков в сокращении энергопотребления у Потребителя.
Автор: Коваль Сергей Петрович