Главная / Аналитика / Анализ, мнения, обзоры / Общесистемные вопросы

Закон порождает новые направления малого бизнеса

Закон РФ "Об энергосбережении..." не только побуждает к активизации деятельности по повышению энергетической эффективности, но и создает возможности для приложения усилий малого предпринимательства в оказании услуг по энергосбережению. В какие формы это выльется предсказать невозможно. Будут проблемы, будут предложения по их решению. Но основные направления более интенсивной деятельности можно предсказать уже сейчас.

Закон порождает новые направления малого бизнеса

Закон РФ "Об энергосбережении..." не только побуждает к активизации деятельности по повышению энергетической эффективности, но и создает возможности для приложения усилий малого предпринимательства в оказании услуг по энергосбережению. В какие формы это выльется предсказать невозможно. Будут проблемы, будут предложения по их решению. Но основные направления более интенсивной деятельности можно предсказать уже сейчас.

Учет энергоресурсов

В настоящее время весьма обширны предложения по установке счетчиков воды, газа, тепла, электроэнергии. Производители приборов накрывают весь спектр требований правил учета. Проблема поставки средств измерений в рамках действующих правил решена. Но возникла другая проблема: установка, эксплуатация средств измерений и их метрологическое обеспечение. Потребитель, как правило, самостоятельно решить эти проблемы не в состоянии, а предложение на рынке соответсвующих услуг практически отсутствует. Особенно это относится к метрологическому обеспечению.

Энергоаудит

Принятым законодательством существенно расширена сфера обязательного применения энергоаудита и созданы предпосылки для использования данных энергоаудита при планировании инвестиций и деятельности энергосервисных компаний. Введены штрафные санкции за уклонение от обязанности проведения обязательного энергоаудита. Одновременно с этим введено требование об обязательном участии энергоаудиторов в саморегулируемых организациях.

Таким образом, возрастает дополнительная потребность в услугах энергоаудиторов и необходимость формирования некоммерческих организаций энергоаудиторов. Конкуренция между энергоаудиторами заставит их осваивать дополнительные виды услуг, не входящих в обязательный пакет услуг энергоаудитора. Можно предположить в связи с этим, что количество профессиональных энергоаудиторов увеличится в разы.В то же время у самих энергоаудиторов сегодня немало проблем:

  • введение требований по саморегулированию и неподготовленность самих энергоаудиторов к деятельности в составе саморегулируемых организаций поставила вне закона этот бизнес с 1 января 2010 г.;
  • по заявлениям самих энергоаудиторов в их составе немало псевдоспециалистов, не имеющих соответствующей квалификации и аттестации;
  • информационное обеспечение деятельности энергоаудиторов и информирование Потребителя об энергоаудите находится на крайне низком уровне;
  • условия независимого подтверждения профессионального соответствия энергоаудиторов не доступны для большого количества энергоаудиторов и требуют совершенствоания;
  • нет ясности с регистратором СРО энергоаудиторов.

Проектирование в строительстве

Сегодня большинство проектных организаций в строительстве относятся к категории малых и средних предприятий. В Законе отдельно оговорены требования по энергоэффективности при проектировании зданий и сооружений. Сооответствующие положения внесены в Технических регламент "О безопасности зданий и сооружений". Сфера применения требований - новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт. Пока конкретно не определены категории энергоэффективности зданий и сооружений, но требования о включении в состав проектной документации разделов энергоэффективности уже действуют.

Очевидно, что эти нововведения создают новый сегмент рынка проектных услуг, на котором есть место не только для проектной деятельности. Актуальными для заказчика строительства будут услуги энергоконсалтинга и инвестиционных обоснований на стадиях разработки проектного задания, приемки в эксплуатацию и наблюдения в ходе строительства.

Проблемы в этом сегменте только нарождаются. Нет необходимого опыта, баз знаний, недостаточна квалификация проектировщиков для деятельности по строительству недорогих и энергоэффективных объектов. Зачастую проектировщик не заинтересован в снижении строимости строительства и применении наиболее эффективных решений. К решению этих проблем проектировщика будут подталкивать угроза применения штрафных санкций за несоблюдение требований энергетической эффективности.

Поставка и применение средств энергосбережения

Имеется в виду реализация потребности в утеплении и герметизации домов и строительных конструкций, энергоэффективных окон и светопрозрачных конструкций, применении рекуператоров в системах вентиляции и кондиционирования, тепловых насосов, солнечных коллекторов, систем управления микроклиматом и режимом энергопользования (элементы системы "Умный дом").
Рынок производства и потребления необходимых для этого строительных материалов, приборов и оборудования в России интенсивно развивается. К сожалению, отечественное производство качественных средств повышения энергоэффективности отстает от потребности рынка. Тем не менее, это весьма перспективная сфера малого предпринимательства, особенно в части предоставления услуг по повышению уровня энергоэффективности находящихся в эксплуатации зданий и сооружений.

Основная проблема, с которой сталкивается этот рынок - недостаточная информированность Потребителей о предлагаемых средствах энергосбережения и эффективности их использования.

Имеются ограничения в проведении усовершенствований зданий и сооружений, которые касаются проведения работ по повышению энергоэффективности. Ограничения в были определены Приказом № 274 Минрегионразвития, в котором перечисленная выше деятельность считалась небезопасной и требовала участия малых предприятий с СРО. 30 декабря 2009 г Минрегионрарвития выпустил приказ № 604, согласно которому деятельность по обустройству внутридомовых инженерных коммуникаций, устроуство систем телеметрии и ряд других работ требует участия исполнителя в СРО, если эти работы оказывают воздействие на безопасность зданий и сооружений. В то же время, вся реконструкция и капитальный ремонт отнесена к сфере участия в СРО.

Управление многоквартирными жилыми домами, дачными и котеджными поселками

Принятое законодательство определило обязанности собственников и лиц, ответственных за эксплуатацию в соблюдении требований к энергоэффективности зданий и сооружений. Это относится к целой группе вопросов, включая организацию учета энергии и энергоресурсов, планирования мероприятий повышения энергоэффективности, работу с жителями по вопросам энергосбережения. Несоблюдение принятых положений влечет за собой административную ответственность и штрафы.

Ни в действующих ДЭЗах (ЖЭУ, УК и т.д.), ни в ТСЖ, ни у собственников сегодня нет опыта проведения работ по организации энергосбережения и планирования соответствующих мероприятий. Типовые документы должны появиться, но на формально составленных для галочки документах долго не проживешь. Ситуация с ростом цен на энергоресурсы заставит заниматься всем комплексом проблем, включая работу по мотивации жителей и собственников.

Это непростая задача и тот, кто взял на себя ответственность за управление домом или поселком будет вынужден обучиться сделать эту работу сам или передать деятельность по планированию и проведению мероприятий энергосервисным компаниям. Этот бизнес только создается и, скорее всего, услуги по энергосбережению будут предоставляться малыми предприятиями.

Информационное обеспечение повышения энергоэффективности

За время действия принятого в 1996 году Закона РФ "Об энергосбережении" была проведена большая работа по становлению системы информационной поддержки энергосбережения. Эта деятельность была прежде всего направлена на информирование о возможностях повышения энергоэффективности.

Новый Закон "Об энергосбережении..." требует дополнительных усилий в обучении энергоаудиторов, специалистов управляющих жилищных компаний и ТСЖ, специалистов предприятий и органов власти. Уже сейчас наблюдается оживление деятельности по проведению обучающих семинаров и конференций, пропаганде энергосбережения.Причем новые информационные потребности должны быть расчитаны не только на специалистов, но и на слабо подготовленное и немотивированное к энергосбережению население. Очевидно, будет востребован социальный заказ органов власти, учитывающий местную специфику и менталитет.

Малый бизнес всегда отличался своей креативностью, поэтому многочисленные рекламные агенства и интернет-ресурсы будут сориентированы на многоплановую работу по пропаганде энергосбережения и доведению необходимой информации до Потребителя. Востребованными окажутся информационные и организационные услуги для муниципалитетов и энергетических компаний по организации торгов подряда по обеспечению показателей энергоэффективности.

Автор: Коваль Сергей Петрович

SEDMAX

Опрос

Законодательное обеспечение повышения энергоэффективности





 

Все опросы Все опросы →

Опрос

Использование современных инструментов для организации энергосбережения





 

Все опросы Все опросы →